Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 23/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ АРХИЕПИСКОПА КОСТРОМСКОГО И ГАЛИЧСКОГО АЛЕКСАНДРА НА СЪЕЗДЕ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОЖЕЖИ

    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ АРХИЕПИСКОПА КОСТРОМСКОГО И ГАЛИЧСКОГО АЛЕКСАНДРА НА СЪЕЗДЕ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОЖЕЖИ

    Архиепископ Костромской и Галичский АлександрАрхиепископ Костромской и Галичский Александр

    Сегодня в своем вступительном пастырском слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал ясную характеристику того положения, в котором ныне пребывают наши дети и наша молодежь. Думаю, не ошибусь, если скажу, что главной темой выступления Святейшего Патриарха был призыв ко всем, кто стремится воспитывать молодежь на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия, объединить свои усилия...
    Что мы сегодня знаем о молодежи?
    Россия 1990-х – это общество, в котором формировался характер нынешних молодых людей. Да, оно было свободным, но диктовало новые, непривычные и очень жесткие, "правила игры". Напрашивается аналогия из большого спорта, где молодые люди ориентированы на максимальный результат, от которого зависит их карьера и благосостояние. Те, кому не удалось его достичь, вынужденные сойти с олимпийской дистанции, как правило, переживают это как настоящую трагедию, не видят для себя места в жизни, ощущают себя "потерянным поколением".
    Эпитет "потерянное поколение" слишком часто прилагается средствами массовой информации по отношению к большей части современной молодежи. В прессе и публицистических произведениях рисуются страшные картины деградации личности молодого человека, всеобщего морального упадка, потери всяких духовно-нравственных ориентиров в жизни. Не закрывая глаза на все болезненные и острейшие проблемы современности, все-таки отметим, что мы знаем и другую молодежь. Ту, которая без раздумий жертвует своими жизнями в борьбе с террористами, добровольно участвует в проектах социальной помощи и в реставрационных работах, приходит в братства, православные центры и организации с единственным намерением – бескорыстно послужить своими способностями доброму делу. Мы знаем одаренную, благородную, неуспокоенную молодежь.

    Не будем смущаться нравами и обычаями наших молодых людей. Наша задача – понять молодых людей, помочь им преодолеть болезни роста, "войти в меру возраста Христова", помочь каждому из них сформироваться как личности.
    Сегодня для молодых людей открыты новые возможности служения: честное предпринимательство, искусство, социальное служение. Их зовет на службу Отечество и Церковь. Они достигают творческих высот и выдающихся спортивных побед. Но это поколение ждет своих пастырей, которые были бы способны мудро направить их труды на созидание непреходящих духовно-нравственных ценностей.
    Посмотрите, сколько молодых людей ежегодно собирает Пасхальный крестный ход! Но, поставив свечку, через некоторое время все они удаляются из храма. Нет человека, кто бы взял их за руку, остановил, удержал в церковной ограде. Если нам удастся стать достойными наставниками и воспитателями детей и молодежи, то, уверен, скоро мы сможем говорить не о потерянном, а об обретенном поколении.
    Духовно-нравственное состояние современного российского общества, на мой взгляд, можно выразить в словах Священного Писания: Сторож! сколько ночи? ...Приближается утро, но еще ночь. (Ис. 21, 11–12). И действительно, когда мы присутствуем на собраниях, подобных нашему, видим светлые молодые лица, то нам очень хочется верить в реальность приближающегося рассвета. Но – пройдите мимо вечерних дискотек по городским улицам, посетите нищие полузаброшенные села где-нибудь в российской глубинке, и ощущение царящей повсюду ночи снова к вам вернется. Но уверен, что наступление желанного рассвета во многом зависит от нашего кропотливого труда.

    К сожалению, в значительной части общества, и особенно среди педагогов, до сих пор распространены опасения: не следует вручать молодые души служителям Церкви, они воспитают наших детей не так, уведут их от активной жизни, свойственной их сверстникам. Подобная критика ни на чем не основана. Она доносится из уст тех, кто совершенно не знаком с православными детскими и молодежными программами. Скажем таким людям по-библейски: приди и виждь!
    Вот уже несколько лет мы занимаемся программой детских летних православных лагерей. И я не знаю ни одного случая, когда бы из уст разгневанной мамы прозвучало, к примеру, такое заявление: "Своего сына в православный лагерь больше не отдам. Беру путевку в санаторий". Напротив, только ограниченность в средствах не позволяет Синодальному отделу по делам молодежи предоставить условия для детского отдыха все возрастающему числу желающих побывать в православном летнем лагере, где наряду с организацией всех свойственных детям забав их учат молиться и исповедоваться перед духовником, рассказывают о святых, запрещают курить и произносить дурные слова...
    Невозможно представить себе общество, которое не заботилось бы о том, чтобы преподать своим молодым гражданам уроки нравственности. Нет общества, в котором бы не существовало людей, пользующихся глубоким уважением как учителя и наставники. За малейшее пренебрежение к педагогике, за наши утопии и неправды приходилось расплачиваться дорогой ценой...
    Важно понять, что, неразумно препятствуя осуществлению масштабных совместных государственно-церковных воспитательных проектов в школах, детских садах, летних лагерях, туристических клубах, спортивных секциях и в других собраниях детей и молодежи, мы тем самым отрекаемся от традиций, вступаем в борьбу со своей собственной культурой, историей, со своей страной. Но ведь всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. (Мф. 12, 25).
    Что сегодня мешает нам освободиться от груза взаимного недоверия, подозрительности, от последствий смертельной вражды, которая насаждалась идеологами ХХ века по отношению к религии и Церкви, преодолеть нерешительность и леность на путях активного сближения всех творческих сил, заинтересованных в воспитании детей и молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия? Думается, что некоторые препятствия лежат в сфере современной церковной жизни.

    Зайдите в любой большой приход губернского города. Там вы непременно увидите действующую воскресную школу, наполненную детьми, которых однажды в храм привела благочестивая мама. Нет ничего более естественного для ребенка, как быть христианином. Но со временем в сердце молодого человека прорастают не только всходы доброго семени уроков Закона Божия, но и терние от злых семян, обороненных в неутвержденную душу сверстниками во дворе, телевидением, популярной культурой. Нет, молодой человек не станет воинствующим атеистом, но в Церкви ему уже не будет интересно, и он станет приходить в храм разве что для того, чтобы участвовать в чьих-то крестинах или погребении.
    Создать школу духовных наставников и воспитателей детей и молодежи, вооружить их методиками, разработать реальные проекты – вот насущная задача Синодального отдела по делам молодежи, духовных семинарий, богословских учебных заведений.
    Несмотря на значительно возросший в последние годы интерес к Церкви, мы должны признать: у подавляющего большинства молодежи духовные потребности отсутствуют. На вопрос: "Что нынешняя молодежь ожидает от Церкви?" – мы с великой скорбью даем ответ: "Ничего не ожидает".
    Куда уйдут эти люди? К сектантам? В оккультизм? Думаю, что каждому из нас следует проникнуться сознанием всей ответственности за возможные новые крушения молодых судеб. Чтобы этого крушения не случилось, в Церкви должны пробудиться новые творческие силы.
    "Миссионер никогда не должен иметь печальное лицо", – любил повторять канонизованный на последнем Юбилейном Архиерейском Соборе великий русский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев). А мы иногда начинаем беседу с молодым человеком с взволнованных рассказов о близящихся апокалиптических ужасах, жестоко обличаем юного собеседника в грехах, выражаем сомнения в искренности его намерений и интересов.
    Для наставников молодежи сегодня нет большей заботы, как научиться с благодарностью принимать любой искренний дар молодого человека и употреблять его в церковном делании. Для нас должен быть ценен даже самый малый дар служения, самое незначительное расположение молодой души, самая скромная жертва, которую готовы принести юноша или девушка для своего ближнего. Стоит только один раз сделать доброе дело: посетить детский дом, принять участие в восстановлении порушенной святыни, бесплатно поделиться своими знаниями и умением – и в жизни молодого человека что-то изменится. А потом уже Сам Господь, видя доброе расположение, совершит чудо...

    Прихожанка. Фото Людмилы Ивановой Прихожанка. Фото Людмилы Ивановой

    Однажды, странствуя с учениками по Иудейской пустыне, Иисус возвел очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить столько хлебов, чтобы их накормить? Один из учеников Его говорит Ему: здесь у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь (Ин. 6, 5–10). Как известно, этой жертвы ребенка оказалось достаточно для того, чтобы накормить пять тысяч человек. Принимая всякий дар молодого человека, не усомнимся в его готовности послужить добру, и Господь безмерно преумножит плоды этого искреннего дара.
    Людей, которые выступают против христианства открыто, в обществе становится все меньше. Зато зреет иной соблазн: а нужно ли связывать будущее России исключительно с Православием? Может быть, рыночной экономике в большей степени соответствует "передовой" протестантизм? Обращенный в православную веру молодой человек готов разве что в монастырь уйти, а не в бизнес. Тут же извлекается Макс Вебер с его учением о протестантской деловой этике и делается поспешный вывод: Православие – религия по преимуществу созерцательная, она не поощряет предпринимательскую инициативу, тормозит развитие рыночной экономики.
    Православие поощряет всякий труд, в том числе и предпринимательский. Наша вера отнюдь не призывает каждого к добровольной нищете, как некоторые восточные секты. "Да как может существовать общение между людьми и милосердие, когда никого не будет с достатком?" – восклицал древний авторитетнейший церковный писатель Климент Александрийский. "Каким образом тот, кто сам ничего не имеет, насытит алчущего, напоит жаждущего, примет странника? Богатство есть орудие... Если орудие употребляют с умением и как следует, оно будет полезно".
    Да, в Православии существует особый вид подвига – монашество. Но изучите историю русского монашества. Именно монахи становились первопроходцами и обживали дикие леса северо-востока Руси, где потом вокруг обителей созидались города, возникали ярмарки, строились промышленные предприятия. "Духовная энергия подвижников перековывалась в материальное богатство края", – заметил по этому поводу протоиерей Сергий Булгаков.
    Но православный предприниматель не смотрит на деньги как на цель своей жизни, не покупает себе замков на далеких теплых островах, но прежде всего стремится принести благо родной стране.

    Сегодня перед православным молодежным служением стоит несколько важных задач.
    Необходимо создать епархиальные отделы по делам молодежи; епархиальные, благочиннические, приходские центры, куда мог бы прийти каждый молодой человек, родители и дети, зная, что получат духовное окормление и возможность служения по силам.
    Особенно важным для нас сегодня является создание широкого общественного объединения православной молодежи, что привело бы к формированию условий для совместной деятельности тех, кто уже вошел в церковную ограду, и тех, кто находится еще на пути к храму.
    Подобное объединение, исполняя функции посреднического звена между синодальными структурами Русской Православной Церкви и государством, позволило бы наладить более тесный контакт церковных отделов, государственных структур и иных общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
    К сожалению, продуманной государственной молодежной политики до сих пор не существует. Комитет по делам молодежи при Министерстве образования РФ не имеет даже собственного благоустроенного здания. Убежден, что важнейшей задачей является и принятие Федеральным Собранием Российской Федерации закона, защищающего наших детей и молодежь.
    Мы говорим, что примеров плодотворного сотрудничества Церкви, государственной власти и общественных организаций пока еще немного. Но они уже есть. И в последующие дни работы съезда у нас будет возможность убедиться в этом.
    Нам представляется, что основными направлениями православного молодежного служения, которые мы могли бы осуществлять, являются:

    Программы социального служения молодежи

    Мы должны предоставить молодым людям возможность добровольно принимать участие в социальной работе братств и сестричеств, в работе по реабилитации наркозависимых, в волонтерских проектах, в экологических программах, в детских и туристических лагерях, в различных благотворительных организациях. Здесь хорошим примером для нас может послужить организация деятельности православных сестричеств под духовным окормлением протоиерея Аркадия Шатова.

    Программа православной студенческой молодежи

    Здесь необходимо отметить деятельность общины Московского государственного университета, возглавляемой опытным духовником, протоиереем Максимом Козловым; активное сотрудничество нескольких высших учебных заведений Санкт-Петербурга.
    Уже упоминалась программа Братства православных следопытов, объединяющего многих детей из разных городов России.
    Примечательно, что, по оценкам Международного скаутского бюро, в Российской Федерации есть условия для того, чтобы в ближайшие несколько лет создать в стране православную детскую организацию численностью до двух миллионов человек. Что же нам мешает преуспеть в этом благом деле? Среди причин: нехватка материальных средств, раздробленность скаутского движения. Надеемся, что все эти трудности будут преодолены. Насущность создания детского движения осознается уже очень многими.

    Православная миссия в спорте

    Мы, к сожалению, зачастую недооцениваем важность духовно-просветительской работы среди молодых спортсменов. А между тем дети, активно занимающиеся спортом, весьма расположены к восприятию христианской проповеди. Мне приходилось не раз убеждаться в этом на примере общения с юными хоккеистами, выступающими на приз клуба "Золотая шайба".
    У истоков "Золотой шайбы" стоит наш прославленный тренер Анатолий Владимирович Тарасов. Мне посчастливилось не раз с ним встречаться. Среди руководителей детского спорта он одним из первых оценил важность воспитания подростков на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия. "За физическое и духовное здоровье" – таков прекрасный девиз, взятый на вооружение хоккейным клубом. Мы полагаем, что православным воспитанием можно успешно заниматься и в спортивных секциях игровых видов спорта, и в клубах борьбы, и даже восточных единоборств. У Синодального отдела есть положительный опыт такой работы.
    Очень важной является и Информационно-издательская программа.
    В последнее время в Москве появился целый ряд популярных молодежных изданий, таких как журнал Московской Духовной Академии "Встреча", православная юношеская газета, издаваемая Новоспасским монастырем. К сожалению, до сих пор нет единого и широко распространяемого издания, на страницах которого получали бы отражение все насущные вопросы церковного служения в молодежной среде. В связи с этим мы возлагаем большие надежды на журнал Синодального отдела "Сретение", специальный (съездовский) номер которого представлен на ваш суд.
    По благословению Святейшего Патриарха Алексия II Отдел также взялся за осуществление православного интернет-проекта "Невод".
    Во многих епархиях активно осуществляется программа создания епархиальных молодежных центров и братств. Здесь можно отметить опыт Московской, Смоленской, Тверской, Костромской, Вятской, Тульской, Нижегородской и других епархий.
    Я перечислил только некоторые из направлений деятельности.
    Новообразованный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви стремится установить добрый контакт с другими Синодальными отделами, уже имеющими богатый опыт работы, в том числе и в молодежной среде: с Отделом религиозного образования и катехизации, Миссионерским отделом, Отделом по связи с Вооруженными Силами. Нынешний молодежный форум, равно как и ставшие традиционными Рождественские образовательные чтения, миссионерские съезды, – лучшее тому подтверждение. Думается, что вместе мы сможем совершить еще очень многое.

    Публикация статьи осуществлена при поддержке компании «Домус Финанс». Молодой семье всегда требуется свое личное пространство, поэтому стоит задуматься о приобретении нового жилища. Компания «Домус Финанс» предоставляет уникальную возможность приобрести 2 комнатные квартиры в Пушкино по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.novoe-pushkino.ru.

    TopList