Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 23/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • БРЕМЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА

    СЛОВО ПАСТЫРЯ

    БРЕМЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА

    Если мы когда-нибудь захотим вывезти детей на природу, мы это сможем легко сделать. Что может быть чудесней жаркого лета, лесного воздуха и бесконечно счастливых ребячьих глаз? Но представьте, с нами выехали не три и пусть не триста, а всего лишь тридцать юных созданий. Увы, через пять минут наш отдых начнет превращаться в свою противоположность. В отличие от взрослых дети наделены способностью не уставать. На взрослых ложатся основные тяготы отдыха детей.

    Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Художник Станислав КовалевВведение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Художник Станислав Ковалев

    Отдых – это труд

    Оговоримся сразу. Летний лагерь – это не пикник. В своей организации православный лагерь менее всего должен походить на клуб выходного дня. На что же он тогда должен походить? Он должен походить на Церковь.
    Лагерь – боевой лагерь, стан. В духовном смысле Церковь и есть воинский стан, который движется по пустыне века сего из страны рабства греху в землю обетованную, в Небесное Царство. Церковь земная всегда воинствующая. К тому же условия нашей возрождающейся церковной действительности прямо-таки приближены к боевым. Если храмы наши и монастыри лежат в руинах, как после бомбежки или артобстрела, то что говорить о душах людей! Не время благодушествовать и прохлаждаться. Имеет смысл устраивать такие лагеря, которые учили бы служению.
    Тест на моральную подготовку – спросите себя по совести, поставьте себя перед последней правдой: в лагерь вы едете трудиться или отдыхать? Если ответ будет "отдыхать", то это и послужит верным знаком того, что Господь отдохнуть не даст. Известно: хорошо отдыхает тот, кто хорошо работает. И физически, и душевно, и духовно.

    Готовь душу на искушения

    В первый наш лагерь мы собрались в один день. Во второй – почти за неделю. В третий – начали подготовку за месяц. А потом поняли, что и года недостаточно, чтобы подготовиться к лагерю вполне. Тщательная предварительная подготовка нужна, но и должно остаться место для действия Промысла Божия.
    Ключевые фигуры – духовник, старший воспитатель и эконом. Это тот минимум штатного расписания, без которого православный лагерь не состоится. Родительским собранием принимается устав, правила жизни и программа. С педагогами обсуждается и утверждается календарный план. За неделю на место высылается "десант" для подготовки походного храма, трапезной и келлий.
    Наконец, я прошу всех делать хотя бы по одному земному поклону перед сном о благоустроении лагеря.
    Важная закономерность: оказавшись на месте, мы сталкиваемся с фактором неожиданности. Приходится менять планы, перестраиваться на ходу, корректировать устав и существенно видоизменять программу. Какой простор для педагогического и иного творчества! В день заезда сильная ночная гроза разрывает линию электропередачи, и мы, оставив слабую надежду на плиты, три дня весело готовим на костре. Чемоданы стоят нераспакованными неделю. Ощущается дефицит кадров, так как нужные люди один за другим просят отлучки в город (причины уважительные), паломники прибывают без причины и без меры. Случалось нам оставаться без света и без воды, спать на душистом сене и отбиваться от полчищ мошек и комаров. Бывало, СЭС (санэпидемстанция) пригрозит закрытием, если немедленно:

    а) не найдем у поваров медицинские книжки;
    б) не починим туалеты и душевые;
    в) не откроем медпункт и при нем изолятор;
    г) не сменим плиты над сливной ямой и прочее, и прочее.

    Как не воздохнуть с премудрым Сирахом: "Чадо, если уж вздумал работать Господу, приготовь душу на искушение". По сути лагерь становится лабораторией живого педагогического и духовнического опыта. Что характерно, крепкой веры, неложного упования Господь ни разу не посрамил.

    "Другой – это рай"

    Не верьте Сартру, который говорит, что другой – это ад, а поверьте Святому Евангелию, когда оно говорит, что другой – это рай. В другом – наше спасение, наша вечная жизнь. "Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф. 16, 25). Смерть мы носим в самих себе, а вот наша жизнь – в другом. Другой – это Христос.
    Ни материальная скудость, ни нехватка людей, ни бесчувственность энергетика Петровича, ни лютость СЭС, если вы это уже пережили, не суть то, что может называться проблемой. Проблема заключается в области нравственной, или, строго говоря, аскетической, и выражается словами святого апостола Павла: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6, 2).
    Лагерь является трудовой общиной, где через систему послушаний мы все делаем сами, своими руками. Приходится только удивляться, как это люди в свои личные отпуска, за свои личные деньги, со своими (а то и с чужими) детьми соглашаются прожить месяц вместе, единой духовной семьей.
    Лагерь дает опыт общинной жизни, жизни по евангельским заповедям. Это особенно ценно. Но сейчас я выскажу то, о чем не любят говорить устроители православных лагерей и о чем нам постоянно говорят святые отцы: "Всякая христианская добродетель (заповедь) – крест" (преподобный Исаак Сирин); "Отдай кровь, приими дух" (преподобный Петр Дамаскин); "Молиться – кровь проливать" (преподобный Силуан Афонский); "Каждый человек должен познать, что он ничто" (преподобный Симеон Новый Богослов); "Добрые дела нас не спасают, но смиряют" (преподобный Исаак Сирин). Эти святоотеческие изречения у всех на слуху, но мы почему-то предпочитаем ходить в розовых очках. Предпочитаем не замечать, какой ад мы носим в самих себе. Какую смертельную опасность мы представляем для самих себя, когда мы сыты, довольны и наслаждаемся жизнью.
    Заповедь Божию нельзя исполнять по принуждению. Обязательно свободно и сознательно каждый должен согласиться с законом христовой любви, чтобы полагать душу свою за друзей своих. Нельзя сделать человека рабом Божием более, нежели он сам сделает себя Божиим рабом. Поэтому-то кто-то должен понести его бремя. Поэтому-то приходится порой очень долго ждать. Поверьте, это физически и нравственно тяжело.
    Не стройными рядами и широкими колоннами, а грустной цепочкой инвалидов бредем мы к вечной жизни, поддерживая друг друга, падая и вставая. Но в этом грустном шествии кроется великая радость святого обновления, подлинного смирения и всепобеждающей любви.
    Всякий раз лагерь говорил нам о нашей несостоятельности как православных христиан. Лагерь свидетельствовал о нашем поражении в духовной войне. Лагерь заставлял плакать и прощать, учил терпению и побуждал смирять гордый ум.
    Парадоксальный вывод: чем беспомощнее, казалось бы, мы проводили смену, тем более боевым и жизнеспособным становился наш лагерь. Поэтому не бойтесь видимой неудачи или отрицательного опыта. Бойтесь головокружения от успехов.

    Пошел на принцип

    Если вас благословили быть духовником в летнем лагере – не теряйтесь, дети вас найдут. Они вас еще достанут. Они вас научат любить святое послушание. Только однажды согласитесь всецело отдать детям самих себя.
    Секрет педагогического и духовнического успеха состоит в том, чтобы однажды, встретив на пути человека, остаться с ним навсегда. Конечно, это случается по благодати, по дару от Бога, но вы научитесь не проходить мимо маленького человечка. Остановитесь с ним во времени и пространстве, как бы припадите к его груди, прислушайтесь, как бьется его сердце. Замрите и помолчите, и пусть он вам говорит свои "глупости". Может быть, ваша душа отзовется молитвой о нем. Может быть, Господь вам подарит родное дитя.
    Воцерковление детей сложнее, чем воцерковление взрослых. У нас были разные смены, разные лагеря: большие (100–120 человек), средние (60–70 человек) и малые (30–40 человек). Всегда в лагере был походный храм, где два раза в неделю совершался полный круг богослужений, в остальное время – утренние и вечерние молитвенные правила, молебны, панихиды и даже крещения. Ребенок и взрослый свободно могли избрать свою меру участия в богослужебной и молитвенной жизни. Смена продолжалась от двух недель до одного месяца. Ежедневно по будним дням (в праздничные дни – проповедь) проводились беседы на стихи из Евангелия по теме проживания в лагере. Очень полюбился детям урок "В келлии у монаха" (типа "В гостях у батюшки"), где можно было задавать любые вопросы. Не беру в расчет уроки церковного чтения и пения, разбор простейших молитв, евангельских заповедей, подготовку к исповеди и причастию. Казалось бы – еще чуть-чуть, и к концу смены наши дети должны бы стать святогорцами, молитвенниками, церковными уж точно! Но нет, этого не происходит. Дети остаются детьми. Мало того, через несколько лет обращения в церковной среде дети делаются как бы нечувствительными ко всему церковному. Так, мне пришлось отказаться от пономарей-детей в лагере, заметив в них "звездную болезнь". Пономарят у меня взрослые, а дети раздувают кадило, выполняют черновую работу. Со свечами выходить я детям не разрешаю. Заметив неуместное рвение юного чтеца или певца, приходится выпроваживать его с клироса, невзирая на его ангельский вид и красивый голос. Выслушав на исповеди зазубренный по шпаргалке ответ, прошу дитя повторить все снова, с разумом: а как это будет пред Богом?

    Такого рода воспитание мне дается нелегко. Но я вижу, как мы портим детей, как мы их губим своим попустительством, своим прекраснодушием, своей черствостью, своей ленью, своим нежеланием войти во внутренний мир ребенка, своим отношением к нему чиновника в епитрахили. "Без благоговения в Церкви делать нечего" – слова одного архиерея из художественного произведения, но очень верные слова.
    Сложность воцерковления детей состоит в том, что дети не имеют опыта мучительных поисков Бога. Их детская вера не выстрадана и не является результатом личного духовного подвига. Поэтому она легко испаряется, попав в неблагоприятную среду. Помню, в первый наш лагерь одна девочка из неблагополучной семьи искренне уверовала, горячо молилась, часто ходила на исповедь. Обещала также и после лагеря приходить в храм. Два раза через верующую свою бабушку передавала поклоны и обещание, что вот-вот придет. Так она и не пришла. Очень горько узнавать о детях, которые когда-то были в нашем лагере, но потом попали в дурные компании, курят, употребляют наркотики.
    Начиная с третьего года из просто детского оздоровительного с элементами катехизации наш лагерь все уверенней стал превращаться в оздоровительный учебно-трудовой семейный лагерь. Проблема воцерковления детей оборачивается проблемой воцерковления родителей, молодых супругов, семьи. Только восстановив церковную семью, церковную общину (община состоит из семей), можно всерьез ставить вопросы церковного воспитания детей и подростков.
    Теперь мы открываем седьмой лагерный сезон. На наших глазах выросли наши дети, которые с успехом занимаются в различных творческих студиях, помогают батюшкам на приходах, поступили в регентскую школу, духовное училище. Пишу большими буквами, говорю громко вслух всем, из года в год твержу одно и то же: без родителей детей не брать! Но дрогнет сердце, когда поведут дитя к автобусу, а на ребенке полное снаряжение. И смотрит он сиротским взглядом, хотя мать его стоит рядом. И прошу тогда для него у взрослых "усыновления", и едет счастливый найденыш в лагерь себе на радость, нам на мучение, и во славу Господа Спасителя нашего Иисуса Христа.
    Подчеркну: организация и проведение летнего лагеря должны стать кровным делом детей, родителей и прихода. Лагерь является не чем иным, как продолжением жизни церковной общины (если есть воскресная или какая иная школа при храме, то и школы). Лагерь, пожалуй, самая удобная и эффективная форма воцерковления детей и родителей, а также педагогов и всех, кто пожелает приобщиться благодатной церковной жизни.

    Иеромонах Владимир
    (Перевертайло)
    г. Волгоград, 2001 год

    TopList