Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 22/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • СЕВЕРНЫЙ ОПЛОТ СВЯТОЙ РУСИ

    СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

    СЕВЕРНЫЙ ОПЛОТ СВЯТОЙ РУСИ

    Преподобный Кирилл Белозерский и его монастырь

    "Светло светлая и красноукрашенная земля Русская! И многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми... городами великими, селами дивными, садами монастырскими... – всего ты исполнена, земля Русская, о православная вера христианская!" – писал неизвестный автор XI в.
    В наш промышленный век, когда заводские трубы да новостройки неудержимо наступают на девственную природу, еще сохранились уголки, где душа ощущает мир и упокоение. Человек, побывавший на Русском Севере, никогда не забудет его очарования.
    Издавна этот край стал местом подвижничества. С конца XIV в. один за другим появлялись здесь монастыри. И не было среди них монастыря более славного, чем Кирилло-Белозерский.

    Преподобный Кирилл Белозерский. Икона конца XV–начала XVI в.Преподобный Кирилл Белозерский. Икона конца XV–начала XVI в.

    Основание и история монастыря связаны с памятью одного из прославленных русских угодников – преподобного Кирилла Белозерского, почитаемого как учителя иноческого жития и чудотворца. Преподобный Кирилл почил в 1427 г. и здесь же, в монастыре, похоронен. В 1448 г. он был причислен к лику святых одновременно с преподобным Сергием Радонежским.
    Вслед за канонизацией было составлено житие преподобного Кирилла известным агиографом Пахомием Лагофетом со слов "самовидцев", то есть людей, знавших преподобного, и его учеников – преподобных Кассиана и Мартиниана.
    Как рассказывается в житии, преподобный Кирилл, в миру Козьма, родился в Москве в 1337 г. в благочестивой семье. Рано осиротев, воспитывался в семье Тимофея, вельможи святого благоверного князя Димитрия Донского. Дела мирские тяготили Козьму, и он принял постриг с именем Кирилл в московском Симоновом монастыре от руки архимандрита Феодора, племянника и ученика преподобного Сергия Радонежского. В житии повествуется, что преподобный Сергий выделял Кирилла среди прочих иноков Симоновой обители, так как видел его духовное дарование. Посещая Симонов, преподобный Сергий прежде всего заходил к преподобному Кириллу в хлебню, где тот нес послушание, и беседовал с ним.
    После смерти архимандрита Феодора преподобный Кирилл заступил на его место. Однако, стремясь к безмолвию, он вскоре добровольно сложил с себя настоятельство и затворился в келье. Но чем больше бежал он от славы, тем больше Бог прославлял его. Многие духовные лица и миряне шли к нему. Однажды, молясь перед иконой Богоматери, он услышал Ее голос: "Кирилле, изыди отсюду и гряди на Белое озеро... тамо уготовах тебе место, на немже спасещися". Выглянув из оконца, преподобный Кирилл увидел великий свет, сияющий в северной стороне, и луч, как перст, указующий место, уготованное ему. Возвеселясь духом, преподобный восславил Господа и Божию Матерь. На Белое озеро, расположенное в северном крае русских земель, он отправился со своим духовным братом – преподобным Ферапонтом.

    Долго искали преподобный Кирилл и преподобный Ферапонт подходящее место, пока не поднялись на гору Мауру вблизи Сиверского озера. "Леса, луга, озера соединились здесь на огромном пространстве и образовали одно из прекраснейших мест в России", – говорится в житии. Отсюда и увидел преподобный место, явленное ему в видении. До сих пор местное предание хранит память об этом. На вершине горы Мауры лежит камень с углублением в форме стопы, которое называют "следом Кирилла". Как прекрасный сказочный город смотрится отсюда сегодня Кирилло-Белозерский монастырь, то белоснежный, то золотистый, то нежно-розовый на закате. Здесь, на берегу Сиверского озера, на склоне холма над рекой Свинягой, поставил преподобный Кирилл крест, положив тем самым основание монастыря, который вскоре стал крупнейшим в крае.
    Преподобный Кирилл, ученик и последователь преподобного Сергия Радонежского, принес на север возрожденную преподобным Сергием традицию устройства крупных общежительных монастырей. В XIII в. во время монгольского нашествия эта традиция была утрачена, иноческая жизнь начала ослабевать, многие обители исчезли, иноки рассеялись по бескрайним просторам земли Русской. Но с укреплением Московского княжества появились благоприятные условия для возрождения иночества.
    По взаимному согласию преподобный Кирилл и преподобный Ферапонт разошлись ради безмолвия. Преподобный Кирилл недолго оставался один. Вскоре к нему собирается братия, и с безмолвием пришлось расстаться. В 1397 г. братия недалеко от первоначального места поселения преподобного Кирилла поставила деревянный храм в честь Успения Божией Матери, который дал название монастырю. Дата – 1397 г. – считается временем основания Успенского Кирилло-Белозерского монастыря.

    Вид Кирилло-Белозерского монастыря

    Вид Кирилло-Белозерского монастыря

    В монастыре преподобный Кирилл вводит строгое общежитие по примеру Симонова монастыря. "В церкви никто не смел беседовать, и никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к Святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились также каждый на свое место, и в трапезе была тишина; в пищу полагалось только три кушания". Хмельных напитков в обители не только не пили, но даже не держали. С трапезы каждый молча шел в свою келью, не заходя к другому. По примеру афонских общежительных монастырей, кельи никогда не запирались. В келье ничего не держали, кроме книг и икон. Даже пить ходили в трапезу. Ни у кого не было никакой собственности. Деньги хранились в монастырской казне. Работали не для людей, а для Господа, поэтому на работу старались являться как можно раньше и трудились усердно. С внешним миром без благословения сношений не имели. Никто не мог ходить из обители в мир. Лишь раз в год инок Антоний отправлялся закупать все нужное для обители. Когда случался в монастыре недостаток в хлебе, преподобный учил полагаться на Господа и на Пречистую Богоматерь и решительно воспрещал докучать мирянам просьбами о подаянии. Когда же страну постиг голод, он распорядился выдавать хлеб всем нуждающимся, хотя запасы в обители были не очень велики. Тем не менее оскудения там не было.
    Однажды для литургии недостало вина. Преподобный велел принести к нему сосуды... и пустой сосуд оказался полным. О нем стали говорить: "Кирилл, умножавший вино для литургии, умножает и хлеб для обители". Житие рассказывает и о других чудесах. Однажды преподобный с крестом в руке утишил бурю на озере и спас тем самым утопавших учеников, ловивших рыбу. Один больной, инок Далмат, принявший постриг от руки преподобного Кирилла, скончался, не приобщившись Святых Таин по вине замешкавшегося иеромонаха. Огорченный Кирилл затворился на молитву. Немного спустя, как рассказывает житие, умерший ожил, был приобщен Христовых Таин, после чего мирно отошел ко Господу.
    И после смерти преподобного Кирилла от воздвигнутых им трех крестов и от его мощей совершались исцеления. Поэтому в обитель всегда собиралось много немощных и больных.

    Обладал преподобный Кирилл и даром прозорливости, ибо Бог открывал ему тайны человеческих сердец. К нему шли, ища облегчения в скорби, помощи в отыскании духовных истин. "Великим светильником" назвал преподобного Кирилла царь Иван Грозный.
    Преподобный печаловался за всю Святую Русь. В Белозерье он пришел шестидесяти лет, умудренным духовным и житейским опытом старцем. Живя до этого в Москве, он был свидетелем Куликовской битвы, движения за освобождение Руси от золотоордынского ига. Объединительная политика Москвы вызывала у него сочувствие. В своих посланиях московским князьям он называет князя Василия Дмитриевича "князем великим всея земли Русская" и развивает перед ним свое понимание власти великого князя. Он называет князя пастырем, ответственным за "всех хрестьян", указывая, что на великое княжение князь поставлен Самим Господом и что подвластные ему люди – "люди Господни". Великий князь подобен кормчему, ведущему корабль. Быть великим князем не только слава, но и великое бремя, приняв которое на себя князь обязан возненавидеть всякую власть, ведущую к греху, "ведущую на пагубу", и в своих уделах должен заботиться о соблюдении заповедей Божиих.
    Резко выступает преподобный Кирилл против княжеских междоусобиц, из-за которых "кровопролитие велико чинится". "Мир имейте и святыню, без нее же никто узрит Господа".
    Письма, рукописные келейные книги, из которых известно 13, написанных рукою преподобного, положили начало формированию знаменитой Кирилло-Белозерской библиотеки, богатейшей из всех монастырских библиотек.
    Активно развивается в монастыре книгописание после смерти преподобного, в XV–XVII вв. Во второй половине XV в. здесь трудился инок Евфросин, человек энциклопедических знаний, оставивший потомкам труд, дошедший до нас в шести рукописных сборниках. Деятельным книгописцем был Гурий Тушин, одно время бывший игуменом монастыря. Ученик и последователь преподобного Нила Сорского, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря, он развивал в своих писаниях идеи нестяжательства. Уже в XV в. в монастыре были опытные библиографы, трудами которых был составлен каталог, один из старейших на Руси.
    Одним из ценнейших памятников является духовная грамота собрания монастырской библиотеки преподобного Кирилла, адресованная великому князю и братии, которым преподобный заповедал не нарушать устав и сохранять любовь между собою. Тогда, если труд его, Кирилла, будет угоден Господу, то не оскудеет обитель, но еще более распространится, писал он.
    Это предсказание сбылось. Кирилло-Белозерский монастырь стал крупнейшим в северо-восточной Руси. Его иноками были преподобный Кассиан, постриженник Спасо-Каменного монастыря, сторонник сурового устава Святой Горы Афон; Преподобный Нил Сорский, впоследствии основавший пустынножительную обитель по скитским обычаям и почитающийся основателем скитского монашеского жития в России; преподобный Мартиниан, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря, впоследствии принявший на себя игуменство сначала в Ферапонтовом монастыре, позже – в Троице-Сергиевой Лавре; игумен Гурий Тушин, "старец честен", который "хранил предания и заповеди святого чудотворца Кирилла во всем", и другие.
    Вместе с тем уже через несколько лет после смерти преподобного Кирилла в монастыре начинается полемика, вышедшая за пределы обители, по поводу строгого общежития и вотчинного быта. С осуждением отхода от строгого устава, введенного преподобным, выступил Иван Грозный в своем известном Послании в Кирилло-Белозерский монастырь.
    В XVI в. позиции "нестяжателей" пошатнулись. Монастырь приобретает угодья, места промыслов, разворачивает широкую хозяйственную деятельность.
    Крупные вклады в монастырь делают представители ведущих боярских фамилий: Шереметьевы, Старицкие, Воротынские...

    Верхняя часть раки преподобного Кирилла. 1643 г.Верхняя часть раки преподобного Кирилла. 1643 г.

    Еще при преподобном Кирилле обитель находилась под особым покровительством государей. В XVI–XVII вв. их участие в делах монастыря и его благоустройство увеличивается. Иждивением царской семьи на территории монастыря построено 4 из 10 монастырских храмов, малая больничная палата. Крупный денежный вклад в строительство монастырской стены-крепости был сделан царем Алексеем Михайловичем, который, подобно своим царственным предшественникам, смотрел на монастырь как на важную северную крепость, для защиты которой в XVI в. был построен острог для размещения 200 стрельцов.
    Трудами братии был создан ансамбль, который и сегодня поражает своими масштабами, продуманностью планировки, своей красотой. В течение двух столетий – XVI и XVII вв. – один за другим поднимаются каменные строения. К столетию основания монастыря на месте сгоревшей деревянной церкви сооружается каменный Успенский собор, который летописец назвал "церковью великой". На строительство собора была приглашена бригада мастеров, которой руководил мастер Прохор. В XVII в. собор и паперть были подписаны костромскими и ярославскими иконописцами. Через два десятилетия после строительства собора, в 1519 г., возводится каменная двухэтажная трапезная с теплой церковью Введения Богородицы во храм. Поднимаются церковь Архангела Гавриила, надвратные храмы Иоанна Лествичника и Преображения Господня, три придельных, из них один – над могилой преподобного Кирилла – церковь в его память. Возводится колокольня. Строятся поварни, казенная палата, сооружаются кельи, настоятельский корпус; по образцу Троице-Сергиевого монастыря в середине XVII в. создается большой больничный комплекс.
    В XVI в. к основной территории присоединяется территория первоначального поселения преподобного, где бережно сохранялись установленные им часовня и три креста. На вновь присоединенной территории создается Горний, или Ивановский, монастырь для "немощных старцев", существовавший иждивением Успенского монастыря. Свое название – Ивановский – монастырь получил по названию возведенного здесь на средства князя Василия III храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Рядом строятся трапезная на подклете с храмом в честь Преподобного Сергия Радонежского, кельи, в середине XVIII в. – малая больничная палата.

    Начало XVII в. было тяжелым для монастыря. Это были годы войны с Польшей. Оправившись, монастырь производит крупные работы по своему укреплению. Вырастает новая ограда мощных крепостных стен с высокими боевыми башнями. Она подковообразно охватывает старую монастырскую территорию с прилегающей к ней хозяйственной частью. Вновь присоединенная территория, называемая Новым городом, увеличила общую площадь монастыря почти вдвое. Руководил работами подмастерье каменных дел Кирилл Серков из крестьян подмонастырской деревни Шидьера. Об уровне его мастерства свидетельствуют не только возведенная им крепость, но и то, что мастер приглашался на строительные работы в Москву.
    Строительная деятельность монастыря способствовала развитию ремесленного и художественного производства. Помимо Кирилла Серкова на строительстве трудились братья Костоусовы, создавшие большие больничные палаты. При монастыре имелись свои мастерские по изготовлению кирпича, кузница, столярные мастерские. Замечательные изделия изготавливали резчики по дереву, а серебряники хотя и не принадлежали к штату монастырских ремесленников, но нередко производили работы при монастыре.
    Еще при преподобном Кирилле в монастыре работал преподобный Дионисий, игумен Глушицкого монастыря, иконописец и резчик по дереву. В конце XV в. над убранством нового каменного Успенского собора трудилась приглашенная в монастырь бригада иконописцев. Потребность в большом количестве икон возрастает с началом храмового строительства. Для убранства многочисленных вновь строящихся храмов монастырь вынужден был покупать иконы в Москве, Вологде, Ярославле. Приглашались иконники из разных областей страны для работы в монастыре. Так, в начале XVII в. за 10 лет работы ярославские иконники написали для монастыря 1029 икон. Начинает развиваться и монументальная живопись. В 1585 г. старец Александр расписал Святые врата. В середине XVII в. был расписан Успенский собор, его паперть.
    Хозяйственная деятельность монастыря была прервана в XVIII в. в результате законов, принятых Петром I и его последователями. Именно в этот период монастырь лишается своих привилегий, земель, из монастыря вывозятся библиотека и большая часть ризницы. В конце XVIII в., в соответствии со штатным расписанием, монастырь был объявлен первоклассным монастырем с числом штатных единиц 50–60 вместо 1000 в XVII в. С этого времени монастырь не мог в должной мере поддерживать столь обширную территорию. Часть помещений начинают сдавать внаем, частично строения разрушаются. Большой урон ансамблю монастыря принесло строительство Северного канала, поднявшего уровень грунтовых вод. О запустении в монастыре пишет в своей книге "Путешествие по северу России в 1791 г." А.И. Челищев. Он подробно расписывает штатное расписание: 25 насельников, в том числе "ждущие пострижения", и 26 штатных служителей, из них "есть резчики, иконописцы, кузнецы, маляры, слесари, золотари".

    Церковь Преподобного Сергия. 1560–1594 гг.Церковь Преподобного Сергия. 1560–1594 гг.

    XIX в. отмечен возрождением в среде русской интеллигенции интереса к своей истории, к национальной культуре. Взоры многих вновь обращаются к некогда могущественному оплоту Русского Севера – Кирилло-Белозерскому монастырю. Появляется множество печатных работ. Архимандрит Варлаам, член Археологического Императорского общества, сделал полное описание древностей монастыря, выделил из состава библиотечного фонда и описал книги, принадлежавшие преподобному. Исследованию устройства монастыря, его экономики посвятил свою диссертацию в двух томах доктор богословия Н.К. Никольский. В одной из своих печатных статей он приводит описание общинной и келейной жизни в монастыре. А. Барсуков в книге "Род Шереметьевых" открывает одну из страниц истории монастыря. И. Бриллиантов пишет книгу "Патриарх Никон в заточении в Белозере". Общественность знакомится с письмами и духовной грамотой преподобного Кирилла. Все эти материалы свидетельствуют об огромном духовном влиянии обители преподобного Кирилла на жизнь Руси.
    Интерес к монастырю послужил толчком к попытке возродить в монастыре строгое общежитие, заповеданное преподобным, к желанию возродить ансамбль монастыря.
    В 1914 г. епископ Кирилловский Иоанникий поставил вопрос о капитальном ремонте старинных сооружений. Этому помешала Первая мировая война. К реставрационным работам приступили в 1919 г. под руководством архитектора В.В. Данилина. Тогда была укреплена готовая рухнуть древнейшая часть крепостной стены вдоль озера.
    В те же годы Кирилло-Белозерскому монастырю было выдано охранное свидетельство как "имеющему в целом выдающееся художественное и историческое значение" и с монашеской общиной был заключен договор о создании на территории монастыря музея. Однако в 1924 г. договор был расторгнут, монастырь закрыт, а на его базе создан музей. В 1968 г. музей получил статус историко-архитектурного музея-заповедника.
    В фондах музея находятся реликвии, хранящие память об основателе монастыря преподобном Кирилле: список XVII в. писем преподобного, духовная грамота, дорожные вещи и одежда. В Ивановском монастыре сохраняются два памятных места: место землянки преподобного Кирилла, над которым установлен крест XVII в., рядом – часовня с крестом внутри нее. По преданию, часовня и кресты были изготовлены преподобным и, вероятно, заменены в XVII в.
    Святые мощи преподобного покоятся у северной стены Успенского собора в арке между Успенским собором и его северным приделом во имя преподобного Кирилла, возведенным в 1780 г. на месте более древнего. Над мощами иждивением графа Ф.И. Шереметьева была сооружена серебряная позолоченная рака, окруженная медной золоченой решеткой. Решетка и рака были сняты в 1920-е гг., могила утрачена. После нескольких десятилетий безвестности рака была обнаружена в Оружейной палате Московского Кремля.
    В начале 1990-х гг. в Кирилло-Белозерском монастыре и его окрестностях начала возрождаться церковная жизнь. Первым был передан церкви храм Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре, который первоначально стал приходским. Позже, когда в 1997 г. была зарегистрирована монашеская община, ей дополнительно были переданы реликвии Ивановского монастыря и церковь преподобного Сергия Радонежского при трапезной, где стали проходить службы. На территории Успенского монастыря были переданы часть монашеских келий и церковь Преподобного Кирилла. Восстановлено место захоронения преподобного, к которому открыт доступ из Кирилловской церкви. Появились и первые паломники. Музей с богатейшим собранием стал соседствовать с иноческой обителью.
    Однако окончательное восстановление этого обширного, освященного молитвами и трудами многочисленных подвижников монастыря требует приложения рук многих людей и щедрых пожертвований.

    © Галина АЛЕКСАНДРОВА

    TopList