Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 22/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ПО СВЯТОМУ РЯЗАНСКОМУ КРАЮ

    ПАЛОМНИЧЕСТВО

    ПО СВЯТОМУ РЯЗАНСКОМУ КРАЮ

    ...Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие... – написано в книге Деяний апостольских. Возможно, потому и пролегла паломническая тропа к храму во имя иконы Матери Божией "Всех скорбящих Радость", что в селе Марчуки Ряжского района Рязанской области. Второй год приезжает в эту российскую глубинку на престольный праздник автобус с эмблемой Международного фонда единства православных народов.

    Еще накануне не чаяла я выбраться в эту трехдневную поездку – так тяжки были обстоятельства... Да еще дочка хворала. Но не за впечатлениями и удовольствием едут в паломничество (хотя случается и это), главное – получить духовное исцеление, вразумление, помощь угодников Божиих, прикоснуться к источникам жизни – святыням.
    Когда располагались в автобусе, удивилась: много детей, едут целые семьи. И с погодой Господь управил – после недели проливных дождей со шквальным ветром одарил тихим солнечным утром.
    Первая остановка на нашем маршруте – город Зарайск. Сейчас этот старинный купеческий город находится в черте Московской области, а когда-то был в составе Рязанского княжества. Деревянные домики взбираются на холмы и сбегают к реке Осетр. Древние торговые ряды, старинный кремль видны с холма от Благовещенской церкви, возле которой припарковался наш автобус.

    Зарайский кремль. Три креста у Никольского собора

    Кстати, это единственный храм из 93, насчитывавшихся в уезде к концу XIX века, который не закрывался и после революции. А история его весьма примечательна.
    В 1608 году, в Смутное время, Зарайск подвергся нападению польских интервентов – сторонников Лжедмитрия II. На выручку зарайским дружинам пришли ополченцы из Арзамаса и Рязани. В кровопролитном бою русские потерпели поражение. По указу поляков, хоронили павших в одной могиле, а над ней насыпали высокий курган. Не уцелела арзамасская дружина, но сохранилась икона Благовещения Пресвятой Богородицы, которая сопровождала ее в битве. Для нее-то и построили близ кургана павших ратников церковь, сначала деревянную, потом – в 1777 году – каменную.
    Попали мы в этот храм во время молебна святому чудотворцу Николаю Мирликийскому. Помолились и мы вместе с местными прихожанами угоднику Божию. Кстати, и сам топоним города – Зарайск – тоже относится к этому святому, точнее, к его чудотворному образу.
    С давних времен икона святителя Николая Корсунская (позже названная Заразской, Зарайской) находилась в городе Корсуни, на берегу Черного моря, в храме во имя апостола Иакова, где был крещен великий князь Киевский равноапостольный Владимир.

    Чудотворный образ многим приносил исцеления от недугов. В начале XIII века священнику корсунского храма греку Евстафию явился во сне святитель Николай и повелел нести чудотворную икону в Рязанскую землю. Трижды являлся святитель нерешительному священнику, и только когда за ослушание он был наказан слепотой и в раскаянии получил исцеление, отправился в путь...
    В то же время святой Николай Угодник явился во сне рязанскому князю Феодору и возвестил о прибытии своего образа в город. С благоговением принял князь святыню 29 июля (ст.ст.) 1225 года. На месте сретения иконы забил святой источник, получивший название Белый колодец, который до сего времени дает исцеление всем, с верою потребляющим чудесную воду. Церковь установила и празднование перенесения чудотворной иконы из Корсуни в Зарайск. В этот день происходит освящение источника, а после тысячи паломников отправляются крестным ходом от Белого колодца к Никольскому храму Зарайского кремля.
    Через несколько лет князь Феодор женился на греческой царевне Евпраксии, и родился у них сын Иоанн. А в 1237 году, начались великие испытания для рязанцев – нашествие татаро-монголов. Великий князь Рязанский Юрий Ингварович направил в ставку Батыя посольство во главе со своим сыном Феодором, чтобы откупиться от нечестивого хана. Дары хан принял, но потребовал в наложницы молодую княжну Евпраксию. Князь усмехнулся: "Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь..." Непокорного князя убили. Жена его, услышав "смертоносные глаголы, исполненные горести", – известие о смерти мужа, бросилась из окна терема со своим малолетним сыном. Умерли они зараз, то есть сразу. В летописи читаем – "заразились". Тела князя Феодора Юрьевича, княжны Евпраксии и их сына Иоанна похоронили в одной могиле, близ Никольского храма. А образ святителя Николая стал называться Заразским. Со временем и город стал Заразск, а потом – Зарайск. Чудотворная икона святого Николая тоже стала Зарайской, а почитание ее пошло по всей Руси.
    Николай Угодник, избрав местом пребывания своего образа Зарайск, призвал на него и Божие благословение. Пограничный град на Осетре становится надежным форпостом государства Московского. Во второй половине XIII века над могилой святых благоверных князей, первых мучеников Батыева нашествия, возвели деревянную церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а события эти нашли отражение в памятнике древнерусской литературы – "Повесть о Николе Заразском".

    Сейчас в Зарайском кремле между соборами Святителя Николая и Иоанна Предтечи поставлены три деревянных креста для поклонения. Поклонились и мы первым рязанским святым на нашем пути. Помолились святителю: "Радуйся, Николае, святителю великий, зарайский чудотворче..." И направились дальше, в Рязань.

    На зарайском образе святитель Николай изображен в полный рост, в левой руке он держит Евангелие, правой благословляет. Есть подобный образ святителя Николая – Можайский. На нем святитель изображен с мечом, символизирующим духовный меч. Можайск был западной окраиной Московского княжества. Оттуда, с Запада, шла угроза католической интервенции. На восточных границах былых московских владений святитель Николай изображается на иконах со Священным Писанием. Это также символично: свирепыми были разбойники-ордынцы, но многие восприняли Слово Божие, многих обратили к жизни во Христе Его верные служители. И об этом свидетельствует собор Рязанских святых. Так, рязанский архиепископ священномученик Мисаил всю жизнь отдал проповеди о Христе среди мордвы. В воспоминание о его подвиге осталась его окровавленная мантия (XVII век). Святители рязанские: архиепископ Гавриил (XVIII век) и Мелетий (XIX век) (причисленные еще и к собору Сибирских святых в 1984 году) также подвизались на миссионерском апостольском поприще. К ним присоединяется святитель Феодорит (XVII век), возглавивший посольство в Кострому для призвания на царский престол Михаила Романова. Мощи этих святых сейчас находятся в Свято-Троицком монастыре Рязани. С этой самой древней и намоленной обители мы и начали свое путешествие по городу, она же дала нам приют на ночь.
    По преданию, именно в Троицком монастыре встречался с князем рязанским Олегом игумен земли Русской Сергий Радонежский, посланный Димитрием Донским для примирения с противником Московского княжества. Что именно сказал преподобный строптивому князю, доподлинно неизвестно. Но благодаря преподобному Сергию князь смог преодолеть самый тяжкий грех людской – гордыню – и примириться с благоверным московским князем Димитрием. Известно, что 20 лет до своей кончины князь Олег носил под княжеским нарядом тяжелые вериги, свою боевую кольчугу, которая напоминала ему о том, что не выступил он на поле Куликовом против Орды. Перед смертью принял князь схиму и похоронен был в Солотчинском монастыре Рязанской епархии.

    Иеромонах Серафим (Питерский) с паломниками

    Сегодня Свято-Троицкий мужской монастырь находится на окраине Рязани, в промзоне. Часть территории монастырского кладбища занимает завод, но с Божией помощью уже пятый год ведутся восстановительные работы в монастыре молитвами и трудами насельников и трудников под руководством наместника священноархимандрита Андрея. Пока богослужения проходят только в храме Преподобного Сергия, но уже начала преображаться и готовиться к церковной жизни соборная Троицкая церковь. На территории монастыря реконструируются и строятся хозяйственные помещения, гостиница, идет благоустройство монастырского кладбища, составление Троицкого некрополя. Под руководством иеромонаха Серафима (Питерского), литератора по мирскому образованию, вышли в свет Жития рязанских святых: епископа Рязанского и Зарайского Мелетия, архиепископа Рязанского Феодорита, другие готовятся к публикации. В монастыре начали издавать свою газету "Святые Врата". Отец Серафим возглавил воскресную школу при обители. Приведено в порядок и хозяйственное подворье в селе Екимовке. Есть здесь пахотная земля, птичий двор, скот и даже лошадь. Трудники выращивают овощи, фрукты, ягоды, а грибы-вешенки разводят прямо в монастыре. И весь труд идет с молитвою – поэтому так вкусна монастырская трапеза. Кормятся со своего подворья и насельники, и те, кто приезжает в святую обитель, как мы, в паломничество.

    В сопровождении диакона отца Виталия, насельника Свято-Троицкой обители, побывали мы в Рязанском кремле. К сожалению, в величественных соборах над живописной рекой Трубеж богослужения проходят редко. Поклонились мы мощам святителя Василия Рязанского и отправились в город.
    Помолились в часовне Никольской богадельни, где впервые явила чудо икона семьи Царя-страстотерпца Николая II. На подворье Иоанно-Богословского монастыря, в Николо-Ямском храме, нам открыли раку с мощами блаженной Любушки Рязанской, прозорливицы и молитвенницы. Тяжелобольная, она была исцелена Господом для несения подвига юродства Христа ради. Посетили мы Скорбященское кладбище, где когда-то была похоронена Любушка, успели в кладбищенский храм "Всех скорбящих Радость" на архиерейскую службу. Просветленные после миропомазания, отправились по ночному городу на окраину, в приютившую нас Троицкую обитель. Полусонные дети наши, как малые птахи, облепили отца Виталия и не хотели с ним расставаться. На ночлег устроились в храме Преподобного Сергия. Насельники принесли скамейки, ковры, матрасы. Нам с дочкой, пятилетней Ксюшей, досталось место у столпа в Иоанно-Предтеченском приделе. Вдруг с аналоя принесли икону Казанской Божией Матери и повесили над нашей постелью...
    – Мамочка, Богородица будет охранять нас!
    Счастливая Ксюша поцеловала икону, перекрестилась, пропела тихонечко "Богородица Дево, радуйся..." и очень скоро заснула крепким сном. Угомонились и другие дети, а взрослые начали вычитывать правило к Причастию...
    Вошли сестры, принесли "воздух" для украшения иконы Матери Божией к празднику. Среди них была и монахиня Василия, милостью Божией иконописец. Родилась она в семье верующих, крестик никогда не снимала. Имя ее мирское Вера, вот и дразнили ее в детстве "Вера в Бога". А в Бога она действительно верила всегда и часто ходила в храм, а в комсомол не вступила. В 1992 году поступила в Верхотурский монастырь на Урале. С детства матушка Василия любила шить, вышивать, рисовать, резать по дереву, а еще разводить цветы. И все это оказалось как нельзя кстати в Свято-Троицком монастыре. Внешность монахинь бывает обманчивой, и часто невозможно определить, сколько же им лет. И мне матушка Василия показалась очень молодой. Оказалось, у нее взрослые дочь и сын – послушники разных монастырей. Сейчас монахиня Василия работает над иконой "Успение Божией Матери". Помоги ей Господь!
    Ночь пролетела незаметно. В пять утра все уже были в автобусе, а диакон Виталий всех одарил частичками облачения святителя Мелетия.
    Теперь я ношу эту частицу всегда с собой. Перед Рождеством почувствовала благоухание и никак не могла понять, в чем дело? Думала, это веточка голубой ели пахнет. Веточка давно увяла, но благоухание не истощилось. А когда готовила этот материал, читала житие святителя Мелетия, то поняла, в чем дело. Дала маленькую частицу облачения своей болящей подруге. И она отметила необыкновенный аромат, который временами возникает в ее доме и вытесняет дух уныния и скорби – и отступает болезнь.

    Второй день нашей поездки начался с престольного праздника в селе Марчуки, в храме во имя иконы Матери Божией "Всех скорбящих Радость".

    Крестный ход в селе Марчуки возглавляет настоятель храма "Всех скорбящих Радость" отец Михаил Ашихин

    Словно огромный океанский корабль, стоит этот краснокирпичный храм в чистом поле. Выстроен он был на деньги сирот и вдов солдат Отечественной войны 1812 года. Село было казацкое. Многие сельчане положили "живот свой" за свободу России, веру православную и "за други своя". Четыре года возводили это величественное здание. И никогда потом не пустовал дом Божий: ни в дни торжеств, ни в дни скорби. Особенно широко встречали здесь Пасху. Под пение пасхального тропаря было принято салютовать из ружей. Особенно славился местный колокольный звон, далеко он разносился, говорят, не только по всем Марчукам, но и в Ряжске слышен был. Нет теперь колоколов, отправили их после 1917 года на переплавку, а саму колокольню взорвали, из ее кирпича баню построили. Да разве можно здесь отмыть грех богоборчества и человеконенавистничества! Сгорела баня. В самом храме чего только не размещали: зернохранилище, склад ядохимикатов; в алтаре – ремонтные мастерские. Оскверняли святое место, да только не все души соблазнил лукавый враг.
    ...Каждый год под зиму распускается вербочка у дома бабушки Аксиньи. Вспоминая ее, руководитель нашей паломнической группы Галина Ивановна Красавина не в силах удержать слезы. Всю жизнь эта дивная подвижница молилась о восстановлении храма, а в последние годы жизни была самой деятельной помощницей. Старенькая, болящая, дочь больную имела, но в любую погоду готова была идти на поклон к председателю совхоза, к городскому начальству, чтобы хоть что-то выделили на восстановление святыни. Своими руками разгребала завалы в стенах Скорбященского храма. Как мечтала бабушка Аксинья о реставрации росписей храма... Но не дожила – бабушку Аксинью и ее больную дочь зверски убили. Но, видно, по ее молитвам послал Господь на этот приход первого священника, по мирской профессии художника. Иерей Василий восстанавливал росписи, а поскольку после советского варварства мало что осталось, можно сказать, заново расписывал храм. Только один фрагмент не тронул – Рождество Христово. Эта удивительная роспись сама стала обновляться. Глядя на нее, обновлялись и души многих узревших это чудо.
    С помощью Божией, при содействии сотрудников службы "Паломник", Международного фонда единства православных народов, директора совхоза Григория Ефимовича, главы администрации района Александра Семеновича, первых жертвователей и постоянных помощников Валентины и Анатолия, сотрудников рязанского подворья Иоанно-Богословского монастыря Ирины и Калерии, бывшей учительницы Татьяны Александровны, а также сельчан – Марии, Софии, Екатерины, Нины, Надежды, Евдокии и многих других, храм в Марчуках восстает в своем прежнем великолепии. По крупицам собирается все, что необходимо для богослужения. Если не хватает денег купить утварь, делают своими руками. Сейчас настоятелем храма назначен молодой иерей Михаил Ашихин. Он краснодеревщик, и резчик, и вообще на все руки мастер, и батюшка благодатный. Да вот средств в приходе маловато, сокрушается, что на колокола никак община собрать не может – село ведь сейчас не то, что раньше. Вот и на престольный праздник местных собралось от силы человек тридцать.

    У храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Марчуках

    15 января 1994 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, храм "Всех скорбящих Радость" в Марчуках был освящен высокопреосвященным Симоном, архиепископом Рязанским и Касимовским.
    "Земляки, отзовитесь, на нашей малой Родине, Рязанщине, в Ряжском районе, восстанавливается сельский храм. Помогите чем сможете на покупку колоколов. Малиновый звон да возвестит вам благодарность, а даст Бог, отправимся вместе на следующий год в Марчуки", – сказала Галина Ивановна с надеждой и попросила опубликовать адрес:

    391916, Рязанская обл., Ряжский район, п/о Марчуки 1, церковь "Всех скорбящих Радость", настоятелю храма иерею Михаилу Ашихину.

    А праздник получился на славу. И мы подарки привезли, и нас встречали как дорогих гостей. На литургии причащались Святых Даров, вместе с хором пели на молебне, вместе шли крестным ходом вокруг храма. А потом в сельской школе было застолье под старые русские песни, с блинами, пирогами, грибами, сметаной и всем, что Бог послал и благословил батюшка...
    Старшая дочь настоятеля, первоклассница Екатерина, провела экскурсию по школе, показала макет кремля, сделанный ребятами под руководством отца Михаила. В 1-м классе – 3 человека, во втором – 6, не более 10 человек в каждом последующем. Однако все в этой маленькой сельской школе дышит заботой, домашним уютом, какой-то чистотой. При храме "Всех скорбящих Радость" воскресной школы нет. Но с согласия директора общеобразовательной школы Галины Ивановны и по просьбе родителей отец Михаил проводит с ребятами беседы прямо в классах. А некоторые дети занимаются духовным пением с матушкой Наталией.
    В этот же день мы познакомились с окрестностями старинного города Ряжска, который готовится встретить свое 600-летие, побывали в местном краеведческом музее. Набрали воды, умылись, а кто посмелее, окатился водой из святых источников: Благовещения Пресвятой Богородицы, Ильи Пророка, Николая Чудотворца (последние два – в поселке Дегтярное).
    С благочинным Ряжского района отцом Александром Братищевым встретились мы в Христорождественском храме, где вовсю идет реконструкция. "Храм этот для нас все равно что Храм Христа Спасителя для всей России", – отметил отец Александр, а его помощник Сергей, отставной военный, историк, так много рассказал нам о Ряжске (от времен царя Дария до революции 1917 года), что для этого требуется отдельная публикация. Кстати, книгой по истории Ряжска он сейчас и занимается, в то время, правда, когда нет строительных работ. Показал бывший офицер нам и имение генерала от инфантерии Михаила Дмитриевича Скобелева (1843–1882) – село Спасское (Заборово) Новодеревенского района. Здесь покоится прах полководца, равного Суворову, кавалера многих отечественных и иностранных орденов, национального героя Болгарии. Не так хорошо знают его на родине, а болгары до сих пор приезжают в Спасское поклониться герою.

    Побывали мы в поселке Зимарово. Там находится чудотворная икона Божией Матери "Боголюбская Зимаровская" (XIII в.).
    ...При взятии Пронска татарами эту икону разрубили пополам, но она чудным образом срослась. Позже во сне местному жителю было повеление ее разыскать, и сказано где. Икона нашлась. Для нее был выстроен храм в Зимарово. В царское время эту чудотворную икону возили в те места, где начинался мор: чума, холера. Она отводила напасть...
    Храм в Зимарово поражает своей величиной и гармоничными пропорциями, а внутри он кажется еще больше. Поклонились мы Матери Божией, попросили ее заступничества и отправились дальше...
    Дорога в Свято-Дмитриевский Ряжский мужской монастырь удивительно живописна. Сейчас это Скопинский район. Белый силуэт монастырского храма на высоком холме то появлялся, то исчезал за поворотом: мы никак не могли выбрать правильной дороги, все кружили, но вдруг оказалось, что он совсем близко.
    Более шести веков насчитывает эта древняя обитель, но самым скорбным оказался век XX. Монастырь еще совсем недавно находился в таком плачевном состоянии, что в туристических путеводителях так и значилось: сказать о его архитектуре ничего нельзя. После мрачных лет атеизма 21 октября 1995 года был освящен храм Димитрия Мироточивого. А с 4 января 1996 года приход был преобразован в Свято-Дмитриевский мужской монастырь для возобновления в нем монашеской жизни. Наместником назначен иеромонах Амвросий (Клабухов).
    Отец настоятель радушно встретил нас и рассказал об обители Святого Димитрия Солунского, основанного Дмитрием Донским в честь своего покровителя. Из бывшего здесь скита уходил на Куликовское сражение монах-воин Пересвет, посланный в войско святого Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским. Здесь монах облачился в воинские доспехи...

    Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему (Пс. 113, 9) подобает честь и слава. А мы благополучно вернулись домой, в Москву...
    После поездки дочку мою положили в больницу, операция прошла быстро и, слава Богу, успешно. Почти все, кто был в этой поездке, успели подружиться, жалко было нам расставаться. Тех, кто купался в святых источниках, можно было сразу узнать – каким-то необычным светом сияли их глаза...

    © Алла АНДРИАНОВА
    Фото автора

    Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина «Анатомия Сна». Ищете, где купить надувной матрас? «Анатомия сна» предлагает высококачественные одно- и двуспальные ортопедические матрасы, как пружинные, так и беспружинные латексные и кокосовые, учитывающие особенности анатомии человека, обеспечивающие здоровый сон и оптимальную поддержку спины. Широкий выбор моделей матрасов, оснований к ним и кроватей, наматрасников, подушек и прочих спальных принадлежностей в ценовом диапазоне от дешевых до дорогих элитных – позволит вам полностью решить вопрос обустройства спального места.

    TopList