Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 22/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • "РОССИЯ ВОСКРЕСНЕТ СО СВОИМ ВОЗВРАЩЕНИЕМ К БОГУ"

    ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ

    "РОССИЯ ВОСКРЕСНЕТ СО СВОИМ ВОЗВРАЩЕНИЕМ К БОГУ"

    Житие священномученика архиепископа Андроника (Никольского)

    В сонме новомучеников Российских, канонизированных на Архиерейском Соборе 2000 г., пребывает священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский, – подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святителю Стефану Пермскому. В 1914 г. он прибыл в Пермь, чтобы принять бразды управления епархией. Во время встречи, после молебна с возглашением многолетия, епископ Андроник, держа в руках древний деревянный посох Стефана Великопермского, сказал: "Среди грозных событий времени судил мне Господь ныне вступить на высокую кафедру святителя Стефана. Там, на западе, давно уже собирались на нас багровые тучи... Да, грозна эта война, много крови, много жертв она потребует". Не знал тогда святитель, что недалеко те времена, когда он сам станет жертвой, поднявшейся на Пермскую Голгофу.

    Священномученик архиепископ Андроник (Никольский)Священномученик архиепископ Андроник (Никольский)

    Будущий новомученик архиепископ Андроник (Владимир Александрович Никольский) родился 1 августа 1870 г. в семье диакона села Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии. По окончании семинарии поступил в Московскую Духовную академию; на втором курсе был пострижен в монашество с именем Андроник. Иноческий постриг принял по благословению и совету святого праведного Иоанна Кронштадтского. Степень кандидата богословия получил за сочинение "Древнецерковное учение об Евхаристии как Жертве в связи с вопросом об Искуплении". По окончании академии в 1895 г. был рукоположен в сан иеромонаха – и начались годы странствий... Вначале иеромонах Андроник был назначен помощником инспектора в Кутаисскую Духовную семинарию, через год он уже преподаватель, а затем инспектор Ардонской Александровской миссионерской семинарии. С 1897 г. он в течение двух лет был членом миссии в Японии, а в 1900 г. уже в сане архимандрита назначен ректором Уфимской Духовной семинарии.
    5 ноября 1906 г. в Санкт-Петербурге в Александро-Невской Лавре отец Андроник был хиротонисан во епископа Киотского и назначен помощником святого равноапостольного Николая Японского. Местопребыванием епископа Андроника стал город Осака, где малочисленная православная община его трудами увеличилась. В июле 1907 г. по состоянию здоровья владыка был уволен на покой, а уже осенью командирован в Холм для замещения епископа Евлогия (Георгиевского) во время сессий Государственной Думы.
    В марте 1908 г. епископ Андроник был назначен епископом Тихвинским, первым викарием Новгородской епархии. По истечении 5 лет, в марте 1913 г., он уже епископ Омский и Павлодарский.
    В 1914 г. епископ Андроник был переведен на Пермскую кафедру. Приняв епархию, архипастырь со всем жаром своего сердца занялся устроением церковной жизни. Он сам был великим молитвенником и подвижником, его жизнь была образцом благочестия. Это было время расцвета духовной жизни в Пермской епархии. Устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян, проводились занятия миссионерского и певческого кружков. В то время в Перми появились прекрасные проповедники, в подготовке которых епископ Андроник много потрудился.

    Он был автором нескольких книг: "Миссионерский путь в Японию", "Спутник псаломщика. Песнопения годичного круга с требоисправлениями". Священный Синод рекомендовал эту книгу в качестве учебника по церковному пению для псаломщических школ, второклассных учительских и сельских школ Российской империи. Желая поделиться своим богатым духовным опытом, владыка написал книгу "Письма архиерея к иереям", которая очень быстро разошлась.
    Преосвященный Андроник наставлял духовенство вести летописи по всем церквам, он говорил, что без истории сел, приходов и народных преданий нет Отечества. Большое значение придавал архипастырь развитию науки и образования в крае. Он освящал открытие первого на Урале Пермского университета, был избран членом его научного общества.
    Ежегодно архипастырь объезжал все 570 монастырей и храмов, которые в то время действовали в епархии, вникал в нужды каждого прихода и прихожан. В пользу бедных устраивались сборы, открывались новые приюты для больных, калек и бездомных людей.
    Преосвященный Андроник всегда был с народом. Особенно он беспокоился о крестьянах: вовремя ли были проведены полевые работы, не сокращены ли посевные площади, в срок ли убран урожай.
    Во время войны 1914 г. он призывал к оказанию помощи солдатским семьям, совершал богослужения в казармах, сам причащал раненых, выезжал на фронт в действующую армию, где воевал Пермский полк.
    Летом 1916 г. он в составе губернских представителей отправился на фронт, в Царскую ставку, где был принят царем-страстотерпцем Николаем II.
    В начале лета 1917 г. владыка был избран членом Предсоборного Совета и в июне отбыл в Петроград. Затем на короткое время вернулся в Пермь и в августе 1917 г. выехал в Москву на Поместный Собор. В работе Собора принимали участие делегаты от Перми: архиепископ Андроник и профессор церковного права юридического факультета Пермского университета Николай Николаевич Фиолетов. На Соборе епископ Андроник был председателем Отдела о правовом и имущественном положении духовенства, а также являлся заместителем председателя Отдела о единоверии и старообрядчестве и Издательского отдела. "Огнь пылающий" – звали его на Поместном Соборе. После захвата типографий большевиками он делал все возможное, чтобы документы Собора и послания продолжали печататься.

    В декабре 1917 г. делегаты Собора вернулись в Пермь. В январе 1918 г. епископ Андроник обратился к пастырям Пермской епархии: "... настал час еще большей и страшной тяготы, решающий судьбу нашего Отечества. Уже открывается почти явное гонение на святую нашу веру. Уже выкрикивают отщепенцы от веры, что надо отобрать церкви и монастыри и обратить их в театры и подобное".
    Вскоре владыка вновь выехал в Москву на вторую сессию Священного Собора. С февраля, после опубликования декрета об отделении Церкви от государства, открылась широкая дорога бесчинствам большевиков. Когда в апреле владыка вернулся в Пермь, здесь уже начались грабежи имений, храмов, монастырей. Архипастырь направил в Пермский исполком письмо с требованием прекращения грабежей. Его огромный авторитет и бесстрашие вызывали у властей серьезные опасения. Над головой архипастыря начали собираться тучи. В Великий Понедельник в его покоях и в канцелярии был произведен обыск, с него взята подписка о невыезде. Его обвиняли в призывании народа к вооруженному сопротивлению советской власти. Святитель ответил: "Моя вера и церковные законы повелевают мне стоять на страже веры и Церкви Христовой и ее достояния. Если этого не буду исполнять, то я перестаю быть не только архиереем, но и христианином. Посему вы можете меня сейчас же повесить, но я вам гроша церковного не выдам, вы через мой труп пойдете и захватите, а живой я вам ничего церковного не выдам. Так я верую и поступаю, призываю и православный народ даже до смерти стоять за веру". Разговор святителя с чекистами лег в основание всех пунктов обвинения, для объяснения которых ему было велено явиться в юридический отдел ЧК. Узнав, что владыка должен идти на суд, верующие люди стали собираться на Соборной площади. Чтобы успокоить народ, пришлось чекистам приказ отменить.
    Близкие уговаривали владыку скрыться, боясь его ареста, но он сказал, что готов принять смерть за Христа, но паствы не оставит. Ожидая ареста, вверив судьбу Промыслу Божию, владыка был безмятежен, ежедневно исповедовался и причащался. Светлое настроение не покидало его. Со всеми был обходителен и ласков.

    Незадолго до мученической кончины, к празднику Святой Пасхи, 5 (18) мая 1918 г. епископ Андроник был возведен в сан архиепископа. В этот день в своем последнем письме он писал: "Россия воскреснет со своим возвращением к Богу. Ободряйте всех и примиряйте озлобленных с жизнию, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа... Воскреснет душа народная – воскреснет и тело ее, наша здоровая государственность".
    9 (22) мая 1918 г. в Перми состоялся грандиозный торжественный крестный ход по городу в честь святителя Стефана Пермского во главе с архиепископом Андроником. В нем участвовали тысячи человек. Пелись пасхальные ирмосы, священники призывали верующих к объединению у Креста распятого Христа. Это было подлинное торжество Православия. Обращаясь к многочисленным агентам власти, прятавшимся среди молящихся, владыка Андроник сказал: "Идите и передайте вашим главарям, что к дверям храма и ризниц они подойдут только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат".
    Через день в Духовной консистории чекисты провели обыск и изъяли документы, одновременно в газетах была развернута шумная провокационная кампания со статьями типа "Почему шумят попы", "Защитники мрака" и т.п. Владыка со дня на день ждал худшего. Он писал патриарху Тихону: "Что-то ужасное назревает всюду и у нас. Я пока на свободе, но, вероятно, скоро буду арестован. Признаки полной анархии. На случай ареста оставлю распоряжение о закрытии всех градо-Пермских церквей. Пусть считаются с самим народом".
    3 (16) июня на своем беззаконном собрании чекисты решили арестовать архиепископа и расстрелять немедленно. В ночь в городе было введено военное положение, в состояние боевой готовности приведено около полутора тысяч красноармейцев. У каждого городского храма и церковной сторожки выставлено по два конных милиционера – им приказано на случай, если кто из звонарей вздумает бить в набат, стрелять на поражение. Соборная площадь и Архиерейский дом окружены. В три часа ночи отряд чекистов ворвался в Архиерейский дом. Владыку посадили в пролетку и повезли в милицию в Мотовилиху. Также арестовали и всех остальных, бывших в Архиерейском доме. Этой ночью расстрелять не успели. На следующий день его перевезли в Пермскую ЧК, где он провел ночь.

    А наутро по предписанию архиепископа в знак протеста против заключения его под стражу ни один священник не открыл свой храм. В тот день были арестованы 13 священников и диаконов, других под угрозой расстрела вынудили возобновить церковные службы. Одновременно продолжался допрос высокопреосвященного Андроника, где ему настоятельно предлагали отменить распоряжение о закрытии храмов. Однако архипастырь был непреклонен.
    В третью ночь после ареста, 7 (20) июня, повезли святителя на расстрел. Эта дорога из Перми на Мотовилиху ныне проходит в черте города. С дороги свернули в лес. Там заставили святителя копать себе могилу. После этого архиепископ попросил время на молитву. Ему разрешили, и после десятиминутной молитвы и благословения на четыре стороны он сказал, что готов. С него потребовали, чтобы он отменил постановление о забастовке, но святитель отказался. Тогда его начали закапывать живым, а потом сделали в него несколько выстрелов...
    Место захоронения священномученика Андроника неизвестно. Когда в 1999 г. архиепископ Андроник был причислен к лику местночтимых святых, архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий определил: "Честные останки священнослужителя Андроника, находящиеся в безвестной могиле, именовать отныне святыми мощами, оставив их на Божие произволение".
    Незадолго перед арестом святителя один священник обратился к нему с просьбой о вразумлении: "Как спасти паству от губящих ее волков и самому не впасть в уныние от озверения в народе и поругания святынь?" Владыка ответил: "Поверьте, отче, все это безбожие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налет на русскую добрую и богобоязненную душу. За клятвопреступничество отнял Бог у народа разум и волю, пока не раскаются... а когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком прозрят все духовно, почувствуют и силу, и как Илья Муромец – сбросят тот ужас, который окутал страну нашу... Может быть, меня на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу".

    Валентина ШАРОВА
    По материалам www.kuzl.pstbi.ccas.ru

    Публикация статьи произведена при поддержке типографии «Август Борг». Офсетная печать книг, каталогов и настенных перекидных календарей, высокоточная передача цвета, качественные твердые и мягкие переплеты. В рамках полного полиграфического цикла типография обеспечивает допечатную подготовку изданий, включая иллюстрирование и верстку текстовых материалов. Жесткая система контроля на всех стадиях производства книги обеспечивает неизменное качество изданий типографии «Август Борг». Любые тиражи.

    TopList