Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 21/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ПОД БЛАГОДАТНЫМ ПОКРОВОМ ВСЕХ СВЯТЫХ

    Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина «ideя!». Интернет магазин «ideя!» предлагает по низкой цене купить бытовую технику и электронику в Сургуте. Электроинструменты, фото и видео камеры, мобильные телефоны, ноутбуки, автомагнитолы, пылесосы, холодильники, всё это и многое другое Вы найдете, посетив интернет магазин «ideя!». Удобная система поиска поможет в самые быстрые сроки найти подходящий товар, а различные способы оплаты и доставка покупки в любую точку Сургута, позволят совершить экономную покупку, не покидая дома или офиса. Посетить интернет магазин «ideя!» можно по адресу http://www.idei86.ru/

    ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

    ПОД БЛАГОДАТНЫМ ПОКРОВОМ ВСЕХ СВЯТЫХ

    Храм Всех Святых в Красном Селе

    На стенах этой воскресной школы цветут цветы, порхают бабочки, в купах деревьев красуются белоснежные или краснокирпичные храмы – точь-в-точь как тот, что виден из дома, в центре многоэтажных строений. Чувствуется, что детям здесь радостно, что им весело. Об этом говорят и рисунки на стендах, и искусно оформленные стенгазеты, и выражение детских лиц. В чем источник этой радости? На этот вопрос дает ответ большая многофигурная композиция, украшающая площадку второго этажа. Автор, 15-летняя Ксения Макеева, работала над ней целый год. На картине изображены взрослые и дети, стоящие посреди церковного двора, вокруг огромного пасхального яйца на высокой подставке. Рядом с ним, в центре прихожан – высокий священник, держащий за руку девочку. Этот любимый всеми пастырь – отец Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых на Красносельской. Картина называется "Пасха в Красном Селе". И точно – здесь всегда Пасха.
    – Пойдемте на урок, а потом побеседуем, – приглашает меня матушка Елена Владимировна. Невысокая женщина с лучистыми серыми глазами и мягкими манерами. Она – директор воскресной школы, где также преподает Закон Божий и церковнославянский язык.
    Мы входим в светлый, просторный класс. За столиками – малыши от трех до шести. Рядом со многими – мамы. Как мне потом рассказала матушка, в воскресной школе три ступени: младшие, средние, старшие. Преподают здесь, кроме Закона Божия и церковнославянского языка, математику, английский, музыку, рисование. Занятия проводятся раз в неделю, по субботам с 11 часов.

    – Родители этих детей – прихожане? – спрашиваю я.

    – Не всегда, – улыбается матушка. – Но они становятся нашими прихожанами, если не были ими раньше.
    Матушка рассказывает о событиях Нового Завета, происходивших между входом Спасителя в Иерусалим и Его распятием на Голгофе. Вихрастые мальчики и девочки в кружевных косынках сосредоточенно слушают. Но когда матушка задает вопрос – тишины как не бывало. Все наперебой тянут руки. Рядом со мной русоголовый крепыш Костя даже подскакивает от нетерпения. "Он сказал: Один из вас предаст Меня", – торжественно сообщает всем, когда ему дают слово. По всему видно: эти дети уже хорошо знакомы со Священной историей, и когда они успели?
    – В течение года мы прорабатываем темы занятий несколько раз, – говорит матушка. – Дети очень любят рисовать. Так закрепляется материал. К тому же они ходят в храм с родителями, которые слушают проповеди отца Артемия.

    – А что дальше? Отучились в воскресной школе и... урок закончился, ребята разошлись на каникулы.

    Теперь наша беседа происходит в кабинете директора.

    – Вы думаете, они уйдут от нас? Нет, и родители с самого начала не хотели этого, они говорили: "Мы хотим быть спокойными за детей". Наша воскресная школа была создана в 1991 году, а через четыре года, в 95-м, мы создали церковноприходскую. В первый класс было подано очень много заявлений. Сейчас у нас восемь классов, в которых учатся 120 учащихся. В старших – раздельное обучение для мальчиков и девочек, но есть общие предметы.

    – А как сложился педагогический коллектив?

    – Его основу составили несколько энтузиастов, потом присоединились другие. Все учителя – с высшим образованием, отлично знают свой предмет. Ну а методику преподавания приходилось осваивать на практике. Обучались на курсах, слушали семинары в Отделе религиозного образования и катехизации.

    – Какими программами вы пользуетесь? – спрашиваю я и добавляю, что светские программы в церковных школах далеко не всегда применимы "один к одному".

    В этом матушка согласна со мной:

    – Совершенно верно. В целом мы ориентируемся на программы Московского департамента образования. По таким предметам, как история, словесность, русский язык, мы предпочитаем пользоваться своими. По географии, биологии – наши преподаватели берут общепринятые и дорабатывают их.

    – Лицензирование проходили?

    – Нет еще, но готовимся.

    – А как бы вы оценили поведение детей? Какие черты им особенно свойственны?

    – Я думаю, что, возможно потому, что дети часто бывают в церкви: исповедуются, причащаются, – у них возникает чувство внутренней защищенности, что они в Доме Отца своего. По сравнению с ними ребята, приходящие из светских школ, выглядят закомплексованными и порой, извините, не совсем развитыми.

    – Приходя к вам учиться, они не приносят с собой дурных привычек?

    – Начиная со 2-го класса мы принимаем всех с испытательным сроком. Если ребенок обнаруживает дурные привычки и не способен к исправлению – мы его отчисляем; чтобы таких случаев было как можно меньше, мы предлагаем родителям, приводящим к нам ребенка, сначала отдать его в воскресную школу, пусть походит, привыкнет, ознакомится с нашими порядками. Потом эти дети составляют костяк класса.

    – А продленка у вас есть?

    – Обязательно!

    – Не шалят?

    – Им некогда. Делают уроки, рисуют, мастерят. У нас здесь изостудия: живопись, рисунок, гжель, роспись по дереву, макетирование. Есть спортивные секции, музыка, хореография. Да и потом многие дети участвуют в служении милосердия, навещают наших старичков в богадельне (у нас здесь своя). Те им всегда так рады!

    Матушка ушла на следующий урок. Теперь я беседую с одной из ее помощниц, Татьяной Ильиничной. Ее дочь Маша учится здесь же, в 5-м классе ЦПШ. Татьяна Ильинична работала сначала в библиотеке, потом стала делопроизводителем.

    – Что читают дети?

    – В нашей библиотеке, разумеется, только православная литература, историческая, "Мир приключений". Детективы и фантастику мы не держим. Но ребята все равно где-то достают. И мы им стараемся объяснить, что это такое.

    – А как они отдыхают?

    – Есть летний лагерь под Рязанью, где Иоанно-Богословский монастырь. Паломничаем в обитель Святого Артемия Веркольского, Пюхтицы, Псково-Печерскую обитель. А здесь, в Москве, проводятся экскурсии в Кремль, Третьяковку. Ребята слушают курс лекций в Кремле для школьников.

    – А каковы любимые занятия?

    – Девочки рукодельничают, их этому учат на уроке домоводства. Вышивают хоругви для храма – они у нас все свои. Юбки, фартуки – само собой.

    – А мальчики? Их за рукоделье не усадишь!

    – Мы только что организовали морской клуб, где ребята учатся водить яхты. Там у них все по-настоящему, как на флоте.

    Я рассматриваю расписную кухонную доску, затем – затейливо оформленный "Уголок дежурного" и вижу на шкафу гряду бумажных киверов с желтыми орлами.

    – А это что такое?

    – Недавно прошла театральная постановка "Детские годы императора Николая II". Ребята читали стихи, пели, маршировали на сцене. Это не единственный спектакль, который поставили школьники. Есть и другие.

    – А кто сценарии пишет?

    – Батюшка Артемий.

    Батюшка и матушка, добавим, еще и возглавляют редакции детских журналов, издающихся тут же, в Красном Селе. Передо мной – яркие, цветные обложки "Зорьки", "Мотылька" ("Мы готовим еще один журнал, для подростков, под названием "Митрофанушка", – сообщает матушка Елена.) Отец Артемий – вдохновитель всех школьных дел. Многие учащиеся – его духовные чада. "Батюшка все разберет и поймет тебя лучше, чем ты сам, – утверждает Татьяна Ильинична. – Но пусть лучше сама матушка расскажет о нем".

    – Скажите, – обращаюсь я к супруге пастыря, – отец Артемий столь ревностно относится к просвещению детей и взрослых в силу своих обязанностей настоятеля? Или в этом проявляется его особый дар?

    – Чтобы ответить на ваш вопрос, расскажу, как все начиналось, – отвечает она. – Мы с ним однокурсники. Вместе учились на филологическом факультете МГУ. После окончания его направили в библиотеку (там он не задержался), а потом – в школу. Да не простую. Это был интернат с физико-математическим уклоном, школа профессора Колмогорова. Был 1983 год. И об Артемии Владимировиче (он еще не был батюшкой) скоро пошла такая слава, что он "преподает не так, как другие".

    – Он тогда уже служил в храме?

    – Нет, но он работал ночным сторожем. В конце концов его направили педагогом в группу продленного дня. Но и там не получилось. Он должен был уйти, не проработав в итоге обязательных два года. Тогда он пошел вахтером на электростанцию.

    – Что вы говорите! Неужели?

    – Да, но затем ушел, устроился вахтером в Московскую Духовную Академию. И здесь скоро стал референтом ректора, владыки Александра. Потом стал преподавать русский, церковнославянский, основы благочестия. Очень скоро ему предложили рукоположиться в диакона, затем, через полгода, – в священника. Так что его священническая карьера началась с преподавательской.

    – А дальше?

    – Отец Артемий стал клириком храма Воскресения словущего на улице Неждановой. Его наставниками были такие известные священнослужители, как протоиерей Геннадий Огрызков (он позднее стал настоятелем храма Малое Вознесение, скончался на Благовещение в 1997 году), отец Владимир Ригин, диакон Николай Парусников, конечно, и сам митрополит Питирим Волоколамский и Юрьевский. Все они ему очень помогали. Когда батюшка произнес свою первую проповедь, она произвела на прихожан такое впечатление, что его прозвали "Русским Златоустом". Прихожане стали просить владыку, чтобы отца Артемия поскорее рукоположили в священника. Это был конец августа–начало сентября 1988 года, тысячелетие Крещения Руси.

    Тогда же, – продолжает матушка Елена, – отец Артемий стал выступать по радио, его пригласил Владислав Листьев в программу "Тема". А на "Радонеже" батюшка выступает с самого начала вещания, а потом добавился еще лекторий в ДК "Меридиан". А на телевидении была в то время создана программа "Час пик". Отца Артемия туда пригласили. И если на первой передаче было впечатление, что отца Артемия пытаются как-то подловить, то уже на второй поняли, что это не удастся, и обращались к нему с уважением, симпатией и любовью. Потом была еще передача "Праздник каждый день", батюшка рассказывал детям сказки перед сном. К сожалению, ее закрыли. Но мы создали фонд "Православное видео", там снимаются фильмы для домашнего просмотра "Сказка перед сном" и многие другие с участием отца Артемия.

    – Жаль, что только для домашнего, – замечаю я. – Это была бы альтернатива всем этим "телеужастикам" и "кошмарикам". И хорошо бы, если бы побольше православных семей смотрели эти фильмы.

    – По-видимому, это вопрос будущего. У батюшки на все находится время, – продолжает собеседница. – К нему ходит не одно поколение прихожан, некоторые знали его еще по храму на улице Неждановой, и еще раньше, по храму пророка Илии Обыденного, где он работал сторожем. Мы с батюшкой много ездили по другим монастырям, городам – и всюду, где бы ни были, встречали таких самоотверженных людей – священников, диаконов.

    – А он единственный священник в красносельских школах?

    – Вообще-то нет. Но в этом году так сложилось, что всем нашим священникам дали дополнительные послушания: в других храмах, тюрьме, воинских частях, детской больнице. И они просили у батюшки Артемия позволения не принимать участия в школах.
    Что правда, то правда: добрых дел в Красном Селе и его окрестностях творится много. И каждая ячейка этого огромного улья невидимыми нитями связана с храмом. В нем – источник благодатных энергий, питающих детей и взрослых.
    В ту субботу я успела на утреню. Высокое подкупольное пространство храма наполняла голубоватая дымка ладана. На стенах – растительный орнамент пастельных тонов в стиле модерн, и оттого в храме мягкий, рассеянный свет. Слева от входа блистает золотом и пурпуром знаменитая "Всецарица". Больше я ничего не видела. Да и никто не глядел по сторонам, не переговаривался. Все слушали батюшку. А он говорил о подвиге святой Марии Египетской, о том, что каждый из нас должен переплыть свой Иордан, ища спасения. И тогда он даже в многолюдном городе будет себя чувствовать как в пустыне.
    Переплыви – и вступишь в землю Отчую.

    На занятиях в церковно-приходской школе
    при храме Всех Святых в Красном Селе

    – Недосуг мне заниматься этой школой, – как-то в сердцах отмахнулся один знакомый батюшка. – С утра до ночи на стройке.
    – А зачем сюда народ приваживать? Ходят пятнадцать бабушек – и ладно. Мы их всех знаем, – возразил пономарь из другого храма и города в ответ на мое замечание о малочисленности прихожан.
    И хочется задать вопрос: а кому мы возводим храмы? И кто последует за нами в землю Отчую?
    В Красном Селе с самого начала поняли, что все эти вопросы нужно решать не по очереди, а вместе и сразу.
    Но как успеть? – скажут мне. Где найти людей и средства?
    Со стороны посмотришь на жизнь Красного Села – и будто все приходит само. Находятся и помощники, и жертвователи. А тайны здесь никакой нет.
    – Мы находимся под благодатным покровом Всех Святых, – сказал однажды в беседе батюшка Артемий. – Мы постоянно к ним прибегаем. Их молитвами, их заступлением перед Господом держится наша жизнь.

    © Марина ВАСИЛЬЕВА

    TopList