Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 09/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ПЕРВЫЙ ШАГ К ХРАМУ

    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    ПЕРВЫЙ ШАГ К ХРАМУ

    Идея открытия справочной телефонной линии при приходе давно витала в воздухе. На авторство ее никто особенно не претендовал, и когда настоятель храма иерей Вадим Маркин на собрании преподавателей приходской воскресной школы внес такое предложение, даже несмотря на то, что на преподавателей сразу же легла дополнительная нагрузка, идею безоговорочно поддержали все, поскольку было совершенно очевидно – это начинание имело большие перспективы.

    Вкратце суть идеи была такова: один из телефонов, установленных на приходе, с 17.00 до 19.00 не занимался никакими другими звонками. Возле него располагался дежурный оператор, из преподавателей воскресной школы или служащих прихода, снабженный справочной литературой и иными материалами, готовый ответить на любой вопрос, так или иначе связанный с Православием.

    На том же собрании были распределены дни дежурств, составлены графики. Все понимали: линия только тогда заработает надежно, когда ни один из звонков не останется без внимания, не произойдет ни одного сбоя. Был заведен журнал учета звонков, оказавшийся важнейшим документом, впоследствии давший богатейшую пищу для анализа. Сведения, собранные в журналах (а их на сегодняшний день уже несколько), доставляют информацию о духовной жизни из самой, так сказать, глубины народных масс.

    Особенно тщательно был разработан вопрос рекламы новой линии. Сегодня многих пугает это слово – "реклама", но мало ли слов, самых невинных по первоначальному смыслу, стараниями самих же людей приобрели зловещие, вторые-третьи смыслы и оттенки? Мы отнеслись к этому философски и решили "назвать кошку кошкой": как ни поворачивай, а объявления, данные через средства массовой информации, – это и есть реклама в ее первоначальном смысле. В нашем городе существуют две телекомпании, своя редакция радио, несколько газет, – все эти возможности были задействованы для оповещения. И тут выяснилось, что так часто пугающий многих церковных людей вопрос оплаты не так уж и грозен! Как сказано: Толцыте и отверзится вам! Из всех объявлений только за одно просили заплатить, да и то в редакции газеты пошли нам навстречу и сделали внушительную скидку. В остальных же местах все решилось переговорами настоятеля с редакторами. Нет, это не была благотворительность в чистом виде, это был своего рода обмен. Так, на радио отец Вадим ведет регулярную передачу о Православии, и в дополнение к этому мы взялись сделать цикл передач по истории храмов города. Впоследствии по радио стали зачитываться наиболее часто встречающиеся за последние дни вопросы, и священник тут же отвечал в прямом эфире уже для всех. С телевизионными студиями договорились о подготовке передач по церковной истории города и об известных местных благотворителях, а также о том, что будем бесплатно приглашать с собою в паломнические поездки операторов студии, что впоследствии позволило сделать этим, не очень богатым, компаниям прекрасные передачи о паломничестве. Ну а в редакциях газет, принимая во внимание возросший интерес россиян (а стало быть, потенциальных подписчиков и покупателей издания) к вопросам православной веры, здраво рассудили, что одно небольшое объявление, появляющееся регулярно, их не разорит, но привлечет к газете дополнительный интерес у читателя. Словом, здесь все устроилось наилучшим образом. Но настоятель посчитал, что таковой работы мало для соответствующей, как сейчас говорят, раскрутки идеи. Ведь изначальная цель организации подобной линии была в том, чтобы установить как можно больше контактов с прихожанами или потенциально возможными прихожанами, то есть с людьми, живущими или работающими поблизости от храма.

    Церковь Святой Живоначальной Троицы, в приходе которой разворачивались эти события, находится в Щурово, пригороде Коломны, одного из районных центров Подмосковья. Бывшее село быстро разрослось при развитии строительной индустрии в большой поселок, а можно сказать, даже в городок, расположенный за Окой как бы обособленно от остального города. Построенный в начале века цементозаводчиками и местной крестьянской общиной красавец храм после революции конечно же закрыли. Устраивали в нем то театр, то пекарню, то автомастерские. Для храма это не прошло бесследно, и его ремонт, начатый несколько лет назад, идет по сию пору. Хуже было то, что многие жители Щурова родились и выросли при уже закрытом храме, и у них не сложилось понятия "наш храм". В те поры в Коломне существовала только одна церковь, туда и ездили со всего города. Местный же храм, который привыкли видеть находящимся в запустении в течение долгих лет, не вызывал желания прийти в него. Опять же привычка, что для русского человека весьма существенно, играла свою роль. И вот, для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, при объявлении о начале работы православной справочной телефонной линии были использованы нетрадиционные методы оповещения.

    Используя компьютер, собственность нашего настоятеля, изготовили макет и распечатали несколько сот карточек-объявлений, по типу визиток. Их, предварительно поделив поселок на районы, разнесли прихожане, стараясь не пропустить ни одного почтового ящика на своем участке. На столах в местном почтовом отделении была оставлена пачка карточек, чтобы каждый желающий мог взять. Кроме того, тем же способом были изготовлены несколько десятков объявлений, и они были разнесены по всем учреждениям поселка, расклеены на автобусных остановках и в иных местах скопления людей.

    Когда настал день открытия линии, проведенная подготовительная работа дала результаты, и звонки с вопросами пошли с первых же минут. Линия заработала сразу! Как и предполагалось, основная масса звонивших состояла из тех людей, которых можно назвать "потенциально православными". Это те, кто был крещен в детстве, но в храм не ходит, не молится, но при этом, пользуясь обрывками знаний, переданных от стариков, старается, как умеет, "справлять большие праздники" и в целом к вере относится доброжелательно, в частности же ничего практически не зная о ней. Чрезвычайно сложных вопросов в большинстве своем не задавалось, в основном спрашивали о том, как и что нужно сделать, чтобы причаститься, окрестить ребенка или можно ли креститься уже взрослому, как по православному похоронить покойника. Огромную группу вопросов составляли дни именин, спрашивали дни тех или иных святых, в честь которых были названы. Про посты очень часто спрашивали: что можно есть в пост, когда пост начинается. Часто звонившие справлялись о расписании богослужений в том или ином храме города (это дает основание констатировать тот факт, что мало еще православные уделяют внимания оповещению людей, живущих в условиях большого, суматошного города). Бывали и курьезные вопросы: позвонил один мужчина и попросил помочь ему найти слово, попавшееся в кроссворде "по церковной тематике". Были тяжелые вопросы, когда звонили те, чьи родственники пьют или, того хуже, стали наркоманами, спрашивали, что с ними делать.

    Многие операторы по молодости и неопытности опасались вопросов сложных, полемических. Но с самого начала была предусмотрена подстраховка операторов со стороны священников. Поскольку наш настоятель кроме служения в храме еще и преподает в Коломенской Духовной семинарии и потому бывает часто вне прихода, то в его отсутствие звонившего, на вопрос которого оператор не мог ответить, просили перезвонить через пятнадцать минут. За это время вопрос по другому телефону перебрасывался на пейджер настоятеля и тот, связавшись по мобильному телефону, давал ответ или подсказывал, где таковой отыскать. Эта схема работала весьма эффективно. Впоследствии с появлением в приходе второго клирика острота вопроса спала, на приходе практически всегда находился священник.

    Нельзя сказать, чтобы линия была перегружена: три – пять звонков в день. Но бывали дни, когда телефон принимал по десятку звонков и более. Обычно это случалось в канун праздников, родительских суббот, перед началом поста, когда традиционными становились вопросы о том, как правильно помянуть покойных родственников и знакомых, как по-христиански встретить праздник, как поступать в том случае, если какие-либо семейные торжества выпадают на дни поста. Стоит ли говорить о том, что ответы операторов всегда сопровождались пожеланиями чаще видеть звонившего в храме, советами чаще молиться, читать духовную литературу. Особенный упор в ответах делался на необходимость иметь собственного духовника, с которым эти вопросы могут быть решены во время духовного собеседования. Многих из звонивших приглашали примкнуть к паломникам, регулярно отправлявшимся от нашего храма, чтобы своими глазами увидеть то, о чем они и понятия не имели, ощутить благодатность святых мест.

    Вскоре к телефонной линии привыкли и стали ею пользоваться охотно. И тут открылся еще один весьма важный аспект этой работы. Православная справочная линия стала своего рода телефоном доверия, нервным волокном, внедренным в глубину жизни народа, приносившим оттуда, из этой глубины, сигналы, позволявшие судить о том, какие духовные процессы происходят в нашем обществе.

    Сигналы эти вполне можно назвать тревожными. Многие десятилетия оторванности от Церкви, кроме того что образовали в душах людей пустыри безбожия, еще и отравляют проклевывающиеся на этих пустырях робкие расточки духовных устремлений, поисков веры, спасения прямой и тонкой ложью, ересями, всевозможными старыми и новосозданными лжеучениями.

    Помимо гордыни, порожденной мифами о всемогуществе человеческого разума, о возможности все до конца разъяснить "по науке", у тех же самых людей сложились зачатки дикарских культов, точно так же как у людей, лишенных проповеди слова Божия в древности. Обрывки христианского учения, закрепившиеся "на уровне бытовом", притом еще и богато перемешанные с различными языческими, мистическими обычаями и обрядами, которые незамедлительно "вползли" в образовавшуюся духовную нишу, теперь еще усугубляются выброшенными в читательскую массу религиозно-философскими доктринами, элементами магии и астрологии, преподанными в виде "космических" или "высших" знаний. Эта смесь в неокрепших, духовно непросвещенных умах и душах порождает полный сумбур! Не знаю, может, это и есть вожделенный некоторыми экуменизм, но выливается это на практике в вопросы типа: "А нужно ли класть в гроб протез ноги умершего?" или в получасовую дискуссию на тему: "Следует ли класть камень в ноги на могиле покойного?" (Звонившая утверждала, что надо обязательно, ибо прочла, что "отвалятся камни от гробов" при Втором Пришествии, а если отвалиться будет нечему, то получается – никто и из гробов не восстанет. При этом она нимало не задумывалась о том, что никто не может знать – сохранится ли к тому моменту сама могила, столь заботливо придавленная камнем.) А так же несколько десятков вопросов о "иерусалимском тесте", на закваске которого нужно поставить тесто, которое якобы священно. Часть закваски надо отдать знакомым, а из оставшегося испечь пирог и съесть в одиночестве. Тогда-де прибудет вам счастье. Многие, сделав так, потом звонили и в смущении спрашивали: что это за тесто такое? Те, кто поумнее, поступали наоборот.

    Вместе с тем линия доносила и отрадные приметы здоровых тенденций в среде потенциальных православных христиан. В массе своей люди уже научились отличать проповедников лжеучений. В те дни, когда в город наезжает очередной отряд инославных или еще каких-либо миссионеров, телефон на приходе не умолкает – звонящие спрашивают, интересуются: "Кто такие? Зачем пожаловали?" Цитируют материалы, которые им всучили на улице или бросили в почтовый ящик. Когда в одном из городских дворцов культуры расположилась некая протестантская "церковь", намереваясь провести цикл лекций на тему "Христианская семья", на линию обрушился шквал вопросов о том, кто они, во что верят. После разъяснения о том, кто к нам пожаловал (разъяснения достаточно корректного по фактам, поскольку телефонный разговор и не предусматривает большего), тот же шквал звонков перерос в возмущение и требование, обращенное уже к городским властям, давшим разрешение на деятельность инославной миссии, аннулировать это разрешение или перенести их деятельность в другое место. Самое ценное во всей этой истории, что и вопросы, и возмущение, и то разделение на "они" и "мы" было вовсе не инспирировано кем-то, а возникло само по себе, о чем свидетельствуют записи в журнале звонков.

    Мне приходилось не раз слышать мнение, что подобные методы работы носят характер "заигрывания с народом", формы популяризации религии под стать многим сектам и "церквам" в Европе и США, привлекающим к себе не духовно ищущих, а всех подряд для увеличения численности и сбора подаяния. Бесспорно, все эти настораживающие слова: "мобильный телефон, компьютер, пейджер, телефонная линия, реклама проекта" – для кого-то покажутся атрибутами едва ли не духовного разложения, "содомскими игрушками", неприемлемыми в проповеди. Но, отбросив всю их кажущуюся "модность", мы обнаружим, что по сути своей это всего лишь современные средства коммуникации, такие же орудия труда, как некогда плуг или авторучка!

    Тезис о том, что нужно приходить в храм самому, а не обращаться по телефону, безусловно бесспорен, но ведь для того чтобы сделать первый шаг к храму, некоторым нужно сделать немалые усилия. Разве поддержать такого человека грех?! А вспомните, сколько усилий мы прикладываем, когда, посеяв в огороде семена, ждем всходов? Как укрываем их парником от заморозков, как подкармливаем удобрением, боремся с сорняками и жуками, прежде чем зацветут цветы и созреют плоды? Так неужели же усилия по поддержанию ростков веры в душе, развитию интереса к Церкви не стоят тех же усилий, что забота об огурцах на грядке? Эта затея рассчитана на тех, у кого пробудился интерес к вере (пусть еще не сама вера, а только желание прикоснуться к ней). На тех, кого враг рода человеческого не пускает в храм, убеждая устами "знатоков": "Да тебя там обманут, да им бы только деньги с тебя потянуть, да они сами ничего не знают, да они знаешь какие злые – религиозные фанатики!" И как же важно для человека услышать на свой прямо поставленный вопрос, пусть наивный, но мучающий, такой же прямой, честный и доброжелательный ответ. Нередко вопрос надуман и является просто причиной заговорить, услышать: как ему отвечать будут? И постепенно меняется представление о вере, о Церкви, о себе и о своей жизни, причем очень скоро у человека, чье исповедание веры ограничивалось раньше походом с куличами и крашеными яйцами в праздник Пасхи на кладбище и продолжением новогодних гуляний на Рождество. Конечно, далеко не все звонившие сразу же переменятся в своих воззрениях, но кто знает, что последует за этим звонком? Может быть, это и будет тот первый шаг к храму!

    Телефон в нашем приходе играл и еще одну очень важную функцию. С его помощью поддерживалась связь с людьми, совершавшими с нами паломнические поездки. Настоятель при организации этой приходской паломнической службы специально обращал внимание на этот момент, и доброй традицией стало в конце паломнической поездки пускать по автобусу лист бумаги, на котором все желающие быть оповещенными о предстоящих поездках в будущем должны были оставить номер телефона. Список этот, начавшийся десятком телефонных номеров, скоро перевалил за сотню. В начале каждого месяца начинался обзвон всех по списку с сообщением о предстоящих паломнических поездках. Это помогало сформировать группу в основном из числа опытных, знакомых друг с другом людей, постепенно формирующих вокруг священника ядро спаянной приходской общины. Кроме того, такой звонок – это словно напоминание от добрых друзей, ждущих вашего участия, приглашающих с собой. Нам всем так не хватает добра!

    Существование этой телефонной линии выдержало испытание временем, и сейчас в городе действуют уже и другие, подобные ей.

    Публикация статьи произведена при поддержке «GSM Корпорации», предлагающей подключение к безлимитным тарифам сотового оператора «Мегафон». Качественная связь по приемлемым ценам, в необходимом для вас объеме. Московские безлимитные тарифы «Мегафон» позволят вам не смотреть на часы, контролируя баланс мобильного телефона, быть на связи достаточное время для решения рабочих вопросов или личного общения. Безлимитный тариф – это настоящая свобода общения, ограниченная только зарядом батареи вашего мобильного телефона. Чтобы купить безлимитный тариф – зайдите на сайт «GSM Корпорации» и курьер доставит вам выбранный пакет.

    В миссионерской работе всякое полезное начинание дает добрые плоды, и пренебрегать любой возможностью достучаться до человеческой души не следует. Как и любая миссионерская работа, дело это требует постоянности, немалого терпения, безграничной доброжелательности и непрерывного самостоятельного духовного развития и просвещения. Поскольку в урочный час может раздаться звонок с самым неожиданным вопросом и нужно будет дать на него ответ, а права на ошибку нам не дано, ведь цена ее может быть слишком велика!

    Валерий ЯРХО
    фото Евгения Крылова

    TopList