Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 06/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ОБЩНОСТЬ ЗАДАЧ ШКОЛЫ И ЦЕРКВИ

    IX МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

    ОБЩНОСТЬ ЗАДАЧ ШКОЛЫ И ЦЕРКВИ

    В воскресенье, 21 января 2001 года в храме Христа Спасителя состоялось воскресное Патриаршее богослужение, после него, в 14.00, в Кремлевском дворце торжественно открылись IX Рождественские Международные Образовательные чтения.

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II в своем Слове, обращенном к участникам и гостям Рождественских чтений, работникам православного образования, трудящимся в самых разных местах в различных учебных заведениях, сказал об их поистине неоценимых усилиях, ибо они закладывают основу духовного возрождения народов России и других стран Содружества. Передать детям и юношеству дух православной веры, открыть им прямой путь к неисчерпаемой сокровищнице Священного Писания и Священного Предания – вот задача, которая стоит перед православными педагогами, указал Святейший Патриарх.
    Пронизанный всеохватывающими телекоммуникационными связями мир как будто стал меньше, рушатся преграды между странами и людьми, все больше полномочий передается наднациональным структурам управления, но приблизились ли люди друг ко другу в результате этих процессов, становятся ли отношения между ними чище, откровеннее, теплее, остается ли в нынешней многосуетной жизни место для любви и сострадания, приведут ли технологические информационные нововведения к выходу из духовного кризиса?.. Может ли истинная система ценностей основываться на приоритете пользы и равнодушии к духовным истинам? – обращается к участникам чтений Святейший Патриарх, и Международные Рождественские Образовательные чтения призваны ответить на этот вопрос.

    Из выступления министра
    образования Российской Федерации Владимира ФИЛИППОВА

    Ваше Святейшество Патриарх Московский и всея Руси, глубокоуважаемые участники Рождественских чтений, позвольте в связи с проведением Образовательных чтений прежде всего сердечно поздравить собравшихся со светлым праздником – Рождеством Христовым, пожелать всем вам мира, добра и душевного покоя.
    Православный мир и все человечество вступили в третье тысячелетие христианской эры. Всем нам хочется верить, что это историческая веха имеет не просто большое символическое значение, она в действительности должна знаменовать поворот к новому жизнеустройству, к новому состоянию, к духовной и материальной культуре человечества. Мы видим – мир изменился, но, отдавая должное новым реальностям быстро меняющегося мира, мы не можем не стремиться к сохранению тех его всеобщих духовных и нравственных начал, которые в душах и помыслах миллионов российских граждан связаны с Рождеством и деяниями Христа.
    Убежден, что именно это стремление, эта приверженность гуманистической христианской традиции органически объединяют нашу российскую систему образования и Православие, школу и Церковь, учителей и священнослужителей. Наглядное свидетельство тому – год от года возрастающее благотворное воздействие на состояние просвещения России Рождественских Образовательных чтений. Пользуясь случаем, хочу от лица деятелей образования выразить глубокую благодарность и признательность за их организацию Предстоятелю Русской Православной Церкви Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
    Уважаемые участники Рождественских чтений! В этом году как никогда за прошедшие десятилетия у работников образования, у учащейся молодежи, у миллионов россиян появились более твердые основания, чтобы праздновать Рождество Христово с верой и надеждой на лучшее будущее.
    Благодаря преодолению почти векового отчуждения религии и государства удалось установить более гармоничные взаимоотношения школы и Церкви, даже за прошедший год нами совместными усилиями с Московской Патриархией сделано очень многое. Плодотворно работает Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви (газета "Воскресная школа" является официальным органом этого совета. –
    Прим. ред.). Решается задача организации религиозного обучения заинтересованных в этом школьников в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В стране открыты тысячи воскресных школ и вечерних классов, где стремящиеся к православной вере дети и представители юношества овладевают учениями христианства. В светских высших учебных заведениях вводится новое направление – диалогия и религиоведение, в растущем числе университетов открываются соответствующие факультеты, действующие на сбалансированной межпрофессиональной основе и не ущемляющие свободы совести студентов.
    Все это, на мой взгляд, неоспоримо свидетельствует о неисчерпаемом духовном потенциале русской православной культуры, о тяге к ней не только представителей старших поколений, не только верующих, но и самых широких кругов нашей молодежи. Стало быть, православные традиции могут и должны не только питать историческое сознание народа, но и во многих областях призваны направлять духовную жизнь нашего общества и в будущем. Пользуясь присутствием здесь видных деятелей Русской Православной Церкви, хочу назвать несколько конкретных направлений, где мы особенно нуждаемся в возрождении и развитии православных традиций. Первое и, быть может, сегодня самое главное – это укрепление семьи, создание условий для более полного осуществления светским и церковным браком своих функций, и в первую очередь в деле рождения и воспитания детей. Всем нам известны масштабы и последствия демографического кризиса.
    Сейчас в российской школе учатся более двадцати миллионов детей, но уже через семь лет в российской школе будет на семь миллионов, то есть почти на треть, меньше детей, чем сейчас. Но главное то, что причиной демографического кризиса является в равной степени духовное и материальное оскудение людей, особенно молодежи. Воля к определенной государственной политике в этом направлении продемонстрирована Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в его выступлении 8 июля в послании Федеральному Собранию. При условии сильной демографической политики государства, а основа такой политики уже разрабатывается, школа и Церковь могут и должны переломить неблагоприятные демографические тенденции, возродить в сердцах людей жажду отцовства и материнства, любовь и жертвенность по отношению к подрастающему поколению, к детям – своему будущему. Уверен – семья, школа, все общество, включая Церковь, должны объединить свои усилия в соответствующем воспитании детей с самого раннего возраста.
    Второе, о чем я не могу умолчать в своем выступлении, – это борьба с распространением среди детей и молодежи пороков и вредных привычек. Наша общая беда – проникновение в школы и вузы наркомании, а также отсутствие у юношества нравственных барьеров против половой распущенности. В результате быстрыми темпами растет заболеваемость СПИДом, неизлечимыми формами наркотической зависимости. Считаю, что школа и Церковь просто обязаны гораздо лучше скоординировать внеучебную работу среди детей, подростков и молодежи. Нам надо совместными усилиями создать такие жизнеспособные организации молодежи, которые овладеют душами представителей подрастающего поколения, помогут наладить здоровый, интересный досуг…
    Надо не просто с помощью органов правопорядка или здравоохранения бороться с курением, пьянством, наркотиками среди молодежи, задача образования и Церкви – создание потребности у детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни. Здесь наша с вами ближайшая совместная насущная задача.
    Я считаю уместным сказать о такой православной традиции, как благотворительность. Мы имеем сейчас ряд примеров крупных благотворительных акций, но в целом наше общество все еще весьма ожесточено. Достаточно сказать о десятках и даже сотнях тысяч детей и подростков, оказавшихся без попечения родителей и ютящихся на вокзалах и чердаках, в заброшенных зданиях, на свалках, и наше общество не может и далее мириться с этим ужасающим положением потомства, с утратой детьми и подростками человеческого облика, с втягиванием их в преступную деятельность, наконец, с физическим и духовным истощением, преждевременным уходом из жизни. Очевидно, что всем нам надо очень много сделать, чтобы пробудить в себе и других совесть, человеколюбие, милосердие, заботу о слабых. И, как мне кажется, Церковь, связанные с ней общественные круги, гуманитарные организации могут и должны усилить свое воздействие в этом отношении на наиболее состоятельных людей, которые призваны более осознанно относиться к тем обязательствам, которые накладывает на них богатство. Я приглашаю деятелей Православной Церкви, всех вас принять активное участие в создании попечительских советов при каждой российской школе, чтобы оказать помощь нашим учителям и нашим детям...

    Далее министр образования Российской Федерации сказал о задачах образования, об обеспечении качественного образования детей, о равных возможностях его получения, о доступности образования прежде всего для детей из малообеспеченных слоев нашего общества, о совершенствовании среднего образования на селе, выразив убеждение, что для укрепления сельских школ очень большую помощь могут оказать церковные приходы.
    Во всяком случае, мы будем поддерживать сотрудничество школ и церковных общин, участие священнослужителей в деятельности попечительских советов учебных заведений.
    В заключение Владимир Михайлович Филиппов, обращаясь к участникам чтений, сказал:

    Ваше Святейшество, уважаемые участники Рождественских чтений! В послании Предстоятелей Православных Церквей 7 января 2000 года говорится: "Особенно важным Православная Церковь считает решение критических проблем, которые занимают молодежь нашей эпохи, от духовного воспитания, нравственности и социальной ориентации которой во многом зависит будущее человеческих обществ и человечества вообще. Отказ от жизни в Боге и стремление к самоутверждению любой ценой вносят в душу разложение и в результате вызывают духовный и физический распад личности".
    Разделяя эти наставления Православной Церкви, обращенные не только к настоящему, но и к будущему, в XXI век, я хочу особо выделить следующую мысль. Сколько бы трудов ни было бы приложимо нами в ходе проводимой реформы, чтобы превратить школу в храм знаний, все эти труды не принесут столь необходимых нашему Отечеству результатов, если не удастся воздвигнуть храм знаний одновременно и как храм духа. Отсюда и следует, на мой взгляд, органическая общность задач школы и Церкви, единство целей развития образования и идеалов Православия.

    Министр культуры Михаил ШВЫДКОЙ говорил о том, что культура России на протяжении веков была неразрывно связана с ценностями Русской Православной Церкви, с этическими и моральными воззрениями религии, которая много определила в нашей истории. Он также затронул проблемы трагического диалога Церкви и культуры.

    Министр юстиции Российской Федерации Юрий ЧАЙКА огласил приветственный адрес участникам Рождественских чтений: Ответственность перед прошлым, настоящим и будущим – одна из приоритетных задач государства. Две тысячи лет назад святой Иоанн Златоуст сказал: "Нам нет извинения, если дети у нас развращены. Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не было бы ни судилищ, ни наказаний". Эти слова и сегодня актуальны как никогда. Пусть деятельность каждого из участников IX Рождественских Образовательных чтений способствует осмыслению явлений современной жизни с православной точки зрения.

    Свои приветствия прислали также руководитель Администрации Президента Российской Федерации Александр ВОЛОШИН, Председатель Государственной Думы Геннадий СЕЛЕЗНЕВ. В его послании, зачитанном Валерием АЛЕКСЕЕВЫМ, президентом Фонда единства православных народов, говорится о том значении, которое приобрели ежегодные Международные Рождественские Образовательные чтения, проводимые под благодатным попечением Святейшего Патриарха. Они стали событием большого общественного, научного и церковного масштаба. Это свидетельствует также о признании государством и обществом той высокой и необходимой позитивной роли, которую все более активно и целенаправленно играет в нашей стране Русская Православная Церковь и ее Предстоятель, подвижник веры Христовой Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

    Было зачитано также приветствие от мэра Москвы Юрия ЛУЖКОВА, отметившего, что Рождественские чтения перешагнули рамки религиозно-просветительского мероприятия и обрели масштаб явления духовного значения.

    Александр МУЗЫКАНТСКИЙ, министр правительства по вопросам информации и общественно-политическим исследованиям, говоря о десятилетнем юбилее Рождественских чтений, обратил наше внимание на другой юбилей. Десять лет прошло со дня демонстрации на телевидении первого фильма со сценами насилия, жестокости... И вот, если задуматься о ребенке, которому тогда было шесть лет, а сейчас – шестнадцать, сколько же сцен насилия он увидел на экране телевизора, сколько жестокости пропустил через свое сознание за эти десять лет, сколько пережил… Сложная, очень сложная проблема. Русская Православная Церковь ставила этот вопрос, и каждый раз в ответ раздавались демагогические рассуждения о том, что не надо покушаться на "святую" свободу слова, нельзя вводить цензуру, это главные наши достижения, это главное наше достояние, и вот это мы должны самым тщательным образом оберегать. Наверное, здесь больше демагогии, чем искренности, и я хочу все-таки выразить надежду, что эта тема не забыта, что она всеми нами остро ощущается. Я хочу выразить также надежду на то, что мы совместно, может быть, начиная с этих чтений, еще раз вернемся к этому вопросу и найдем его решение.

    Министр труда и социального развития Российской Федерации Александр ПОЧИНОК говорил о том, что государство, разрабатывая, осуществляя социальные программы, только учится тому, что делает Церковь на протяжении сотен и тысяч лет.

    Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр ЧУЕВ отметил важность канонизации новомучеников и исповедников Российских, особенно членов Царской семьи. Отметив присутствие в зале многих министров российского правительства, он сказал несколько слов о значении соборности в нашей жизни. Соборность в нашей жизни не противостояние, не борьба между собой, соборность – в принятии наших решений, в решении наших проблем… в том числе и проблем насилия. Конечно, может быть, не стоило говорить здесь о цензуре, но есть разница между свободой слова и свободой брани. Очень важно, чтобы эту разницу все мы понимали, в том числе и те, от кого зависит принятие решений, новых законов в Государственной Думе.

    Публикация статьи произведена при поддержке компания «АРТиСи Телеком». В ассортименте поставляемого компанией телекоммуникационного оборудования представлена продукция таких известных фирм как Cisco, ZyXEL, LINKSYS и др. Это кабельная арматура, оптические шнуры и кроссы, ответвители, компоненты СКС, оборудование для ВОЛС и прочее телекоммуникационное оборудование, комплектующие и расходные материалы по доступным ценам, с сертификатами и гарантиями. Осуществляется оперативная доставка в регионы России.

    Из доклада президента Российской академии образования Николая НИКАНДРОВА "Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее"

    Уже не раз говорилось, что слово "образование" происходит от слова "образ", о соответствующей цели воспитания. И хотелось бы напомнить вот о чем. В последние годы были попытки переоценить, а точнее, убрать из практики такое понятие, как воспитание нового человека. Хотя мы можем проследить его корни с древних времен, критики обращали внимание прежде всего на то, что оно встречается в марксистской педагогике. Но это поверхностное понимание. В христианской традиции цель воспитания нового человека понимается гораздо глубже и имеет давние корни. Например, в послании апостола Павла к Колоссянам говорится: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 8–11). По сути все христианское учение, а для россиян – прежде всего учение Русской Православной Церкви, и есть цель воспитания нового человека в этом глубоком христианском смысле. А в нем, в этом новом человеке, есть и вечное, вневременное, есть и то, что непосредственно связано с современностью, со злобой дня. Но различие здесь коренное: ошибки во временном, злободневном могут задержать наше движение вперед, сделать путь извилистым. Забвение вечных истин веры, надежды, любви может превратить человека в нелюдя, народ – в население, большую полудикую толпу…
    Сейчас опять решается вопрос о новом содержании общего среднего образования, ломаются копья, авторы в полемике соревнуются в хлесткости выражений. Но и здесь есть вопросы разного уровня значимости. Если речь идет о конкретных деталях содержания, ошибки, даже досадные, не приведут к искажению образа человека. Забвение, иногда сознательное замалчивание судьбоносных эпизодов истории Отечества разрушает гражданское воспитание человека, или, что то же самое, искажает образ человека – гражданина своей страны.
    Для христианина, например, небезразлично, как излагаются исторические факты, связанные с великими русскими святыми подвижниками. Скажем, можно просто "забыть", что Сергий Радонежский благословил князя Димитрия и войско перед Куликовской битвой, которая была фактически переломной в истории борьбы Руси за независимость. Можно рассказать об этом и с иронией, в худших, теперь почти исчезнувших традициях воинствующего материализма.
    Добросовестный, патриотически мыслящий учитель истории – верующий или неверующий – поступит по-иному. Он в любом случае расскажет о встрече Сергия и Димитрия, о благословении на битву, возможно скажет и о том, что некоторые современные историки ставят под сомнение факт встречи Димитрия и Сергия накануне этого события… Для верующего при этом будет бесспорным, что русское воинство победило с Божией помощью. Но и для неверующего будет не менее очевидно, что в те времена, когда живая христианская вера объединяла всех собравшихся на битву воинов, слово известного своей праведной жизнью подвижника имело на них огромное психологическое воздействие, было вполне реальной опорой в ратном деле.

    Материалы IX Международных Рождественских
    Образовательных чтений
    подготовила
    Валентина МОРЕВА
    Фото Евгения Крылова

    TopList