Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 01/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"

НЕОБЫЧНОЕ РОЖДЕСТВО

На Рождество и на Пасху в воскресных школах принято устраивать утренники со стихами, песнями и спектаклями. Было такое и у нас. Но чем интереснее получался сценарий утренника, тем больше было искушений. По благословению настоятеля Девятинского храма отца Антония Серова мы решили на рубеже тысячелетий постараться уклониться от традиционных страстей и встретить Рождество Христово в мире и тишине. Поэтому вместо утренника была задумана поездка в Троице-Сергиеву Лавру.

Подготовка к ней началась за месяц. И не в том дело, что нужно было все согласовать со множеством людей в Сергиевом Посаде и в Москве, собрать деньги и изучить житие Преподобного Сергия, но в том, чтобы подготовить к поездке коллектив из детей и взрослых, способный к быстрой самоорганизации и дисциплине во время столь необычного для нас путешествия. Поэтому предварительно было организовано еще две экскурсии по Москве.

Людмила Крюкова с детьми из Сербии

25 декабря 20 детей и 12 взрослых собрались в 10 часов утра у храма Девяти мучеников Кизических для похода в Государственный исторический музей на выставку деревянной игрушки "Хампельман и Матрешка" . В самом названии этой выставки уже отражены как бы два взгляда на мир, два взгляда на человека. Хампельман – это такая немецкая плоская игрушка-дергунчик. За какую ниточку дернешь – такая ножка или ручка вздернется ради забавы того, кто берется этим несчастным человечком управлять. И наша русская матрешка как символ матери или как символ человека, который при бережном и внимательном обращении с ним постепенно открывается самыми разными сторонами своей личности, а при необходимости готов снова собраться, скрыв свой внутренний мир под одним самым надежным покровом, сохраняя, впрочем, неизменно приветливую и доброжелательную улыбку. Подобным этим двум образам было и поведение наших экскурсантов. Одни мамы дергали своего ребенка за ручку и решительно переводили от одной витрины к другой, пока малыш не вырывался из-под навязчивой опеки и не убегал в игровой зал, чтобы там уж порезвиться вволю. Другие родители сразу отпускали свое дитя, а сами с унылым видом слонялись между игрушками, пока наигравшийся ребенок не начинал настойчиво дергать родителей за руку, требуя возвращения домой. Ясно, что большинство таких родителей и детей уехали из музея прямо домой. Но была и третья группа семей, в которых знакомство с каждой новой игрушкой было радостью и для ребенка и для взрослого. Эти-то совместно сумели много запомнить, они потом вернулись в храм и под руководством Татьяны Александровны Свитайло смастерили и дергунчиков (но не людей, а лошадку и коровку), и Ноев ковчег, а к нему еще и "каждой твари по паре".

В полдень первого дня нового 2000 года возле Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина собралась группа из 19 детей и 11 взрослых девятинцев ради выставки пермской и немецкой деревянной скульптуры "Се Человек". По этой выставке в музее не проводятся экскурсии, и вообще в период школьных каникул здесь были отменены какие-либо занятия. Но нам, по молитвам и благодаря письму батюшки Антония, удалось пройти по всем залам этой выставки с 2,5-часовой экскурсией. Мы увидели скульптуры ангелов из Апокалипсиса, апостолов, святителя Николая. С особым благоговением мы подходили к сценам снятия со Креста и положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа, молчаливо замирали возле скульптурных Его изображений в темнице, а возле распятий пели тропари Кресту и читали молитвы. Растроганные вахтерши из этих залов просили нас еще приходить с такими экскурсиями.

В зале немецкой скульптуры мы восхищались тонкостью и изяществом изделий, но одновременно удивлялись и тому, как тонко они пронизаны чисто человеческой чувственностью, доходившей до хулы на Бога, например в скульптурной группе "Святая родня", где Пресвятая Дева с Богомладенцем изображена в окружении Ее матери – праведной Анны (которой ко времени Рождества Христова на самом деле уже не было в живых), и, что еще более немыслимо вместе с тремя (?!) ее мужьями: Иоакимом, Клеопом и Саломом, вместе с их детьми и внуками. Впрочем, и здесь мы увидели бесконечно сокрушающие сердце гобелены с изображением Моления о Чаше, бичевания Господа нашего Иисуса Христа и суда Его Пилатом, произносящим знаменательные слова: "Се Человек", давшие название выставке. Впечатления от этой экскурсии отлились в скульптурных изображениях из пластилина, сделанных под руководством Анастасии Игоревны Воробьевой. На этот раз лепили почти все дети в течение двух дней.

8 января у нас был сначала урок, посвященный Рождеству Христову. Некоторым родителям хотелось, чтобы был традиционный утренник, на котором их чадо смогло бы блеснуть своими талантами. Одни из них, узнав об уроке, не стали приводить своих детей, а другие смирились. Таких, конечно, было немного, но зато праздничный урок, а затем и чаепитие прошли в удивительной тишине и благоговении. Впервые за много лет мы вместе с детьми размышляли о великой тайне воплощения Бога всерьез. Ведь когда мы уже что-то имеем и чего-то достигли в жизни, разве легко от этого отказаться? Возможно ли из 5-го класса снова пойти учиться в 1-й? Легко ли сменить большую квартиру в столице на деревенскую избу? Легко ли пешком идти туда, куда раньше всегда возили в комфортабельной машине? Да, иногда мы идем на подобные жертвы ради будущей выгоды, но легко ли это сделать ради Бога и ради других, совсем незнакомых и часто очень грешных людей? А Господь, Творец и Владыка всего на земле рождается в образе Своего творения и не во владычных палатах, не в престижном роддоме, а в нищей семье, в хлеву, сохраняя для Своей Святой родни только одно сокровище – Девство Своей Матери.

На обычных утренниках дети спешат заполучить подарки, боясь, что им чего-нибудь не достанется. А в этот раз дети сидели по кругу, о каждом говорилось несколько слов, особенно значимых для него, лицо ребенка освещалось тихой радостью, и при вручении подарка мы все как бы заново знакомились друг с другом. А самым главным подарком для нас был приход священников. Мы ждали их и отцов диаконов с самого начала, и вот, когда уже и надежда почти иссякла, вдруг пришел батюшка Игорь, а потом и батюшка Антоний. И оба так тихо и так проникновенно поздравили нас, а мы спели только что разученную для предстоящей поездки песню про то, как "мы идем к Преподобному Сергию". И после этого еще одно, совсем уж неожиданное для всех нас событие: родители вдруг поздравили небольшими подарками учителей. Во вложенных в пакеты открытках было столько тепла, столько добрых слов (причем каждому своих, особенно значимых для него слов), что потом, уже вечером, дома некоторые из нас плакали от благодарности. Такого в нашей воскресной школе еще никогда не было! Завершился этот праздничный день беседой о Преподобном Сергии Радонежском.

Наконец 10 января в 9 часов утра 21 ребенок и 24 взрослых отправились от нашего храма на "Икарусе" в долгожданную поездку. Выпускница Свято-Тихоновского Богословского института, преподаватель москвоведения в лицее Ирина Алексеевна Дараганова по дороге рассказывала нам о храмах и других значимых зданиях. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре послушник Алексей и отец диакон Савва провели нас по храмам. Мы приложились к ракам с мощами святителей Филарета и Иннокентия, помолились в Троицком храме дорогому нашему молитвеннику о земле Русской Сергию Преподобному, пообедали в монастырской трапезной. Те, кто раньше ходили с нами в музеи, все делали четко, быстро, организованно, а другие плохо ориентировались, их приходилось все время подгонять, чтобы не отстали. И все же мы не успели вовремя вернуться к автобусу, водитель переехал на другую стоянку, которую нам надо было еще найти, и в результате потерялись два человека. На фабрику богородской игрушки ехали в молчании, усиленно молясь о том, чтобы отставшие от нас мама с дочкой самостоятельно добрались до Москвы. На фабрике для нас тоже провели небольшую экскурсию по цехам и по выставке. Многие приобрели для себя игрушки и другие изделия этой фабрики. Такая была радость, что не хотелось уходить. Но теперь мы уже вели себя очень организованно, боясь отстать.

Водитель, его звали Александр Петрович, был тем не менее очень недоволен нашей медлительностью и заявил, что не повезет нас до храма, а высадит в Москве у первого же метро. Надо было спасать положение. Начали читать и петь акафист Преподобному Сергию. Не все сначала поняли, в чем дело, и не спешили включиться в молитву. Но благодать самого молитвенного делания как-то преобразила группу, и под конец мы уже поистине "единым сердцем и едиными усты" во весь голос взывали: "Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче!" Но Александр Петрович оставался непреклонным, еще и свет в автобусе выключил, чтобы мы больше молитв не читали. Тут уже и дети поняли, что надо делать все, чтобы умягчить сердце водителя. Вот где пригодились заготовленные ими стихи о Рождестве Христовом. Как же трогательно и знаменательно звучали они в этой тревожной тишине! И как удивительно слаженно и вдохновенно пелась после этого наша песня о том, как "мы идем к Преподобному Сергию"! Ирина Алексеевна, которая обычно молчит на обратном пути, снова стала рассказывать нам о Москве, и так интересно, что... мы и не заметили, как доехали до родного храма. С Александром Петровичем распрощались мирно, пообещали молиться о нем. У него все-таки трудная работа. Еще автобус надо мыть. А завтра снова рабочий день, дальняя поездка, вставать надо в пять часов утра. Просим и всех, кто будет читать эту заметку, помолиться о рабе Божием Александре. Ведь именно благодаря ему мы осознали, как много еще надо нам трудиться, чтобы стать организованным коллективом, способным на дальние экскурсионные поездки.

Отставшие мама с дочкой, слава Богу, вернулись домой раньше нас. Мы привезли им в подарок богородских курочек. А все дети получили еще на память об этом необычном празднике по открытке с видами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и по иконочке Рождества Христова из Иерусалима. Итак, несмотря на наши прегрешения, Господь во все эти дни был с нами, давая поначалу ощутить полную нашу немощь, греховность и нищету, а потом открывая нам Себя в той полноте, какая только доступна смиряющемуся сердцу. А чем мы Его отблагодарим за такое необычное Рождество?

Директор воскресной школы
    Л.И. КРЮКОВА
    Фото Аллы Андриановой

От редакции. 27 октября 2000 года Людмила Крюкова, автор этой статьи, приняла мученическую смерть от руки убийц.
    Просим наших читателей помолиться об упокоении ее многострадальной души.