Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 44/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЗАДУМАТЬСЯ О ДУХОВНОЙ СТОРОНЕ ЖИЗНИ

    ЗАДУМАТЬСЯ О ДУХОВНОЙ СТОРОНЕ ЖИЗНИ

    На вопросы газеты "Воскресная школа" отвечает преосвященный ТИХОН, епископ Архангельский и Холмогорский

    – Все начинается с детства… И хорошее и плохое. Эта извечная мудрость приложима к каждому человеку и, как никогда, актуальна сегодня. Поэтому наш разговор хотелось бы начать с "семейной темы". Расскажите, пожалуйста, владыка, о своей семье.

    – Родился я в Костроме, в семье священника, у моих родителей было восемь детей. С детства мы жили при храме, но на разных приходах, там, куда определяли папу. Всего за годы служения мы сменили тринадцать приходов. Это были годы особые, и подолгу священника на одном приходе не держали, потому что не поощрялась приходская семейственность. С детства мы воспитывались в духе церковности, участвовали в послушаниях, несмотря на запреты, которые существовали в 1960–1970-е годы. Братья мои пошли по церковной стезе. Трое братьев – священники. Один брат – диакон. И еще один брат оканчивает Духовную семинарию. Зять (муж сестры) – священник, и сестра пошла по церковной стезе. Все в основном служат на своей малой родине, в своей епархии. Один брат-диакон – со мной.

    Владыка со своими братьями у могилы отца

     

     

     

     

     

     

     

    – Владыка, по Вашему мнению, какую роль играют семейные традиции в православном воспитании ребенка?

    – Я считаю, что семейные традиции являются основой и залогом будущей жизни человека. При возрастании ребенка развитие получат те традиции, которые были заложены именно в детстве. Какие традиции были в семье, такие сохранятся у человека на всю жизнь и, наверное, не забудутся никогда.
    Обращусь к примеру своей семьи, он в определенной степени типичен. Наш почивший родитель обращал в первую очередь внимание на богослужебную сторону жизни. Это было воспитание в церковном богослужебном кругу. Каждый праздник для нас обязательно начинался на богослужении. А все остальное – потом, после службы. Мы всегда все вместе встречали праздники. Конечно же, большое внимание уделялось соблюдению церковных постановлений – круглогодичному соблюдению постов и постных дней. Причем уже с детства нас приучали соблюдать посты так, как это полагается по церковному календарю. И, надо сказать, мы не то что не страдали, а, наоборот, к этому привыкали с детства, и это представлялось нам совершенно естественным. Церковные традиции были впитаны нами с материнским молоком. Праздники, естественно, встречали в семейном кругу – Преславное Рождество Христово, Светлая Пасха... Разговлялись тоже все вместе. И от этого возникало чувство сплоченности, дружбы, любви в семье. Дети ждали каждый праздник с нетерпением, потому что знали, что он принесет много радости.

    – С какого года Вы возглавляете епархию?

    – Я прибыл сюда 14 февраля 1996 года, в канун праздника Сретения Господня. Пошел пятый год моего пребывания в Архангельске.

    – Владыка, какую роль в Вашем духовном становлении сыграло образование – как духовное, так и светское?

    – Светское образование у меня среднетехническое. После школы я обучался и окончил Лесомеханический техникум в Костроме по специальности техник-электрик. Дальше была служба в рядах Советской Армии. После поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, затем – Академия и год в аспирантуре. Я считаю, что без образования современному пастырю очень сложно ориентироваться в нашем мире. Ему приходится общаться с самыми разными людьми, возникает много неожиданных вопросов по любой теме от людей, которые, может быть, никогда в церкви и не бывали. Священник должен быть всесторонне образован как в научно-богословском, так и в техническом отношении, а также должен быть опытным и в чисто житейских вопросах. Перед ним возникает много разных проблем, дел, а помощников или мало, или совсем нет. Священник в наше время не только служит, он и строит, восстанавливает храм, у него много мирских забот: нужно знать даже какие-то азы бухгалтерского учета, потому что без знания его невозможно устанавливать трудовые отношения. Но самое главное, конечно же, – богословская подготовка. Святейший Патриарх особенно указывает сегодня на необходимость духовного возрождения людей, это – основная забота современного пастыря. Строительство, восстановление храмов – уже как бы второй вопрос. А для того чтобы возрождать души людей, необходимо верующих и воцерковляющихся объединять вокруг прихода. Нужно, в первую очередь, чтобы на каждом приходе действовала воскресная школа как для детей, так и для взрослых. Опыт показывает: воскресные школы очень объединяют и отдельных людей, и целые семьи. И там, где создана крепкая воскресная школа, там, где ей уделяется большое внимание со стороны настоятеля, священника, там приход дружный, хороший. Но, чтобы объединять людей и создавать воскресные школы, священник должен быть хорошо подготовленным, с богословским образованием.

    – Как, по Вашему мнению, нужно строить образовательный процесс, чтобы не навредить душе ребенка?

    – Мне кажется, здесь нужно объединять усилия прихода, священника с усилиями родителей, которые любят свое дитя и хотят для него сделать все самое благое. И когда вместе, в одном направлении действуют школа и семья, тогда получается добрый результат.

    – Как надо сочетать в нашей школе воспитание и образование?

    – Думается, все дело в одном: есть ли взаимодействие Церкви и современной школы. Без этого просто невозможно воспитание. Стандартные подходы здесь невозможны, поскольку в каждой местности, в каждом регионе, да и в каждой школе, есть своя специфика. И на практике мы сталкиваемся с самыми неожиданными вопросами, начиная от личного отношения администрации и педагогического коллектива той или иной школы к Церкви и заканчивая экономическим и духовным уровнем того или иного района или области. Как показывает опыт, сухие директивы, исходящие от департаментов образования (в данном случае я имею в виду областные власти), ничего не дают. Подписываются соглашения между епархиями, приходами и администрациями, отделами образования на местах. Но зачастую эти директивы не воплощаются в реальных делах. Нужно начинать работу с учителями, чтобы они сами поняли необходимость введения православных воспитательных основ в школах, нужно сочетать светское образование и воспитание Церкви. Мы часто сталкиваемся с непониманием этих принципов – это камень преткновения в деятельности любой школы. Там, где директор и преподаватели со вниманием относятся к духовной жизни своих подопечных, а тем более если они еще и сами верующие, никаких проблем не бывает во взаимодействии Церкви и школы. Там же, где оказывают сопротивление, не только вести разговор о совместном воспитании и образовании детей с участием Церкви невозможно, но бывает и так, что священнику просто преграждают путь в школу. В то же время какой-нибудь приезжий проповедник, заходящий в школу и раздаривающий там подарки, приятен для администрации школы. Батюшка же в рясе, который ничего не может материально дать, не принимается администрацией. И мне кажется, что здесь нужно сочетать и директивы, и разъяснительную работу с педагогами, то есть создавать педагогические семинары – то, что мы пытаемся сейчас делать на уровне епархии в Архангельске. Это привлекает много педагогов. Так же важно проведение образовательных чтений – форма, которая уже прижилась на общецерковном уровне. Мы в епархии проводим Иоанновские образовательные чтения, которые способствуют единению Церкви, педагогов, медиков, самых широких слоев общественности нашего региона. Учредителями чтений являются наша епархия, администрация области и Педагогический университет. С нашей стороны занимается этим председатель Отдела религиозного образования и катехизации епархии архимандрит Трифон. Остальная часть лежит, конечно, на епархии, поскольку администрация может предоставить помещение, помочь транспортом, устроить людей, но по самим чтениям трудятся священники.

    – Сколько у Вас приходов в епархии?

    – Приходов уже более девяноста. Храмов меньше, конечно. Во многих приходах священники служат в приспособленных помещениях: в Домах культуры или просто в жилых зданиях.

    – А воскресных школ какое количество?

    – В городских приходах, в крупных городах области – везде действуют воскресные школы. В сельских – пока еще не во всех.

    У нас епархия очень специфическая. Есть такие приходы, до которых невозможно добраться наземным транспортом. Я имею в виду поезд, автомобиль, и даже водным невозможно будет добираться, потому что навигация заканчивается. Единственным транспортным средством остается самолет или вертолет. Один из самых удаленных приходов – на территории Ленского района (это уже граница с Республикой Коми), от Архангельска находится на расстоянии 960 километров. Но есть и более отдаленные приходы. Например, Нарьян-Мар в Ненецком округе – туда только самолетом можно добраться. А самый дальний приход – это приход Святителя Николая на островах Новой Земли. Туда три часа лететь, в два раза дольше, чем до Москвы.

    – Владыка, а есть ли в этих местах, которые Вы назвали, воскресные школы?

    – Да, есть. Во всех самых дальних приходах есть воскресные школы. Нарьян-Мар – это губернский город, вернее, окружной. Там священник с 1992 года служит, и тогда же была открыта воскресная школа. На Малой Земле тоже очень сильными оказались прихожане. Это все-таки в основном семьи военнослужащих, офицеры и их жены, которые все практически с высшим образованием. И как только был назначен священник на Новую Землю, тут же была открыта воскресная школа.

    – Владыка, мы живем в век виртуальной реальности: компьютеры, телевизоры, изменился способ восприятия мира. Как сохранить в этих условиях православные корни, как сохранить душу живую, оставаться православным человеком?

    – Поскольку я воспитан в церковной семье с детства, мне кажется, что без воцерковления детей невозможно говорить о сохранении православных корней у нашего потомства. Потому что компьютеры, телевидение и так далее очень отвлекают человека, особенно несозревшего ребенка, и захватывают в свои сети. Противоядие от этой беды одно: только воцерковление, чтобы родители прививали с детства своим детям веру в Бога, страх Божий, исполнение заповедей Божиих. То есть нужно воспитывать детей в православных традициях. Конечно же, в первую очередь – это посещение богослужений, хотя бы праздничных, где ребенок не только присутствует, но и участвует в таинствах церковных. Привлекать детей постарше к разным послушаниям Церкви, начиная от клиросного пения – создания детских хоров – и заканчивая алтарничеством. Пожалуй, это самое важное для того, чтобы прекратить разложение детской души.
    Затем – воскресная школа: создание кружков рукоделия, художественных и так далее. У нас имеется опыт в одном из приходов, где дети занимаются рисованием, вышиванием, прикладными искусствами. И сейчас мы вынашиваем в планах образовательной деятельности епархии создание центра православной культуры в городе Северодвинске. Это второй по величине город области, где большой процент людей с высшим образованием. И город молодой, молодежный. В этом центре предполагаем разместить домовый храм, воскресную школу, кружки прикладного искусства. Хотим организовать и центр реабилитации людей, прошедших через тоталитарные секты. Основной характер деятельности его будет церковно-просветительский.

    – Вы один из самых молодых архиереев Русской Православной Церкви... Что Вам помогает при решении трудных вопросов в управлении епархией? В чем Вы видите суть и смысл православного пастырства в наше время?

    – Сначала я хотел бы упомянуть о своих наставниках. В первую очередь, конечно, родительское воспитание. Оно наиболее было ощутимо и в моей пастырской деятельности, и в годы обучения в духовных школах. То, что было заложено родителями в моем сердце, стало основой того, что помогало и помогает мне в несении архиерейского служения. Во время учебы в духовных школах я исполнял обязанности помощника тогдашнего ректора Духовной академии, ныне архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила. После окончания учебных заведений я был по благословению Святейшего Патриарха отправлен для несения пастырского служения в Карелию, где меня рукоположил владыка Мануил, и проходил служение в разных должностях, в том числе и епархиальным секретарем под его омофором. И оттуда уже был призван на епископское служение. И то, что было во мне заложено родителями, и то, что я видел в деятельности владыки Мануила, явилось основой моего духовного и архипастырского опыта. Какой бы ни была ситуация, я всегда вспоминаю опыт владыки Мануила, духовный опыт родителей и других архипастырей, с которыми мне приходилось общаться. Многое привнес в мой опыт священнослужения и общения с людьми владыка Александр, архиепископ Костромской и Галичский. Моя родина в Костроме, и я часто бывал в своем родном городе и видел труды владыки Александра по воссозданию епархиальной жизни. Ну и, конечно же (я думаю, это общепризнанно всеми епископами моего поколения, с кем я общаюсь, с кем я учился вместе), – опыт служения нашего Первосвятителя, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, у которого я имел счастье быть на послушании и даже подиаконствовать. Весь этот совокупный опыт помогает моему служению.

    – Владыка, расскажите о духовной жизни Вашей паствы, какие трудности испытываете?

    – Основой духовной жизни для любой епархии являются монастыри. Это исторический факт, и мы сейчас возвращаемся к пониманию этого. В нашей епархии, как и в любой другой, идет возрождение монастырей, потому что без постоянной молитвенной поддержки очень трудно жить и трудиться в современном мире. На территории епархии возрождаем два мужских монастыря – Антониево-Сийский монастырь в Холмогорском районе и монастырь Праведного отрока Артемия Веркольского в Пинежском районе, недалеко от родины святого праведного Иоанна Кронштадтского – там сосредотачиваются молитвы за всю епархию. На родине праведного Иоанна планируем постепенно возродить женскую обитель, основанную отцом Иоанном. Конечно, многое зависит от самих священнослужителей, которые трудятся на приходах епархии, от их духовного роста. Недаром есть пословица на Руси: "Каков поп, таков и приход". Если священник уделяет большое внимание своему собственному духовному становлению и росту, то это отражается и на прихожанах. И очень плохо, если священник не думает о духовном возрастании, а ограничивается лишь внешними проявлениями церковной жизни. Было у нас, как и в других северных епархиях, много подвижников веры и благочестия, много монастырей, больших и малых, многое, конечно, уничтожено. Но нас духовно поддерживают подвижники нашего, двадцатого, столетия. Это мученики-исповедники, которых здесь, на Русском Севере, было, наверное, больше, чем где-либо. Я уж не говорю о Соловках, но и в самой области жили сосланные монахи и исповедники Русской Церкви. Некоторые из них до недавнего времени были живы, и народ их помнит... Из прошлых подвижников можно вспомнить старца Рассказова Новопинежского из Верхнехолмского района нашей области. Земной путь его прошел не в нашем веке, но он живет в воспоминаниях людей, чьи корни в этой земле, и очень любим ими. Я его называю потому, что в общецерковном прославлении он не числится, не известен в России, но коренными жителями архангельской глубинки почитается святым, и место захоронения его привлекает паломников.

    – Владыка, какие пожелания читателям "Воскресной школы" – учителям, преподавателям воскресных школ – Вы хотели бы высказать?

    – Прежде всего я хотел бы поблагодарить издателей и тех, кто трудится над созданием и подготовкой номеров газеты "Воскресная школа", за их подвижнический труд, поскольку я знаю, что газета очень читаема и любима многими людьми, даже в глубинке Архангельской области. Поэтому мы выписываем ее через епархию для каждого прихода, чтобы было в каждой приходской библиотеке хотя бы по одному экземпляру газеты. Мне кажется, что газета имеет правильное направление, спокойно занимая позицию последовательного воцерковления людей. В ней нет места политике, каким-то междоусобицам. В ней сосредоточен богатый материал и опыт церковного просвещения в современном мире. Это очень важно, в первую очередь для пастырей. Наверное, это единственная газета церковно-просветительской направленности. Многие материалы из нее перепечатываются местными светскими и епархиальными газетами, потому что она привлекает внимание читателя, как верующего, так и неверующего. Знаю, что во многих светских школах педагоги желали бы иметь в библиотеках вашу газету. Я считаю, что независимо от социального положения читателя, газета просто необходима современному человеку, мало-мальски задумывающемуся о духовной стороне жизни, интересующемуся историей Церкви, потому что, повторюсь, другого подобного печатного органа, по-моему, у нас в России нет. Что пожелать читателям? Задумываться о духовной стороне жизни и увидеть в Православии и Церкви не просто совокупность обрядов и священнодействий, а напоминание о вечности и о пути к нашему спасению.

    Материал подготовили
    Евгений КРЫЛОВ и Алексей САВЕЛЬЕВ
    Фото Евгения Крылова