Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 36/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЖИТЬ - БОГУ СЛУЖИТЬ

    Спонсор публикации статьи: компания «Кредитный эксперт» предоставляет услуги по получению потребительского кредита в Санкт Петербурге по выгодным условиям. Высококлассные специалисты подберут подходящую кредитную программу и помогут в одобрении банком Вашей заявки на кредит наличными. Большой опыт успешной работы и высокий профессионализм работников компании обеспечит получение кредита в самые короткие сроки. Для постоянных клиентов предусмотрены скидки и бонусы. Подробнее ознакомиться с предложением компании «Кредитный эксперт» и подать заявку на кредит можно на сайте http://1001credit.ru

    ЖИТЬ - БОГУ СЛУЖИТЬ

    Внеклассное мероприятие для начальной школы

    Тема. Что ты знаешь о Преподобном Сергии Радонежском?

    Цели и задачи. Обобщить и закрепить знания о Преподобном Сергии, развивать речь, память, мышление, воспитывать патриотические чувства, чувство товарищества.

    Ход занятия

    Учитель. Сегодня мы узнаем, хорошо ли все ребята запомнили житие Преподобного Сергия. Для этого мы проведем игру. У меня на столе цветные фигуры, пусть каждый подойдет к столу и выберет себе фигуру. (Дети выполняют.) Теперь те, кто выбрал фигуры одного цвета составят одну команду. (Дети группируются в команды по 4–6 человек.)

    Задание 1. Сейчас я задам командам несколько вопросов. Та команда, которая быстрее поднимет руку, будет отвечать. За каждый правильный ответ команде дается одно очко.

    1. Как звали Преподобного Сергия в детстве? (Варфоломей)
    2. Как звали его родителей? (Кирилл и Мария)
    3. Кому посвятил Преподобный Сергий церковь, ведя иноческую жизнь в лесу? (Пресвятой Троице)
    4. Какое чудо произошло с Преподобным Сергием еще до рождения? (Когда святой находился в утробе матери, он трижды прокричал в самых важных местах литургии)
    5. Как звали братьев Преподобного Сергия? (Стефан и Петр)
    6. На какую битву благословил Преподобный Сергий князя Димитрия Донского? (На Куликовскую битву)
    7. Кто из святых явился Преподобному Сергию вместе с Божией Матерью? (Святые апостолы Петр и Иоанн)
    8. Кто из учеников Преподобного Сергия написал икону "Троица" (Преподобный Андрей Рублев)

    Задание 2. Каждой команде я раздаю стихотворение В. Афанасьева "Схимник Пересвет" о Куликовской битве, на которую Преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия Донского и дал ему в помощь двух монахов-воинов – Пересвета и Ослябю. Но это стихотворение разрезано на несколько частей. Ваша задача – восстановить последовательность событий. Победит та команда, которая первой соберет стихотворение и выразительно прочитает его.

    1. С ханской силой биться,
    Мощно ополчась,
    В Лавру помолиться
    Прибыл Дмитрий князь.

    2. Молвил князю Сергий,
    Подавая меч:
    – С Богом! Ныне свергнем
    Иго с наших плеч.
    Мы теперь не слабы.
    Не страшись, иди –
    Пересвет с Ослябей
    Будут впереди.
    Бог и Церковь с вами
    Против всех угроз.
    Русской силы знамя
    Освятил Христос.

    3. Поле Куликово!
    Древние года!
    Дмитрия Донского
    Рать пришла сюда –
    Битвы ждет без страха,
    Хоть и грозен враг,
    С ними два монаха
    В схиме, на конях.
    Скоро грянет битва!
    И звучат в тиши
    Воинов молитвы,
    Как одной души.
    А за этой ратью
    Вся святая Русь:
    – Стойте крепко, братья,
    Я за вас молюсь!

    4. Копий лес вздымая,
    Утром, в ранний час,
    Встала рать Мамая
    Тучей против нас.

    5. Начал тут хвалиться
    Некто Челубей:
    – Кто не побоится
    Силушки моей? –
    Конь под ним громадный,
    Сам, как Голиаф,
    Страшный и нескладный,
    И такой же нрав.
    Он трясет копьищем
    В целое бревно:
    – Выходи хоть тыща,
    Будет всем одно!

    6. Выезжает конный
    В куколе с крестом,
    С ликом, истомленным
    Бденьем и постом, –
    Вот и он свое
    Поднял боевое
    Длинное копье.
    Без щита, без лат он,
    В стремени нога –
    В мантии крылатой
    Мчится на врага.
    Тот ему навстречу
    Бурею летит –
    Под железом плечи,
    Есть и шлем, и щит.

    7. Смотрят оба войска –
    Кто кого собьет,
    Кто из них геройски
    Общий бой начнет...
    Вот они все ближе,
    Жмет копье рука, –
    Вот склонились ниже,
    Метя в грудь врага.

    8. На дыбы их кони
    Разом поднялись,
    Затрещали копья...
    Крики раздались...
    Тот и другой убиты!
    Рати сошлись, и вот
    На смерть, не на живот.

    9. Люди кричат: "Победа!"
    Трубы трубят: "Победа!"
    Слава тем, кто полег!
    Их да прославит Бог!
    Войско несет с собою
    Первую жертву боя:
    Иночества то цвет –
    Схимник Пересвет.

    (В зависимости от подготовки детей стихотворение можно сократить.)

    Задание 3. На доске вы видите изображения храмов Троице-Сергиевой Лавры. Я буду читать описания храмов, а вы должны показать их на доске. (В зависимости от подготовки детей учитель может называть храмы, а дети – показывать, либо учитель только описывает храм, а дети показывают и называют его.)

    1. Построен над гробом Преподобного Сергия, весь из белого камня. Верх храма весь вызолочен. Внутри у южной стены почивают святые мощи Преподобного Сергия. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохраняет на себе пробоину от ядра, полученную во время осады поляков в 1608 году. (Троицкий собор)
    2. Воздвигнут посреди Лавры, с пятью большими главами. Средняя глава позолочена, а остальные украшены золотыми звездами. (Успенский собор)
    3. Находится с южной стороны монастыря. Снаружи стены ее покрыты разноцветными красками, окна обставлены резными из камня колоннами, вокруг нее идет открытая галерея. (Трапезная с церковью Преподобного Сергия Радонежского)
    4. Маленькая церковь с одной главою, овальной формы. (Церковь Божией Матери "Одигитрии" (Смоленская)
    5. Здание огромное, величественное и изящное, состоит из пяти ярусов и имеет вид четырехугольного столба, который по мере возвышения своего уменьшается в объеме. (Колокольня)

    Задание 4. У Лидии Чарской есть повесть "Один за всех" о Преподобном Сергии. Я сейчас зачитаю оттуда отрывки, а вы попробуйте ответить, кто это сказал и кому.

    1. "Врешь! Рцы это! Доколе тебе твердить? Становись на колени, протяни руку". (Учитель – Варфоломею)
    2. "Отрок этот будет некогда обителью Пресвятой Троицы". (Старец – родителям Варфоломея)
    3. "Братец, невмоготу... Привык я к обители, тянет в монастырскую келлию". (Стефан – Преподобному Сергию)
    4. "Победиши враги твоя". (Преподобный Сергий – князю Димитрию Донскому)

    Задание 5. Сейчас каждая команда получит карточку с изображением эпизода из жизни Преподобного Сергия. Команды должны догадаться, что изображено на рисунках. На обдумывание дается две минуты. (Эпизоды могут быть такими: видение отроку Варфоломею; Преподобный Сергий воскрешает мальчика; Преподобный и медведь; благословение князя Димитрия и другие.)

    Задание 6. Сейчас каждый член команды получит фломастер. Задача команды – на одном большом листе бумаги изобразить за пять минут вид Троице-Сергиевой Лавры. Обязательное условие: рисовать должны все члены команды.

    Задание 7. Каждая команда получает карточку с русской народной пословицей. Надо привести пример из жизни Преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.

    1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. (Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.)
    2. Жить – Богу служить. (Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.)
    3. Послушание паче поста и молитвы. (Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.)
    4. Умный смиряется, глупый надувается. (Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.)
    5. С молитвою в устах, с работою в руках. (Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.)

    Задание 8. У меня в руках шкатулка, а что там, предстоит вам угадать. Для этого команды по очереди задают вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". После того как вы отгадаете, что прячется в шкатулке, вы должны сказать, какое отношение эта вещь имеет к Преподобному Сергию. (В шкатулке находится деревянная игрушка или ложка. С времен Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были "благословением монастыря".)

    На этом наш конкурс заканчивается. Подсчитываются очки, и выбирается победитель.

    Урок подготовила © Юлия КЛЮЕВА