Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 29/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Будь здрав во славу Божию

    БУДЬ ЗДРАВ ВО СЛАВУ БОЖИЮ
    Медицина как фактор культуры

    Современное общество находится в очень непростом положении. С одной стороны, возникла острая необходимость рассматривать вопросы здоровья с позиций предупреждения заболеваний, а с другой стороны, нет возможности уберечься от неблагоприятных экологических факторов, информационного напряжения, стрессов и многого другого. Предлагается множество различных концепций по сохранению здоровья, здоровому образу жизни, по культуре здоровья – как классическими медицинскими работниками, традиционной медициной, так и множеством специалистов различных направлений, начиная от народных целителей до откровенных шарлатанов. Но люди все-таки болеют, несмотря на научно-технический прогресс, и число заболеваний продолжает расти, появляются новые и новые заболевания, с которыми медицина в настоящее время справиться не в состоянии.
    Несколько лет назад в школьные программы был введен новый предмет: валеология, наука о здоровье, о его культуре, о здоровом образе жизни. Вроде бы очень хорошо, что государство заботится о подрастающем поколении, о будущих своих гражданах. Если бы наше государство было православным и правовым, наверное, так бы оно и было. Но поскольку школьная валеология рассматривает вопросы здоровья с позиций культуры здоровья, а также здоровья физического, психического и духовного, то возникает опасность исказить духовные аспекты воспитания, что в итоге и произошло в наших школах. Вместо духовных аспектов рассматриваются оккультные учения, предлагаются различные низкопробные псевдомедицинские пособия и программы, часто с использованием материалов по раннему половому воспитанию, внедряются тоталитарные культы и многое другое; в других же школах все сводится к культуре тела, к тренировкам и чисто механическому подходу.
    Что же делать современному человеку, как ему уберечься от болезней, научиться сосуществовать в социуме, развиваться? Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно вспомнить некоторые прописные истины.
    В медицинском образовании существуют учебные программы, по которым происходит подготовка специалистов. В том числе на вопрос о происхождении человека медицина отвечает теорией Дарвина, а не с позиций православной христианской антропологии. Значит, раз человек – существо эволюции природы, воли случая, то и его здоровье и его болезнь рассматривают сугубо как проблему физиологии человека. Если же мы начнем рассматривать этот вопрос с позиции взаимосвязи Создателя и человека, то все сразу становится на свое место.
    Если человек создан Господом, то, отступив от своего Создателя, он лишается Божией благодати и Божией помощи.

    Для того чтобы человек был здоров, с самых первых признаков недуга он должен думать не о докторе, а обратиться за помощью к Господу. Когда он будет молиться и просить у Господа помощи – может случиться, что уже одного этого в некоторых случаях будет достаточно, чтобы у человека прошел стресс, успокоилось, уравновесилось внутреннее состояние и болезнь отступила бы...

    В случаях, когда лечение все же необходимо, лучше прибегнуть к нему по благословению священника. Исходя из многолетнего опыта, могу сказать: когда человек проходит лечение по благословению, то результаты его совершенно иные, чем в случае, когда мы лечим атеиста. Сотрудничество священника и врача дает удивительные результаты. Мы зримо ощущаем, как Бог помогает человеку, все проблемы его здоровья разрешаются значительно проще, быстрей, без осложнений.

    Поэтому в нашей медицинской практике мы пользуемся помощью православных священнослужителей. Без духовной помощи сложных пациентов, какие бывают у нас на кафедре, вообще вылечить невозможно. Да и любые заболевания с Божией помощью лечатся эффективней и, я бы сказала, проще.

    А сейчас хотелось бы поговорить о культуре наших взаимоотношений, что имеет самую прямую связь с культурой здоровья, здорового образа жизни.

    БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СПАСАЕТ ОТ БОЛЕЗНЕЙ

    На основе наблюдения многих пациентов как специалист могу сделать вывод: если бы человек вел достаточно благочестивый образ жизни, то многие болезни просто не появились бы, ибо множество проблем возникает у человека от страстей. И врачу, если он по мировоззрению православный, очевидна взаимосвязь несбалансированных эмоций и болезней. Хотя сами по себе эмоции – в физиологических пределах – это нормальная функция человеческого организма; реакции на природу, на взаимоотношения с окружающими людьми организму полезны и поддерживают его жизнедеятельность. Если же эти эмоции находятся в несбалансированном состоянии, либо слишком гипертрофированны, избыточны, либо совершенно отсутствуют – такой эмоциональный фон приводит к внутренней, душевной разрегулировке.

    Почему в вопросах рассуждений о здоровье я начала именно с эмоций? Потому что эмоциональный фон очень часто способствует возникновению многих болезней. Например, если у человека излишне проявляется эмоция печали (в Церкви она называется унынием и считается большим грехом), то у него страдают такие органы, как легкие, толстая кишка. Об этом известно такой науке, как рефлексотерапия. Человек так устроен, что у него избыточные эмоции поражают определенный орган, каждая эмоция строго связана с определенным органом. Избыточная радость (не та тихая радость, когда человек молится Господу, помогает другому, общается с ближним, а перевозбуждающие эмоции в виде громкого, долгого хохота, сладострастия или переживаний во время просмотров фильмов, когда неестественно сильно стимулируются эмоции) приводит к нарушению функций сердца или тонкого кишечника. И это может способствовать в дальнейшем и анатомическому поражению этих органов.

    Следующая эмоция – тревога. Когда человек деятельно о ком-то заботится, беспокоится – это доброе чувство вреда не нанесет. Но когда эта эмоция начинает переходить в гипертрофированное состояние, то от избытка тревоги у человека разбалансируются функции желудка, селезенки и поджелудочной железы. И может даже образоваться острая язва желудка. Такие случаи известны среди летчиков-испытателей: при сильной тревоге, когда человек не может вывести из штопора самолет, после посадки у него иногда обнаруживается язва желудка, которой не было 10 минут назад. Стрессовый эмоциональный фон дает настолько сильную нагрузку на этот орган, что фактически образуется изъязвление, а иногда даже прободные язвы.

    Избыток же такой эмоции, как страх, поражает почки и мочевой пузырь. Но больше всего повреждает здоровье и все существо человека эмоция гнева. Человек, который постоянно испытывает гнев (в жизни таких людей, которые постоянно злобно наставляют кого-то, с кем-то борются, называют занудами), страдает разрегулировкой функции желчного пузыря. Это несбалансированная избыточная эмоция так сильна, что даже отдельные вспышки гнева повреждают этот орган. Недаром о таких людях говорят: желчный человек. Когда такие пациенты приходят к нам на прием, приходится говорить с ними об этом...

    Самое хорошее, что человек, страдающий болезнями желчного пузыря, да и любыми другими, может для себя сделать, – это прибегнуть к средствам, известным две тысячи лет: молитве, исповеди, Причащению Святых Таин. Через это он соединяется с Господом и приходит в состояние внутреннего спокойствия, все в нем гармонизируется, и эмоциональные нарушения нивелируются. И если бы человек делал это регулярно, то есть жил нормальной христианской жизнью, то у него просто не возникало бы эмоциональных разрегулировок.

    На нашей кафедре мы проводили исследования, как молитва гармонизирует человека: когда человек молится, все его физиологические параметры приходят в норму. И даже если он проявил какую-то излишнюю эмоцию, то есть получил непомерную нагрузку на определенный орган, то после того как он помолился, пошел на исповедь – у него все сгармонизировалось. И болезнь, которая должна бы возникнуть, не проявляет себя.

    Так что даже с точки зрения профилактики заболеваний молитва имеет огромное значение. Взять хотя бы простудные заболевания. В этот период эмоциональным фоном бывает печаль – значит, повреждаются легкие и толстая кишка. Для того чтобы помочь легким, надо успокоиться, преодолеть в себе состояние печали, радоваться тому, что Господь дал такое испытание. Благодарить за все, как учит наша Церковь! В этом большая мудрость. Потому что когда человек не раздражается по поводу конкретных проявлений болезни, понимая, что для чего-то это нужно, то таким образом удерживает свой эмоциональный фон в норме, и у него дела быстро идут на поправку. И мы, врачи, видим конкретные результаты.

    Если бы человек мог удерживать то молитвенное состояние, которое он приобрел в храме, у него не было бы эмоциональных перекосов и многих болезней. Но поскольку мы люди несовершенные и грешные, то ненадолго хватает нам внутреннего спокойствия. Скажем, вышел человек на улицу – кто-то на него криво посмотрел или толкнул, и он отозвался гневом. Включил телевизор – увидел безобразия – от мирного настроя и следа не останется. Но если бы у нас было смирение, о котором сейчас мало кто вспоминает и тем более редко применяет на деле эту великую добродетель, которая дает человеку гармонию эмоций и препятствует возникновению сосудистой патологии и поражению нервной системы, внутренних органов, – мы все были бы намного здоровее.

    Когда я только пришла к православной вере, поначалу как врач очень удивлялась тому, что в Православии есть все для того, чтобы не болеть в принципе. Только соблюдай заповеди – и все будет нормально. Соблюдение заповедей Божиих – это и есть самый здоровый образ жизни, самая высокая культура здоровья. Но мы по своей греховности и немощи как раз этого и не делаем. Поэтому человек заболевает. Те, у кого цистит, почему-то думают, что это из-за того, что они простудились. Да, простуда способствует возникновению таких воспалений в мочевом пузыре. Но на самом деле в такой ситуации человек чаще всего проявил эмоцию страха, внезапно чего-то испугался – это и явилось причиной болезни.

    Есть такое заболевание, которым часто страдают дети, – энурез. Оно проявляется ночью, когда ребенок не контролирует сознанием свой мочевой пузырь. Когда начинаем анализировать причины, то выясняется, что очень часто этому предшествовала эмоция страха – одного родитель ремнем повоспитывал так, что ребенок при этом испугался, на другого собака напала, третьему в темноте что-то показалось. Во всех 100 процентах случаев у таких детей присутствует эмоция страха. И поэтому если ребенок чего-то испугался, чтобы не было последствий, самое хорошее, что можно сделать, – это сразу же отвести такого ребенка в церковь, малыша сразу же причастить. Эмоциональная разрегулировка, кратковременная, однократная, в здоровом организме не должна вызывать тяжелых повреждений, она может нормализоваться при обращении к помощи Церкви. Но если ребенок заболел серьезно – тогда, конечно, с молитвой можно проводить и курс лечения. Мы такие энурезы лечим с помощью массажа внутренних органов – поскольку в такой ситуации и связочный аппарат часто бывает натянут, и мочевой пузырь находится в неблагоприятном состоянии...

    Как видим, человеку при любых заболеваниях надо в первую очередь следить за своими эмоциями. Конечно, мне могут возразить: но и монахи, и старцы, которые много молятся, тоже болеют. Но помимо непосредственного греха бывают и другие причины заболеваний. Мы не можем знать Промысла Божиего, по которому тому или иному человеку попускается болезнь. Кого-то Бог ведет к большему совершенству, к смирению, кого-то, возможно, так уберегает от худших несчастий. Многие подвижники хотят служить Господу всем существом, и даже своей немощью. Это все в руках Божиих... Мы даже сравнивать не можем себя с ними и должны думать о своем состоянии и различать последствия своих грехов и страстей. Наши же немощи чаще всего бывают от нашей невоздержанности. Природные явления (простудный фактор, переохлаждения, перегревания) тоже имеют место, но внутреннее наше устройство оказывается более сильным фактором. Мы сами себе можем или помогать или вредить.

    Это самое важное: человек при заболевании прежде всего должен привести себя в душевное равновесие. Лучше, чем молитвой, ничем этого не сделаешь. Никакие аутогенные тренировки здесь не помогут, скорее наоборот – как психотерапевт я знаю, что их часто рекомендуют. Но даже нецерковному человеку вряд ли разумно к ним прибегать – ведь это психотехники, они очень негативно воздействуют на подсознание. Кроме того, при аутогенной тренировке человек обращается не к Господу, а к собственному “я” – следовательно, и помощи никакой не получит, только вред.

    Сейчас самое время поговорить и о культуре питания, о культуре застолья.

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ И ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

    Могут ли быть заболевания от неправильного питания? По моему глубокому убеждению, на основании личного и профессионального опыта могу сказать: когда человек благословляет пищу перед едой, то в такой пище не может быть болезнетворных микробов. Если человек молится до и после еды, осеняет крестным знамением продукты, приносимые в дом, готовит с молитвой – в принципе он отравиться не может. И здесь тоже премудрость Божия: дать человеку защиту даже от того недоброго, что может в него войти.

    Кроме того, во время принятия пищи важен эмоциональный фон. Если во время трапезы ведутся какие-то неприятные разговоры: например, о том, что не хватает денег или о каких-то иных неприятностях, это будет способствовать тому, что пища не будет усваиваться. Желудок вместо того, чтобы заниматься своей непосредственной работой – пищеварением – в это время будет отвлекаться на эмоцию тревоги. Физиологическое назначение его и эмоциональное состояние человека приходят в диссонанс.

    Нецерковные или малоцерковные люди не всегда понимают смысл православных обычаев – например, благоговейного молчания во время трапезы. Но нет ничего случайного в православном учении. Когда мы молимся перед едой и после (а в монастырях жития святых читаются и во время трапезы), это чрезвычайно важно: идет гармонизация организма, и все направляется на усвоение посланной Богом, благословенной пищи. Возбуждающие же мысли отвлекают человека от этого. Возьмите застолья с телевизором. Когда человек, глядя в телевизор во время еды, хохочет или испытывает какие-то сильные переживания, скажем, от фильма ужасов – кроме того, что он нарушает благоговение трапезы, такой обед небезопасен для здоровья в целом – у него начинается конкретная разрегулировка совершенно определенного органа.

    Снова повторю, что в нашей Православной Церкви нет ничего случайного. Можно только поражаться научной точности ее правил. Например, посты соблюдать очень полезно не только с духовной, но и с медицинской точки зрения – разгрузка пищеварения, наступающая во время Великого поста, после мягкой подготовки во время масленицы, когда ограничивается белковая пища, способствует оздоровлению всего организма. Но хочется предостеречь от невоздержанности разговения на Светлой седмице после очень строгих дней Страстной седмицы. Можно, конечно, “подкрепляя” себя, съесть сразу целую миску пирогов с мясом, множество яиц. Но организм такой нагрузки, такого пищевого удара просто не выдержит, поскольку у человека есть определенные физиологические возможности.

    Как смотреть на лечение? Лечиться можно, но так, чтобы не было в этом случае ущерба вере в Господа, не было бы пристрастия к лечению. Поэтому, болящий, имей такое расположение сердца: все в руках Божиих – и смерть моя, и жизнь. Но Ты, Господи, все дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку, и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет. Нужно при этом знать, что есть такие болезни, в которых ясно можно усматривать волю Божию. Мы имеем в виду неизлечимые болезни. Спрашивается: можно ли в подобных болезнях решаться на предлагаемые операции? Кажется, не следует. Лучше бы верующему христианину в таких случаях примиряться с болезнями и смотреть на них как на посылаемое Господом Богом очистительное испытание.

    Епископ Арсений (Жадановский)

    Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина «ideя!». Если Вы хотите, не покидая кресла за Вашим компьютером и по низкой цене купить качественную бытовую мебель с доставкой покупки по Тюмени, то предложение интернет магазина «ideя!» для Вас. Посетив интернет магазин Тюмени «ideя!», который располагается по адресу http://www.idei72.ru, Вы найдете большой ассортимент товаров для дома, который включает в себя пылесосы, варочные панели, холодильники, обогреватели, стиральные машины, кофеварки и многие другие наименования бытовой техники. Все предлагаемые товары подтверждены сертификатами качества и имеют соответствующие гарантии производителей. Благодаря услугам интернет магазина бытовой техники Тюмени «ideя!», покупка стала по настоящему простой и удобной!

    Количество пищи всегда должно быть рациональным, без резких колебаний. Значительные перегрузки приведут к тому, что пищеварительный аппарат будет себя очень плохо чувствовать: будет не хватать пищеварительных соков, и пища эта не усвоится; возможно, наступит и опущение органов. Если монах может вообще не есть мяса и вкушать очень мало пищи, то это значит, что организм его в этом количестве пищи получает все, что нужно. А если человек постится, но в неумеренных количествах употребляет постную пищу, вряд ли такой “пост” принесет ему духовную пользу и очищение организма.

    Как мы относимся к застолью? Если человек считает, что пища обязательно должна быть изысканной, вкусной, обильной, то это не значит, что такова физиологическая потребность этого человека, – это лишь вредная привычка. Потому что на самом деле столько еды человеку просто не нужно. Для поддержания жизненных процессов человеку достаточно немного пищи – значительно меньше, чем мы привыкли употреблять... А излишнее количество приводит к перегрузкам и развитию заболеваний – зашлакованности организма: на большое количество пищи не хватает пищеварительных соков, в итоге она застаивается и выходит непереваренной (то есть фактически переводятся и выбрасываются продукты) либо доходит до полураспада – и тогда уже является аллергеном для этого человека, поскольку так, как нужно, не усваивается. Принципы рационального питания заключаются как раз в том, что человек должен быть умеренным в своей еде, не эмоционировать во время еды. Это очень несложно. И если у человека есть пристрастие много покушать, то это именно при-страстие, а не физиология.

    Неравновеликие промежутки между принятиями пищи тоже ведут к неправильной выработке пищеварительных соков – то их слишком много, то их слишком мало. Это может способствовать возникновению дискинезий. От этого возможна и неестественная полнота, даже если человек ест совсем немного. При этом бывает разрегулирована функция поджелудочной железы, так как нет ритма питания.

    Занимаясь массажем внутренних органов, я очень часто вижу, что на эмоциональном фоне гнева, резких вспышек раздражительности у человека часто возникает дискинезия желчевыводящих путей. И если это происходит постоянно, если человек не может регулировать эти эмоции, у него проявляются застойные явления в желчном пузыре, образования камней, образуются воспалительные инфильтраты – всякого рода холециститы. Получается, что этот процесс от эмоционального дисбаланса переходит в разряд заболеваний. И если мы помогаем человеку подрегулировать фон, объясняем ему с помощью духовно ориентированной психотерапии, что своей несдержанностью он нарушает состояние внутренних органов, то, может быть, на первом этапе массажа внутренних органов бывает достаточно. Затем же, если человек не захотел работать над собой, приходится лечить серьезные заболевания.

    Что можно еще посоветовать насчет правильного, рационального питания? В самом понятии “пост” многое заложено – не только воздержание от пищи, но и воздержание чувств. Пост – это очень мудрое установление, сравнимое с научным изобретением. Верующему человеку дается рычаг регулирования своих эмоций. И когда человек воздерживается в пище, а эмоции свои не сдерживает, то у него результаты поста намного хуже, поскольку он не дисциплинируется, не смиряется. Если батюшка говорит: ты себя воздерживай, то я как врач подтверждаю, что невоздержанность, страсти, кроме погибели для души, несут еще разрушение и болезни для тела. Для человека неверующего, может, не очень понятно следствие греха: где-то там, в какой-то будущей жизни с него спросят за его поступки... Но уже сегодня его тело различными болезнями учинит ему спрос за его поступки – за то, что он с ним сделал. Так что физически тело наше страдает сразу.

    Во время поста важно и духовное разумение. Бывает, новоначальный христианин самовольно накладывает за себя “строгий” пост: не приступать, скажем, к трапезе раньше вечера. А поскольку организм все же требует определенного количества пищи, на ужином (или поздним обедом) в один присест потребляется большое количество. Так иногда поступают и те, кто по условиям жизни и труда не может регулярно питаться. Также будут негативные последствия для организма от принятия однообразной пищи, употребляемой в избыточном количестве, которая приводит к серьезным расстройствам пищеварения. Часто, решив похудеть, “модницы” заводят себе такую диету: поздно просыпаясь, выпивают чашечку кофе, съедают яблоко или банан, а в 5 часов вечера за один раз! – съедают 2,5 килограмма цветной капусты (и после этого вечером какие-то фрукты). Они считают, что цветная капуста дает им очень много питательных веществ, а большое количество пищи даст необходимое организму соотношение. Поначалу организм ее как-то усваивает, а потом начинается растяжение желудка, происходит нарушение его тонуса, и пищеварение в таком состоянии, естественно, происходить не может. Такого огромного количества однородной пищи желудок даже вместить не может, и абсурдная диета оканчивается плачевно. Только после проведенного лечения практически возможно выздоровление, а очень часто диета заканчивается инвалидизацией. Очень поучительный пример для нас, православных. Даже во время поста нужны умеренность и постоянСТВо, чтобы смирить свои страсти. Конечно, меру поста, в зависимости от состояния здоровья, благословляет духовник. Но не бывает ли так, что мы выпрашиваем послабления поста у батюшки не из-за того, что действительно нездоровы и не можем обойтись без чашки молока, а потому лишь, что не хотим расстаться со своими страстями, с привычкой к самоублажению? И не бывает ли так, что, даже соблюдая внешние правила поста, человек не борется со своим чревоугодием, как бы заставляет его “подождать” две-три недели, жалея себя, “и так плохо питающегося”, мечтая о вкусной и обильной трапезе. Но зато потом, когда пост завершается, “постящийся” берет “реванш” за все лишения в прошедшие дни. Понятно, что такой “пост” здоровья и очищения души не принесет, а может завершиться различными заболеваниями пищеварительной системы.

    ПОМОГАЙТЕ СЕБЕ САМИ

    Когда к нам попадают пациенты с заболеваниями внутренних органов и с разрегулированным эмоциональным фоном, то после проведения курса лечения мы их обучаем некоторым приемам самопомощи, чтобы не было застойных явлений в желчном пузыре, и тогда человек не будет выражать свои эмоции гневом – таким образом мы как бы прерываем негативную обратную связь. Обучаем их, что они должны делать со своим организмом для того, чтобы содержать в порядке внутренние органы, что делать, если пришлось поднять тяжесть или произошла какая-то травма, – обучаем элементарным правилам помощи себе в отношении внутренних органов.

    Мы видим, что можно без конкретных указаний на внутренние органы помогать самому себе. Можно и палочку от швабры голыми ступнями покатать – это советуем при болях в спине. Но она же будет и стимулировать проекционные зоны на стопе, которым соответствуют внутренние органы. Можно катать по ладоням, по пальцам и ступням различные колючие предметы (природные массажеры) – например, кедровую шишку, если она растет в ваших краях. Хорошо ходить босиком по песку или мелкой гальке – это очень хорошо стимулирует точки подошв. Это тоже своего рода рефлексотерапия.

    Для профилактики простудных заболеваний можно посоветовать ходить босиком по снегу – ежедневно, от полминуты до нескольких минут. Здесь к рефлексотерапии присоединяется воздействие холодом. Конечно, к такому закаливанию нельзя ни в коем случае примешивать распропагандированную сейчас систему Порфирия Иванова, которого его поклонники кощунственно ставят на место Христа, – эта демоническая “система” уводит человека в мир бесовский. Человек же не должен никогда забывать, что он – Божие творение и здоровье получит из рук Господа. А если он будет ходить по снегу, обливаться и при этом думать про Порфирия Иванова – здоровья он не получит, а если и наступит временное облегчение, то за счет сил души и организма.

    В российской же традиции всегда была закалка холодом – вспомните купание в проруби, ныряние в снежные сугробы после бани. Такое доступно, конечно, привычным людям. Но даже у совсем неподготовленных кратковременное, в 20–30 секунд, хождение по снегу (человек может при этом быть и одет, даже в шубу) стимулирует иммунную систему, мобилизует защитные силы организма. Потоптаться с полминуты в снегу у подъезда, а затем “нырнуть” в валенки – и вы почувствуете прилив крови к ногам, ощутите, что вы как бы помолодели. Можно принести снега домой в тазике – и дать чуть-чуть потоптаться в нем босыми ножками вашему ребенку (снег, естественно, должен быть чистым, а не посыпанным технической солью) – сколько восторга, радости испытает малыш! Делайте это ежедневно – и он забудет о простудах, о больном горле.

    Мы не должны держать свое тело в неге, в расслабляющем тепле. Летом хорошо ежедневно обливать все тело (с головой) или хотя бы ноги выше колен ледяной водой – лучше из холодильника. Причем здесь не нужна постепенность. Кратковременное воздействие холодом благотворно действует на любой, даже на ослабленный, организм. Возьмите прекрасную православную традицию окунания в святые источники – в большинстве из них вода ледяная, даже в жару перехватывает дух. И мне приходилось это испробовать на себе: когда на меня выливали ледяную воду, казалось, я промерзаю до костей. Но потом становилось настолько жарко, как будто меня поставили в раскаленную печь. Организм реагирует таким выбросом тепла. Купаются в таких источниках и зимой – и люди преклонных лет, и младенцы. И никто не припомнит случая, чтобы кто-то заболел, наоборот, исцеляются от многих болячек.

    Помимо действия святыни в природных источниках, после охлаждения в организме происходит разогревание и улучшаются все обменные процессы, что в принципе очень полезно. Купаются многие и в крещенскую ночь – и никто также никогда не заболевает. Наши сотрудницы прошлой зимой ездили с паломнической поездкой в Дивеево – был большой мороз, 25 градусов. Несмотря на это, наш доктор трижды окуналась с головой в источник, и когда она вылезала – был такой холод, что даже волосы заледенели. Она была потрясена, что после этого у нее не было даже насморка – наоборот, какие-то дисфункции прошли.

    Православные люди стараются хотя бы раз в году бывать на чудотворных источниках для укрепления духа и телесных сил, для очищения. А с точки зрения физиологии это хороший защитный механизм – тем более если все происходит с молитвой, по благословению...

    Из домашних средств можно посоветовать чай с лимоном, малиной. Но даже если ничего этого в доме не оказалось, но во дворе растет малиновый куст, то даже зимой можно наломать самых мелких веточек с этого куста и заварить чай – он будет обладать таким же потогонным средством.

    Можно посоветовать клюквенные и другие морсы, чай с лимоном, малиной или минеральную воду, только без газа – больше жидкости, чтобы не обезвоживался организм.

    В современном мире вместе с пищей, воздухом, водой в организм поступает много токсических продуктов, которые нарушают физиологические процессы в организме. Поэтому очень важно следить за внутренней чистотой организма.

    Часто говорят об очистке организма от шлаков, мы же говорим об эфферентной терапии.

    Для чего это нужно? Чистый организм, свободный от токсинов и различных отложений, лучше поддается лечению. Встреча с пациентом начинается у нас с беседы, мы ему объясняем, что наши подходы немедикаментозные, что мы в работе руководствуемся религиозными убеждениями. Если человек нашу веру разделяет, то у нас расширяется диапазон возможностей помощи. Если он к этому не предрасположен, другого вероисповедания или атеист – тогда мы занимаемся чисто медицинской помощью. У такого пациента все начинается с очистки тела, тогда как для человека верующего самый первый этап – духовная помощь, и уже второй этап – очистка тела.

    На кафедре у нас используется очень хороший адсорбент широкого спектра действия, который сделан из двуокиси кремния. Он применяется внутрь, а также наружно и для остановки кровотечений, и для лечения инфекций, трофических язв и т.д. Этот адсорбент называется “Полисорб”.

    В результате очистки улучшается кровообращение и организм начинает работать совсем по-другому, даже восстанавливается подвижность суставов, проходят боли, отеки, особенно в коленных суставах. желчный пузырь отвечает также за смазку в суставах, за мышечную систему. И когда человек не содержит в порядке свою печень, желчевыводящие пути, то может часто болеть полиартритом с отеком суставов. И не знает, что ему очень легко помочь – для этого надо привести в порядок свой желудок. Многие наши пациенты после массажа внутренних органов и очистки избавлялись от многолетних проблем с коленными суставами – уходили отеки, боли, восстанавливалась нормальная эластичность, подвижность мышц. Практические результаты очень хорошо говорят за себя.

    Каждому ли нужна такая очистка? Даже если человек регулярно постится, соблюдает рекомендации рационального питания, и в этом случае в кишечнике скапливается много невыведенных продуктов, которые теперь являются балластом, – особенно в толстой кишке, там из шлаков образуются камни, бывают настоящие залежи, скопившиеся за многие десятилетия и буквально отравляющие жизнь всего организма. Кроме того, трудно найти человека, который бы всю свою жизнь постился, рационально питался. Наследие от периода, когда мы ели все подряд, есть практически у каждого. Этот процесс можно сравнить вот с чем. Мы всегда заботимся о том, чтобы хорошо, достойно выглядеть, покупаем зубную щетку, чтобы у нас были чистые зубы, пасту, мыло, чтобы умыться, подстригаем ногти, причесываемся – словом, ухаживаем за собой. Угри, прыщи на лице всегда неприятны, и человек часто спешит по этому поводу к косметологу, применяет разные мази, кремы. Но оказывается, если почистить себя изнутри, то очень часто все неприятные кожные проявления проходят сами, потому что на кожу проецируются наши внутренние проблемы – организм говорит о том, что его надо вычистить. Представьте, если бы мы не умывались, не стригли ногти, не чистили зубы и за собой не ухаживали – как бы мы выглядели? А изнутри мы именно так и выглядим, потому что мы себя не вычищаем, просто об этом не знаем. Соблюдение постов уменьшает опасность шлаковых накоплений в организме, но все равно выводится далеко не все.

    Бывает, очень полный человек мало ест, но у него нарушен обмен веществ из-за спрессованных шлаковых отложений... При чревоугодии, когда человек в итоге неумеренной еды и питья не может удалить все отходы из себя, они прессуются, превращаются в каловые камни, которые механически раздражают толстую кишку, вызывают застойные явления, вплоть до образования пролежней в этом месте – кишечник очень страдает от этого... Образуется склад залежей.

    Мы знаем, что вена – это сосуд, несущий кровь от конечностей к туловищу. И если на пути ручейка сделать запруду, то ручеек начнет разливаться. Так вот, такой запрудой для нижних конечностей и для прямой кишки является брюшная полость. Если орган или органы опущены, неправильно расположены, то могут механически сдавливать вены и нарушать таким образом ток венозной крови от конечностей к туловищу, идущий через брюшную полость. Бывает, это усугубляется еще и сидячей работой, и никто не обращает внимание на состояние кишечника, применяя лишь сосудистые препараты. О том, что такому больному можно помочь массажем внутренних органов, знает мало кто из врачей. И если мы уберем эту "запруду", восстановим нормальную топографию внутренних органов – начнется нормальный отток крови из нижних конечностей. И варикозное расширение вен пойдет на убыль, если они не сильно растянуты, если не потеряна их эластичность.

    Если говорить об источниках витаминов, принципах рационального питания, то весной, в Великий пост, да и в другое время человеку необходимо поддерживать себя витаминами. Немногим по карману то, что продается сейчас в магазинах. Но Господь создал множество естественных средств, которые могут быть настоящей кладовой для восстановления жизненного тонуса: пророщенная пшеница, травяной мед, лимон с медом и алоэ, крапива, листья малины. Надо не упустить возможности весной для заготовок лесных витаминов – щавеля, листьев малины, которые в сушеном виде добавляются в пищу.

    Салаты из сныти, кервеля, одуванчика, кофе из корней одуванчика, которые собираются осенью или ранней весной, напиток из кедровых орешков, где много компонентов смолистых веществ (скорлупки кипятятся около часа, а размятые ядрышки заливаются отваром) – все это может стать источником витаминов, в зависимости от места, где вы живете, от растущих в ваших краях растений, фруктов. Там, где много арбузов, можно использовать их для очищения мочевыделительной системы. И если человек в сезон арбузов один день в неделю питался бы хлебом с арбузом, то такая арбузная диета была бы целительна для его почек. Абрикосы, урюк – эти фрукты помогают улучшить перистальтику и справиться с атониями кишечника. Концентрированный сок клубники, например, хорошо выгоняет камни из почек, лечит воспалительные процессы.

    Из овощей улучшает работу почек свекла, которая обладает многосторонним действием, помогая восстановить тонус кишечника. Надо не забывать заботиться о зрении, употребляя как можно больше моркови с растительным маслом, со сметаной.

    Весной и летом надо позаботиться и запастись на зиму витаминами. Брусничный лист можно использовать для заварки чая, который очень целебен при заболеваниях почек – это не просто мочегонное, но и обеззараживающее средство при воспалительных процессах в почках и мочевом пузыре. Чай лучше пить не просто черный байховый, но из разных листьев – сушеной малины, даже веточек малины, сушеных яблок, листьев черной смородины, облепихи, вишни, ягод боярышника. Для того чтобы помочь себе зимой, преодолеть весеннюю усталость, слабость из-за авитаминоза, можно посоветовать шиповник с добавлением меда. В домашней аптечке также должна быть кора дуба, корочка граната, которые в сезон хорошо собирать, высушивать впрок, раздробив на мелкие кусочки. Эту корочку можно заваривать как чай. Бесконтрольно пить валериану или пустырник я бы не советовала. Поскольку боли в сердце – это вопрос серьезный, здесь без помощи специалиста обходиться рискованно, и речь может идти только о скорой доврачебной помощи.

    Ну а что касается лечебных средств, таблеток – самолечением заниматься не надо. Это приводит к тому, что пациент свое заболевание запустит, оно может оказаться очень серьезным и с ним трудно будет справиться квалифицированному специалисту – врачу.

    БОГУ ВОЗМОЖНО ИСЦЕЛИТЬ КАЖДОГО

    Если будем просить Господа о помощи, если будем регулировать наши эмоции, придерживаясь во всем золотой середины, и не позволим перейти им в страсти, то тогда Господь поможет сохранить нам здоровье. А если все же заболевания возникают, будем просить благословения у батюшки и чтобы Господь послал доктора.

    К вопросам культуры здоровья, здорового образа жизни, основанного на принципах христианской антропологии, на кафедре мы относимся очень серьезно. Нами разрабатываются научно-практические и образовательные программы для подготовки специалистов для здравоохранения, образования, социальной службы, сферы культуры с использованием духовно ориентированного подхода; образовательно-оздоровительные программы для населения по культуре здоровья и здорового образа жизни.

    Большое внимание нами уделяется разработке и внедрению образовательных программ в области нелекарственных методов терапии, с использованием традиционных подходов и методов старинной русской медицины, православного душепопечения, использования опыта монастырского врачевания, православного вероучения, национальных традиций.

    Считаем, что чрезвычайно важно объединить усилия всех православных специалистов по созданию и распространению программ профилактики наркомании, алкоголизма и предупреждения вовлечения молодежи в тоталитарные, оккультные и экстремистские организации; изучению международного опыта в означенных областях и его адаптации к условиям современной России.

    Необходимо также совместными усилиями вести разработку и внедрение образовательных программ с использованием православного духовно ориентированного подхода, развития культуры для специалистов; образовательно-оздоровительных программ для населения (различных возрастных, профессиональных и социальных групп) по культуре здоровья и здорового образа жизни; разработку и внедрение образовательно-оздоровительных, культурно-спортивных и реабилитационных программ для инвалидов (различных возрастных групп) на основе научно разработанных программ, комплексного системного подхода в лечении, оздоровлении и профилактике заболеваний населения с использованием инновационных медицинских технологий в содружестве и под руководством Русской Православной Церкви.

    В этой области сотрудничества работы непочатый край. Всегда на Руси врач и священник работали вместе – надо восстановить эту добрую традицию. Врач, оказывая помощь больному человеку или сохраняя здоровье здоровому, будет способствовать его духовному развитию, так как немощи и излишние страдания, непосильные для человека, могут быть затруднением в его духовной жизни. Батюшка же, с Божией помощью, поможет человеку в борьбе с грехами.

    Что же мне хотелось бы сказать в заключение? Если мы повысим культуру общения, будем уважать друг друга, общаться друг с другом без эмоционального напряжения и негативных эмоций, заботиться и помогать друг другу, то есть соблюдать заповеди Божии, будем сохранять мир и покой в своей душе, обращаясь к Господу за помощью, то Он поможет нам в сохранении здоровья – как духовного, психического, так и телесного. Убережет нас от многих неприятностей, которые приходят со страстями и порождают болезни.

    Будь здрав во славу Божию! Эти слова может произнести каждый православный врач, который видит, как происходят исцеления, – то, что невозможно человеку, доступно Богу. Если мы будем вести благочестивый образ жизни, Господь сохранит нам здоровье, и все мы будем здравы во славу Божию!

    © Раиса ТАТАРИНЦЕВА,
    профессор, академик АМТН