Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 28/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Остановить бег времени

    ОСТАНОВИТЬ БЕГ ВРЕМЕНИ

    Беседа с архимандритом Алексием (Поликарповым),
    наместником  московского Свято-Данилова монастыря
    о молитвенном делании.

     

     

     

     

     

     

    "Ум наш, как река, – мысли приходят и уходят.
    Но наше дело не соглашаться с ними;
    наше дело противоборствовать им по мере сил молитвой".

     

    Отец Алексий, 1 августа (19 июля по ст. ст.) Церковь празднует обретение мощей Преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Преподобный был великим молитвенником за каждого, прибегающего к его заступлению. Почему так чудодейственны его молитвы? И что это – совершенная молитва?..

    – Преподобный Серафим стяжал великую благодать пред Богом, и поэтому молитвы им всегда бывают услышаны. Он сам всегда понуждал себя к молитве Иисусовой, говорил, рекомендовал в первой половине дня читать полную молитву "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго", а после – "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя, грешнаго". И в то же время, зная немощь нашу и нерадение, он дал еще и свое правило, в котором говорил, что если не может человек молиться много, то утром, днем и вечером надо читать трижды "Отче наш", трижды "Богородицу" и один раз "Символ веры". Эти молитвы будут услышаны, а в течение дня, совершая все свои дела, призывать имя Божие во спасение. И так, я думаю, должен поступать каждый христианин, тогда постепенно будет образовываться навык в молитве, постепенно будет открываться для нас это необозримое поприще.

    Говорить о совершенной молитве очень трудно, очень сложно. И святые, которые посвятили этому всю свою жизнь, говорили, что они несовершенны. Ум наш, как река, – мысли приходят и уходят, но наше дело – не соглашаться с ними; наше дело противоборствовать им по мере сил молитвой. Мы подчас, когда говорим, что не можем долго молиться, у нас есть дела, занятия, тревоги, какие-то заботы, – не молимся совсем. Это нас не оправдывает. Если мы не можем много творить молитву, то мы должны хотя бы по минимуму дать Богу – "не меньше силы своей". Вот суть молитвенного подвига – в понуждении себя. Каждый может себя понудить. Святые отцы советуют бороться со своей немощью. Мы подчас говорим, что мы больны, мы немощны, что нам трудно, ну и просто нерадение, конечно. И кажется иногда, что все, силы кончились. Здесь можно посоветовать – понудить себя. Можно понудить себя чуть-чуть, прочитать одну молитвочку, несколько минут помолиться. Если ты чувствуешь, что действительно устал, то можно дать себе отдых, а если это всего лишь наша леность, значит, еще появятся силы, и надо будет продолжить.

    – Отец Алексий, каждый православный человек читает утром и вечером одни и те же молитвы и знает их наизусть. Со временем у него как бы притупляется чувство радости при чтении, скажем, утреннего правила или искреннего раскаяния за грехи прошедшего дня при чтении вечернего правила. Какой бы вы дали совет, как настраиваться на молитву?

    – Собственных советов у меня нет, а вот святые отцы советуют – нужно перед молитвой иметь настрой, можно положить перед началом молитвы несколько поклонов. Как сказано в молитвослове, подождать, пока все чувства не придут в тишину – "воспрянув без лености, и истрезвився". Если эта молитва вечерняя или в течение дня, то как бы остановить в себе бег времени, суету и почувствовать, что сейчас ты встанешь перед Богом и будешь беседовать с Богом, что Бог – перед тобой.

    Да, мы молимся постоянно одними и теми же молитвами, и они для нас как бы становятся обыденными, это, к сожалению, так. Но это не значит, что их надо отвергнуть либо относиться к ним холодным образом. Ведь мы же каждый день кушаем хлеб. Если мы голодны, то он каждый раз для нас будет сладок. Так вот и молитва. Если мы каждый раз стоим перед своим Богом – вот Бог и я, – то, конечно, каждый раз молитва будет переживаться и восприниматься по-новому. Но в силу нашего несовершенства чаще всего бывает наоборот.

    – Во время молитвы, даже когда в храме стоишь или дома молишься, отвлекаешься от нее, не можешь удержать внимания. Многие испрашивают совета, как сосредоточиться на молитве, не обращать внимания на окружение.

    – Надо, во всяком случае, стараться противоборствовать этому. Молитва дается молящемуся, тому, кто себя понуждает, заставляет. Если в храме или в каком другом месте мы уж совсем не услышим молитвы, и ум наш начинает где-то витать, то читайте Иисусову молитву. Она дает и сосредоточенность, и внимание, и приближает нас к Богу.

    – Батюшка, что бы вы еще добавили к сказанному?

    – Не знаю, но думаю, что о молитвенном постоянстве. Мы все сейчас читаем много книг о молитве, увлекаемся, душа подчас зажигается, хочется молиться, и мы молимся. Но, начав молитвенное делание, надо его продолжать, нужно терпение, постоянство. Это очень важно. Святые отцы говорят, что умеренному деланию нет цены. И вот когда будет постоянное делание, серьезное внимание, даже если мы не сможем исполнить все молитвенное правило, то мы будем все-таки укорять себя, что это – основное делание, главное, а всякое другое – всего лишь поделие. Тогда Бог услышит нас и будет помогать нам, и у нас будет постепенный рост молитвы. Это очень важно – рост молитвы. Рост молитвы есть даже в будущей жизни, там идет совершенствование в добре, значит, и совершенствование в молитве. Я вам пример приведу: скончался один схимонах, он был делателем молитвы, и потом видели, что рука умершего еще долго перебирала четки.

    – Отец Алексий, скажите, пожалуйста, что такое доброделание? Отличается ли это понятие в современном мире от того, которое было в прошлом?

    – Добродетель – вера, надежда, любовь. Любовь, которая является совершенством всех добродетелей, – непрестающая, вечная. А выражение добродетелей может быть разным. Преподобный Серафим имел любовь и к врагам своим, он их простил, хотя был избит, искалечен и до конца жизни оставался согбенным.

    Но и в наше время проявлять любовь к ближним, проявлять любовь к дальним, иметь снисхождение, не помнить зла – естественно. Это каждый может, потому что Христос, по слову Преподобного Серафима, один и тот же – был, есть и будет. И всегда будут святые, потому мир стоит по молитвам святых. А добро в том плане, в каком оно естественно присуще каждой христианской душе, мы можем творить в мире сегодня, мы можем не помнить обиды, можем прощать зло, не осуждать ближнего, быть строгим к себе и снисходительным к другим, не ждать, когда нас кто-то позовет, а идти навстречу нуждающимся, больным, обремененным. Это известные истины, и они всегда и везде исполнимы.

    – Батюшка, часто можно услышать, как говорят, с долей некоторого превосходства, что вот я воцерковленный человек, или, с некоторой долей снисхождения, – он невоцерковленный человек. Что такое воцерковленность?

    – Во-первых, надо заметить: снисхождения, превосходства – быть этого не должно. Понятие воцерковленности – это понятие того, что человек верует в Бога, исповедует свою веру по Символу веры. Но это должны быть не просто слова, какие-то внешние обряды, хотя понятие воцерковленного человека подразумевает и это – человек исповедуется, причащается, бывает в храме, следует всем церковным уставам. Но если у него это только внешнее, то это будет просто ханжество, фарисейство. Должна быть внутренняя вера. Церковь не лжет, Церковь проповедует истину, Церковь проповедует любовь, и мы объединены Церковью – таинствами, благодатью Духа Святого. А плоды Духа – это кротость, смирение, терпение, воздержание, братолюбие. И вот если мы живем согласно этому закону, то мы воцерковлены не по букве, а воцерковлены по духу, а если воцерковлены – не рассуждаем снисходительно или с долей превосходства, говорим всегда, что должны любить людей; находясь в церкви благодарим Бога, что мы в церкви. А за людей невоцерковленных мы молимся: "Господи, присоедини их к Своей единой, Святой и апостольской Церкви". Вот такое должно быть смиренное, любовное отношение у церковного человека. Нецерковный человек – это тот человек, который верует в Бога, признает Его, но, может быть, еще не вошел в ограду церковную, не следует еще церковным уставам, не соединился в таинствах со Христом. Вне Церкви нет спасения, конечно.

    – Отец Алексий, современному человеку трудно представить, что можно в молитвенном стоянии простоять с воздетыми руками 1000 дней, и кажется, что не будет уже совершенного такого молитвенника, как Преподобный. А может быть, это неправильно, и мы просто не видим этих святых, может быть, и в наше время есть такие молитвенники. Как вы оцениваете современное состояние общества?

    – Конечно, нужно согласиться, что трудно представить современному человеку такое молитвенное стояние, но Преподобный Серафим (недаром имя его – Пламенный) имел великую любовь ко Господу, он пламенел любовью к Богу. А современному человеку подчас трудно выстоять богослужение, он устает и физически, и нравственно. Но каждый должен иметь свою меру, и Бог ее видит и принимает. Это может быть и несколько часов, и несколько минут может быть. Но надо, чтобы было открытое сердце – это самое главное.

    – Отец Алексий, что бы вы пожелали нашей газете?

    – Я пожелал бы вашей редакции силы, крепости, мощи такой, чтобы ваша газета "Воскресная школа" была интересной для всех, чтобы каждый в ней мог найти что-то для души, для ума, для сердца. Иногда, скажем, полистаешь, полистаешь... и отложишь. А подчас посмотрел... и положил близко: я еще прочту это и обращусь к какому-то необходимому материалу. Вот это важно. Люди сейчас много всего имеют, и духовной литературы тоже, но надо разбираться, насколько это интересно и полезно. Я думаю, что "Воскресная школа" находит свое место и, несомненно, приносит пользу каждой душе христианской и в целом Церкви.

    Валентина МОРЕВА
    Фото Евгения Крылова