Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 21/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Сохраним духовную основу

    Сохраним духовную основу

    Социальная педагогика – отрасль, составная часть общей педагогики, изучающая процесс социализации личности в системе взаимодействия с ближайшим окружением и миром в целом. Это новое научное знание о человеке, о его социальном становлении и развитии, особом виде отношений, возникающем между воспитателем (социальным педагогом, социальным работником), воспитуемым и социальной средой.

    Социальная педAагогика – это наука о закономерностях социального воспитания человека, о том, как человек научается жить в общении и совместной деятельности с другими людьми, о том, как и какие отношения строятся между членами социума (семьи, общины, производственного коллектива, территориальной группы, народа). Это наука о путях и условиях повышения эффективности интеграции и координации всех воспитательных возможностей общества в интересах успешного решения социально-педагогических задач. По своей сущности они направлены на помощь человеку в определении и реализации как его ближайших, так и стратегических жизненных планов.

    Фото Евгения КрыловаВпервые понятие "социальная педагогика" было использовано А. Дистервегом в 1850 году в его работе "Руководство для немецких учителей", но оно не получило там полного раскрытия. Обычно создание социальной педагогики связывают с именем немецкого философа и педагога Пауля Наторпа, автора первой книги с таким названием (русское издание 1911 года), считавшего главными задачами педагогики выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека. Однако сам П. Наторп полагал, что идея эта в традиции европейской педагогики существует давно.

    "Социальные и педагогические вопросы во всем мире наиболее "жгучи" для серьезно и глубоко мыслящих людей, – писал он в своей книге "Социальная педагогика", – и весь мир начинает проникаться старым платоновским убеждением, что в конечном итоге социальный вопрос является вместе с тем и педагогическим, выделенным лишь "более крупным планом", а педагогический вопрос является, в свою очередь, и социальным".

    Современная социальная педагогика ставит перед собой задачу воспитания подрастающего поколения и народа в целом. Предмет ее воздействия – не только отдельная личность, но и общность, в которой личность возрастает и развивается. Поэтому целью социальной педагогики является педагогизация окружающей человека среды, преобразование человеческой деятельности, придание ей воспитывающей функции, насыщение человеческих отношений духовно-нравственным содержанием.

    Достижение этой цели предполагает включение в воспитание людей источника мощного благодатно-педагогического воздействия, способного противостоять негативным влияниям сегодняшней жизни, исправлять дефекты воспитания, укреплять и повышать социальное здоровье народа, способствовать возрождению его духовно-нравственных традиций. Все большее число педагогов в России понимают, что таким источником является Православная Церковь.

    Когда-то, в античные времена, педагогом называли раба, который приводил порученного ему ребенка из дома к учителю. Мы, христиане, рабы Божии, и если Господь определил кому-то из нас служение педагогическое, то обязанность наша – привести вверенных нам Господом людей к нашему Божественному Учителю, ко Христу, в дом Его – православный храм.

    "Целевой ориентацией социального педагога является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме", – говорится в Методическом письме Центра социальной педагогики РАО.

    На протяжении уже почти двух тысяч лет Церковь воссоздает ту среду, которая воспитывает благочестивого и добродетельного человека, ведя его по пути спасения.

    Чему учит наш Божественный Учитель?

    Фото Людмилы ИвановойВозлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всем разумением твоим, и всей крепостию твоею: вот первая заповедь.

    Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя, – иной большей сих заповеди нет (Мк. 12, 3, 31).

    Может ли предложить вся мировая культура более здоровые, воспитывающие и гуманные отношения в обществе?

    "Мир с ближними как условие христианского общежития" – так называется небольшой трактат по христианской социологии П.Д. Юркевича, опубликованный почти полтора века назад. Это блестящий пример социально-педагогического сочинения, показывающий, что Православная Церковь во все времена своего существования проповедовала принципы, о которых лишь недавно заговорили светские социальные педагоги.

    "Социальный педагог заботится о возрождении, сохранении и развитии духовных ценностей общества, традиций семейно-соседских общностей, сельской общины, народной педагогики, культуры, медицины", – говорится в упомянутом уже Методическом письме.

    Исторически, волею Божией, русская культура, российская государственность, сама нация русская сформировались в лоне Православной Церкви и являются православно-христианскими в самой сущности своей.

    Отпадение от Церкви той или иной группы, класса, сословия болезненно искажало уклад его жизни, быт и ставило по угрозу само бытие. Сегодня, после семи с лишним десятилетий свирепых преследований Церкви со стороны богоборческого атеистического государства, разрушен уклад жизни всего русского народа. Народ насильственно оторван от своих духовных корней, от Божественного источника и находится в опаснейшем положении, грозящем духовной смертью и физическим исчезновением.

    Неповрежденными и живыми традиции русского народа сохранились лишь в непрерывающейся жизни Церкви, которая, по Божиему обетованию, пребудет до конца дней и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Церковь пребудет, а вот народ сам должен свободно выбирать свою судьбу. Если он хочет сохраниться физически – он должен сохранить свою духовную основу, а если он хочет сохранить свою духовную основу – он должен воцерковиться. Поэтому задача православного социального педагога формулируется очень просто.

    Для православного социального педагога решение этой задачи осуществляется в деятельности, являющейся социальной помощью и социальным научением по форме и христианским просвещением, катехизацией и помощью в воцерковлении по содержанию.

    Вот что говорил об этом святитель Филарет, митрополит Московский, в своем Слове пред обетом сердобольных вдов – предшественниц христианских сестер милосердия: "Тако да просветится свет ваш пред человеки (Мф. 5, 16). Теперь найдено, что если мы и не апостолы, а принадлежим только к народу верующих, тем не менее и для нас есть доля в Нагорной проповеди Христовой; и нам нечто сказано в сих словах: Да просветится свет ваш пред человеки; дело света духовного нам не чужое.

    Слышащие сие не пожелают ли услышать и то, как можем мы участвовать в распространении света, и не только услышать, но слышимое творить по возможности.

    ...Тако да просветится свет ваш пред человеки. – Каким образом? – Господь продолжает: Яко да видят ваша добрая дела.

    Вот очень простая тайна света! Добрые дела – вот свет, который всякий издавать может! Добрый пример – вот способ, которым каждый может распространять свет между другими...

    И никто из нас, братия, да не уклоняется от заповедей всеобщего Светодавца и Световодителя. Каждый да творит добро по возможности и да светит делами света, если не наряду с великими светилами, то хотя между малыми звездами. Хорошо быть хоть малою искрою в том Божием небе, где и малая искра светлее и прочнее здешнего солнца. Тако да просветится свет ваш. Аминь" (Соч., т. IV, М., 1882, с. 273).

    Положение православного социального педагога необычайно счастливо: программа его деятельности исчерпывающе определяется исполнением им заповедей Божиих, обязательным для всякого христианина, его профессиональное служение и требования, предъявляемые нормами церковной жизни, буквально совпадают. В таких педагогах, руководствующихся христианскими ценностями и идеалами, благоговейно относящихся к человеку как образу Божию, трепетно относящихся к тайнам человеческой души, бережно пестующих раскрывающуюся неповторимую творческую индивидуальность ребенка, нуждается сегодня наше больное общество, именно они, с помощью Божией, призваны, подобно "малой закваске", к духовно-нравственному преображению народа.

    © Георгий ГУСЕВ