Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 21/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Вознесение в Москве

    Вознесение в Москве

    В старой Москве празднику Вознесения Господня был посвящен почти десяток храмов. Этот праздник, завершающий пасхальный богослужебный цикл, в преддверии Троицы имел своAи, со временем забытые обычаи. Так, И.С. Шмелев в "Лете Господнем" вспоминает: "На Вознесение пекли у нас лесенки из теста – «Христовы лесенки» – и ели их осторожно, перекрестясь. Кто лесенки сломает – в рай не вознесется, грехи тяжелые".

    Храм Вознесения Господня на Гороховом полеТак уж случилось, что по нашим грехам тяжелым действительно рассыпались Христовы лесенки. Храмы и монастыри в большей своей части в двадцатые-тридцатые годы ХХ столетия были закрыты, а многие и разрушены. Коснулось это и Вознесенских храмов. В Москве, в Кремле, разрушили Вознесенский монастырь с соборным храмом Вознесения Господня, снесены были храмы Вознесения Господня в Варсонофьевском и в Ипатьевском переулках. Более пятидесяти лет в столице не было ни одного действующего храма, посвященного этому празднику, оставшиеся здания храмов использовались под всевозможные нужды.

    Шло время. В акафисте Вознесению Господню есть такие слова: "Все естество падшее человеческое, долу поникшее и грехми истлевшее, взял еси на рамо Свое, Владыко Господи…". Наверное, так произошло и в нашей жизни. По милости Божией последние десятилетия уходящего столетия ознаменовались возрождением церковной жизни. Один за другим стали восстанавливаться в нашей столице и Вознесенские храмы.

    В центре Москвы, на Большой Никитской улице находятся два храма Вознесения Господня, именуемые "Большое Вознесение" и "Малое Вознесение".

    Один из древнейших – храм "Малое Вознесение". Это одноглавый храм с выразительной по силуэту шатровой колокольней уютно, за оградой, расположился на углу Б.Никитской улицы и Брюсова переулка. В XVI в. здесь был построен деревянный храм переселенцами из Новгорода и Великого Устюга. В 1584 г. по поводу венчания на царство царя Федора Иоанновича возвели каменный храм. Царю Феодору Иоанновичу мы обязаны тем, что при нем, в 1589 г., было учреждено патриаршество и был избран первый русский патриарх – Иов. В XVII–XVIII вв. храм перестраивался. Молитва в храме прекратилась в 1937 г., когда он был закрыт властями, и только в 1992 г. здесь были возобновлены богослужения. Среди святынь храма: чтимая икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских с частицами их святых мощей, икона святителя Феофана Затворника с частицами его святых мощей, икона благоверного князя Романа Угличского с частицами его святых мощей, в алтаре ковчежец с частицами мощей Киево-Печерских святых.

    Выше по Б.Никитской, за Бульварным кольцом, – храм "Большое Вознесение" у Никитских ворот. Эта часть улицы до революции называлась по храму – Вознесенским проездом. Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 г., в 1685-1689 гг. он был заменен каменным по желанию матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Ныне существующий храм перестраивался в 1827–1840 гг. (архитекторы О.И. Бове и Ф.М. Шестаков). В тот период, в 1831 г., в трапезной части перестраиваемого храма венчался А.С. Пушкин. Его невеста Наталья Гончарова жила в приходе этого храма, и митрополит Московский Филарет дал разрешение на венчание именно здесь. Кстати, можно обратить внимание на такой факт. А.С. Пушкин родился в 1799 г. в самый праздник Вознесения Господня, который в тот год приходился на 26 мая – день празднования памяти апостолов от 70-ти Карпа и Алфея. В 2000 году эти дни также совпали. Только по новому стилю это получается 8 июня, мы же привыкли отмечать день рождения поэта 6 июня, что произошло в связи с поправками к новому календарю.

    Храм Вознесения Господня Не только такие поправки принес ХХ век. Он принес многие трагические повороты в нашей истории. Так, в 1918 г. в храме отпевали юнкеров, погибших в ожесточенных боях на улицах Москвы, – 180 гробов заполнили тогда храм. Здесь отпевали великого архидиакона Константина Розова (†1923). В храме святейший патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу. В 1931 г. храм был закрыт. Богослужения возобновлены 23 сентября 1990 г. В этот день был совершен первый за годы советской власти крестный ход из Успенского собора Кремля к храму "Большое Вознесение" во главе со Святейшим Патриархом Алексием. В храме чтимые иконы: великомученика Пантелеимона, святителя Тихона, а также Иверская икона Божией Матери.

    В центре, в Замоскворечье, в храме Климента, Папы Римского, есть Вознесенский придел, но в храме еще не ведутся богослужения.

    С востока на юг, сразу за пределами Садового кольца располагаются три Вознесенских храма.

    Храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Теперь, конечно, не на Гороховом поле, а на улице Радио, которая до 1930-х годов называлась Вознесенской. Храм известен с начала XVII в. В 1731–1733 гг. канцлер граф Головкин на месте сгоревшего деревянного храма построил кирпичный домовый храм, затем дом перешел к графу А.К. Разумовскому, а с 1773 г. храм стал приходским. Ныне существующий храм построен в 1790–1793 гг. (архитектор М. Казаков) и является редким памятником архитектуры раннего классицизма. Он представляет собой изящное круглое сооружение. Храм был закрыт в 1935 г. Богослужения возобновлены в 1993 г. Святыни храма: крест-мощевик с частицами мощей святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, праведного Симеона Богоприимца, святителя Андрея Критского и других угодников Божиих, частицей Гроба Господня, частицей гроба Божией Матери и частицей Животворящего Креста Господня. В декабре 1998 г. мироточили иконы Божией Матери "Нечаянная Радость", Державная и икона святителя Николая. При храме действует братство во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны.

    Икона Алексия, человека Божия, и ковчег с его святыми мощами из этого храмаХрам святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, в Алексеевской Новой слободе. Главный престол храма посвящен Вознесению Господню. Первый деревянный храм на этом месте был выстроен в 1492 г. в память вступления на великое княжение Василия III, так как это событие произошло 14 (27) апреля – в день празднования памяти святителя Мартина Исповедника, Папы Римского. Ныне существующий величественный храм в стиле классицизма построен при митрополите Платоне в конце XVIII – начале XIX в. (архитектор Р.Р. Казаков) стараниями московского головы В.Я. Жигарева. Главный престол был освящен в 1806 г. В том же 1806 г. митрополит Платон в Троице-Сергиевой Лавре на праздник Вознесения говорил такие слова: "Так желаете ли вы почтить сей праздник и сделать его для себя светлым и торжественным? – Восхождения в сердце своем полагайте. Стыдитесь оставаться в мрачной низкости, а подымайтесь на высоту, на гору совершенства, и приближайтесь к свету".

    Храм закрыт в 1930-е гг. Богослужения возобновлены в 1991 г., а в праздник Вознесения в 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил освящение главного престола храма, что совпало с двухсотлетним юбилеем храма. Святыни: чудотворная Грузинская икона Божией Матери, прежде находившаяся в ныне разрушенном храме Грузинской иконы Божией Матери на Воронцовом поле, погребальная срачица блаженной старицы Матроны, ковчег, в котором находится частица Мамврийского дуба, а также частицы мощей святителя Мартина Исповедника, блаженной Матроны и некоторых других святых. На территории храма находится крест, сооруженный "в ознаменование 50-летия победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в память вождей и воинов, живот свой за веру и Отечество положивших".

    Храм Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского (Вознесения Господня) в Алексеевской Новой cлободеНа юге столицы – храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. известен с 1696 г., когда Данилов монастырь отдал участок земли под строительство этой церкви, которая первоначально была деревянной. Каменная церковь начала строиться на средства царевича Алексея Петровича в 1709 г. Строительство велось по указу Петра I, место под строительство было освящено преосвященным Стефаном Яворским. В 1714 г. строительство было приостановлено. Была освящена нижняя церковь Иерусалимской иконы Божией Матери, а верхняя, Вознесенская, достроена до половины. Окончание строительства храма и освящение относятся к 1762 г. к царствованию Екатерины II, когда церковь была достроена и благолепно украшена. В XIX в. были построены колокольня и приделы. При храме была богадельня. В середине XIX в. в храме служил протоиерей Сергий Терновский, известный в свое время проповедник, "усердный сеятель слова Божия". В одной из статей у него есть такие слова: "Но событие воскресения, в котором открылось начальство Господа Иисуса Христа, было только рассветом, или зарею Его дня Силы. День сей еще сделался яснее, когда Господь вознесся на небо и воссел одесную Силы, тогда Он совлек начала и власти, пленил плен и облек апостолов силою свыше, и Сила Его явилась во светлостех избранных Его".

    В 1929 г. храм был закрыт, колокольня снесена, богадельня и ограда разрушены. Храм возвращен церкви в конце 1990 г. и освящен в 1991 г. Сейчас он отреставрирован, восстановлена колокольня, построено здание детского приюта. И теперь этот храм "красивой архитектуры", как было сказано в одном из дореволюционных путеводителей, как и прежде, украшает Замоскворечье. Среди святынь храма – Иерусалимская икона Божией Матери; икона Алексия, человека Божия, рядом с которой установлен ковчег с частицей мощей этого святого. А недавно появилась еще одна святыня – частица Мамврийского дуба, находящая в ковчеге у иконы Ветхозаветной Троицы.

    Еще южнее – храм Вознесения Господня в Коломенском. В свое время Коломенское было великокняжеской, а потом царской вотчиной. Храм был построен в 1529–1532 гг. по велению великого князя Василия III, как предполагают некоторые исследователи, – в честь рождения сына, будущего царя Иоанна Грозного. В одной из летописей говорилось: "… бе же церковь та велми чюдна высотою, и красотою, и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси". Строительство храмов, как мы видим и на примере московских Вознесенских храмов, так или иначе связано с царственными особами: "О благочестивых царех и благоверных царицех Господу помолимся!" В 1928 г. храм был закрыт, постройки Коломенского вошли в состав музея-заповедника. Храм демонстрировался исключительно как архитектурное сооружение. Архитектура храма действительно представляет собой одно из величайших достижений русского церковного зодчества. Впервые на Руси было использовано шатровое завершение. Форма шатра храма была повторена в иконостасе храма Христа Спасителя, представляющего собой восьмигранную сень, завершенную шатром с главой и крестом. Идея создания такого иконостаса, представляющего собой "храм в храме", принадлежала святителю Филарету Московскому, принимавшему непосредственное участие в оформлении храма Христа Спасителя.

    Много чудотворных икон на Руси, почитаемых повсеместно. К одной из них отношение особенное – это к Державной иконе Божией Матери, которая была обретена в Вознесенском храме в Коломенском "в дни лютых страстей и злых обстояний", когда император Николай Александрович отрекся от престола. Этой иконе, на которой Богоматерь изображена с державой и скипетром – символами царской власти, – будто перенявшей их у Царя-мученика, с участием святителя Тихона были составлены служба и акафист. Сейчас эта икона – "Российския страны покрове и утверждение" – находится здесь же, в Коломенском, в храме Казанской иконы Божией Матери.

    Статья подготовлена при поддержке компании «BAON». Если Вы решили открыть свое собственное дело по продаже одежды фирмы «BAON», то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Baon.Ru. Перейдя по ссылке: «франчайзинг верхней одежды», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о программе франчайзинга. Участвуя в программе франчайзинга, у вас появится шанс развить и улучшить свой бизнес.

    Каждый из Вознесенских храмов неповторим в своем облике, каждый живет своей духовной жизнью, дарит нам свои святыни, и у каждого же из нас есть возможность с молитвой припасть к ним. "Иисусе, Святые храмы Твоя по отшествии Твоем на небо право в Тя верующим даровавый, помоги нам во храме стоящим себе на небесе быти помышляти" (из акафиста Вознесению Господню).

    © Валентина ШАРОВА
    Фото автора