Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 20/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Опыт общения с миром

    Опыт общения с миром

    Как организовать православный лагерь, найти источники финансирования, материальную базу, выстроить программу летнего отдыха? Надеемся, что статья в какой-то степени поможет вам разрешить эти нелегкие проблемы.

    Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения необходимость организации православных детских лагерей и поселений. И все же приведу ряд аргументов в пользу подобной практики.

    Посещая православное учебное заведение – воскресную школу, гимназию, – ребенок получает на уроках знания, необходимые для жизни в Церкви. Но применяет ли он эти знания в жизни? Создается ли у него навык построения православного образа жизни? Зачастую после занятий в воскресной школе ребенок возвращается в семью, члены которой далеки от соблюдения тех самых заповедей, о которых он только что слышал. Хорошо, если ребенок не вырастет в этом случае лицемером, практикующим двойную мораль, но подобная ситуация может привести к тяжелейшему душевному и духовному кризису.

    Нередки случаи, когда только один из родителей в семье – верующий, и весь уклад жизни в семье далек от того, к которому призывает Церковь. Возникает острая необходимость дать ребенку позитивный опыт жизни в Церкви. Одним из путей решения этой задачи является создание семейных воскресных школ, а также организация летних православных лагерей и поселений (по возможности, и круглогодичных – в каникулярное время).

    По мудрому замечанию одного педагога, имеющего большой опыт работы с детьми, "нашим детям нужна общественная жизнь не только как развлечение и отдых, но и как опыт общения с ближними и с миром, в котором мы живем по Промыслу Божию". Давая ребенку знания об устройстве мира с позиции православного христианина, мы должны помнить о том, что Православие – это не система запретов, но жизнь истинная.

    Находясь в течение нескольких дней (или недель) в православном лагере, ребенок погружается в среду, естественную для каждого верующего человека – с чтением правила утром и вечером, с общим переживанием праздничных дней, с соборной молитвой в радости и горе. И при этом ребенок не лишается естественной для своего возраста игровой среды, общения со сверстниками. В подобной форме отдыха гармонично сочетаются принципы православного образования и православного воспитания.

    "Летний лагерь не школа, цель лагеря не обучать детей теоретически, а дать им пожить в сравнительно небольшой группе сверстников, вне городских условий, в общении с природой, в радостной атмосфере дружбы, доверия, ответственности, подчиняясь известной дисциплине. Почти все молодежное движение – соколы, скауты, витязи и другие – организуют летние лагеря как самую существенную часть своей деятельности" (С. Коломзина). Не случайно для русских послереволюционных эмигрантов летние лагеря были действенным способом сохранения и воспитания в детях православной веры своих предков и приобщения их к родной культуре.

    Сейчас уже во многих епархиях осуществляются программы, включающие в себя организацию летних лагерей.

    Организация лагеря.

    Несколько советов

    Прежде всего вам необходимо определиться с целями, задачами и типом лагеря. Не следует считать это пустой тратой времени и сразу пытаться найти деньги. От того, насколько четко вы будете излагать ваше видение перспектив (а еще лучше, если это будет изложено в письменном виде), напрямую зависит наличие (или отсутствие) источника финансирования.

    Для осуществления этого этапа попытайтесь ответить на следующие вопросы.

    Каковы цели, перспективы и задачи лагеря?
    Каким образом лагерь принесет пользу конкретным детям?
    Каким образом лагерь принесет пользу Церкви (епархии, приходу)?
    Каким образом лагерь поможет решить проблемы, стоящие перед всем обществом, государством?

    Определившись с ответами, получите благословение на ваше начинание. Православный лагерь должен иметь духовное окормление (лучше, если это будет духовник, имеющий представление обо всех проблемах детей), все дальнейшие шаги должны делаться с ведома и по благословению архиерея и местного священника.

    Поиск источников финансирования

    Пожалуй, это самое сложное. Нужно понимать, что никто не даст денег под одни красивые и правильные слова, поэтому все благие намерения должны быть изложены на бумаге (хорошо, если у вас будет письмо-ходатайство от епархии или прихода). Кроме того, вся программа пребывания детей в лагере должна быть поминутно расписана, составлена смета. Только тогда, имея на руках эти бумаги, можно рассчитывать на серьезную спонсорскую помощь. Если приход, с которым вы работаете, в состоянии сам оказать финансовую поддержку вашим начинаниям, то все формы финансовой отчетности должны делаться в приходе. В этом случае обычно охватывается небольшое количество детей, хотя и здесь возможны отличные результаты. Окормление даже малого количества детей – благо. В Ногинском районе один священник вывозит на лето в деревенский дом в несколько смен трудных подростков.

    Построение летнего отдыха

    Самый простой способ – приходской аналог так называемого "городского лагеря", ранее существовавшего при каждой школе в летнее время. Подобная форма работы предполагает работу с детьми на приходе лишь до вечера. Затем они возвращаются домой и ночуют дома. Лагерь подобного типа существует в одном из приходов города Коломна.

    Вариантом такого "внутрицерковного" устроения лагеря являются также летние поселения при монастырях. Как правило, при каждом монастыре есть гостиница для паломников. Все, что от вас требуется, получить благословение наместника на поселение, оговорить число детей и условия для их проживания. Обычно дети, живя летом в подобных поселениях, помогают в монастыре как трудники. Задачи руководителей в этом случае организовать день детей таким образом, чтобы в нем была и молитва, и труд, и отдых, и общение.

    Несмотря на кажущуюся легкость, все эти виды лагерей имеют свои "подводные камни". Организовывая лагерь, вы берете на себя ответственность за детей. Структура прихода, монастыря такова, что в ней не предусмотрены специальные условия для проживания или долгого нахождения детей. А значит, решение этих вопросов вы должны взять на себя. Что имеется в виду?

    1. Условия проживания.
    2. Меню (еда вообще).
    3. Стирка.
    4. Мытье.
    5. Медицинское обслуживание.

    Решение этих бытовых проблем должно быть достигнуто, конечно, до прибытия детей.

    Особый вопрос – присутствие детей на службе. Необходимо оговорить с духовником (настоятелем, наместником – тем, кто будет окормлять ваше поселение), как часто дети будут ходить в храм, где будут стоять. Опыт показывает, что трудно научить молиться своих воспитанников. Ведь даже детям из верующих семей порой очень непросто выстоять службу до конца. Этот вопрос очень важен и следует оговорить его с духовником.

    Таким образом, мы видим, что лагерь, "не выходящий из церковной ограды" (в буквальном смысле этого слова), вполне жизнеспособен.

    Плюсами являются: а) достаточная свобода в выборе форм и методов организации лагеря; б) непосредственная близость к храму; в) независимость в финансовом отношении от государственных структур.

    Минусы: а) сложность в организации быта; б) как правило, небольшое количество детей.

    Здесь можно попытаться привлечь спонсорские средства (по благословению духовника). Для этого необходимо составить письма в ряд организаций с приложением всех составленных документов.

    Существует другой путь. Предположим, храм не в состоянии финансировать составленный проект летнего отдыха детей, места для размещения лагеря нет. В этом случае надо вспомнить о том, что еще с советского времени в нашей стране существует разветвленная структура детских оздоровительных лагерей. Существуют профильные (математические, спортивные и т.п.) лагеря, существуют турклубы и просто клубы по интересам, которые летом тоже куда-то выезжают. Конечно, имеется в виду обоюдополезное сотрудничество. Если вы в своих программах заявите о том, что интересует и светских педагогов тоже, – о воспитании любви к Родине, нравственности, о пропаганде здорового образа жизни, о помощи в становлении личности подростка, то есть надежда на то, что вас услышат и захотят с вами сотрудничать. Деятельность в этом направлении можно начать со следующих шагов: соберите информацию о наличии в вашем городе (районе, поселке) вышеуказанных структур, занимающихся с детьми, познакомьтесь с их руководителями, расскажите о том, чем вы можете их заинтересовать. Но ни в коем случае не требовать, здесь мы – просители. Много десятилетий эти структуры существовали без всякого общения с Церковью, не имея о Православии, о своих духовных, исторических корнях никакого понятия, и не все работающие в них настроены на сотрудничество с православными педагогами.

    Много лет назад в комитете по образованию одного из среднерусских городов состоялся подобный разговор. Речь шла о создании профильной православной смены в одном из оздоровительных лагерей области. Чиновник чего-то страшно боялся. Наконец не выдержал: "Вот мы тут пустили одних... баптистов, что ли, так они день и ночь молились, целый скандал был!"

    Привожу слова этого чиновника для того, чтобы идущие подобным путем понимали, что мы должны говорить о позитивном опыте православной педагогики, накопленном такими выдающимися русскими педагогами, как Ушинский, Рачинский в прошлом, унаследованном нами от них, о тысячелетней истории Православной Церкви в России, о ее духовном значении для нашей отчизны. Написанная нами программа должна быть интересна и для светского педагога и воспитателя. Она не должна быть абстрактной. Дети в лагере должны находиться в едином культурно-образовательном пространстве, в рамках которого может вестись работа по всем направлениям – духовно-нравственному, патриотическому, трудовому, эстетическому воспитанию, спортивная и краеведческая работа.

    Большим плюсом такого сотрудничества является то, что уже сложившаяся инфраструктура есть – быт, распорядок, финансирование, – мы лишь предлагаем по-другому взглянуть на содержание, обогатить, наполнить его.

    Составление договора

    Должен быть составлен договор между вами (или той организацией, которую вы представляете – воскресной школой, приходом) и организацией, на балансе которой находится лагерь. Также должно быть получено согласие и одобрение директора лагеря. Все эти соглашения составляются гораздо легче в том случае, если имеется соответствующее соглашение "в верхах" (например, между епархией и комитетом по образованию, культуре и т.п.). Если нет возможности сделать православную смену, попробуйте договориться о православном отряде в составе смены. Опыт такой есть, и он удачен.

    Еще раз о финансировании

    Меня могут упрекнуть в том, что я ничего не говорю о финансировании, но как раз здесь уже "обкатанная дорога". Каждый лагерь имеет свои собственные путевки, подкрепленные сметой. Оплата таких путевок осуществляется, как и в старые былые времена, через профсоюзные комитеты на предприятиях, где работают родители детей. Оплачивается до 50 процентов стоимости путевки. По опыту работы знаю, что даже там, где профсоюзы отсутствуют, руководство обычно идет навстречу, и путевки оплачиваются (иногда даже полностью – все зависит от возможностей вашего предприятия и взаимоотношений с руководством). Сейчас, однако, нередки случаи, когда в семье и отец, и мать безработные. Тогда вступает в силу другой механизм. Дело в том, что государство выделяет деньги на летний отдых детей из федерального бюджета (отдельной строкой). Их распределение доверено соответствующим отделам департаментов образования. Дети безработных родителей автоматически попадают в разряд социально незащищенных. Если есть соглашение и механизм начинает работать, ваша задача – убедить соответствующие структуры помочь оплатить эти путевки, так как цели светских и православных педагогов в данном случае совпадают, ведь речь идет об адресной помощи конкретному ребенку.

    Функционирование лагеря

    Особо остановлюсь на одном из аспектов функционирования любого летнего лагеря – это работа кружков. И в маленьком и в большом летнем лагере обязательно должны быть различные виды творческой деятельности. Находясь в лагере, ребенок должен понять, что творческое преображение окружающего мира – это тоже часть жизни верующего человека (это, конечно, в первую очередь наша молитва). И от того, какой ты изнутри, зависит то, что вокруг тебя, и что исходит от тебя (творчество). Рискуя повториться, тем не менее перечислю кружки, которые вполне могут быть в православном лагере. Это и кружок мягкой игрушки, и судо-авиамодельный, радиотехнический; кружки шитья, выпиливания, плетения четок, вышивания, театральный – да какие угодно!

    Беда в том, что во многих лагерях ставок руководителей кружков – всего две-три. Здесь можно вспомнить о спонсорах и просить их оплатить пребывание в лагере конкретных людей – специалистов-кружководов (для коммерческих организаций это сравнительно небольшая сумма). Увеличение числа кружков – помощь в комплектовании библиотеки. Это существенная польза для лагеря, так как услугами библиотеки может пользоваться весь лагерь, равно как и заниматься в кружках.

    Особенное внимание следует уделить церковному ритму жизни ваших воспитанников. Заранее надо продумать, где, как и когда вы будете молиться, исповедоваться и причащаться, сколько времени в день это будет занимать и какой храм вы будете посещать. Согласуйте все эти вопросы с духовником лагеря, со священником церкви, расположенной около лагеря, с руководством лагеря.

    Не следует забывать о создании атмосферы игры для детей. Даже если мы даем им некоторые знания во время пребывания в лагере, нет ничего лучше, чем закрепление этих знаний и умений с помощью игры.

    Тема игры подводит нас еще к одному направлению в организации летнего отдыха, которого я не могу не коснуться. Речь идет о различных детских организациях, имеющих долгую историю – о скаутском движении, о движении разведчиков. В советское время в этом направлении был накоплен богатый опыт. Изучение истории края, православных ее корней, затем небольшие паломнические посещения находящихся недалеко храмов, монастырей, музеев тоже дает благой духовный опыт.

    Со всеми светскими структурами можно и нужно сотрудничать, обмениваться опытом, учиться и учить.

    Будем стараться, чтоб наши усилия были полезны для Святой Православной Церкви, где Детоводитель – сам Господь Иисус Христос, и для каждого малого члена ее. Будем помнить о том, что "через воспитание, получаемое на земле, становится он (человек) гражданином неба" (святой Климент Александрийский).

    Ольга СИНЮК