Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 18/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Молитва в звуках

    Публикация статьи произведена при поддержке компании «CCTV-groups». В широкий спектр услуг, предоставляемых компанией «CCTV-groups» входят работы по проектированию и установке СКУД для организации пропускного режима, позволяющих вести максимально точный контроль рабочего времени и доступа работников. Подробнее ознакомиться с реализуемыми системами контроля доступа и другими предложениями компании «CCTV-groups» можно на сайте http://CCTV-groups.ru

    Молитва в звуках

    XII Международный фестиваль православной музыки, организованный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с большим успехом проходит в России и странах Зарубежья.

    На открытии фестиваля выступает народный артист России Артур Эйзен.Открытие фестиваля состоялось в первый день нового, 2000 года. В Большом зале консерватории выступили академические, молодежные, фольклорные вокальные коллективы. Среди участвовавших были и два церковных хора: кафедрального собора города Костромы и Свято-Данилова монастыря. Перед началом концерта со вступительным словом к зрителям обратился художественный руководитель фестиваля Георгий Поляченко. Он сравнил возрождение русской духовности с восстановлением поднявшегося из руин храма Христа Спасителя. Напутствие Святейшего Патриарха передал в своем приветствии управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий.

    Форум православной музыки, судя по реакции собравшихся в зале, был долгожданным мероприятием. За годы проведения фестиваля у него сложилась своя, невеликая, но устойчивая аудитория, среди которой не одни профессионалы (певчие и регенты), но и простые любители духовного музицирования. Границы этой аудитории выходят далеко за пределы концертных залов. Миллионы слушателей радиостанции “Орфей”, благодаря усилиям ее коллектива, возглавляемого директором Ольгой Громовой, смогли приобщиться к нетленным сокровищам православного музыкального искусства.

    Знаменательным событием стало участие в концерте представителей российской оперной сцены: Анатолия Ведерникова, Артура Эйзена, Ирины Архиповой. Выдающая артистка, для которой открытие певческого праздника совпало с ее юбилеем, была награждена орденом святой равноапостольной Ольги. Церковную награду, которой она удостоилась за свой вклад в русскую культуру, артистка получила из рук владыки Сергия, передавшего ей поздравление Его Святейшества.

    Вслед за “взрослым” открылся и “детский” фестиваль православной музыки. Почти через неделю в том же Большом зале Московской консерватории выступили хоровые коллективы детских студий, лицеев, школ, учебных центров. Коллективов-участников было так много, что сводный хор разместился одновременно и на сцене, и в зале.

    Большой праздничный концерт состоялся и в Центральном доме радиовещания и звукозаписи в честь тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II. Перед гостями выступал Краснознаменный ансамбль Советской армии имени Г. Александрова, ансамбль “Древнерусский распев”, камерный хор музея “Московский Кремль” и другие хоровые коллективы. В проникновенном слове Его Святейшества прозвучала высокая оценка деятельности организаторов фестиваля как поборников и хранителей русской православной культуры. “Десять лет назад, – отметил Святейший Патриарх, – о таких концертах не было и речи”.

    А в конце февраля в помещении Издательского совета Московского Патриархата состоялась пресс-конференция XII музыкального фестиваля. На ней присутствовали дирижеры-хоровики, руководители коллективов, принимавших участие в фестивале православной музыки. На ней шел нелицеприятный разговор о том, какими путями и куда идет современное православное музицирование.

    В начале выступления ведущий, Георгий Поляченко, отметил, что поддержку фестивалю оказала пока лишь радиостанция “Орфей”. Что же касается правительства Москвы и Российского фонда культуры, которые числятся учредителями фестиваля, то их вклад был расценен более, чем сдержанно. Далее разговор перешел к тому, что такое православная музыка и как следует ее исполнять. На примере детских хоров был поднят вопрос о технике пения и его внутреннем содержании. Был сделан безрадостный вывод, что дети не понимают того, о чем поют.

    Здесь следует отметить один важный момент. Сама постановка вопроса: может или не может исполнять православные песнопения невоцерковленный человек, для нас, возможно, покажется абсурдной. Однако в безбожном мире, частью которого является светская школа, это в порядке вещей.

    Проблема преподавания детям основ православного музицирования неизбежно смыкается с вопросами преподавания “Основ православной культуры” – того самого предмета, от которого наши школы отбиваются с энергией, достойной лучшего применения.

    Георгий Поляченко отметил распространенную в наше время тенденцию рассматривать православную русскую музыку как часть общемирового культурного достояния. Заметим попутно, что такой подход "обескровливает" церковную музыку, эту молитву в звуках, являясь по сути скрытой формой богоборчества.

    Обмирщенный подход к церковной музыке дает себя знать и в другом. На должности регентов в храмах часто принимаются нецерковные хормейстеры. Они привносят светскую манеру исполнения и светский репертуар в богослужебную практику. Регенты в недавно действующих храмах часто не имеют профессиональной подготовки. Или в недостаточной степени осваиваются и пропагандируются сокровища русской духовной культуры.

    В заключение Г. Поляченко отметил выдающееся миссионерское значение фестиваля, концерты которого прошли в Польше, США и должны будут состояться в ряде других стран мира. По его словам, русская духовная музыка всюду пользуется огромным успехом. Несмотря на отсутствие материальных средств, на нестабильность политической ситуации фестиваль будет продолжаться до конца года.

    На этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить рассказ о XII форуме православной музыки. Если бы... посещая концерты фестиваля, не возникал один и тот же вопрос: а где же церковные хоры? Неужели их уровень настолько низок, что они не могут быть представлены на концертных площадках фестиваля? Где знаменитый в прошлом хор Издательского отдела Московского Патриархата? Где хор Новоспасского монастыря, знаменитые Елоховский, Скорбященский и многие другие? На открытии детского фестиваля не выступил ни один хор воскресной школы!

    Может создаться впечатление, что Церковь здесь вообще оказалась не у дел. В первые два месяца фестиваля не состоялось ни одного концерта в храмах, а они когда-то привлекали многочисленных слушателей. Перекос в сторону светских хоров и светского исполнительства на этом фестивале оказался настолько ощутим, что его невозможно не заметить.

    Вывод можно сделать один – значит, церковные исполнители плохо поют. И вряд ли все упирается в отсутствие денег.

    Эти тревожащие меня вопросы я задала заведующему музыкальной редакцией Издательского совета Московской Патриархии, председателю Православного певческого общества Андрею Горячеву.

    – Что бы вы могли сказать о современной певческой практике, не концертной, а богослужебной?

    – Вы правильно разделили эти два понятия. Между ними – пропасть. На концерты отбирают лучшие хоры из лучших. В церковной практике – принимают то, что есть. В наше время, когда открывается множество храмов, у настоятеля попросту руки не доходят до того, чтобы “вытягивать” хор на должный уровень. И такой подход очень вреден. Церковное пение – не рядовой атрибут богослужения, как свечи или ладан. Это сама молитва. Пение можно назвать “плотью” богослужения.

    – Какие проблемы вам представляются первоочередными?

    – Это, конечно, подготовка певчих. У нас в Москве было 40 действующих храмов, теперь – около 400. Певчих вдесятеро больше не стало. И сейчас получается, что один и тот же человек в воскресенье поет в одном храме, по будням – в другом. Таких перебежчиков масса, и поэтому говорить о каких-то приходских традициях очень сложно. Это касается даже таких основополагающих устоев церковного пения, как осьмогласие. Мы уже дошли до того, что даже осьмогласие в разных храмах звучит по-разному!

    – Безотрадная картина. И какой же выход?

    – Нужен централизованный контроль. До октябрьского переворота 1917 года существовал наблюдательный совет, в который входили церковные композиторы, священники. Благодаря этому совету Москва славилась своими хорами. Тысячи паломников и богомольцев съезжались в Москву, чтобы послушать церковное пение.

    – А какие изменения, по-вашему, следует внести в приходскую практику?

    – Надо почаще репетировать, это помогает сплотить хор. Главное же, конечно, – церковная молитва. Органическим ее дополнением служит братское общение внутри прихода, совместные трапезы.

    Репертуар церковных хоров – это особый вопрос. Здесь хочу только отметить, что нет ничего предосудительного, когда регенты пишут музыку сами. Но все новосозданные произведения на каноническое тексты (а в Церкви и не может быть иных) должны проходить рецензирование в церковнопевческом совете. О создании такого совета уже шла речь на Рождественских чтениях. В обращении к Святейшему Патриарху мы просим учредить такую комиссию при Издательском совете. В ее рядах могут состоять священники и музыковеды.

    – Вернемся к проблемам регентства. Наверное, регенту более всего заметны недостатки пения на клиросе. Каковы они?

    – Эти недостатки, как говорится, “на слуху”. Отсутствие дикции, вялая артикуляция, фальшь. Регент, а чаще всего регентша, не обращают на это внимания, и неправильный навык пения закрепляется на годы. Большой вред бывает от нехватки музыкальной литературы.

    – Как можно эти недостатки исправить?

    – Безусловно, литературы нужно издавать побольше. А что касается фальши... К сожалению, человека, поющего неправильно, нельзя заставить повышать свою квалификацию. Он уйдет в другой храм, и все останется как есть. И потом, кто будет учить?

    – Сейчас есть несколько регентских школ...

    – Да, но получить диплом – еще не значит уметь работать с людьми.

    – Видимо, нужны какие-то кардинальные меры, чтобы изменить положение в целом.

    – Считаю необходимым возобновить традицию, которая и поныне существует в Поместных Православных Церквах. Согласно ей, певчие и регенты получают специальное посвящение от епископа. Архиерей призывает в помощь будущему певцу Духа Святого. И, конечно, у певчего возрастает ответственность за свое служение.

    Необходимо обратить также внимание на материальное положение певчих. Можно организовать сбор пожертвований, устраивать благотворительные вечера.

    ...Фестиваль, как было сказано, продолжается. Намечено провести "круглый стол" регентов и певчих, обсуждение наболевших вопросов церковного пения. Хорошо бы побыстрее ощутить слышимые плоды этих обсуждений...

    Марина ВАСИЛЬЕВА
    (“Московский церковный вестник” – специально для “Воскресной школы”)