Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 18/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Битва со змием

    Битва со змием

    Перед образом Богоматери "Неупиваемая Чаша" родились в душе стыд и горечь...

    Часто мы называем какое-либо опасное явление "чумой", подчеркивая тем самым коварство и вездесущую неотвратимость той или иной напасти, заключенную в ней смертельную угрозу для человека.

    Когда же "чумой" называют злоупотребление алкоголем, неумеренное пристрастие к винопитию да еще начинают винить в том некие темные силы или политический строй, в душе рождается протест – полноте, уважаемые! Какие там инородцы-вредители? Разве они в силах развить в людях пагубную страсть в таких степенях, что с чумой ее можно сравнивать разве что по незнанию: список жертв алкоголизма, наверное, уже превысил число пострадавших от чумных эпидемий. Эта страсть не считается ни с какими рамками и условностями, пьют все – и богатые и бедные, и образованные и неучи, и старики и молодые. А может, это не эпидемия, а просто образ жизни такой – алкоголизм. Если угодно – это идол, которому покланяются и который требует себе все новых и новых жертв. Люди пьющие считают такую жизнь самой настоящей, подлинной реальностью, ища в ней забвения от подлинных тягот и проблем. Их можно было бы назвать особой сектой, если бы не одно обстоятельство: пьющих больше, чем непьющих, и сектантами, пожалуй, становимся как раз мы, трезвенники.

    Дабы не уподобляться досужим любителям расписывать катастрофы и ужасы, предложим вам судить о всей масштабности проблемы по одному факту. Едва наш приход в подмосковной Коломне решил организовать паломническую поездку в город Серпухов, где в Высоцком мужском монастыре находится чудотворная икона Богоматери "Неупиваемая Чаша", как в самый короткий срок все пятьдесят мест в паломническом автобусе были заняты желающими, и даже пришлось составлять дополнительный список на случай, если кто-нибудь передумает и не поедет. Таковых оказалось трое: перед самым выездом сорвались в запой. Бесы крепко держат своих жертв. Выбывших, впрочем, моментально заменили другие страждущие, надеявшиеся на подобный случай. Наш батюшка отслужил молебен и напутствовал словами о борьбе с пагубными для душ и тел страстями.

    Среди паломников большинство составляли женщины средних лет, человек пять мужчин и несколько молодых людей с сопровождающими матерями и бабушками. Среди паломников были и наркоманы, и те, кто ехал молиться о страдающих этим недугом. До Серпухова доехали без всяких приключений. Так как день был будничный, а отправились в этот город и монастырь все впервые, немного беспокоило то, как мы отыщем обитель, но Бог милостив: первый же встречный серпуховчанин рассказал нам о дороге до Высоцкого монастыря во всех подробностях. Истинное удовольствие доставило нам проехаться по одному из древнейших и красивейших городов Подмосковья. Серпухов расположен на высоких холмах при впадении реки Нары в Оку и отстроен домами старой купеческой архитектуры. Не изменившиеся, казалось, с прошлого века улицы, каковых не сыщешь теперь и в столице, создавали ощущение, к которому странным образом примешивались и ностальгия по ушедшему, и радость открытия достопамятного. Как будто ты знаешь эти улицы с детства.

    В городе, насколько мы успели заметить, много издали заметных прекрасных и величественных храмов, умело вписанных в холимстый ландшафт города.

    Сам Высоцкий монастырь приятно поразил нас своею европейской ухоженностью и чистотой. Привычнее видеть храмы возрождаемых обителей в строительных лесах, вокруг них – штабеля стройматериалов, брошенная в беспорядке там и сям техника и суета рабочих. В Высоцком же монастыре паломник встречает белые высокие храмы, ухоженность просторной площади, покой и чинный порядок во всем.

    Мы прибыли, когда литургия уже началась. Чудотворная икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" помещена прямо напротив входа, в центре храма, на мощном столпе, от которого на четыре стороны расходятся своды здания. С другой стороны столпа покоятся мощи преподобного Афанасия Высоцкого, от которых происходят многие исцеления недужных. Кроме того, в этот храме благоговейно хранятся частицы мощей других святых, а в Никольском храме монастыря находится в особой раке головка вифлеемского младенца, одного из убиенных Иродом, и ряд других реликвий.

    Сама чудотворная икона есть список с другой, которая была явлена в XIX веке во Владычном женском монастыре, что хорошо виден с того высокого места, где ныне стоит Высоцкая обитель. Икона, находившаяся во Владычном монастыре, после революции исчезла бесследно, по крайней мере, никто не может сказать, что знает наверняка о ее уничтожении. Как, впрочем, до сих пор не найдены сокровища ризницы монастыря, которая славилась хранимыми в ней реликвиями.

    В ХХ веке стены монастыря увидели много такого, чего не происходило за пять веков. После разгона братии и закрытия монастыря в его стенах богоборческая власть устроила тюрьму, где производились расстрелы. Останки убиенных находят на территории обители во время реставрационных работ и сегодня.

    Новый список иконы прославил себя сразу же многими исцелениями. Благодарность людей, избавившихся от недуга пьянства по молитвам Богоматери подле Ее иконы, имеет зримое воплощение в поднесенных по обычаю дарах – кольцах, серьгах, браслетах из золота, украшенных каменьями. Эти символы прежней кичливой роскоши служат теперь украшением иконы, знаком благодарности Божией Матери и символом одоления демонов Духом Божиим. За каждой подаренной вещью стоит трагически изломанная жизнь человека, страдания его семьи и близких, а даров этих столь много, что ежели поместить их все разом перед иконой, то самого образа, довольно большого по размерам, не будет за ними видно. Поэтому выставлена только малая часть их, всего несколько рядов, но и такое количество поражает воображение.

    По окончании литургии была отслужена панихида, а уже после нее молебен об избавлении от пагубных страстей.

    Преподобный Варлаам Серпуховской, строитель и первый настоятель Серпуховского Введенского Владычного монастыряМолебен служился неспешно, прочувствованно, благоговейно. Были произнесены имена всех тех, о здравии коих заказывали молебен. Поражало обилие мужских имен. "Феодора, Степана, Валерия, Михаила..." – читал священник, и средь десятка-двух мужских имен попадалось одно женское. И родились в душе стыд и горечь, досада на нас, представителей так называемого "сильного пола". Что же это мы, мужики, а? Приехали женщины молиться о своих мужьях, братьях, сыновьях. И как же они молились! Как бились за своих близких! Вот бы дал Бог каждому из нас таких молитвенников о душах наших! Столь горяча была их молитва, что остается только воскликнуть: "Да исполнятся прошения их!" Мужчины стояли отдельно кучкой, набычившись, кое от кого попахивало перегарцем. Было им непривычно и тревожно. Неизвестно, чего уж они ожидали от священника, – то ли чтения назидательных и строгих нотаций, то ли уговоров и убеждений. Тайной останется и то, что происходило в их душах, что отложилось в их сознании. Ведь это только лукавые соблазнители, экстрасенсы и парапсихологи, Кашпировские да Чумаки, сулят и гарантируют успех в исцелении сразу же по уплате наличными. Уже то хорошо, что те, кто приехал в Высоцкую обитель, своими глазами увидели происходящее, приняли участие в богослужении. Будем надеяться, что оно оставило в душе их какой-то след. Пути Господни неисповедимы, и часто путь к вершинам духовной жизни начинается с падения человека во тьму греховную. Претерпевший страдание яснее чувствует благодать и милость Бога, для него ощутимей разница между тем, что было с ним и что стало с его душой.

    Молебен окончился водосвятием, кроплением собравшихся и раздачей освященной воды. Здесь же в храме можно было получить и масло из лампады, горящей пред чудотворной иконой. Принимаются здесь и заказные службы на долгий срок. Сами же службы идут ежедневно.

    Мы были поражены, когда узнали, что вся реставрация и содержание монастыря осуществляются исключительно на пожертвования паломников и прихожан. Братии в монастыре вместе с игуменом насчитывается не более двух десятков человек, поэтому здесь с удовольствием примут желающих потрудиться во славу Божию, сочетая, как и подобает христианину, молитву с усердным трудом. Как мы знаем из святоотеческих писаний, таковое сочетание – наилучший способ одоления врага рода человеческого и верный путь к поборению пагубных страстей.

    Сейчас во многих храмах служат молебны перед иконой "Неупиваемая Чаша" и создают общины и общества трезвости, ставящие своей задачей бороться с эпидемией пьянства и наркомании. Да, надеяться больше не на кого. В этом я убедился, организуя вышеописанную поездку. Мы пытались привлечь к участию в ней членов местного общества борьбы за трезвость. Как оказалось, общество это по непонятной причине расположено в городском спорткомитете и состоит, как видно, из одного своего председателя. Попытка отыскать его не удалась. Да и что толку в этом "обществе" – одна проформа, штатная единица! И полное неверие в успех своего дела. А может, оно и к лучшему? Может, именно так и надо – меньше бюрократизма и амбиций? Но какую же можно было бы развернуть работу, умей мы сочетать светские и церковные усилия. Ведь для того чтобы добраться до Серпухова, нужно оплатить автобус, а это уже немалые деньги. Многие желающие поехать в паломничество не могут себе этого позволить. А между тем, такая поездка может в перспективе создать из группы паломников эмбрион приходского общества трезвости, этот жизненно необходимый при нынешних обстоятельствах островок трезвости, который в сочетании со светскими антиалкогольными и антинаркотическими программами может принеси много пользы и дать облегчение десяткам страждущих.

    Такие паломнические поездки должен непременно окормлять священник, который не даст возможности свести благое дело ко греху.

    В нашем приходе принято решение сделать паломнические поездки в Серпухов регулярными, пока – ежемесячными. Одновременно решается вопрос о приеме в храме записок с именами на молебен в Высоцком монастыре для тех, кто по какой-либо причине сам поехать не в силах. Если же со временем транспорт подорожает настолько, что поездки окажутся невозможными, этот "записочный" вариант может стать основным.

    Но так или иначе бороться с бесовским наваждением пьянства необходимо. Пусть орудиями сокрушения его будут наше покаяние, любовь и терпение к близким, за которых мы боремся, а главное вера в Бога и упование на милость Его!

    Валерий ЯРХО, г. Коломна

    Расписание служб в серпуховском Высоцком монастыре

    17 часов – вечерня и акафист (по пятницам акафист преподобному Афанасию Высоцкому).

    В воскресенье служится общий молебен перед иконой "Неупиваемая Чаша".

    6 часов – полунощница и утреня.

    8.30 – литургия.

    Заказные молебны служатся каждый день.

    Монастырь готов принять богомольцев, приехавших на некоторое время. Для них работает гостиница. За символическую плату – 10 рублей – вы можете жить и молиться в монастыре три дня.

    Для тех же, кто желает приехать на несколько дней большой группой паломников, нужно предварительно сообщить о своем приезде, дабы братия имела возможность подготовиться. Для этого нужно позвонить в монастырь по телефонам: (код Серпухова-27) 72-57-97 (игумен); 77-55-32 (братский корпус); 77-21-48 (гостиница монастыря).