Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 17/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Сокровище духовное

    Сокровище духовное

    Путь из Москвы в Дивеево

    Очерк третий

    Въезжаем во Владимир. Чтобы попасть в кварталы старого города и очутиться около Владимирского кремля, около сердца города – дивного Успенского собора, надо проехать мимо Золотых ворот – замечательного памятника архитектуры ХII века, – когда-то бывших частью защищавших город мощных оборонительных сооружений.

    Здесь, около Золотых ворот, сделаем остановку. Забудем на несколько минут тесноту улиц, многочисленные автомобили, движущиеся почти непрерывным потоком в обе стороны; закроем глаза, постоим, вспомним, перенесемся мыслию на семь веков назад... Земля, на которой стоим мы, свята есть...

    Успенский храм Княгинина монастыря в г. ВладимиреЗдесь зимой 1238 года разыгралась страшная трагедия. Полчища хана Батыя, подошедшие к стенам города, предприняли его штурм. В неравной схватке пали под мечами завоевателей многие защитники города. 3 февраля пали в битве князья Всеволод и Мстислав Георгиевичи, верные своему княжескому долгу. По распоряжению своего отца, святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича, братья-князья остались в городе с тем, чтобы возглавить войско, оборонявшее Владимир от татар, сохранить город от разорения, жен – от поругания, христианские святыни – от осквернения, жителей – от смерти. Здесь, приняв перед своим последним боем святую схиму, стояли они до самого конца... И здесь же, около Золотых ворот, претерпел смертную казнь от татар их младший брат Владимир Георгиевич, взятый в плен в Москве.

    Земля у Золотых ворот, русская земля! Помним ли мы о том, что полита ты кровью самоотверженных князей-воинов, святых князей-страстотерпцев? Заметим попутно, что все трое князей – местночтимые святые Владимирской епархии, их мощи покоятся в Успенском соборе Владимира.

    Повернем от Золотых ворот налево. Неподалеку от них, в соседних переулках, находится старинный Княгинин монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

    Основателями этого монастыря были святой благоверный князь Всеволод Великий (Большое Гнездо) и его супруга святая благоверная княгиня Мария Шварновна (в схиме Марфа). Супруги – местночтимые владимирские святые. Мощи святого Всеволода покоятся в Успенском кафедральном соборе Владимира, а святой Марфы – в Успенском храме Княгинина монастыря.

    Святой благоверный князь Всеволод находился на великокняжеском престоле 37 лет, княжил славно и счастливо, строго соблюдая правосудие. "Не обинуяся лица сильных, и не туне нося меч, от Бога данный", – сказал о нем древний книжник. Он казнил злых и миловал добрых, был мужественным в битвах, но старался сохранять мир и не любил бесполезного кровопролития, строил храмы и укреплял города в своей державе. При его правлении во Владимире был расширен воздвигнутый святым Андреем Боголюбским (его родным братом) Успенский собор, рядом с ним построен удивительный по красоте храм Святого великомученика Димитрия Солунского, основаны Рождественский и Княгинин монастыри.

    Боголюбская икона Божией матери. ФрагментЛетопись дает ему следующую характеристику: "...Одного только имени его трепетали все страны, и по всей земле прошел слух о нем, и всех врагов его Бог отдал в руки его: потому что он не возносился и не величался собою, но на Бога возлагал всю свою надежду... Всегда имел страх Божий в сердце своем, подавал требующим милостыню, судил суд истинный и нелицемерный, не смотрел на лица сильных своих бояр, обижавших меньших, порабощавших сирот и делавших насилие; много любил черноризческий и священнический чин".

    Его супруга, Мария Шварновна, была дочерью чешского князя Шварна и крещена в православной вере. С детства великая княгиня отличалась подлинным христианским благочестием. Но, наверное, главным служением ее жизни был подвиг материнства. Будучи матерью 12 детей, всех она стремилась воспитать в духе евангельском, что совершить в ту эпоху было далеко не простым делом для княгини. Власть всегда соблазн для властвующего, а по тогдашним правилам уже в пятилетнем возрасте, а то и раньше, княжеского сына сажали торжественно на коня и постригали в князя. Гордость и превозношение, властолюбие и тщеславие, сребролюбие, страсть к роскоши и сластолюбие в бесчисленных видах и формах – вот те греховные страсти, которые с легкостью укореняются в сильных мира сего. А она вырастила восьмерых сыновей (все в будущем князья) и четырех дочерей-княжон. Но небесплодными оказались ее труды: четверо из ее сыновей прославлены в лике святых угодников Божиих. Это святые благоверные князья Георгий мученик (о нем рассказ впереди); Ярослав (местночтимый владимирский святой, мощи его покоятся в Успенском соборе), отец Александра Невского; Димитрий (местночтимый владимирский святой, его мощи покоятся в Успенском соборе), принявший перед кончиной схиму; Святослав (Гавриил), также местночтимый святой Владимирской земли, княжил в Юрьеве-Польском, сражался вместе с братом Георгием с татарами на реке Сити, у его гроба, по свидетельству древнего предания, совершались чудеса.

    Незадолго до рождения последнего сына великая княгиня Мария тяжко занедужила и лежала на одре болезни до самой своей кончины около семи лет. По свидетельству современников, она "посещением Божиим была в великой скорби", но в своем терпении уподобилась праведному Иову: "И пришла к ней рана искушения, и лежала в немощи семь лет, и никакого слова хульнаго не произнесла, но благодарно терпя, часто молясь и поминая праведного Иова, сказавшего: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим (Иов. 2,10)". Вероятно, предчувствуя приближающуюся кончину, великая княгиня Мария вместе с супругом принимает решение о создании нового монастыря в черте города. "В лето 1200 великий князь Всеволод Георгиевич со своею великою княгинею Мариею и с благословением епископа Иоанна создали церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы Успения в монастыре Княгинине, и составили обитель монахиням, и всем довольством и имением снабдили" – так говорит об этом рукописное житие ее сына, святого Георгия.

    Святой мученик Авраамий Болгарский. Икона. XX в.За 19 дней до своей кончины княгиня покидает с согласия мужа семью и постригается в монашество в основанном ею монастыре. Перед тем как расстаться с детьми, она преподает им свое последнее материнское наставление. Древнее житие донесло до нас ее прощальные слова, полные глубокой христианской мудрости: "...Сыновья мои, хочу отойти от света сего. Имейте между собою любовь, Бога бойтесь всею душею своею, епископам, и иереям, и диаконам, и всякому чину священническому не стыдитесь подклонять главы, потому что они пастыри словесных овец и предстатели Тайной Трапезе Его. И в монастырях поусердствуйте взыскать домы святых и молитвы, и благословения от них принимайте. Особенно же всякого монаха не минуйте без поклона. Больных посещайте, алчущих и жаждущих накормите и напоите, нагих оденьте. Имейте чистоту в себе, пост и молитву любите, более же всего милостыню, ибо она поставит вас пред Богом. И преклоняйте главу пред всяким старейшим среди вас, не давайте сильным обижать меньших, судите сироте и оправдайте вдовицу. Трезвость имейте, гордость возненавидьте, ибо она и ангелов с неба свела... "

    "В лето 1206 месяца марта во второй день постриглась великая княгиня Всеволодова в монашеский чин в монастыре Святой Богородицы, который сама создала... и проводил ее великий князь сам со слезами многими до монастыря Святой Богородицы, и сын ее Георгий, и дочь его Всеслава Ростиславова, и нельзя было смотреть на их горе. И был епископ Иоанн и Симон-игумен, отец ее духовный, и иные игумены и чернецы, и все бояре и боярыни, и чернецы со всех монастырей, и горожане все проводили ее со слезами многими до монастыря, потому что была она ко всем безмерно добра" – так говорит о ней Троицкая летопись. Перед самою кончиною святая княгиня была пострижена в великую схиму с именем Марфа. Здесь, в Княгинином Успенском монастыре, переселилась в блаженную вечность эта угодница Божия, здесь покоятся ее святые мощи. Память ее совершается 23 июня (ст. ст.), в день празднования собора Владимирских святых.

    В Успенском храме Княгинина монастыря почивали в былое время и мощи другого угодника Божия – святого мученика Авраамия Болгарского. В настоящее время в Успенском храме находятся лишь несколько небольщих частиц его святых мощей. История жизни этого замечательного человека такова. Во времена, предшествовавшие татаро-монгольскому нашествию, наше Отечество граничило на востоке с государством камских, или волжских, болгар, народа по своему происхождению тюркского, кочевавшего сначала в приазовских степях. Болгары находились в постоянно враждебных отношениях с хазарами, поэтому решили покинуть эти места и, разделившись на две части, ушли. Одни – на запад, на Балканы, и там, слившись со славянским населением, полностью утеряли свой язык и культуру, оставив по себе память лишь этнонимом, закрепленном в названии государства, – Болгария; другие осели по Каме и по Волге, славились делами торговыми, мастерством ремесленников, имели сильное государство и развитую культуру.

    Часовня на месте мученической кончины святого АвраамияСо временем значительная часть волжских болгар приняла ислам. Столицей их государства был город Великий Булгар, располагавшийся недалеко от слияния рек Волги и Камы (теперь на его месте районный центр Болгары в Татарстане). В этом городе в начале ХIII века жил один богатый и знатный купец, родом болгарин, магометанин по своему вероисповеданию. Жизнь этого человека сильно отличалась от жизни многих его земляков и соплеменников. Был он человеком необыкновенно сострадательным, милостивым к бедствующим, тратил свои богатства на нужды страждущих. "Имеяше имение много, нищих питаше, алчущия и жаждущия напаяше, нагих одеваше, больных посещаше и всех скудных всякими потребы удовляше" – так свидетельствует о его образе жизни летопись. И что удивительно, живя среди городских соблазнов, хранил целомудрие.

    Подобно святым – благоверной княгине Ольге и великомученику Евстафию Плакиде, – Господь за его добрую жизнь просветил его благодатным светом истинного богопознания. Он осознал ложность магометанства и, познав истинную веру, принял святое крещение с именем Авраамий от русских купцов, имевших тогда в Великом Булгаре небольшую колонию. Просвещенный благодатию, Авраамий усилил свои аскетические подвиги, носил железные вериги, однако не менял рода своих занятий, занимался по-прежнему торговлей и тратил свои доходы на нужды бедных. За свою строгую подвижническую жизнь он сподобился особой благодати – преподобничества (см. текст акафиста святому мученику Авраамию Болгарскому).

    Душа святого Авраамия, горевшая любовью к Богу и к ближнему, не могла спокойно созерцать духовную гибель своих соплеменников, косневших в магометанстве. И поэтому как-то раз прямо на базарной площади города он стал призывать их к познанию истинного Бога и Христа Его, опровергая магометанскую ложь, разоблачая ее обманы... Такое поведение знатного и богатого гражданина сначала вызвало недоумение у слушавших... Затем последовали увещевания, уговоры, далее угрозы, за которыми последовали побои. Били "всем миром", били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места. Пытались заставить замолчать, отречься от Христа, но все было тщетно: сподобившийся благодати мученик терпел все и не переставал исповедовать истинную веру. Тогда его отвели за город и недалеко от берега Волги сначала четвертовали, а затем отсекли его честную главу... Так с исповеданием Христовой веры на устах скончал свои дни этот Божий угодник 1 апреля 1229 года. Русские купцы с честью погребли его останки на православном кладбище.

    Гнев Божий не заставил себя долго ждать: Великий Булгар опустошило несколько пожаров, а в 1236 году татаро-монгольские завоеватели во главе с ханом Батыем полностью уничтожили этот город. Волжская Болгария не смогла оправиться после нашествия татаро-монголов, и спустя еще полтораста лет народ камских болгар исчез со страниц истории. Специалисты до сих пор ведут споры о том, куда делись камские болгары: одни считают, что их остатки смешались с чувашами, другие – с ордынскими татарами (по-видимому, отчасти правы и те и другие).

    Но память о жизни и страданиях святого мученика осталась. На месте его казни забил источник чистой воды, от которого начали исходить исцеления. Можно предполагать, что и после смерти мученик молитвенно предстательствует за своих соплеменников. Местное предание говорит нам о том, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, был человек магометанского вероисповедания. Память мученика Авраамия свято почитается до настоящего времени не только православными, но и последователями ислама. Удивительный факт: вплоть до настоящего времени паломники-мусульмане, посещающие город Болгары, приезжающие отовсюду, и даже из далекой Турции, считают своим долгом посетить источник мученика Авраамия, пострадавшего за веру православную от руки магометан.

    Около его могилы начались знамения. Святой благоверный князь Георгий Владимирский, узнав об этом, пожелал иметь мощи мученика у себя в городе. Поэтому он стремился договориться с властями Волжской Болгарии об их перенесении во Владимир, что и состоялось 9 марта 1230 года. Нетленные мощи праведника с великими почестями были встречены за версту от города великим князем и княгиней со множеством духовенства и при стечении всего народа. Так ценили наши предки истинную веру и праведность, независимо от того, кто был их носителем. Мощи святого мученика торжественно перенесли в Успенский храм Княгинина монастыря, и долгое время они почивали там, в Благовещенском приделе.

    В 1711 году состоялось их перенесение в главный придел Успенского храма, тогда же они были положены в новую раку. (Память об этих событиях ежегодно празднуется всей Русской Православной Церковью в неделю о расслабленном.) Господь прославил своего угодника многими чудесами, происходившими по его молитвам у святых мощей. Было замечено, что мученик обладает особой благодатной силой предстательствовать пред Богом о больных детях, сохранились записи об исцелениях слепых. Текст акафиста мученику сообщает нам о том, что от его святых мощей исходило благоухание, а от его вериг, находившихся, как и его мощи, в Княгинином монастыре, происходили исцеления душевнобольных.

    После завоевания Казанского царства Иоанном Грозным недалеко от места страданий мученика Авраамия был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого Авраамия, над целебным источником, был сооружен колодец, а рядом с ним – памятник-часовня в виде четырехгранного столба, на четырех сторонах которого помещались иконы.

    В годы большевистского гонения пострадали святыни, связанные с памятью святого мученика Авраамия. Его мощи, покоившиеся в Княгинином монастыре во Владимире, исчезли. В монастыре в настоящее время сохраняется лишь небольшая их часть. Кисть правой руки мученика, хранившаяся в храме в городе Болгары, была утеряна, и сохранилась от нее лишь фаланга пальца, сберегавшаяся с благоговением жителями города Болгары по домам, до тех пор, пока в Болгарах (уже в перестроечное время) не был сооружен новый храм во имя святого мученика Авраамия. Раба Божия А. рассказывала, что, когда у нее дома, где сохранялась часть святых мощей, открыли ковчежец, в котором хранилась фаланга пальца, дом наполнился дивным благоуханием.

    При советской власти часовня у колодца на месте смерти мученика была разрушена, а сам колодец осквернен.

    Осенью 1993 года эта часовня была отстроена заново и освящена; вместе с нею был освящен и колодец, предварительно очищенный от нечистот и мусора, а на дне его было обнаружено два ключа чистой воды. Примечательно, что в городе Болгары, находящемся в полутора километрах от источника, вода отсутствует даже на глубине сорока метров.

    В Княгинином женском монастыре мы можем помолиться еще и перед великой святыней Владимирской земли – Боголюбивой (или, как ее еще называют, Боголюбской) иконой Божией Матери. Но об истории этой удивительной, великой святыни и о человеке, с судьбой которого было связано написание этой иконы, о святом благоверном князе Андрее Боголюбском, речь впереди.

    © Николай КОЛЧУРИНСКИЙ