Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 14/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • О счастии

    О счастии

    Если бы мы сейчас вышли на улицу и стали спрашивать прохожих: “Чего бы вы хотели больше всего в жизни?” – мы получили бы множество самых разнообразных ответов. Но суть всех ответов была бы одна: “Хочу быть счастливым”. Это общее желание всех людей: и мужчин и женщин, и образованных и необразованных, малых и старых. Вряд ли можно встретить человека, который бы сказал про себя: “Я не хочу быть счастливым. Я вот такой человек, что хочу жить плохо”.

    Но вот странность: все люди хотят быть счастливыми, а счастья в жизни всегда было и теперь есть не так уж много – гораздо больше скорбей, горя, всякого рода неприятностей и переживаний. В чем же дело?

    Ведь мы знаем, что если люди объединяются каким-то одним желанием, так эти люди преодолевают любые препятствия и добиваются желаемого. Люди перегораживают плотинами многоводные реки, покоряют океаны, совершают космические полеты, пустыни в цветущие сады превращают. И это все делают сравнительно небольшие группы людей, движимые одной целью. А тут – не группы людей, а все люди хотят быть счастливыми; и это у них так плохо получается. Почему?

    Долгое время считалось (а многие еще и теперь считают), что счастье человеческое напрямую зависит от материального достатка: чем достатка больше – тем больше и счастья. Многие надеялись и старались осчастливить людей, облегчая их труд, окружая комфортом, улучшая условия жизни. Кажется, уже облегчили и улучшили вполне. Но оказывается, что человек может и в “мерседесе”, и в евростандартной квартире, и при телевизоре и видеомагнитофоне быть глубоко несчастным.

    От чего же в таком случае зависит счастье? Где его искать? Если комфорт не гарантирует счастья – что его гарантирует? И может ли вообще хоть что-то гарантировать счастье?

    Вопрос непраздный. Вопрос, может быть, самый наисущественный в жизни человеческой – учитывая, что каждый человек, как мы уже сказали, хочет быть счастливым. И, может быть, только этого-то искренно, от всей души, и хочет. Ужели при таком общем и искреннем желании счастья мы его на этой грешной земле так и не разыщем?..

    И впрямь, не разыщем – покуда эта земля населяется грешниками и покуда мы будем искать счастья там, где его найти невозможно...

    Мы его сейчас ищем для себя кто где: кто-то ищет на верхних ступенях общественной лестницы – для таких людей счастье обусловливается высокой и хорошо оплачиваемой должностью; другой ищет счастья в интересной работе, третий – в книгах, развратник – в красивых женщинах, пьяница – в вине, наркоман – в героине или марихуане... Кто в чем. Отчего же не находим? Не находим, потому что не там ищем. Такое бывает, когда человек заблудится в лесу и выбирает из множества лесных тропинок – какая же ведет к дому? Выберет одну, идет по ней, а она теряется в зарослях или упирается в болото. Он – на другую. И другая – в болото... Хочет-то он домой – а идет часто в обратном направлении, все дальше от дома, все ближе к какой-нибудь гибельной трясине. Завидя издали просвет, радуется, думает: кончается лес, – а это начинается болото. Так и в жизни – как в дремучем лесу. Не знаешь порой, куда идти. Люди вокруг снуют во всех направлениях. Тропинок бесчисленное множество. Какую же избрать? Какая ведет к счастью? Кто подскажет? Какой просвет означает опушку леса, какой – болото?

    О, как часто мы выбираем в жизни неверную тропинку! И в итоге жизненный путь упирается в тупик: душевное разочарование, неудовлетворенность жизнью, уныние, даже мысли о самоубийстве...

    Дабы не быть голословным, приведу пример из жизни. В те годы, которые мы теперь называем “застойными”, мне довелось прочитать в газете коротенькое сообщение о том, что “в жестоком мире капитала” покончил жизнь самоубийством сын миллионера. При нем нашли предсмертную записку такого содержания: “Взял от жизни все. Ничего интересного в ней не нашел. Ухожу из жизни добровольно”. Все это подавалось тогда, известно, с какими комментариями: “Ах, как ужасен их мир и как прекрасен наш социализм!..” Но дело совсем не в том, что он жил в мире капитала. В любом месте, в любое время, при любом общественном устройстве радости, доставляемые материальными благами, имеют свойство притупляться. Можно радоваться новому автомобилю день, два, неделю. Но потом к нему привыкнешь. Хочется еще чего-то – яхту или самолет... А что если есть уже и самолет, и вообще все, чего хотелось?.. Иные думают, что вот тогда-то и наступает полнейшее счастье – когда уже нечего делать и нечего желать. Глубочайшее заблуждение. Тогда случится то же, что с сыном миллионера.

    Да, деньги значительно расширяют наши возможности. Да, свобода действий – одна из важнейших потребностей человека. Но ведь самый-то интерес жизни человеческой не в свободе как таковой – но в самозабвенном служении свободно выбранной цели. Едва человек становится вполне свободным, тут же является вопрос: что ему с этой свободой делать, куда употребить? Свобода, сама по себе, не дает жизни содержания. И содержание, и смысл, и интерес к жизни дает присутствие в ней чего-то горячо любимого и стремление к этому любимому приблизиться.

    Чем обусловливается счастье? При всем разнообразии ответов на этот вопрос, можно вычленить один общий ответ, с которым согласятся все: счастье человеческое обусловливается теми успехами или неудачами, которые человек встречает на пути к желанной цели. Успехи делают его счастливым, неудачи огорчают. А разные мнения о счастии – только от того, что разные люди преследуют в жизни разные цели. Но если пьяница стремится к вину – так он и счастлив, когда оно у него есть, а несчастлив – когда вынужденно блюдет “сухой закон”; если врач стремится вылечить больного – он рад, когда дело идет на поправку, и огорчается, если болезнь осложняется. Можно взять для примера любого человека... Да возьмите хоть каждый сам себя. И спросите: когда и почему вы были счастливы? И когда несчастны?.. Вот, видите: счастливы, когда достигали желаемого, получали, чего хотели, а несчастны – когда это по каким-то причинам не удавалось. И степень счастья (или несчастья) зависит от того, насколько сильно хотели. Вот где воистину прямая зависимость: чем сильнее хотелось чего-то, тем больше было радости при получении искомого.

    Успехи, приближающие нас к желанной цели, – вот единственный источник наших радостей. Когда все цели достигнуты и желать уже больше нечего, этот источник иссыхает и всякая надежда на радость в дальнейшей жизни испаряется. Я бы рекомендовал всем людям, уповающим найти счастье в материальных благах, крупными буквами переписать и повесить у себя дома на видном месте ту предсмертную записку. Если кроме земного, вещественного у вас в жизни нет никаких целей, тогда – вот цель, к которой вы идете и в конце концов придете: безысходная тоска, подталкивающая к самоубийству. Вы теперь еще не залезли в петлю лишь потому, что еще не все ваши желания удовлетворены. Когда вы, подобно тому молодому человеку, удовлетворите их вполне и без остатка – вы, поверьте, сделаете тот же вывод, что и он: когда уже больше нечего желать, тогда уже больше незачем и жить.

    Наивно думать, что самые страшные времена человеческой истории, где были тяжелый, изнурительный физический труд, дикие звери, неумение бороться с болезнями, отсутствие грамотности, хорошего питания и тому подобное, уже позади. Самые страшные времена впереди, где грамотные, сытые, безбедно, безболезненно, безопасно и комфортно существующие люди неожиданно обнаружат бессмысленность своего дальнейшего существования. Если эти люди не обратятся к Богу, они закончат мировую историю в такой страшной агонии, перед которой померкнут все ужасы прежних варварских времен.

    И смысл, и счастье в жизни, и самую-то жизнь – дарует лишь Бог. Ибо Он – “Сокровище благих и жизни Подателю” (“Сокровищница всяких благ и Податель жизни”). Вне Бога – только обман диавола. (Слово “диавол” так с греческого и переводится – “обманщик”.)

    Можно ли назвать осмысленной жизнь, протекающую, что называется, “от зарплаты до зарплаты”?.. Конечно, какие-то сиюминутные задачи в жизни присутствуют у каждого: заработать на пропитание, купить обнову к празднику, вылечиться, если заболел. Но это ведь не цели жизненные – это только средства для достижения цели. Автомобиль существует не для того, чтобы его заправлять бензином и ремонтировать. Его бензином заправляют и ремонтируют, чтобы он людей или грузы перевозил. А иной человек, складывается впечатление, только для того и живет, чтобы “заправлять” себя продуктами питания и “ремонтировать” (часто из-за “перезаправок”). Родные мои, это недостойно человека – жить бессмысленней автомобиля.

    Едва ли можно назвать счастливой жизнь многих наших современников, добывающих свое счастье деньгами и бицепсами где угодно и какими угодно средствами – только не там, где Благой их Создатель дарит, просто дарит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 28, 29). Но мы, вместо того чтобы откликнуться на зов Христа и прийти к Нему, идем на зов телевизионных “пророков”, зазывающих нас каждый на свою тропу, обещающих нам, что покой нашим душам даст магия, астрология, целители и экстрасенсы, а счастье мы обретем, совершив поездку в Турцию или Арабские эмираты... Кого мы только не слушаем! Где только не ищем своего счастья!..

    Чревоугодник ищет счастья в изысканной и обильной трапезе. И вот он пьет это свое “счастье” полной чашей и попадает в больницу с ожирением или инфарктом. Вот так осчастливил себя! У пьяницы счастье в стакане. Но он ведь, спиваясь, не только сам деградирует, перестает быть личностью – он рождает дебильных детей, которые потом и сами мучаются, и его мучают. Его счастье строится на слезах ближних, на загубленном здоровье детей, на собственном истраченном здоровье... Счастье ли это? Блудник думает быть счастливым, соблазнив чью-то жену, растлив чью-то дочь. И даже не задумывается при этом, какой острый нож он вонзает этим в сердце мужу соблазненной женщины или отцу растленной дочери... Счастье честолюбца – в высокой должности, он идет к этой должности часто по чьим-то головам... Счастье сребролюбца в деньгах. И вот он всеми правдами и неправдами набивает свои карманы и банковские счета этим “счастьем”, поступаясь при этом совестью, идя часто на обман, а то и на кражу или даже убийство... Вот так и строим мы каждый свое счастье на чьем-то горе, страдании, на чужих слезах и крови.

    Когда во все это вдумываешься, становится прозрачно понятной и совсем не странной эта “странность” – почему при общем желании счастья его на земле всегда было и теперь есть так мало? Мало счастья от того, что много греха. Желают-то все люди счастья, да вот ищут-то его часто там, где оно и рядом не лежало: на дорогах греха и порока, где рассыпаны одни скорби.

    Верный ответ на этот самый насущный для всех нас вопрос “Где найти счастье?” – надо искать не в телевизоре, не в рекламных проспектах, не у друзей, “умеющих жить”. Даже не у папы с мамой (хотя родители, конечно, желают счастья своим детям) – но и они способны ошибаться. Единственно верный ответ на этот вопрос может дать лишь Бог. Ибо Он, в отличие от людей, не ошибается и любит всех нас. А значит, и счастья желает всем нам. Люди любят тех, кто им приятен; Бог любит всех. Ибо все мы Его дети. И любит Он нас до такой степени, что отдал за нас, грешников, на распятие Своего Сына. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5, 6, 8). Зачем же Он умирал ради грешников? На этот вопрос отвечает святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Не погиб, но имел жизнь вечную! Христос умирал, чтобы мы не умерли.

    Вот цель, поставленная Богом перед человеком, – жизнь вечная. Большая цель, наполняющая смыслом всю нашу временную жизнь, – жизнь вечная, Царство Небесное. Смыслом же этой вечной жизни является вечное богопознание и вечное богоуподобление: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3); и будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). В богопознании и богоуподоблении находит душа человеческая единственное прибежище от неизбежных при погоне за иными идеалами горестей, пустоты и разочарования. Ибо, любые другие цели достижимы, а значит, исчерпываемы и преходящи; и только эта цель вечна, а значит, всегда желанна – стремление приблизиться к Богу в своих знаниях о Нем и стать совершенным, как Он. Причем, чем ближе к этой желанной цели продвинемся, тем она становится желанней. И эта вечная жизнь ожидает каждого из нас не по ту сторону смерти, как считают иные. Она всегда, на то она и вечна. Да вот беда – мы не всегда в ней.

    Бог зовет к обожению, мир сей – к оскотиниванию. И души наши часто откликаются на зов мира сего с его князем-диаволом. Но князь мира сего осужден (Ин. 16, 11). И мы осуждены и обречены, если следуем за ним. Следуя за обманными миражами, найти можно только пустоту. Душа человеческая рано ли, поздно ли, но обязательно это осознает.

    Атеисты говорят: если будешь искать счастья на небе – здесь, на земле, его не увидишь. Неправда: если будешь искать счастье здесь на земле – не увидишь его ни на земле, ни на небе. А если будешь искать счастья на небе – будешь счастлив и тут, и там.

    Давайте посмотрим, что от нас требуется для стяжания Царствия Небесного? Делать добро и не грешить.

    А теперь давайте посмотрим, что такое “делать добро”? Ведь это не что иное, как умножать счастье – и свое, и ближних. Накормил ли ты голодного, помог ли больному или хоть просто посуду после ужина вымыл, когда все в доме устали, и ты в том числе, – все это твои маленькие добрые дела и вместе твои маленькие шажки к Царству Небесному. Делать их подчас очень трудно – проще накричать на жену, что она плохая хозяйка. Но если этот маленький шажок, несмотря на трудность, все-таки сделан, какая светлая радость бывает на душе! Таким образом, делание добра – это рассеивание по миру радости, это делание счастливыми и себя, и своих ближних – тех, кому ты это добро делаешь.

    А теперь давайте посмотрим, что такое “делание грехов”? Что происходит, когда человек ворует, убивает, клевещет, совершает супружеские измены?.. Становится недостойным Царства Божия: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (рукоблудники), ни мужеложники (гомосексуалисты), ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9, 10). Но, греша, человек несчастит не только себя, несчастит и своих ближних. Таким образом, если делание добра мы назвали “рассеиванием радости”, делание грехов можно с полным основанием назвать “рассеиванием горя”.

    Тут, может быть, к месту будет сказать об исконном значении слова “грех”. В современном понимании под этим словом разумеется чаще всего какое-то “плохое дело”. Изначальное же значение его было более узким, но, пожалуй, и более точным. Слово “грех” пришло в общеразговорный язык из профессиональной терминологии воинов и охотников. Там оно означало “промах”, “ошибку”, буквально – “непопадание в цель” (в русском языке есть слово “огрех”, означающее именно ошибку). Так вот, человек, стремясь к пороку, греху, – он ведь и в этом своем стремлении пытается реализовать все ту же потребность в счастье, вкорененную в нас от самого рождения и сопровождающую нас до смерти.

    Почему пьяница пьет? Почему развратник развратничает?.. Да потому, что им это нравится, потому что им грех способен доставлять удовольствие! На этом строится вся “индустрия греха”. Но и творцы этой индустрии, которым она доставляет баснословные прибыли, и потребители этой индустрии, которых она часто разоряет дотла, – и те, и другие, в конечном итоге, оказываются несчастными, “промахнувшимися” людьми. Уповая найти счастье в грехе, человек жестоко ошибается – вместо счастья он находит лишь мимолетное удовольствие, рассеивающееся как дым. И в пустой душе, на месте этого “испарившегося счастья”, поселяется разочарование и все прочее, о чем уже выше достаточно говорилось.

    Особое коварство греха заключается в том, что, погружаясь в него, человек сам не замечает, как и когда он уже перестает быть хозяином над собой, а становится рабом греховной страсти. Блудник, чревоугодник, пьяница, наркоман, человек, пристрастившийся к азартным играм, – все эти люди часто уже совершенно отчетливо понимают, что гибнут, и наверняка погибнут, если не освободятся от поработившего их греха. Но так с этим пониманием и погибают... Грех – нарядная бархатистая зеленая травка, прикрывающая трясину. Под этой травкой с красивыми цветочками – бездны ада. Ступить на ту “привлекательную лужайку” – очень просто. Выбраться вновь на твердую почву бывает подчас крайне тяжко!

    Родные мои, не обманитесь, не ошибитесь, не “промахнитесь”!

    Это “слово о счастии” хотелось бы мне закончить пожеланием всем счастья, стяжания Царства Божия чрез стяжание святости. Однако я обнаружил бы полную свою несостоятельность как священник, если бы возомнил, что каждый прочитавший это “слово” и даже понявший, что он живет не так, как надо, – тут же переменит свою жизнь и заживет, как надо. Православному священнику, может быть, более чем кому-либо из людей известно, какое большое расстояние лежит от благого желания до исполнения сего желания в жизни. Ибо нет человека, который не грешил бы (3 Цар. 8, 46). Но есть грешники, видящие свой грех и оплакивающие его; и есть грешники, радующиеся своему греху и за грех его не считающие. Помоги нам Бог осознать себя первыми!

    Что требуется, чтобы жить по-божески и стяжевать святость, – тема для другого “слова”. Но уже и того будет много, если мы хотя бы захотим святости.

    В начале я указывал на тот факт, что если люди объединяются вокруг одной цели и дружно ради этого трудятся, – эти люди преодолевают любые препятствия и в конце концов достигают желаемого. Главная задача этого “слова” – привлечь внимание к цели, единственно достойной человека, к той цели, которую ставит перед человеком Бог: к Царству Небесному, к вечной жизни. Уже и того будет много – если мы хотя бы возжелаем сего и осознанно поставим главною целью своей жизни не деньги, не должности, не комфорт, не греховные удовольствия, в таком обилии разливающиеся ныне по Руси, но Царство Небесное, вечную жизнь. Уже и того будет много, если мы будем хотя бы знать, как надо жить. А уж заживем мы после этого как надо или будем продолжать жить как не надо – каждый решит самостоятельно.

    М.Ю. Лермонтов в предисловии к “Герою нашего времени” пишет: “Не думайте, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества!.. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает!” Болезнь нам действительно известна: наша болезнь, источник наших скорбей и бед – наши грехи. И как ее излечить – Бог действительно знает, через святых Своих сообщая и нам, грешным, как вылечиться от той или иной болезни (избавиться от того или иного греха), сообщает средства для исцеления от болезней. Единственное, чего за нас не сделает никто, – захотеть вылечиться. Так помоги же нам, Господи, сделать хотя бы то, что в нашей власти, – захотеть избавиться от наших грехов и возжелать исправить свою жизнь. И к счастью своему не можем мы устремиться без Твоей помощи.

    Священник Александр ЗАХАРОВ,
    г. Санкт-Петербург
    Фото Аллы Андриановой