Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 13/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • По стопам великого Сергия

    По стопам великого Сергия

    Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению Слова Божия, должна быть вера: без веры угодить Богу невозможно. Но вера должна быть православная, основанная на учении апостолов и святых отцов...

    Предсмертное завещание Преподобного Сергия Радонежского своим духовным чадам

    На западной окраине Владимирской земли, совсем уже недалеко от Москвы, в г. Киржач, расположен древний Свято-Благовещенский монастырь. Так сложилось, что возникновение этого монастыря неразрывно связано с именем великого подвижника и игумена земли Русской – Преподобного Сергия Радонежского.

    Согласно житию Преподобного, после того как он, избегая ссоры с братом, покинул свою обитель на горе Маковец, Преподобный Сергий направился на северо-восток, сначала в Свято-Троицкий монастырь, настоятелем которого был его сподвижник, собеседник и друг – преподобный Стефан Махрищский, а затем в безлюдное место на реке Киржач.

    Согласно преданию, вместе с ним пришел в это пустынное место и его ученик и сподвижник – преподобный Роман Киржачский.

    Что же повлияло на такое решение Преподобного Сергия? Что вновь вело его в непроходимые дебри, в пустынное уединение? Что заставляло его снова, как в молодые годы, начинать все сначала?

    Преподобный Роман Киржачский. Икона XX в.Искал ли он покоя или удаления от забот монастырских? Ведь можно было бы остановиться на жительство в каком-нибудь монастыре, например в монастыре преподобного Стефана. Насельники многих обителей посчитали бы за великую милость Божию поселение в их монастыре знаменитого Сергия. Нет, не успокоения от трудов искал Преподобный. При уединенной монашеской жизни вдали от человеческого общества покоя не бывает. Уединенное выживание в пустынном месте – труднейшее и опаснейшее дело; это он хорошо знал по своему опыту, приобретенному в молодые годы.

    Душа Преподобного искала сосредоточенной молитвы, того главного делания, при помощи которого монах приобретает все прочие добродетели, приобретает Божественную благодать и то самое главное, ради чего он предпринимает свой аскетический подвиг, – спасение души. Церковное Предание учит, что самый удобный способ стяжания благодати и достижения христианского совершенства – жизнь безмолвников и отшельников (в том, однако, случае, если подвизающийся духовно готов для такой жизни). И ради этой цели совершаются и молитва, и пост, и бдение, и труд, и переносятся одиночество, и болезни, и скудость в питании, и все прочее, с чем бывает связана жизнь в пустыни.

    Ища удобного места для безмолвного жития, для молитвенного подвига, Преподобный Сергий, сопровождаемый своим святым учеником – преподобным Романом, останавливается в своем выборе на высоком лесистом берегу реки Киржач. Здесь ("на круче", как говорят теперь местные жители) вновь началась для Преподобного Сергия пустынная жизнь. Здесь своими руками устроили святые подвижники все, что было необходимо для монашеской жизни в пустыни. Здесь Преподобный Сергий, как гласит предание, устроил колодец для питьевой воды, а точнее, обустроил родник, истекавший из обрыва, на вершине которого и расположились они на жительство.

    Однако недолго прожили Преподобный Сергий и его ученик уединенно. Богу было угодно, чтобы святой Сергий стяжал благодать Святого Духа иным образом, чтобы великий светильник не остался сокрытым от людских взоров. Вскоре стали приходить к Преподобному его ученики из Троицкой обители, желавшие продолжить свою подвижническую жизнь под руководством великого аввы. Он же не отказывал приходящим и собственноручно помогал им в обустройстве на новом месте. Так постепенно собралась братия нового монастыря и возникла необходимость в построении храма. И по благословению святителя Алексия Московского был заложен и построен при Преподобном Сергии деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Предание сохранило текст удивительной молитвы, произнесенной Сергием при его закладке:

    "Господи Боже Сил, иже древле Израиля многими уверивый великими чудесы и законодавца Своего Моисея многими и различными известив знаменьми, и иже Гедеону руном образ победы показавый! Сам и ныне, Владыко Вседетелю, услыши и мене, раба Твоего, молящегося Тебе! Приими убо молитву мою и благослови место сие, егоже благоизволи создатися во славу Твою, в похвалу же и честь Пречистыя Твоея Матери, честнаго Ея Благовещения. Да и в том всегда славится имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, аминь!"

    В новой обители был введен общежительный устав, и слава о ней, о духовном преуспеянии братии, о ее духоносном наставнике быстро распространилась по округе. Вскоре Преподобный Сергий возвращается обратно на Маковец, в Свято-Троицкую обитель, а своим преемником поставляет своего ученика – преподобного Романа, который получает от святителя Алексия сан иерея и, возможно, сан игумена.

    Свято-Благовещенский монастырь в г. Киржач. Нам немного известно о жизни и подвигах преподобного Романа. Известно лишь то, что он был ревностный ученик и последователь Преподобного Сергия, с юных лет горевший огнем любви к Богу. Но это говорит о многом, потому что, как и его духоносный учитель, стремился он всем сердцем ко всем евангельским добродетелям, очищая себя от страстей подвигами монашеской аскетической жизни.

    С преподобным преподобен будеши (Пс. 17, 16), – говорит нам Слово Божие, тем более если будешь стремиться идти по его стопам, следовать ему во всем – в мысли, в слове, в деле. Таково было делание преподобного Романа. "Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели. Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно и одна цель, одинаковый успех в достижении цели. Усвой себе мысли и дух святых отцов... Святые отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься" – так писал об этом пути к святости святитель Игнатий (Брянчанинов).

    В 1392 году, незадолго до кончины своего учителя – Преподобного Сергия, святой Роман Киржачский отошел ко Господу и был погребен братией у южной стены деревянного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Ученик великого Сергия, так же как и его учитель, был прославлен чудесами, о чем свидетельствует то, что в древних святцах он значится как чудотворец. Память его стала почитаться особым образом: он был причислен к лику местночтимых Владимирских святых. Преподобному Роману были составлены тропарь и кондак, а над его могилой со временем была поставлена украшенная рака с сенью, около которой часто служились панихиды, а в день его кончины (29 июля) в монастыре ежегодно совершалась заупокойная литургия.

    С кончиной преподобных основателей монастыря не запустела Благовещенская обитель. Почитатели памяти Преподобного Сергия почитали место, освященное молитвами, подвигами и благословением великого аввы, и щедро жертвовали на его благоустроение, а руководители государства освобождали монастырь от разного рода повинностей и податей. Братия же монастыря, следуя традициям его основателей, благоукрашала монастырь: на месте первой деревянной церкви был построен со временем дивный по красоте Благовещенский собор, позже были построены и другие монастырские храмы: в честь Преподобного Сергия, храм Всемилостивого Спаса и в честь Всех святых. Сохранились и поддерживались традиции Преподобного Сергия и в жизни монастырской, что было отчасти, видимо, связано с тем, что Благовещенский монастырь на протяжении почти всей своей истории был приписным к Троице-Сергиевой Лавре. Вскоре рядом с монастырем появились еще два отдельно стоящих храма (оба в честь Святителя Николая Чудотворца) – на Селивановой горе, рядом с келлиями для престарелых нищих, и на погосте. Постепенно вокруг монастыря стали возникать поселения мирян – сложился целый "куст" деревень и сел, который и составил основу современного города Киржач.

    Мощи преподобного Романа Киржачского Так святая жизнь Преподобного Сергия и его ученика стала источником новой жизни – монастыря и города. И насельниками монастыря, и жителями города на протяжении столетий усердно почиталось все, что было связано с памятью угодников Божиих, освятивших своими подвигами эти места. Над колодцем Преподобного Сергия была построена часовня; чаша, наполненная водою из этого колодца, всегда стояла около раки над мощами преподобного Романа, напоминая о духовной связи между этими угодниками Божиими.

    Настали страшные времена большевистских гонений. По распоряжению властей все монастырские здания были отобраны у Церкви. Преданы поруганию святые храмы: Благовещенский собор, храм Всемилостивого Спаса и Всех святых; частично разрушена и осквернена монастырская колокольня. Разрушена рака и сень над мощами преподобного Романа, и с особой яростью обрушились гонители на все, что было связано с именем великого Сергия: взорван храм в его честь, разрушена часовня над колодцем, и в памяти людской даже не сохранилось место, где находился колодец.

    Как ни старались гонители искоренить, уничтожить все, что напоминало людям о жизни угодников Божиих, совершить невозможное – уничтожить святое место, им это не удалось. И, думается, не случайно именно во времена гонений, во времена запустения церковного как бы особым образом проявляется на месте подвигов преподобных отцов Сергия и Романа милость Божия к людям. Через своего угодника, преподобного Романа, посылается Господом чудесная помощь именно тогда, когда, как могло показаться, "все кончено", все или почти все осквернено и забыто.

    Никаких конкретных сведений о чудесах, связанных с именем преподобного Романа Киржачского, относящихся к XVIII или XIX веку, у нас нет. Все чудеса, связанные с его именем, о которых нам сообщает Предание, относятся к ХХ веку, и произошли они в тяжелые дни безбожия. Вот некоторые из них.

    В конце 20-х годов одна из усердных почитательниц преподобного Романа, жительница д. Ратьково Киржачского района, пришла к Божественной литургии в Благовещенский собор в Киржаче, принеся на плечах свою не ходящую от рождения маленькую дочку. Было это в день празднования памяти преподобного Романа. Придя к службе задолго до начала, она присела отдохнуть вместе с дочерью на ступеньках Благовещенского храма. Ребенок захотел попить; находившийся рядом благообразный старец в монашеском одеянии предложил ей молока. Отпив немного, девочка поблагодарила старца, который, взяв кринку с молоком, ушел. Вскоре девочка почувствовала, что болезнь ног исчезает, ей стало намного легче. Мать тут же поспешила догнать старца, но, увы, не смогла его уже найти, он исчез. Мать взяла дочку на руки и пошла на литургию в Благовещенский собор. После литургии ребенок полностью исцелился, и возвращались домой мать и дочь уже обе пешком... Когда они находились в Благовещенском соборе, случилось еще одно чудо – в образе преподобного Романа (на фреске) они узнали "доброго дедушку", принесшего молоко.

    Во время Великой Отечественной войны произошло событие, которому были свидетелями многие киржачане. Однажды в керосиновую лавку, устроенную в подклети Благовещенского собора, стояла большая очередь. И вдруг многие из стоявших увидели старца-монаха с горящим кадилом в руке, ходящего по крыше собора и кадящего город. Православные жители считают явным чудом, явной милостью Божией то, что на Киржач во время войны не упала ни одна вражеская бомба, и это несмотря на то, что рядом, всего в километре от города, были военный аэродром и центр подготовки планеристов для засылки во вражеский тыл.

    Не оставил Господь и в наше время то место Своей благодатью. По милости Божией в 1995 году здесь был открыт женский монастырь. И вновь затеплилась и стала развиваться монашеская жизнь на этом благодатном месте. Что встретили первые насельницы на месте в прошлом благоустроенного монастыря? Руины, кирпичи, груды мусора, полуразрушенные, обветшавшие строения. Но постепенно стал обустраиваться монастырь. 12 ноября (25 по н.ст.) 1996 года состоялось знаменательное событие в жизни монастыря – по благословению владыки Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, были обретены святые мощи преподобного Романа Киржачского, а через год состоялось торжественное поднятие его святых мощей, от которых почти сразу потекли чудеса, тщательно фиксируемые насельниками.

    Мастер, который трудился над изготовлением раки преподобного Романа Киржачского, сообщил о том, что в процессе работы над нею, еще до поднятия мощей, замироточила находящаяся в его доме бумажная икона преподобного. 20 июля 1999 года на этой самой иконе вновь появились благоухающие маслянистые капли. Свидетелем этого явления был архиепископ Истринский Арсений.

    Раба Божия Ольга, жительница Москвы, в течение семи лет была преследуема во время ночных сновидений образом женщины-экстрасенса, к которой обращалась когда-то по своему неведению; ее мучила тоска и страхи, к тому же никакими средствами невозможно было избавиться от сильнейшей аллергии. После паломничества в 1998 году в Киржач к мощам преподобного Романа, вернувшись домой, она почувствовала себя совершенно здоровой душевно и телесно.

    Дочь одной из жительниц Киржача, девятилетняя девочка, перенесла две операции по поводу новообразований в ротовой полости. Но через два месяца после них снова появился нарост под языком. Владимирская больница дала направление в Москву. Но по совету бабушки сначала решили сходить помолиться в монастырь перед мощами преподобного Романа. Девочка исповедовалась, помолилась, как могла, вместе с матерью. И после этого, по выражению девочки, ей "как бы сделали операцию", появилась небольшая боль под языком, и, к удивлению всех, болезнь у нее прошла совершенно.

    А летом 1998 года при раскопках были обнаружены остатки фундамента часовни над колодцем Преподобного Сергия и сам колодец.

    Свято-Благовещенский монастырь в г. Киржач. И хотя расположен теперь монастырь в центре города и жизнь этого города, окружающая насельниц и тот мир, из которого они пришли сюда, представляет собою нечто иное, чем то, что окружало первых подвижников на этом святом месте, – что-то общее есть в жизни теперешних насельниц и в жизни первых древних насельников монастыря. Это и нелегкие условия жизни, холод в слабоотапливаемых помещениях, тяжелый труд, частые продолжительные молитвы, строгий устав монастыря. Это и усердие насельниц к изучению святоотеческого наследия, и их молодой возраст – как и Преподобный Сергий и Роман, большинство из них решили посвятить себя Богу с юности; и их забота об убогих, нищих и сиротах; и ночные тревоги, когда раскалывается тишина над монастырем от грохота мотоциклетных моторов или хохота и нецензурной брани проходящих мимо святой обители ночных ватаг, напоминающих чем-то леденящие душу бесовские вопли, слышанные по ночам Преподобным Сергием из безлюдной лесной чащи (территория монастыря – до сих пор городской проходной двор); и немногие христолюбцы из окрестных мест, радушно помогающие насельницам и идущие в монастырь за духовной поддержкой и окормлением.

    Но как бы ни было трудно, какие бы ни встречались сложности, нестроения, обстоятельства – человек, шествующий стопами угодников Божиих, идет путем твердым, путем прямым.

    "Идут, идут страшнее волн всемирного потопа, истребившего весь род человеческий, идут волны лжи и тьмы, окружают со всех сторон, готовые поглотить вселенную, истребляют веру во Христа, разрушают на земле Его Царство, подавляют Его учение, повреждают нравы, притупляют, уничтожают совесть, устанавливают владычество всезлобного миродержца. В средство спасения нашего употребим заповеданное Господом бегство (Мф. 24, 16).

    Где тот блаженный корабль, подобный ковчегу Ноя праведного, куда бы можно было убежать от волн, отовсюду объемлющих, где бы можно было найти надежное спасение? Ковчег – Святая Церковь, несущаяся превыше волн потопа безнравственности, и в темную, бурную, грозную ночь с благодушием, твердостью руководствующаяся в пути своем светилами небесными – писаниями святых угодников Божиих. Сияния этих светил не могут скрыть никакая мгла, никакие тучи.

    Ковчег достигнет пристанище блаженной вечности, принесет туда всех, доверивших ему свое спасение" (святитель Игнатий (Брянчанинов).

    И знают сестры, знают не по чужому опыту, а по своему, значение евангельских слов: по вере вашей да будет вам.

    В те дни, когда поднимали святые мощи преподобного Романа, две насельницы монастыря и алтарник слышали в новоосвященном храме Преподобного Романа Киржачского громкое пение невидимого хора. Двое из них тут же вышли вон из храма, считая себя недостойными по своим грехам слышания пения ангелов. Воистину – Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6).

    © Николай КОЛЧУРИНСКИЙ
    Фото автора