Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 10/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Мост на семь верст

    Мост на семь верст

    Занятие первое

    "Наш дом"

    Материал к занятию

    1. Выставка, составленная из рисунков детей старшего дошкольного возраста (подберите рисунки для выставки так, чтобы на них были изображены пейзажи, цветы, звери и птицы; это могут быть работы детей этой же группы, а могут быть других ребят).
    2. Макет ландшафта из пластилина (на макете – маленькая речка, бережок, полянка).
    3. Пластилин, дощечки для лепки на каждого ребенка.

    В начале занятия воспитатель предлагает детям полюбоваться красивыми рисунками на выставке, вместе с детьми обсуждает содержание рисунков, затем подводит итог обсуждению:

    – Сколько всего замечательного на Земле. Сама Земля – наш общий большой дом. Ко всему на земле человек должен относиться бережно, с любовью. Об этом и стихи есть:

    Вот Земля – наш светлый дом.
    Много есть соседей в нем:
    И мохнатые козлята,
    И пушистые котята,
    И извилистые речки,
    И кудрявые овечки.
    Травка, птички и цветы,
    И, конечно, я и ты.
    В этом славном доме нужно
    Жить со всеми очень дружно,
    Никого не обижать,
    Всех соседей уважать.

    Воспитатель показывает детям пластилиновый макет и предлагает ребятам вылепить разных зверюшек, для того чтобы этот мир заселить.

    Дети лепят. Закончив поделки, с помощью воспитателя размещают своих зверюшек на пластилиновой лужайке на берегу пластилиновой речки.

    Рассмотрев вместе с детьми то, что получилось, воспитатель читает стихи, задавая детям вопрос и отвечая на него:

    – Эти поделки сделали мы сами. А кто же красиво и премудро устроил все вокруг нас, на земле?

    Вот какой чудесный дом!
    Много есть соседей в нем.
    Только Кто его построил?
    Кто порядок в нем устроил?
    Так старательно, умело
    Кто людей, зверюшек сделал?
    Кто посеял мох, цветочки?
    Кто деревьям дал листочки?
    В реки Кто воды налил,
    Кто в них рыбок поселил,
    За весной послал к нам лето?
    Кто же, Кто придумал это?
    Кто все так устроить мог?
    Ну конечно, только Бог!
    Бога видеть невозможно,
    Лишь дела увидеть можно,
    Те, что делает для нас
    Каждый день Он, каждый час.
    Вот за что и почему
    Благодарны мы Ему.
    А чтоб Он не огорчался,
    Надо каждый чтоб старался
    Зла не делать никому
    И послушным быть Ему.

    Воспитатель беседует с детьми о том, что такое Любовь Божия к своим созданиям и Промысел Божий.

    (Использованы стихи
    Елены Королевой)

    Занятие второе

    Начался Великий пост

    Материал к занятию

    Нарисованная на большом ватманском листе “Лестница Великого поста”.

    Занятие проводится в форме беседы воспитателя с детьми.

    – Вы, ребята, любите отгадывать загадки? Сегодня я загадаю вам старинную русскую загадку, составили ее много лет назад православные люди, которые соблюдали заповеди Божии и жили по церковному календарю. Вот эта загадка:

    Стоит мост
    На семь верст,
    По конец моста –
    Золотая верста.

    Загадка трудная, и слова в ней непонятные – старинные. Верстами, как сейчас километрами, мерили на Руси большие расстояния. Но говорится в загадке не о настоящем длинном мосте (если бы человек шел по мосту длиной в семь верст, то идти ему пришлось бы несколько часов), но, как это часто в загадках бывает, нечто с мостом сравнивают.

    Хотите узнать, о чем же идет речь, что это за золотая верста, что за мост?

    Говорится в загадке... об определенном времени года. Как так? А вот как: золотой, то есть дорогоRй, драгоценной верстой названо время самого главного христианского праздника – Воскресения Христова, Пасхи. Мы с вами еще будем об этом празднике говорить, будем радостно встречать его, когда он подойдет. А мостом названо время, предшествующее этому празднику, предназначенное для подготовки к нему, – время Великого поста, который длится целых семь недель (полтора месяца) – “семь верст” в нашей загадке.

    Что же такое пост? Это время особого покаяния и молитвы, когда каждый христианин заботится об очищении своей души, просит прощения у Бога и у тех, кого обидел, кается в грехах, старается не делать, не говорить, не думать плохого, почаще бывать на службах в храме Божием.

    Сейчас как раз наступило время Великого поста, самого долгого из всех установленных Церковью постов и самого важного. Великий пост можно сравнить с лестницей или мостом (как в нашей загадке), ведущими нас в Царствие Божие.

    Воспитатель показывает детям нарисованную на большом листе плотной бумаги “Лестницу Великого поста” и продолжает объяснения.

    – Каждая часть времени Великого поста (три недели, в течение которых люди готовятся к посту, и семь недель самого поста), на нашей картинке изображены в виде ступенек лестницы, каждая “верста моста”, учит нас тому, как мы можем приготовить себя к радостной встрече великого праздника Воскресения Христова, подготовка к которому начинается так задолго.

    На первую ступеньку, подводящую нас к "лестнице" поста, мы вступаем в воскресенье за три недели до его начала. В этот день в церкви читается евангельская притча о том, как молились в храме два человека: гордый фарисей и грешный, но смиренный мытарь. Притча говорит нам, что первым шагом к нашему спасению должно быть смирение, чувство того, что без помощи Божией мы сами ничего сделать не можем. Мы просим у Бога помощи и милости, повторяя молитву мытаря: “Боже, милостив буди мне грешному!”

    Следующим шагом должна быть решимость исправить свою жизнь – об этом говорит нам читаемая за две недели до Великого поста притча о блудном сыне, который ушел из родительского дома, грешно жил, но одумался, раскаялся, решил вернуться, и отец его простил, принял радостно назад.

    Жизнь свою каждому из нас надо исправлять, изменять, но как это сделать? Церковь говорит нам об этом. Об этом свидетельствует Евангелие, которое читается за неделю до начала поста: нужно быть добрыми, помогать людям, принимать участие в их бедах, любить людей – вот чего хочет от нас Господь.

    Последняя неделя перед началом Великого поста называлась на Руси масленицей: в эту неделю уже не если мясного, пекли блины, ходили друг к другу в гости, часто устраивали шумное веселье, веселые гулянья. Но перед началом поста, в последний день масленицы, стихало на Руси православной бурное веселье. Наступали дни покаяния и воздержания.

    Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеное воскресенье. И на службах в храме в этот день читалось Евангелие о том, что мы не сможем получить прощение наших грехов от Бога, если сами не будем прощать своих ближних, не помиримся со всеми.

    В этот день, готовясь к посту, добрые люди навещали своих родных и знакомых, кланялись друг другу в пояс, просили друг у друга прощения:

    – Прости меня, Христа ради! – говорил один, низко кланяясь.
    – Бог тебя простит, и ты меня прости! – отвечал другой тоже с поклоном.

    А получится ли у нас так сказать и ответить друг другу?

    Воспитатель предлагает паре детей попробовать по-христиански попросить друг у друга прощения.

    – Легко ли это – просить прощения, легко ли сказать “прости!”?

    Дети пытаются ответить на этот вопрос, вспоминая, как нелегко им бывает признаться в проступке и повиниться.

    После детских ответов воспитатель читает стихотворение В. Афанасьева.

    Трудно сказать “прости!”.
    Что это за мученье:
    Как в половодье грести
    Против теченья.
    А ты помолись – тогда
    Встанет вода стыда,
    Встанет вода гордыни, –
    И скажешь, себя виня:
    “Не прав я, прости меня,
    Будем друзьями отныне!”

    Воспитатель предлагает ребятам почаще во время поста, когда они будут стараться не совершать плохих поступков и стремиться делать добрые дела, обращаться за помощью к Богу в молитве. Дочитывает до конца стихотворение:

    Если лгал, то больше не лги:
    – Господи, помоги!
    Если обиды не мог снести:
    – Господи, прости!
    Если к задаче ищешь ключи:
    – Господи, научи!
    Если подняться лень до зари:
    – Господи, ободри!
    Если впервые пустился вплавь:
    – Господи, не оставь!
    Если вспыхнуло солнце в твоей судьбе:
    – Господи, слава Тебе!

    – Мы будем стараться проводить пост благочестиво, будем просить у Господа помощи и благодарить Бога.

    Начали мы с вами, ребята, занятие с трудной старинной загадки. В конце занятия я вам еще одну загадку предложу. На нее теперь вы сами сможете дать ответ:

    “Идет после масленицы, часового не имеет, а называется ... ?”

    Правильно – пост: время работы над самим собой, время очищения своей души.

    Ведущая рубрики
    Ольга ПОТАПОВСКАЯ