Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 10/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Труды и дни православной гимназии в Сабурово

    Труды и дни православной
    гимназии в Сабурово

    Паломническая поездка к преподобному Иосифу ВолоцкомуСтены зданий детского сада, где с недавних пор разместилась гимназия, радуют глаз небесной голубизной. Ничья шкодливая рука не исчертила их ни названиями популярных рок-групп, ни шаржированными портретами одноклассников, которыми обычно “украшаются” наши многострадальные средние школы. Внутри этого доброго дома так же чисто и очень уютно. В небольших классных комнатах – иконы, перед которыми теплятся лампадки, на окнах – цветы и аквариумы с рыбками. Когда мы с директором Татьяной Александровной Лещевой входим в 3-й класс, нас встречают радостным “Здравствуйте!”(“И с чего бы так радоваться? В обычных школах директора встречают по-другому”, – отмечаю про себя.)

    В обычных – да. Но здесь школа особенная. И хотя опыт знакомства с жизнью православных гимназий у меня невелик, здесь, в Сабурово, сразу чувствуется нечто, отличающее это учебное заведение от других. Общаясь с учениками и педагогами, трудно было не заметить удивительной теплоты и одухотворенности их взаимоотношений, той строгой выверенности их поведения, которая неотрывна от напряженной духовной жизни.

    Татьяна Александровна, как заботливая хозяйка (на строгую начальницу она ничуть не похожа), ведет меня по классам. Потом мы заглядываем в учительскую, знакомимся с педагогами, я листаю альбом с фотографиями – и все это время длится неторопливый рассказ о том, как возникла сабуровская гимназия, как она живет сейчас.

    Это православное учебное заведение возникло на волне “перестройки”, в начале 1990-х годов. Молодые родители, населявшие молодежный жилой комплекс “Сабурово”, решили объединить усилия в воспитании детей. Отдавать своих чад “на растерзание” в обычную среднюю школу, где вместе с коммунистической идеологией были утеряны многие положительные нравственные и культурные начала, никто не захотел. К тому же многие семьи были верующими. Пробуждение общества от духовного 70-летнего сна и избавление от господствовавшей и безбожной идеологии, казалось, делали возможной реализацию самых смелых педагогических проектов. “У нас все было не как у людей, – заметила по этому поводу директор. – Мы начали с воскресной школы, а потом уже открылся храм Святителя Николая в Сабурово”.

    Как выяснилось позднее, путь, избранный по необходимости, оказался правильным. На основе воскресной школы выросла гимназия. Учредителем ее явилось общество “Радонеж”. Активисты “Радонежа” А. Рогожин и Е. Авдеенко пришли в гости к жителям МЖК “Сабурово”, пригласили педагогов из расположенной неподалеку школы – и завязался разговор о том, как воспитывать и чему учить детей. От слов довольно быстро перешли к делу. Первые годы новое учебное заведение нашло себе место под крышей 984-й школы, затем УВК, “Сабурово” № 1738. А когда открылся храм и назначили настоятеля, священника Василия Бабурина, учение пошло при благодатной помощи молитв. Педагогам, пришедшим в гимназию из УВК, что-то приходилось брать из прошлого опыта, чему-то учиться заново, но главное – живая связь, единение учителя и ученика, без которого ни воспитать, ни выучить вообще невозможно, было насыщено и укреплено Животворящим Духом, Который посылается с Небес благочестивым учащим и учащимся.

    Директор показывает мне учебные программы. Чего только в них нет! – “Как же эти дети все успевают? Как они учатся? Какие у них планы на будущее?” – я забрасываю вопросами свою собеседницу, и она охотно отвечает:

    – Наши дети в основном справляются с учебой, потому что мы заботимся об их физическом развитии. У нас очень популярны игры на свежем воздухе, экскурсии и походы. Неправильно было бы думать, что если у нас православная гимназия, – то мы держим детей в душных комнатах, заставляем без конца читать акафисты и кормим впроголодь. Они, как видите, сыты и веселы. Что касается отметок – то “любимчиков” у нас нет. Мы никого не захваливаем и не вытягиваем. Наши учителя очень требовательны, и хорошую, а тем более отличную отметку у нас получить непросто. К нам в гимназию пришли преподаватели из учебно-воспитательного комплекса, у каждого из них есть опыт и стаж работы. И я, и мои коллеги считаем непреложным правилом: учить и воспитывать детей должны только профессионалы!

    Как в обычной школе, наиболее очевидный показатель нашей работы – это число поступивших в вузы и техникумы. Наши выпускники поступают в духовные школы, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, в Российский Православный университет имени святого апостола Иоанна Богослова, в Богоявленскую семинарию. Они имеют достаточную подготовку, чтобы поступить в любой светский вуз. Что же касается тех детей, которые не имеют способностей и возможностей продолжить высшее образование, – они идут в православные училища и получают навыки ремесел, например плотника. Сейчас наша задача – создать систему непрерывного образования. Мы заключаем договоры с Академией славянской культуры, а также с Московским городским педагогическим университетом по специальности “дефектология”.

    Священник Александр Иванников благословляет прораба А. Богданова на начало строительства нового здания гимназии. В центре – директор гимназии Т.И. Лещева. Лето 1998 г.– Как ваши воспитанники проводят свободное время?
    – Как и все остальные дети. У нас есть спортивные секции, бассейн, легкая атлетика. Никаких дискотек, разумеется, не устраиваем. Да и чем больше ребята взрослеют, тем меньше у них потребность в этом времяпрепровождении. Не думайте, мы нисколько не стараемся отгородить их от мира, им в этом мире жить, и они должны знать его. К нам часто приходят “трудные” ребята. У нас начальная военная подготовка называется “Честь имею”. Наши питомцы и “трудные” занимаются вместе. Мы таких пришельцев не гоним – какое мы имеем право отказывать им в поддержке и участии? Ведь они пришли к теплу и свету, которого не имеют в своей жизни.
    – Как вам удается во время каникул сделать отдых детей благочестивым? – задаю я этот вопрос потому, что по опыту знаю: для православного педагога он далеко не прост.
    – Первый наш летний лагерь был устроен в Карабаново. Собственно, это был православный отряд внутри обычного детского лагеря. Отдыхающие ребятишки приходили на наши мероприятия, на встречи со священником, лучший подарок для них был молитвослов или иконочка. Администрация лагеря не возражала, видя, что это для детей полезно. А потом к нам потянулись и отдыхающие воспитанники детских домов.

    На следующий год мы уже смогли договориться о том, чтобы дети отдыхали на юге. Замечательное место – Горячий Ключ на Кубани! Там строился храм, но местные жители относились к этому безразлично, пока не увидели наших детей на базаре с кружками для пожертвований.

    Побывали и на Рязанщине. В епархии действует большой детский лагерь. Ездили в Иоанно-Богословский монастырь с иеромонахом Виталием (Уткиным), участвовали в крестном ходе по Оке. Побывали в Выше, в Эммануиловке. Дети окрепли, загорели. С рязанцами дружим уже три года.

    Незабываемая поездка была в Санкт-Петербург, в Коневский монастырь. И каждый раз, где бы мы ни были, возвращаясь, подводим итоги, и главный – сколько мы приобрели друзей? Ребята переписываются со своими сверстниками, ждут их в гости. Разумеется, ничего бы этого не получилось, если бы не помощь родителей.

    И здесь настало время рассказать о том главном деле, которое делаем все вместе и которое, судя по всему, состоялось.

    Вскоре после основания сабуровской гимназии при ней возникло общество “Просветитель”, куда вошли родители учеников. Этому обществу пришлось решать разные задачи, в том числе связанные со строительством собственного здания: у гимназии долго не было своего угла. “Строительство – это наша отдельная эпопея”, – отмечает Татьяна Александровна.

    Эта "эпопея" началась в середине прошлого года. К тому времени у гимназии был уже свой постоянный духовник, настоятель церкви Рождества Христова в Беседах священник Александр Иванников. Не оставлял своим вниманием гимназию и отец Василий Бабурин. По их молитвам, при духовной поддержке старцев, окормлявших учителей и родителей православной гимназии, удалось преодолеть мытарства, выпавшие на ее долю. Прежде чем стало возможным заявить: “Мы строим себе дом”, весь коллектив прошел основательное испытание на прочность.

    – Летом позапрошлого года нас стали выселять из школы, которую мы занимали, – рассказывает моя собеседница. – Причин было несколько: неуплата аренды, претензии пожарников, санэпидстанции. Легко было догадаться, что все это не так вдруг, а по какой-то недоброй воле. Нас в конце концов выселили. Но не оставаться же детям на улице! Предоставили помещение этого детского садика. Еле уговорил меня не отказываться председатель общества “Радонеж” Е.К. Никифоров. Мы всех детей не смогли перевести сюда, часть там осталась. Но мы их не бросили, ведем занятия на двух территориях. Держались все вместе, много молились – и помощь в конце концов пришла.

    Гимназия в Сабурово была включена в программу благотворительного фонда “Преображение через сотрудничество”, созданного правительством Москвы. (“Мы обращались до этого и в правительство, и в коммерческие структуры, помощи никакой не было ниоткуда, так что для нас это было как снег на голову”, – вспоминает Татьяна Ивановна.) Попечитель фонда – митрополит Крутицкий и Коломенский Высокопреосвященный Ювеналий. Программа адресная, поэтому все деньги в “Сабурово” идут целевым вкладом на погашение долгов, оплату аренды, капремонт, оборудование учебных кабинетов. Согласитесь, подспорье немалое.

    В строительстве нового здания гимназии фонд не помогает. Но здесь уже “Просветитель” смог найти финансовые возможности, подключилась и администрация района. Площадь нового здания гимназии – 2,5 тысячи квадратных метров, оно рассчитано на 170 учеников. В проекте предусмотрены лекционный и спортивный залы, мастерские, трапезная. А храм? Он будет трехпрестольным в подклете и с четвертым престолом наверху, во имя Преподобного Иосифа Волоцкого – Просветителя. Его проект радует глаз стройностью, воздушностью очертаний и строгостью облика. Настоящий храм для учащихся.

    А настоятелем будет отец Александр Иванников, давно знаемый и любимый и детьми и взрослыми. Он же возглавил работу над проектом.

    Закладка храма состоялась 26 сентября 1999 года. Ее совершил епископ Бронницкий Тихон.

    – Перед началом строительства нового дома мы совершили паломничество к преподобному Иосифу Волоцкому, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Наверное, Просветитель нам помог своими молитвами вместе с угодником Божиим Серафимом Саровским, имя которого носит гимназия...

    Марина ВАСИЛЬЕВА
    ("Московский Церковный вестник" –
    специально для “Воскресной школы”)