Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 09/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Духовная весна

    Духовная весна

    Предлагаем вашему вниманию проповедь на Прощеное воскресенье, произнесенную 5 марта 1995 года в Трапезном храме Свято-Троице-Сергиевой Лавры архимандритом ИСАИЕЙ (Беловым)

    Сотворение Адама и Евы. Изгнание из рая. Фрагменты иконы XVII в.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день, братия и сестры, последний перед Великим постом. Сегодня мы вступаем в подвиг семи недель, подвиг строгого поста, усиленных молитв, посещения богослужений. Меняется весь характер богослужения – всю первую седмицу мы будем слушать Покаянный канон святого Андрея Критского. В конце первой седмицы благочестивые христиане причащаются, предварительно исповедовавшись в своих грехах. В середине этого семинедельного подвига – Крестопоклонная неделя, когда мы вспоминаем о страданиях Спасителя, и в конце поста, в Страстную седмицу, мы как бы переживаем вместе со Спасителем весь тот подвиг, который Он совершил ради нашего спасения, и готовимся к празднику Святой Пасхи. Пост, а тем более Великий пост, – это то совершенно особое время в церковном году, когда христиане очищают свою душу, и это очищение души, которое святые отцы называют духовной весною, – радостно, но оно радостно, когда человек уже его пройдет. А когда мы только вступаем в этот подвиг, то для нас это бывает тягостно: тягостно отказаться от того питания, к которому мы привыкли, от скоромной пищи, тягостно начинать очищение души покаянием, искренним покаянием, тягостно отказаться от веселья, разных празднеств мирских, грустно бывает слушать длинные службы, и в храме – как бы немного траурная обстановка.

    Все это тягостно для нас потому, что мы привязаны ко всему плотскому. И та радость, которая бывает в конце поста от духовного очищения, достигается не сразу, потому что наша плоть грехолюбива. Наша плоть склонна к низменным удовольствиям, ее нужно принуждать, для того чтобы она тоже сорадовалась душе, духовной жизни. И вот, чтобы нам легче было вступить в подвиг Святой Четыредесятницы со Страстной седмицей, в сегодняшний день Святая Церковь напоминает нам о событии, которое послужило причиной всех наших тягот и бедствий, причиной того, что нам так тяжело вести духовную жизнь, тяжело молиться и исполнять заповеди Божии. Эта причина – грехопадение Адама.

    Именно с того времени человек потерял рай. Мы даже не можем представить себе, насколько прекрасной была жизнь Адама в раю. У него было легкое тело – не такое, как у нас, а тело, которое было не подвержено ни холоду, ни голоду, ни усталости. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2, 25). Человек не нуждался в сне, не нуждался во всем том, в чем нуждаемся мы, наше бренное тело, одетое после изгнания из рая в кожаные ризы: И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт. 3, 21). Вместо кожаных риз его всего покрывала лучезарная Божественная слава, он весь как бы сверкал и сиял этой Божественной славой. И пищей ему были в раю плоды с любого дерева, то есть человек питался только плодами, и этого было достаточно. И живя среди несказанной красоты и благоухания рая, у него сохранялось самое главное – общение с Богом. Ведь человек и создан для того, чтобы общаться с Богом, единственная потребность души человека – в Богообщении – была у него. И вот в таком непосредственном общении, то есть когда человек чувствовал Бога, беседовал с Богом, получал от Бога ответы, вразумления, – в этом общении он находил для себя высшую радость жизни.

    Если бы человек сохранил это состояние, он так и возрастал бы в благодати; радость и блаженство, в которых он пребывал, усиливались бы. И с такой легкостью, бесскорбностью человек жил бы до тех пор, пока не усовершенствовался в исполнении заповеди Божией. А заповедь Божия ему была дана всего одна – это не вкушать с одного-единственного дерева – древа познания добра и зла. Если мы посмотрим, для чего она была дана человеку, то увидим, что всего-навсего для того, чтобы человек понял, что все эти блага, которые он имел, созданы Богом, вся эта легкая, прекрасная жизнь дана ему Господом. Это была как бы, если выражаться современным языком, квартплата. То есть человек должен был заплатить воздержанием от вкушения плодов с одного-единственного дерева. И вот такая легкая заповедь оказалась для него трудной.

    Мы знаем историю грехопадения Адама и Евы – обольщения змием. Заметим, змий поступил с ними хитро. Он не приступил к Адаму, который был более крепок духом и более самостоятелен, потому что был создан, – он приступил к женщине, существу более слабому, существу, более живущему чувствами, чем рассудком, существу, которое легче обольстить. И жена, обольщенная змием, обольстила и своего мужа, и муж, подчинившись жене, таким образом согрешил. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: посмотрите, с какой легкостью совершилось падение прародителей. Только что они были созданы, только что они были введены в этот великолепный чертог, в рай. И вот уже они согрешили, вот уже они пренебрегли заповедью Божией, вот уже они оказались неблагодарными Богу. И далее говорит, почему это произошло. А это произошло потому, что они были беспечны. Будучи безгрешными, они были еще неустойчивы в добре, не ценили тех благ, которые им дались.

    Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Золотой». Если Вы решили приобрести качественные и надежные ювелирные изделия, то оптимальным решением станет зайти в интернет-магазин «Золотой». Перейдя по ссылке: «ювелирные сайты», вы сможете, не отходя от экрана монитора, приобрести кольца, подвески и серьги по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Zolotoy.Ru.

    А ведь основа всего и основа духовной жизни – это внимательность к себе и к окружающим. И вот этой внимательности, которая рождается от благоговейного чувства к Богу, страха Божия, и не хватило нашим прародителям. То есть они впали в легкомыслие и сразу же лишились тех благ, которые имели.

    Если мы вернемся к библейскому повествованию и еще раз зададим себе вопрос: “За что Бог изгоняет Адама и Еву из рая?”, то увидим, что это не деяние обиженного или разгневанного хозяина какого-нибудь сада. Нет, Бог благ и совсем не по жестокости и какому-то чувству мщения изгоняет Адама и Еву из рая. Наоборот, когда они согрешили, когда они почувствовали свою наготу и попытались скрыться от Бога, Он вступает с ними в беседу – и сказал ему: где ты? (Быт. 3, 9). Святые отцы говорят, что это первый раз проявляется снисхождение Божие, то есть Бог, Который все знает, спрашивает Адама не о месте (где ты?), а спрашивает: в какое состояние ты ниспал, расскажи, что ты согрешил, – то есть Бог призывает его к покаянию.

    Преподобный авва Дорофей говорит, что если бы Адам и Ева покаялись, если бы они прямо, честно и откровенно признались в том, что согрешили, и с сердечным сокрушением исповедовали бы свой грех, то Бог не лишил бы их райского блаженства, потому что милосердие Божие безгранично. Но в прародителях наших не нашлось покаяния. Наоборот, когда Бог спрашивает Адама, Адам винит Еву. Причем как бы с обвинительным оттенком: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12), то есть как бы Бога делает виновником своего греха. И жена, когда Бог спрашивает ее, указывает на змия, говоря: змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 13), слагая тем с себя вину.

    И поскольку наши прародители закоснели в самооправдании, не покаялись, то Бог изгоняет их из рая. Изгоняет опять-таки для чего? Для того чтобы они пришли в сокрушенное состояние сознания своей вины, в состояние смирения, которое должно теперь достигаться земными тяжкими трудами. Если человек и в земной жизни своей, пользуясь благами жизни, не сохраняет смирения, страха Божия, то Бог попускает ему суровые обстоятельства, всякую тяготу, скорби и болезни именно для того, чтобы через страдания тела душа человека пришла в сокрушенное состояние покаяния пред Богом, просила прощения у Него. И задав себе следующий вопрос: “Какой смысл имеют земные страдания, скорби, которые мы терпим в этой земной жизни?”, ответим: только для того, чтобы наша душа смирилась, чтобы она почувствовала, что мы виновны перед Богом, что мы грешны перед Ним, что мы немощны, что только единый Бог – наше прибежище. И когда человек от скорбей обращается к Богу, то уже эти скорби становятся ему в радость, теряют силу горечи, и Бог утешает человека так, что он забывает о них.

    Но Адаму и Еве было трудно, даже после того, как они были изгнаны из рая, покаяться. Они надеялись, по все еще сохраняющемуся легкомыслию, что Бог скоро их вернет. Они надеялись, что первый сын будет тем избавителем, который избавит их от тягот земной жизни и вернет в рай. И потом, когда они увидели гибельные последствия греха, когда они увидели, что между их сыновьями завязалась братоубийственная рознь – Каин убил Авеля, – когда они увидели, какое зло происходит от одного-единственного греха, только тогда они начали приходить в сокрушение. Святое Предание говорит, что им понадобилось 600 лет для этого, и после Господь снова открылся им в непосредственном общении. Он открыл им, что придет Спаситель, Господь наш Иисус Христос, Который воплотится от Девы, и что это будет примерно через пять тысяч лет. И все это время после окончания земного пути они провели в аду.

    Мы видим из этой истории, как один грех человека низводит его из состояния блаженства, как один грех человека может легко его погубить и как трудно потом каяться и просить прощения, какие нужны труды и какое нужно время для того, чтобы очистить себя от последствий греха.

    Сегодня, когда мы входим в поприще Великого поста, Святая Церковь предупреждает нас, что это нелегкий подвиг именно потому, что все мы много согрешаем, и чем искреннее мы стремимся покаяться, чем искреннее мы стремимся очистить свою душу, тем боRльшие труды нам предстоит понести.

    Мы иногда удивляемся, почему великие праведники терпят скорби, и такие скорби, каких не испытывают грешники. Мы удивляемся, почему их мир гонит, клевещет на них, подвергает всякого рода лишениям. Это происходит потому, что они имеют боRльшую жажду очищения своей души. По этой их боRльшей жажде очищения души Господь и посылает им боRльшие скорби, потому что только скорбями очищается душа. И мы также по мере нашего усердия к Богу, по мере нашего желания очиститься должны понести какие-то подвиги.

    К сожалению, человек так устроен, что даже от самих подвигов получает вместе с положительным еще и отрицательное, так сказать побочное, действие. Подвиги – телесные, поста, молитвы, – они все сопряжены с гордостью. То есть человек потихонечку может впасть в гордость от того, что исполняет их. Вот почему Святая Церковь, полагая нам пост на эти семь недель, полагает его благоразумно. Она не говорит: все семь недель – только сухоядение, она в субботу и воскресенье дает нам послабление. Если встречаются какие-то праздники, нам тоже дается послабление для того, чтобы мы в этих постах сохраняли благоразумие, а вместе с благоразумием – и смирение. Потому что если человек теряет смирение, то все эти подвиги становятся бессмысленными. Мы знаем, что многие современные люди постятся, не вкушают не только мяса, но и рыбы, занимаются всякими восточными учениями, но делают это не ради смирения души, а потому, что это полезно для здоровья тела. Через это душа человека впадает в страшное состояние гордости, хотя он и несет телесные подвиги. Как нам избежать этого? Как нам избежать гордости?

    Прежде всего мы должны научиться прощать друг друга. Сегодняшний день называется Прощеным воскресеньем, и Святая Церковь дала нам этот день для осознания своей вины и научения прощать другим их прегрешения и просить прощения у них. Вот главный подвиг, предстоящий нам Великим постом. Мы должны всем нашим ближним, которые нас окружают, простить все то, чем они против нас согрешили. Хотя бы нам казалось, что мы несправедливо обижены, что эти люди без всякой причины на нас нападали, но все равно мы должны все прощать. Это главное и единственное условие очищения от грехов. Человек может почти и не нести никаких подвигов, он может не строго поститься, почти что и не молиться, но если он умеет прощать, то Господь простит его грехи. Господь прямо говорит, что если вы не можете прощать ближним согрешения их, то Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. Вот почему, вступая в поприще Великого поста, мы должны помнить, братия и сестры, что самый главный наш подвиг – это отношение с нашими ближними. Господь заповедал, чтобы мы сохраняли любовь между собою, Он сказал, что это главный признак учеников Христовых. И хотя мы живем в такое время, когда люди озлоблены, когда они несдержанны, раздражительны, мы не должны этим оправдывать себя. Мы должны смотреть на себя, и если каждый из нас хочет наследовать Царство Небесное, то мы должны учиться любви к ближним. И первый шаг – это уметь прощать людям, согрешающим против нас.

    Вступая сегодня в подвиг Великого поста, мы позаботимся о том, чтобы приложить душевные усилия и простить всем нашим ближним все прегрешения против нас, и Господь простит нам грехи наши. Аминь.

    © Архимандрит ИСАИЯ (Белов)
    Публикацию подготовила
    Валентина Морева