Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 06/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Сокровище духовное

    Сокровище духовное

    Путь из Москвы в Дивеево

    Очерк 1-й

    Пророчество преподобного Нектария Оптинского гласит: “Россия будет жить небогато, но будет богата духовно”. Что это значит? В чем заключается наше духовное богатство? Знаем ли мы его, чтим ли мы его, пользуемся ли мы им?
    Как-то в Оптиной пустыни встретился я с человеком, предпринявшим путешествие длиной в тысячи километров, из далекой Австралии в Европу, для того чтобы посетить Афон, Саров и Оптину пустынь. Когда я процитировал ему слова вышеприведенного пророчества, в ответ услышал: “Да, я сегодня слышу правду”...
    Сегодня я предлагаю тебе, читатель, начать путешествие из Москвы в Дивеево, в места, связанные с жизнью великого Серафима, совершить путешествие по Русской земле и посмотреть вместе на наше богатство – наши святыни, вспомнить людей, жизнь которых составляет славу России, славу – незатмеваемую никакими достижениями цивилизации, славу угодников Божиих.

    Святой благоверный князь Александр Невский. Икона письма Сергея ХаритоноваНаш путь проляжет из Москвы по старинной Владимирской дороге – теперь это Горьковское шоссе. Не стану подробно описывать, что такое современная Москва, – слишком это грустно. Девиз Москвы звучит сегодня так: “Есть только эта жизнь, из которой нужно успеть вкусить и взять как можно больше, и бояться в этом деле нечего и некого. Всю надежду человеку надо возлагать на вещи, на людей и, главное, – на деньги”.

    Вырвавшись из водоворота переполненных московских улиц, из города, где на каждом шагу “кричит” реклама, мы озираем поля, перелески, живописные овраги... Да, это совсем другой мир. Иные мысли возникают при взгляде на эту природу, оставшуюся почти нетронутой вот уже сотни лет. Что же хранят в своей памяти эти поля, леса, речки? Что же помнит Владимирская дорога, что повидала она на своем веку?

    А помнит она совсем иную жизнь... Помнит 1723 год, когда по приказу великого Петра было осуществлено перенесение святых и многоцелебных мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Москву, затем в новую столицу России – Санкт-Петербург. Да, именно вдоль этих перелесков и деревень, по этим самым местам несли русские люди нетленные мощи великого Александра, и было это шествие целым событием в истории Русской Православной Церкви и всего государства (которое празднуется после этого ежегодно 12 сентября), потому что с перенесением святых мощей освящалось все вокруг – и люди, во множестве встречавшие с верою и благоговением святые мощи, и окрестные места, и сама дорога...

    “Умилительное зрелище представляло шествие Святыни чрез землю Русскую! Во всех селах и городах, лежавших на пути, встречали и провожали Святыню с крестами и иконами, с молебным пением и колокольным звоном. Народ из ближних и дальних местностей стекался во множестве на поклонение святым мощам. Многие, не исключая женщин и детей, горели желанием сподобиться участия в несении Святыни. Так было 13 августа в селениях Дмитриевском и Ундоле. Глубокое впечатление ложилось на душу при виде этих народных волн, окружавших Святыню, при этом общем священном одушевлении! Как прекрасно выражалось это настроение православного народа в непрерывно раздававшихся вокруг гроба святого князя церковных песнопениях: “Яко звезду тя пресветлую почитаем, от востока возсиявшую и на запад пришедшую: всю бо страну сию чудесы и добротою обогащаеши... Яко утро, яко день светлый, твой праздник явися, просвещая наша сердца, и всех с верою воспевающих тя, Александре преславне!”

    Кто же был этот человек, чьи нетленные мощи так хотел иметь Петр в своей новой столице, которого так почитали наши предки? Чем он так славен?

    В страшное время испытаний, когда полураздробленная страна была покорена монголо-татарскими завоевателями, Промыслом Божиим России был послан этот великий святой. И был он удивителен тем, что в жизни своей воплотил идеалы евангельские, осуществил их, будучи великим князем – руководителем огромного государства, будучи полководцем, политиком, ведя тот образ жизни, который сопряжен всегда со множеством мирских попечений. Несмотря на все это, он стал угодником Божиим в то бурное и очень тяжелое и сложное для Руси время.

    Что было главным в его жизни? Православная вера. Ее как бесценное сокровище хранил он сам и стремился сохранить у своих подданных. Евангельские слова: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (то есть земное, мирское) приложится вам (Мф. 6, 33) – стали сутью его духовного и государственного служения.

    Можно много рассказывать о добродетелях святого князя, о его милосердии и смирении, о его поразительной кротости по отношению к своим врагам личным и его мужестве в борьбе с врагами Отечества, о его стремлении во всем угождать Богу, во всем следовать заповедям Христовым. Но сегодня, глядя на Владимирскую дорогу, вспоминая только что покинутую нами Москву, припоминается один лишь поступок великого князя – поступок тяжкого выбора для него и для всей страны, чем-то напоминающей наше время.

    Сороковые годы XIII столетия. Русь, обескровленная Батыевым нашествием, зажата в клещи: с запада и северо-запада враждебные католические народы: венгры, шведы, немецкие рыцари; с юга и юго-востока – несметные татарские орды. С двумя такими врагами не справиться, не по силам. Это хорошо понимал святой Александр, бывший тогда великим князем. А поскольку эти два врага находятся в непримиримой вражде, то надо выбирать между ними с тем, чтобы сохранить народ, сохранить страну.

    Что означало подчинение татарам? Бесславное для князя и великой Руси полукабальное положение, тяжелое иго татарских даней, их сбор на русской земле представителями народов языческих и магометанами – сам по себе уже унизительный для народа, чтущего истинного Бога, постоянный страх перед опустошительными татарскими набегами. Но при этом – свобода вероисповедания, сохранение своей святой веры, доставшейся от предков, бесценного духовного дара. А если остается в целости православная вера и если будет жить русский человек по этой вере, то придет и все остальное, – и это все приложится вам. (Удивительно, монголы-язычники с начала прихода на Русь освободили от дани церкви и монастыри. И при участи святого благоверного князя Александра в те годы в самой Орде была учреждена Сарайская епархия и, как свидетельствует история, в те годы немалое число татарских завоевателей приняли от православных священников спасительное крещение.)

    Главный алтарь Тихвинского храма в НогинскеЧто же означал союз с Западом? В 1248 году на Руси появляются посланники папы Иннокентия IV, которые предлагают Александру “выгодную” сделку – вступить в союз с католической Европой против восточных соседей – агрессивных татаро-монголов. Что мог ожидать от такого союза святой Александр? Будут деньги, будет много хорошего оружия (“мечи холодные”, которыми вооружались русские княжеские дружины, делались в Германии), будут искусные воины, закованные в железо от головы до пят, будет слава “государя, наилучшего между католическими” (личное обещание папы). И этого можно было действительно ожидать, ведь Русь занимала промежуточное географическое положение между территориями, занятыми татарами и католическими странами, была буферным государством, как мы сейчас бы сказали, и европейцы-католики не пожалели бы средств для укрепления “европейского дома” на востоке. Мощная и пространная Русь во главе с непобедимым Александром, находящаяся в союзе с ними, была бы для них немалым приобретением. Все будет: государственная независимость, деньги, слава... Все дадим... Только душу свою продай, свою и своего народа, перейди в католичество, прими папизм. Как было легко соблазниться! Как легко было предать то самое главное, ради чего жил святой князь, променять вечное на временное – такое реальное, такое ощутимое, когда так обременительно воспринималось татарское иго. Так легко было перестать уповать на Бога, на Его правду, и обратиться всей душой к надежде на тленное.

    Но святой Александр в ответ на папское послание дал отказ. Князь выбрал мир с восточными завоевателями, мир тяжелый, позорный, обременительный, но мир, сохранявший Православие – залог будущего процветания Отечества. И не обманулся святой князь в своем уповании. Прошло около ста лет, и начался великий духовный расцвет Руси, украсилась она множеством святых угодников Божиих, как июньский луг дивными разноцветными цветами... Кто знает, была бы православной Русь, прими святой Александр иное решение? Появились бы на ее земле такие светила, как Преподобный Сергий Радонежский, Преподобный Серафим Саровский? Была бы на нашем севере знаменитая Фивиада русских преподобных XIV–XVI веков? Да и было бы вообще такое государство – Россия? И самое главное – получило бы вечное спасение то множество православных людей, которые этим обязаны великому и мудрому Александру?

    По праву можно назвать святого благоверного князя Александра Невского спасителем русского народа, сохранившим самое главное его достояние – святое спасительное Православие. Его выбор, о котором мы только что говорили, его вера и надежда, вся его жизнь оказались угодными Богу. В 1380 году при чудесных обстоятельствах состоялось обретение его нетленных мощей, от которых потекли знамения и исцеления слепых, парализованных, бесноватых.

    Не оставил по своей смерти святой князь свою земную братию: его святые мощи, его заступничество, сила его молитв, свидетельствующие о его святости, стали великим сокровищем нашей земли...

    Едем дальше по Владимирской дороге... Совсем она не такая, как раньше, – и многополосное движение, и скорости, и современные коттеджи вокруг... Но попадается вдруг на глаза маленький деревянный домик, покосившийся и вросший в землю, – избушка-вековушка, – и не могут не обратить на себя внимания проезжающего скудные поля, густо поросшие сорняками. Если в конце ХХ века такие в России поля, если кто-то живет в избушках-гнилушках – значит беда, и приходят как бы сами собой на ум мысли и о стоящих заводах, и о нищенских пенсиях, и о баснословных ценах на лекарства, и о всем прочем. И у всякого, кого хоть мало-мальски волнует судьба Отечества, не может не возникнуть вопрос: в чем причина? а вслед за ним – кто виноват? что делать?

    Как это ни удивительно, но наши далекие предки знали ответы на эти вопросы куда более точно, чем многие из наших современных соотечественников. И об этом может поведать нам история этой самой Владимирской дороги, по которой мы теперь мчимся...

    Страшная осень 1395 года. Еще не оправилась Русь от разрушительного набега Тохтамыша, еще не успели зажить раны, как на границах страны и уже в ее пределах появляется другой завоеватель – страшный Тамерлан, “железный хромец”, с огромным войском. Его воины – “гулямы”, единственное занятие которых война, основной источник существования – разбой, – прекрасно вооружены, обучены, закалены в битвах, спаяны железной дисциплиной и беспощадны. И хотя выступает великий князь Василий Димитриевич со своим войском к Коломне с тем, чтобы отразить нападение, всем понятно – силы неравны. Россию ждет не просто поражение, ее скорее всего ожидает уничтожение, так были уже стерты с лица земли Тамерланом многие города и государства.

    Страшная беда нависла тогда на страной – лютая, неотвратимая. Но в те годы многие русские люди хорошо понимали, в чем заключается основная причина всенародных бедствий. Это – всенародный грех. “Грех во всех ... различных видах, служит началом всех скорбей и бедствий, которым подвергается вообще человечество, подвергаются человеческие общества, подвергается каждый человек в частности” (святитель Игнатий (Брянчанинов)). А значит, чтобы отвратить беду, надо устранить эту главную причину – надо покаяться, оставить беззакония и просить Бога о милости, просить угодников Божиих и в первую очередь Царицу Небесную о заступлении. Тогда приказывает великий князь нести из Владимира чудотворную Владимирскую икону Божией Матери в Москву. С великим покаянным плачем провожали ее владимирцы в крестный ход до Москвы, с великим плачем и упованием на помощь Богородицы встречали ее в Москве. И не постыдились в своих надеждах – произошло поразительное чудо. Заступница Небесная явилась Тамерлану во сне, и непонятно, неожиданно для всех Тамерлан отдает приказ своим воинам покинуть пределы Руси...

    Но не только в далекие времена жил русский человек надеждой на Бога, жил так, что вера в вечную жизнь была основой, смыслом, пронизывающим все его бытие. Во время страшного гонения на Русскую Православную Церковь в 20–30-х годах нашего столетия многие наши соотечественники запечатлели своими страданиями, своею кровью ту же самую веру, носителями которой были наши далекие предки, о которых мы читаем на страницах старинных исторических и житийных источников...

    Священномученик  Константин ГолубевНаша первая остановка в городе Ногинске. На 55-м километре от Москвы, свернув налево, мы попадаем в этот город (бывший Богородск) и здесь направляемся к храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери, где покоятся мощи священномученика Константина Голубева и мощи людей, пострадавших вместе с ним.

    Константин Алексеевич Голубев родился в 1852 году в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания семинарии он почувствовал в себе особое призвание к миссионерской работе. Сначала проповедовал в родном селе, затем в городе Вольске, заведовал одним из миссионерских отделов в Саратовской епархии – таковы те обязанности, которые выполнял Константин Алексеевич, еще не будучи священником. И выполнял он их весьма успешно. Многих он привел в лоно Церкви, многих удержал от перехода в старообрядчество и секты. Только за первые два года его служения он обратил в Православие около 1500 человек.

    Успехи молодого миссионера говорят нам о том, что уже в молодые годы Константин Алексеевич был наделен особым Божественным даром. Ведь привести грешника к покаянию – дело более великое, чем чудесное исцеление больного, как учит святитель Иоанн Златоуст. Успешная деятельность его не могла не обратить на себя внимания церковного начальства. 12 марта 1895 года Константин Алексеевич был рукоположен в сан иерея и назначен на протоиерейскую вакансию в Богоявленский собор города Богородска, где в то время у духовенства было немало проблем, связанных с активность раскольников и сектантов – в самом городе и в окрестностях. Здесь на протяжении многих лет ревностно совершал свое пастырское служение отец Константин, вел большую церковно-просветительскую работу, обращал к святому Православию раскольников и сектантов. За свои труды он был не раз награжден церковными наградами.

    Наступили годы большевистских гонений на Церковь. И также, как многие другие священники, отец Константин, пользовавшийся большим доверием и любовью жителей Богородска, не оставил свою паству, продолжал свое ревностное служение, несмотря ни на что. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец; а наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит... (Ин. 10, 11, 12). Вскоре после прихода к власти большевиков он был арестован и без суда и следствия приговорен к расстрелу. Находясь в заключении, он не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть, и был к ней готов.

    О предстоящей казни было заранее известно, и поэтому в тот день, когда страдальца повели к месту расстрела, за ним вслед двинулась целая толпа людей, для которых отец Константин за годы его служения в Богородске стал духовным отцом. Красногвардейцы сначала лишь ранили отца Константина, а затем, несмотря на мольбы его дочери, присутствовавшей при его расстреле, зарыли живым в землю... По свидетельству очевидцев, здесь же на месте были расстреляны женщина, пытавшаяся воспрепятствовать казни, и солдат, принявший святое крещение из рук отца Константина и отказавшийся в него стрелять.

    Место казни отца Константина и двух других христиан, пострадавших вместе с ним, несмотря на все запреты, долгое время почиталось местными жителями: на могилу приносили иконы и свечи, возжигали лампады, служили панихиды. В конце 1995 года были открыты святые мощи отца Константина, а в апреле 1996 года священномученик Константин Голубев и лица, пострадавшие вместе с ним, были причислены к лику святых, местночтимых в Московской епархии. “Православные верующие Богородска, приходя поклониться честным останкам священномученика Константина и иже с ним убиенных, хранят в своем сердце упование, что эти свидетели веры Христовой первых лет гонения на Святую Церковь предстоят ныне Престолу Божию в сонме бесчисленных святых избранников” (Из жития священномученика Константина).

    Продолжая ехать по Горьковскому шоссе в сторону города Владимира, переехав через реку Шерну, около деревни Тарасово сворачиваем направо, с тем, чтобы заехать в город Павловский Посад, где в Покровско-Васильевской обители покоятся мощи другого местночтимого святого – праведного Василия Павлово-посадского.

    Святой праведный Василий родился в 1816 году в деревне Евсеево Богородского уезда Московской губернии в благочестивой крестьянской семье. С детства отличался он умом, добронравием, кротостью, искренней набожностью. Однако с наступлением юных лет влияние сверстников оказало на него самое негативное воздействие и едва не привело к духовной катастрофе. Поступив работать на фабрику, он попадает в окружение фабричной молодежи, быстро приведшее его на путь порока. Однако совесть не давала покоя молодому человеку, он оплакивал свои грехи, сам называл себя “грязным” и в то же время продолжал совершать грехопадения.

    И все же, несмотря на новый для него образ жизни, юноша не оставлял усвоенного еще в детстве – молитвы и чтения духовных книг. И Господь по милости Своей даровал ему то покаяние, которое существенно изменило всю его жизнь и определило дальнейшую судьбу...

    Святой праведный Василий Павлово-ПосадскийКак-то раз один из его новых товарищей произнес хулу на святую икону Божией Матери и тут же скоропостижно скончался. Потрясенный этим событием Василий почувствовал в душе Божий страх. Реальность наказания Божия за проводимую им греховную жизнь предстала пред ним со всей своей неотвратимостью. Он стал ощущать глубокий стыд за свои грехи, оскорблявшие Господа, стал подолгу слезно молиться. Как-то раз во время молитвы он услышал голос, повелевавший ему идти в Берлюковскую пустынь с тем, чтобы там обрести исцеление своих душевных язв. Василий посетил этот монастырь и после принятия Святых Христовых Таин почувствовал, что исцелен. Там же он имел беседу с отцом Венедиктом, настоятелем пустыни, определившую весь его дальнейший жизненный путь. Отец Венедикт посоветовал ему жить в миру и, занимаясь молитвенным деланием, послужить ближним в деле проповеди учения Церкви, защищая его от нападок раскольников и других его противников.

    После этой встречи Василий вступает на путь уединенной аскетической жизни в миру, переполненном соблазнами, – путь трудный, по которому шли немногие святые. (К примеру, праведный Симеон Верхотурский и мученик Авраамий Болгарский.) Уединенная молитва, строгий пост, соблюдение Церковного устава, чтение святоотеческих книг и обязательное слово, обращенное к ближним. Слово, напитанное благодатной солью (Кол. 4, 6). Постепенно к Василию стали тянуться люди. Его праведная жизнь, любовь к людям, духовная рассудительность, благодатность его слов приводили к нему и православных, и раскольников, и тех, кто колебался в вере.

    И хотя такой образ жизни был сопряжен со многими искушениями, он получает откровение свыше о том, чтобы он ни в коем случае не оставлял той проповеди Божественной истины, которую совершал в миру.

    Господь одарил Василия не только даром слова – искренно покаявшийся тяжкий грешник восходит от силы в силу и сподобляется даров прозрения и исцелений еще при земной жизни. Так, например, когда в 1848 году в Павловском Посаде случилась эпидемии холеры, никто из обратившихся к Василию Ивановичу за помощью с просьбой помолиться не умер от этой болезни. Были и другие явные случаи, показывавшие силу молитв праведника, их дерзновение пред Богом.

    Так текла его жизнь – аскетический, уединенный подвиг в келлии и милость к ближним. Со временем не только словом и молитвой стал служить ближним Василий Иванович. Промыслом Божиим он становится совладетелем одной из фабрик в Павловском Посаде – и тогда щедрая рука его начинает благотворить всем и каждому, не щадя ни себя, ни своего состояния. И еще известен он как устроитель церковного и монастырского благочиния. С 1860 по 1869 год он ревностно выполнял обязанности церковного старосты; мы видим его неустанную заботу о храмовом благолепии, видим его – щедрого жертвователя, благотворителя монастырей и организатора монастырской жизни. Его труды и весь образ его жизни высоко ценились святителем Филаретом, митрополитом Московским.

    Так протекала его жизнь. Встретив предсмертную болезнь с верою, с покорностью всеблагой воле Божией, праведный Василий, предвидев свою кончину, преставился в тот же час по принятии Святых Христовых Таин. Случилось это 16 февраля 1869 года, а через пять лет, при перезахоронении, его святые останки были обретены нетленными. Два нетленных перста, отделенных тогда от его святых мощей, с благоговением были помещены в серебряный ковчег. Немалое число исцелений происходило после молитвы у его могилы у тех, кто с верою прибегал к его посмертной помощи.

    Так жил этот человек – одновременно богатый и бедный. Бедный – потому что раздавал свое имение нуждающимся, богатый – потому что богател в Бога, стяжал то самое ценное, что может приобрести человек в этой жизни – Божественную благодать, тот источник, вода которого течет в жизнь вечную... И так же, как и святой благоверный князь Александр, как и все угодники Божии, ценил он сокровища православной веры и праведной жизни по этой вере как величайшие по значению: “Все скорби мира сего еще не беда переносить, а беда потерять веру в Бога, беда потерять жизнь христианскую – это вот истинная беда, достойная плача и туги сердечной”. 7 августа 1999 года праведный Василий Павлово-посадский был причислен к лику местночтимых святых Московской епархии.

    Николай КОЛЧУРИНСКИЙ