Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 04/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Учитель тот, кого Господь призвал

    Учитель тот, кого Господь призвал

    Рассказ о том, как можно преподавать пение
    без музыкального инструмента

    Слушатели курсов, прошедших в ноябре прошлого года, после  благодарственного молебна по окончании занятий

    В конце ноября – начале декабря прошлого года были проведены третьи за истекший год курсы православных педагогов, проводимые в Москве на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования силами специалистов Академии повышения квалификации и Православного Свято-Тихоновского Богословского института; и теперь еще сорок педагогов из разных уголков России с теплотой и благодарностью вспоминают об учебе в Москве. Из итоговых работ слушателей этих последних курсов мы предлагаем вашему вниманию описание опыта работы по преподаванию церковного пения без музыкального инструмента.

    Опыт преподавания церковного пения в православной гимназии города Дубны

    В 1994 году в подмосковной Дубне была создана православная гимназия при храме Смоленской иконы Божией Матери, куратором школы стал настоятель храма священник Виталий Шумилов. В учебный план гимназии с самого начала были включены уроки церковного пения.

    Дети, будь то первоклассники или восьмиклассники, пришедшие к нам учиться, с церковным пением были незнакомы. Приходилось начинать с нуля. Слава Богу, что мы занимались в одном здании с музыкальной школой и была возможность проводить уроки в классе с фортепиано.

    С младшими классами разучивали детские песенки и конечно же основные молитвы: “Отче наш”, “Богородице Дево, радуйся”, “Царю Небесный”, “Достойно есть”. С детьми старшего возраста помимо пения молитв осторожно приступили к песнопениям Божественной литургии (антифонам) и к изучению нотной грамоты. Так прошел первый год и начался второй.

    И тут музыкальную школу перевели в другое здание, наша гимназия осталась без инструмента. Руки опустились: как же быть? А отец Виталий нам говорит:

    – С инструментом каждый может. А вот попробуйте без него.

    – Как же так? Это невозможно.

    – У Господа все возможно. Молитесь и начинайте учить детишек петь тропари двунадесятым праздникам.

    По музыкальным способностям дети у нас подобрались разные, в основном непоющие. Когда было фортепиано, оно скрывало эти недостатки. А теперь стало совсем тяжело. Да и детям, как мне тогда казалось, легче было усвоить мелодию с инструмента, нежели с голоса. Сейчас я могу твердо сказать, что я ошибалась. Вполне можно обходиться и без инструмента. Но учитель или регент должен знать “назубок” материал, который предлагает детям.

    Потихоньку мы продолжали изучать нотную грамоту. Ребята учились решать довольно сложные ритмические задачи. В содержание уроков добавились теоретические знания по истории церковного пения.

    Третий год работы принес новые трудности: наши классы стали пополняться детьми из других школ. Идти наравне с учениками, которые занимались уже два года, им было трудно. Пришлось что-то придумывать: попробовали учить новичков понимать нотную грамоту графически. Дети быстро осваивали материал: учились следить за высотой и передвижением нотного знака, старались воспроизвести голосом нотный рисунок. Ребятам предлагались задания, выполняя которые, они пытались записывать нотными знаками молитвы. Все ученики с заданиями справлялись!

    От этих упражнений у детей начал развиваться слух, они уже могли спеть по нотам, не зная пока и названия этих нот. А ведь так выручившее нас маленькое методическое открытие по обучению графического понимания нотной грамоты может пригодиться и другим школам, в которых нет инструмента, и регентам клиросов при срочной подготовке певчих, не имеющих музыкального образования!

    Были, правда, среди наших учеников дети, которые совсем не могли или стеснялись петь. Очень важно было не оттолкнуть, расположить их к церковному пению, научить понимать через пение и богослужение. Этим “непоющим” ученикам мы предлагали заучивать текст тропарей двунадесятых праздников, подробно разбирали с ними последование Божественной литургии, закрепляли знания церковнославянского языка, читая Псалтирь и Часослов.

    На четвертом году обучения увлеклись наши ребята (и по сей день увлечены) пением духовных песен и кантов. Дети хорошо усвоили правила трехголосного пения. А текст песен детские сердца воспринимали очень чутко, многие пели со слезами на глазах. Ребята так полюбили наши занятия, что преподаватели других предметов стали недоумевать, когда при выполнении письменных заданий в классе начинали звучать тихие напевы. И неизвестно было что делать: выражать свое недовольство или радоваться?

    С детьми, обладающими хорошими музыкальными данными, мы собирались дополнительно, разучивали сложные церковные песнопения. И вот настал день, когда некоторые из наших учеников встали на клирос. Сколько радости это принесло ребятам, мне как регенту, батюшке, прихожанам!

    Любому учителю нужен контакт с ребятами, хорошо, если есть возможность не ограничиваться общением на уроке. Церковное пение в этом отношении – дело особое, так как пробуждает не только ум ребенка, но сердце и душу. Преподаватель церковного пения должен найти подход к детской душе через общение. Если взаимопонимание достигнуто, то ребята полюбят и уроки, и церковные службы и не будут стесняться. Постепенно смягчаются огрубевшие, ожесточенные души трудных учеников. Пение подружит детей.

    Появилось у преподавателей и учеников гимназии и еще одно новое дело, связанное с пением: мы стали организовывать вечера, на которых учим духовным песням желающих прихожан, которых оказалось немало. Приход сразу объединился, люди познакомились друг с другом, стали общаться.

    Завершая же рассказ о нашей работе, хотелось бы поделиться еще несколькими убеждениями, обретенными за шесть лет преподавания церковного пения:

    1) каждый урок необходимо предварять беседой на нравственную тему и только после этого приступать к изучению церковных и духовных песнопений;

    2) на уроках обязательно надо знакомить детей с историей церковного пения, помогая им осознавать свою глубокую связь с Церковью; из способных учеников растить пополнение для церковных хоров;

    3) надо стараться всесторонне музыкально развивать детей, не ограничивая их образование только знанием церковной музыки;

    4) очень важно общаться с ребятами помимо уроков, возрождать утраченную традицию семейного пения духовных песен и кантов;

    5) учить больше песен о России, народных, военных песен, гимнов, – это удивительное и действенное средство воспитания у ребят любви к Родине...

    И еще – не опускать руки перед трудностями, верить, что Господь поможет, вразумит, укрепит и педагогов, и учеников.

    Людмила ЖЕЛЕЗНОВА,
    регент церковного хора храма
    во имя Смоленской иконы Божией Матери
    города Дубны,
    преподаватель церковного пения
    в православной гимназии “Одигитрия”