Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 04/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Миссионерское поприще Архиерейского хора

    Миссионерское поприще Архиерейского хора

    Архиерейскому хору Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора старинного города Костромы – 10 лет

    В свои 28 лет Олег Николаевич ОВЧИННИКОВ, руководитель Архиерейского хора, удостоен: патриаршей награды – ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского, архиерейской – ордена преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского чудотворца 1-й степени, а совсем недавно, в ноябре прошлого года, ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России.

    Поволжье... Российское Нечерноземье... Богохранимый Костромской край... Земля скудная на урожай, но необыкновенно богатая духовными сокровищами. Частица Святой Руси. Колыбель императорской династии Романовых, место жертвенного подвига Ивана Осиповича Сусанина, отдавшего жизнь за царя. Без малого восемь столетий Кострому осеняет величайшая святыня – чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Костромской край – это место молитвенного подвига учеников Преподобного Сергия Радонежского, строивших свои обители в девственных лесах, на живописных берегах рек и озер. Каждый православный христианин благоговейно чтит их имена: преподобные Геннадий Костромской, Авраамий Чухломской, Макарий Унженский, Пахомий Нерехтский и многие, многие другие...

    Часто случалось так, что в годы, когда жителей других городов и весей одолевали многие несчастия, здесь царили благодатные тишина и покой. В Костроме святой благоверный князь Димитрий Донской оплакал разорение Москвы. Здесь же скрылся от врагов его сын, великий князь Василий. Полчища Наполеона и фашистская темная орда не дошли сюда. И лишь в ХХ столетии по Костромскому краю, как и по всей Руси, пронесся разрушительный смерч безбожия, порушив почти все духовное богатство края, созидавшееся для нас трудом десятков поколений наших предков.

    Сегодня наступило время "собирать камни". Благодаря самоотверженному труду духовенства и верующих в Костромском крае постепенно вновь проступают очертания Святой Руси. Но возрождение духовности – это не только восстановление разрушенных стен монастырей и храмов, духовное просвещение, возвращение к традиционному семейному быту, укладу жизни. Это и вхождение в нашу жизнь православной музыкальной культуры. Осенью 1989 года на костромскую землю прибыл новый архиерей – епископ Александр (Могилев). Одной из первых забот владыки стало создание Архиерейского хора. Уже через несколько недель в Костроме был создан новый музыкальный коллектив. Музыка – одно из средств миссионерского служения, приобщения к христианской культуре, а в конечном счете к вере.

    Много трудится на миссионерском поприще и Архиерейский хор. Поездки, благотворительные концерты в районных центрах Костромской области, в Москве, в других российских городах, в учебных заведениях, на производствах, в воинских частях и подразделениях стали доброй традицией. Всякий раз эти концерты сопровождаются рассказом о Православии, о духовной жизни, лекциями об истории церковного пения. Сегодня без него невозможно представить культурную жизнь старинного губернского города.

    Архиерейский хор Костромской епархии пользуется международной известностью. В 1992, 1996 и 1999 годах он совершил гастрольные поездки в Германию. Причем во время второй поездки ему было доверено сопровождать официальную делегацию Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В августе 1993 года хор принял участие в международном фестивале духовной музыки во Франции. В 1994 году состоялись гастроли в Италии, в следующем году – в Великобритании, еще через год – в Соединенных Штатах Америки.

    Особое значение в жизни костромского Архиерейского хора имеют богослужения в Успенском соборе Московского Кремля. Святейший Патриарх уже неоднократно приглашал хор петь за службами в главном храме России. Стало традицией, что в один из воскресных дней января, когда Православная Церковь прославляет память всех Российских новомучеников, за литургией в Московском Кремле поет костромской Архиерейский хор. Святейший Патриарх неизменно отзывается о хоре как об одном из лучших музыкальных коллективов Русской Православной Церкви.

    Все эти годы коллективом руководит заслуженный деятель искусств Российской Федерации Олег Николаевич Овчинников. Он стал самым молодым российским дирижером, удостоенным столь высокого звания. Это обстоятельство красноречиво говорит о том признании, которое хор получил не только у церковных людей, но и у профессиональных музыкантов.

    Большую помощь регенту оказывает хормейстер – заслуженный работник культуры России Андрей Иванович Захаров – заведующий кафедрой хорового дирижирования Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. В хоре раскрылся талант замечательных солистов: заслуженной артистки Российской Федерации Тамары Серафимовны Воробьевой и заслуженного работника культуры России Евгения Николаевича Носкова. В концертах принимает участие великий российский бас – народный артист СССР Александр Филиппович Ведерников.

    Творчество хора многосторонне. В его репертуаре – духовная музыка композиторов различных школ. Одним из важнейших направлений творческой деятельности коллектива стало возрождение церковно-певческих традиций русских монастырей, в частности распевов Ипатиевской обители.

    Среди наиболее часто исполняемых авторов: А. Архангельский и протоиерей П. Турчанинов, С. Рахманинов и П. Чесноков, в исполнении хора звучит музыка Д. Бортнянского и А. Веделя, Д. Христова и Н. Строкина, Г. Львовского и А. Гречанинова. За богослужениями часто можно услышать распевы Киево-Печерской Лавры, Оптиной и Зосимовой пустынь.

    "Годовой круг богослужений Православной Церкви включает в себя и службы Великого поста, исполненные покаяния и слез, и радостное торжество Пасхи. В одно время душа расположена к тому, чтобы предпочесть строгие монастырские распевы, в другое – многоголосные концертные произведения", – говорит в своих выступлениях Олег Николаевич.

    Духовная музыка – это продолжение сердечной молитвы. Церковные произведения во всей полноте своей красоты раскрываются только верующему сердцу, очищенному многолетним аскетическим подвигом. Немногие наделены талантом по-настоящему понимать и ценить ее.

    Кроме духовных песнопений, архиерейский хор исполняет оперную музыку, кантаты, оратории, патриотические гимны, а также русские народные песни в обработке А.В. Свешникова.

    Архиепископ Костромской и Галичский Александр в праздничном обращении к О.Н. Овчинникову, посвященном 10-летнему юбилею хора, сказал: "Легко спрятать слабо тлеющий огонек, но ни от кого не может укрыться высокое пламя. К твоему творчеству, к тебе самому будет приковано самое пристальное внимание... Не сходи с избранной дороги. Смело и дерзновенно шагай вперед. Всегда трудись так, как трудился до сей поры, отдавая все свои силы служению Матери Церкви".

    Пожелаем Архиерейскому хору Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора Костромы и его молодому и заслуженному регенту новых успехов и долгих лет творческой деятельности.

    Материал предоставлен Евгением Крыловым
    Фото автора

    Рассказ о знаменном распеве и детском хоре воскресной школы при храме Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

    Еще не рассвело, но ранняя литургия в монастыре уже отслужена. Разбивая черными рясами тяжелый белый туман, расходятся иноки древней обители по своим келлиям, а колокола Донского монастыря уже опять зовут на службу мирян.

    Ученики воскресной певческой школы при храме во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове с регентом Еленой Евгеньевной Захаровой спешат до начала службы приложиться к раке с мощами святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Сегодня у них большой праздник – их благословил петь службу сам архимандрит Даниил... Колокол продолжает звать на службу мирян...

    Келейница 89-летнего старца отца Даниила Татьяна вздыхает: "Батюшка приболел, не знаю, сможет ли быть на службе", – она приветливо, но со строгим ожиданием встречает юных хористок: как пройдет служба, как будут петь эти девочки? И слышно:

    – Раздевайтесь и к левому клиросу вставайте. Начнет литургию наш хор, а вы продолжите со второго антифона...

    Служба прошла на одном дыхании... Пели одновременно два хора: хор Донской обители исполнял песнопения уверенно и вдохновенно, пели клирошане отца Даниила. Детский хор из Гольянова вступил в богослужение знаменным распевом.

    ... Словно ветер повеял под древними сводами собора, так легко и гармонично зазвучал знаменный распев сочинения царя Феодора Иоанновича, благочестивого сына Иоанна Грозного: "Милость мира" и "Достойно есть". Казалось, сам царь Феодор молится Всевышнему и Богородице вместе с нами и о нас.

    – Детские голоса негромкие, как звучат они в алтаре? – обращаюсь к молодому высокому монаху.

    Он поднял свои светлые, по-детски ясные глаза:

    – Не мне судить, – и не сдержавшись... – Такое не забывается...

    На улице к нам подошла женщина:

    – Я прихожанка этого храма – грешная Марина. Сегодня церковь чествует святую мученицу Марину, и ваше пение – подарок мне ко дню ангела.

    Марина едва сдерживала слезы радости:

    – Я постоянно хожу на службу к батюшке Даниилу... Он был почти ребенком как и вы, когда начал свой иноческий путь: сначала певчим, потом регентом... в 1925 году участвовал в похоронах патриарха Тихона. Сейчас отец Даниил – как свет Божий. А сегодня благодатное его присутствие с вашим ангельским пением слилось. Помоги вам Господь в вашем труде, и почаще приезжайте в Донскую обитель.

    Беседа с Еленой Евгеньевной ЗАХАРОВОЙ, регентом детского хора, преподавателем воскресной школы при храме Преподобных Зосимы и Савватия.

    Еще не рассвело, но ранняя литургия в монастыре уже отслужена. – Елена Евгеньевна, расскажите, что такое знаменный распев?

    – Это распев древний, допетровской эпохи, принятый на Святой Руси, открытие истинно русское. А "знамя", "знак", или "крюк", – это условное обозначение, которое имеет несколько смыслов и уровней – не просто высота и длительность, но особая система, подчиненная задаче "умного делания". Например, знак "параклит" означает: "возгласить светло и сановито". Выбор знака не случаен. Главное в знаменах – передать смысл священного текста. Впрочем, все исполнение древнерусского текста по крюкам, как и современная его нотация, не своевольно. Акценты здесь расставлены монахом-распевщиком. Знаки выполнены по святому преданию, подобно иконописному канону. Сама метрика его совпадает с размером церковнославянского языка, например, Псалтири. Он несет ладовый покой. Здесь все идет за словом. Слово – главное. А музыка – идет за словом, сопровождает его, она как бы не музыка здесь в собственном смысле этого слова. Писали ее – "подражающие ангелам", монахи, после длительного поста и исповеди.

    – Не трудно ли детям обучаться "знаменному пению"?

    – Наоборот, детям даже легче – только тот, кто чист душою и имеет сердце ребенка, может воспринять и воспроизвести древний распев. И неважно, есть ли при этом хоть какое-то музыкальное образование. Тот, кто не знает нот, поет по слуху. Кстати, в нашем хоре не только дети. Мы поем исключительно богослужебные тексты: литургию, панихиду, молебны, но ни один человек из нашего хора – ни взрослый, ни ребенок – не оставил этой духовной стези. Святые отцы приветствуют исполнение детьми знаменного распева. Мне вспоминается, как дети год назад пели в Звенигороде, на службе в Саввино-Сторожевском монастыре "Милость мира" Ильинского скита на Афоне. Один из певчих-иноков сказал, что у них это произведение не звучит: голоса низкие. А вот когда запели дети – молитва словно воспарила под куполом храма. Нас часто приглашают в монастыри, и мы с удовольствием принимаем приглашения.

    – Где вы были в последнее время, что особенно запомнилось?

    – В Благовещенском монастыре Пресвятой Богородицы в городе Киржач Владимирской епархии. Игумения Мария к 5 часам утра выслала за нами автобус, чтобы мы успели к Божественной литургии в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. Мы пели в женской обители, основанной преподобным Сергием Радонежским в XIV веке. Там хранятся мощи преподобного Романа Киржачского, ученика Сергия Радонежского, там нас тепло и радушно встретили, провели экскурсию, щедро угощали в монастырской трапезной и одарили каждого маленькими святынями древней обители земли Владимирской. Впрочем, планов относительно поездок мы не строим и рады каждой, все выходит по воле Божией. Так и эта служба в Донском монастыре. Изучение знакового пения и участие в богослужении, быть может, самое полезное, что нужно для приобщения детей к Церкви. Самый талантливый учитель не может дать больше, чем наши благочестивые предки. Нить, соединяющая с духовным бытием наших благочестивых отцов, постепенно становится все тоньше, а древний знаменный распев возвышает нас духовно, как возвышал наших предков, и соединяет с ними во времени.

    – Елена Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, о себе...

    Я окончила институт имени Гнесиных, историко-теоретический факультет. Преподавала в специальных учебных заведениях, пела в храмах. В то время знаковое пение казалось мне, как и многим, чем-то устарелым, скучным, хотя слышала, что пения его не выносят нечистые. Но не верила в его силу. Несколько лет назад, в один из дней Великого поста, пела в храме Димитрия Солунского в Восточном поселке (это сразу за Кольцевой дорогой, возле Щелковского шоссе). Настоятель храма отец Феоктист (Дорошко) запел на клиросе древним знаменным распевом "Покаяния отверзи ми двери"... И вдруг у меня слезы покатились из глаз. Остановиться не могу... Это пение перевернуло разом все мое музыкальное восприятие. Я бесконечно благодарна Господу, что он открыл мне суть духовного песнопения, что в моей жизни были такие люди, как отец Феоктист. Ездила я и на Валаам. Словно отверзлась завеса, и мне стал понятен смысл древнерусских "знамен". Красота необыкновенная – чудо просто. С 1997 года занимаюсь с детьми в Гольяновской воскресной школе знаменным пением. Я благодарна настоятелю нашего храма протоиерею Владимиру Тимакову за его отеческую заботу о нашем хоре. В храме Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких мы поем на ранней литургии. Для меня знаменное пение свято так же, как и Евангелие, и я пытаюсь донести это детям.

    Алла АНДРИАНОВА