Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 03/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

    Мы призваны к активным усилиям
    по духовному просвещению народа

    Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
    на вопросы газеты "Воскресная школа"

    – Какие задачи призвана решать Русская Православная Церковь в области катехизации, религиозного образования и просветительской деятельности в начале третьего тысячелетия и чем они принципиально отличаются от задач, стоявших перед Церковью во втором тысячелетии?

    – В главном, конечно, задача Церкви остается неизменной. На все века она определяется великим поручением Господа Иисуса: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15). Однако мир, в котором Церковь осуществляет свою спасительную миссию, меняется. В связи с этим не могут оставаться неизменными и средства миссии. На протяжении большей части второго тысячелетия Православие занимало господствующее положение в России и было во многих отношениях тесно связано с государственностью. Большинство русских людей от рождения самим укладом жизни воспитывалось в православной вере – хотя вряд ли следует переоценивать успешность этого воспитания во всех случаях. То же самое можно сказать о народах некоторых других государств, составляющих ныне каноническую территорию нашей Церкви.

    Теперь мы живем в секуляризованном, плюралистическом обществе, которое включает верующих и неверующих, православных и последователей иных конфессий и религий. Мы должны принимать всерьез эту реальность, а не проводить время в мечтах об ушедшем. Да, Русская Православная Церковь и ныне является Церковью большинства населения страны, поскольку до 80 процентов россиян крещены в православной вере. Да, к голосу Церкви многие сегодня прислушиваются. Однако надо сознавать, что людей по-настоящему воцерковленных, жизнь и поступки которых определяются их верой и принадлежностью к Православной Церкви, намного меньше. В мировоззрении остальных вера занимает, может быть, почетное, но далеко не первостепенное место. О Церкви они вспоминают главным образом тогда, когда происходят рождение ребенка, свадьба, похороны близкого человека...

    – Это значит, что мы призваны к более активным усилиям по духовному просвещению народа. Сегодня нельзя ограничиваться совершением богослужений, а в остальное время просто сидеть и ждать, когда придут люди. Церковь должна сама идти к ним – в лице пастырей, катехизаторов, миссионеров. Собственно, именно это и повелел нам Спаситель. Он ведь не сказал: посидите и подождите, а – идите, научите все народы (Мф. 28, 19). Помните, еще старец Зосима у Достоевского говорил пастырям: "Если вы заснете в лени и в брезгливой гордости вашей, а пуще в корыстолюбии, то придут со всех сторон и отобьют у вас стадо ваше. Толкуйте народу Евангелие неустанно..."

    Причем очень важно "толковать народу Евангелие" на языке, понятном и доступном людям. Нужно уметь связывать непреходящие истины слова Божия с тем, что волнует людей именно сегодня, говорить о предметах, имеющих прямое отношение к жизни. Говоря словами апостола Павла, пастырь и проповедник должен для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).

    – На каких основах строятся сегодня отношения Церкви и государства в области образования?

    – Надеюсь, что церковно-государственное взаимодействие в сфере образования будет основываться на открытости, доверии, понимании нашей общей заботы о детях и юношестве. Именно в таком духе по преимуществу строятся наши контакты с Министерством образования Российской Федерации, со всей системой высшей и средней школы, дошкольного воспитания.

    Святейший Патриарх Алексий II в алтаре Богоявленского собора в день празднования своего тезоименитства 2 августа прошлого года мною и министром образования РФ В.М. Филипповым был подписан договор о сотрудничестве. В данном документе признается особая роль Православия в истории России, становлении ее духовности и культуры, а также задаются основные области взаимодействия. Это поддержка развития православного образования, осуществление экспертизы духовно-просветительских программ, проектов и учебных пособий, создание образовательных теле- и радиопередач, издательская деятельность, подготовка педагогических кадров, обновление государственных образовательных стандартов в области религиоведения и теологии. Хотел бы особо выделить соглашение о содействии "организации преподавания «Основ православной культуры» в составе вариативной компоненты содержания образования".

    Создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования и Русской Православной Церкви. В его рамках сейчас идет активная работа по консолидации наших усилий в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Мы также будем вместе участвовать во многих мероприятиях, связанных с великим Юбилеем – 2000-летием Рождества Христова, в научной, культурной и информационной деятельности.

    Впрочем, сотрудничество Церкви и государства в образовательной области не ограничивается нашими контактами с министерством или вообще с федеральными властями. Есть прекрасные примеры взаимодействия на местах – достаточно сказать, что соглашения между епархиями и региональными управлениями образования во многом предварили и опередили договоренности, достигнутые в центре. Причем нередко Церковь в регионах достигает гораздо большей, чем в Москве, реальной близости с системой и средней, и высшей школы. О конкретном опыте можно долго рассказывать, но думаю, что читатели вашей газеты сами прекрасно знают о нем.

    – Какие Вы видите пути сотрудничества между церковной и светской системами образования?

    – Разделил бы ответ на две части: о средней и высшей школе. Как представляется, из упомянутого договора с министерством образования следует, что Церковь может рассчитывать на поддержку государства не только в преподавании общеобразовательных предметов в православных гимназиях и лицеях, но и в обучении основам православной этики и культуры на базе обычных светских школ. Сейчас отрабатывается техническая сторона такого обучения – пока оно будет происходить в виде факультатива, однако думается, что этого не вполне достаточно. Если школьники будут относиться к урокам этики как к чему-то необязательному, второстепенному, эфемерному, их нравственное чувство неизбежно пострадает.

    Конечно, никто не должен навязывать детям религиозный выбор. Но этическое воспитание школа обязана давать. Ведь от нравственного состояния новых поколений зависит будущее России – зависит не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкрепленного личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье.

    Вот почему надо ввести уроки этики в школьные программы, предоставив ученикам и их родителям выбор между религиозными основами нравственности и основами светскими, гуманистическими. В тех местах, где много мусульман или буддистов, в национальных школах по всей России религиозную этику могли бы преподавать представители соответствующих духовных традиций. Наверное, если есть в школе по крайней мере четверть желающих обучаться нравственным нормам определенной религии, надо такую возможность предоставлять. Кстати, это закроет путь в классы представителям тоталитарных сект и парарелигий, реальное число последователей которых в обществе невелико.

    В системе высшего образования Церковь, на мой взгляд, призвана играть все более серьезную роль. Сейчас в России и других странах СНГ возникают богословские факультеты светских университетов, читаются лекции по православному вероучению, церковной истории и культуре. Причем это происходит в вузах самого разного профиля – от военных до творческих. Конечно, нам нужно больше квалифицированных профессоров и преподавателей, больше учебных пособий. Однако надеюсь, что новый век станет веком расцвета православной учености, которая ныне немыслима без теснейшего контакта со светской наукой и высшей школой.

    – Каково Ваше отношение к преподаванию с атеистических позиций религиоведения, истории, литературы и других гуманитарных предметов в современной светской школе?

    – Конечно, отношение отрицательное. Не будем забывать, что преподавание, оценивающее предмет веры и религиозную картину мира как миф, легенду, заблуждение, оскорбляет чувства верующих и деструктивно влияет на семейное воспитание. А ведь государство, согласно Венскому заключительному документу ОБСЕ 1989 года, обязано уважать "свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное обучение своих детей в согласии с их собственными убеждениями". Декларация ООН 1981 года об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или веры гласит: "Каждый ребенок должен пользоваться правом на доступ к образованию в области религии или веры в согласии с желанием его родителей". Конечно, можно забрать сына или дочь из обычной школы и отдать их в православную гимназию. Но таких гимназий пока немного, средств на их поддержание государство выделяет недостаточно, и потому мест в них не хватает на всех желающих.

    В результате верующие и неверующие дети, равно как и их родители, оказываются в неравном положении. Одним в государственной школе преподают гуманитарные предметы в духе, свойственном их убеждениям, а вторые оказываются на положении изгоев. Убежден, что такую ситуацию надо исправлять – либо через изменение законодательства, либо путем улучшения существующей практики.

    – Православная пресса еще только становится на ноги, собирает свою читательскую аудиторию. Какой, по Вашему мнению, должна быть православная образовательная газета?

    – Думаю, хорошо бы давать побольше доступных методических материалов. В наших воскресных школах много талантливых людей. Надо их разыскивать, просить поделиться с другими своим подходом к преподаванию. Ведь в Церкви все общее, мы делаем одно дело. Каждому дается проявление Духа на пользу (1 Кор. 12, 7), и многообразие даров, которыми Господь наделяет христиан, должно служить к назиданию всех.

    Некоторые православные издания охотно заполняют свои страницы перепечатками старой, дореволюционной литературы. Конечно, это проще, чем готовить новые материалы о тех проблемах, которые волнуют человека нашего времени. Но, думаю, не стоит идти по этому легкому пути. Для нас много значит наследие, воспринятое от отцов. Однако в публикациях, обращенных к сегодняшнему читателю, мы должны дерзновенно проявлять творческий дух.

    В материалах, предназначенных для детей, важно избегать всякой слащавости, искусственных подделок под детский стиль. Знаю, что дети с присущей им чуткостью легко распознают всякую фальшь и избегают ее.

    – Как Вы оцениваете современное состояние воскресных школ с точки зрения их образовательных и воспитательных возможностей и пути их дальнейшего развития?

    – Во время поездок по епархиям всегда стараюсь встретиться с воспитанниками воскресных школ. Глядя в их лица, думаю об этих детях как о надежде нашей Церкви. Уверен, что они станут мощной созидательной силой общества, будут способствовать оздоровлению нравственной атмосферы в Отечестве нашем.

    Воскресные школы, слава Богу, есть теперь в большинстве приходов нашей Церкви. Это само по себе радует. Вот только не стоит успокаиваться после представления соответствующего отчета епархиальному начальству. Надо искать новые возможности, дабы сделать преподавание более доходчивым, более увлекательным, а главное – более воцерковленным. В этом большую роль должно сыграть сотрудничество с профессиональными педагогами. Ведь далеко не каждый священник наделен учительскими дарованиями, не говоря уже о необходимых познаниях в области детской психологии и методики образовательного процесса.

    Кроме того, очень важно ориентироваться не на формальные результаты. Дело ведь не в том, чтобы заучить ту или иную информацию, которую можно предъявить на экзамене и затем благополучно забыть. Главное – это обогатить детей духовным опытом, ввести их в благодатную жизнь Церкви. Только таким образом мы посеем в их душах семена вечной жизни, дадим им то опытное знание, которое останется с ними навсегда.

    – Пожелания Вашего Святейшества редакции и читателям газеты "Воскресная школа".

    – Продолжайте святое дело духовного воспитания подрастающего поколения – дело трудное, но благодатное, плодотворное, способное принести верующему человеку глубокую радость и духовный мир. Всем вам желаю, чтобы свидетельство Христово утвердилось в вас и чтобы вы не имели недостатка ни в каком даровании (1 Кор. 1, 6–7).

    Фото Евгения Крылова