Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 02/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Светильник веры православной

    Светильник веры православной

    “В глуши Темниковского уезда Тамбовской губернии, среди дремучих лесов, на месте древнего татарского города Сараклыча лет без малого двести стоит сокрытая бором от мирской суеты дивная обитель. Россия называет ее Саровской пустынью” – так писал об обители в XIX веке Сергей Нилус.

    Саровская пустыньИ так, в пустынь эту 221 год тому назад вступил в число братии юноша Прохор, родом из купеческого города Курска, фамилии Мошниных. Этому юноше Бог судил стать великим святым земли Русской – Преподобным Серафимом Саровским.

    Родился Прохор Мошнин 19 июля 1759 года и "мирно преставился ко Господу" 2 января 1833 года. Жизнь его принадлежит еще не очень давнему прошлому. Преподобный Серафим близок нам по времени, по земному отечеству, по языку. В разные времена своей жизни он совершал различные духовные подвиги: монах-пустынник, строгий затворник, столпник (тысячу дней и ночей в своей пустыньке старец молится на камне, ночью – на большом гранитном в лесу, днем – на малом камне в своей келлии), любвеобильный старец, великий трудник. Житие его – непрестанная молитва и богомыслие, боговидение и боговедение. Он – живой образ "веры пламенеющей" и дерзновенной молитвы, он оставил нам веру в чудо. Чудеса стали совершаться со святым еще в детстве. Когда Прохору было лишь семь лет, он упал с колокольни Сергиево-Казанского храма города Курска, построенного его благочестивыми родителями (отец Прохора – Исидор Иванович Мошнин получил подряд на его строительство). Мальчик Прохор остался невредим. Будучи монахом, Серафим в 1804 году в своей пустыньке подвергся нападению и страшному избиению от разбойников. Он должен был умереть – и так же чудесно исцелился. Юным диаконом, в самом начале своего монашеского пути, он видел Христа в "сонме святых Его" во время малого входа на литургии – подобно апостолу Павлу и Стефану Первомученику. Двенадцать раз являлась святому Богородица – столько, по житиям святых, Она не являлась никому. Богородица определила Преподобному Серафиму свой удел – Дивеевский женский монастырь, радетелем и покровителем которого стал святой, где с 1991 года по предсказанию святого были положены его мощи. Пророчествовал Преподобный Серафим не только о личных судьбах бесконечной череды прихожан, но и о судьбе России. Предсказал смуты, нестроения, разрушение монастырей и храмов. Святой Серафим – один из самых любимых православным народом святых. При последнем российском императоре Николае II он был причислен к лику святых. Царская семья Романовых с большим благоговением относилась к имени святого, считая его своим небесным покровителем. По преданию, офицеры-декабристы приходили к старцу, уже прославившемуся по всей России чудесами прозрения, чтобы взять благословение на свой "подвиг". Преподобный Серафим выгоняет своих гостей, призывая к немедленному покаянию, хотя будущие "герои"-декабристы не успевают сказать ни слова. Предание гласит, что братия была удивлена, увидев всегда смиренного и любящего старца в таком гневе. Это случилось в эпоху царствования Александра I.

    Фото Л. Ивановой. Дивеево. Молитва Преподобному СерафимуИмператор Николай I, брат Александра I и его преемник, был человеком набожным и часто посещал святые места и монастыри. Есть предположение, что в 1830 или 1831 году он встречался с Преподобным Серафимом Саровским, предсказавшим императору смуту и войны. А в 1831 году началось польское восстание, приведшее к немалым жертвам. При императоре Александре II почитание святого старца было очень велико. Анна Федоровна Аксакова (1829–1889), урожденная Тютчева, в своих записках "При дворе двух императоров" рассказывает о почитании святого старца в августейшем доме. Рассказы о Преподобном фрейлина Аксакова слышала от Лукерьи Занятовой (1812–1893), дивеевской послушницы, впоследствии первоначальницы Серафимо-Понетовской обители, расположенной в 42 верстах от Сарова. Вот что рассказала в своих записках о чудесах святого Серафима фрейлина Аксакова: "Месяцы сентябрь и октябрь 1860 года были ознаменованы для царской семьи важными событиями и сильными душевными потрясениями. 18 сентября маленькая великая княжна Мария Александровна заболела жабой (впоследствии оказавшейся скарлатиной), угрожавшей опасностию ее жизни. 21 сентября, когда великой княжне было очень плохо, императрица родила великого князя Павла Александровича и еще не оправилась от родов, как изнурительная болезнь, издавна подтачивавшая силы императрицы-матери, приняла такой тревожный характер, что государь, спешно вызванный из Варшавы, едва поспел к последним минутам жизни своей матери... 21 сентября в 10 часов вечера, когда все доктора уже не надеялись на выздоровление маленькой великой княжны, вошла ко мне моя сестра Кити и сообщила, что монахиня Лукерья здесь и хочет со мною говорить... Лукерья принесла мне полумантию Серафима, под покровом которой он провел в молитве множество ночей и в которой, коленопреклоненный, он совершил свое последнее моление, когда душа его вознеслась к Богу. Мантия эта хранилась как священное наследие у старика-священника протоиерея Назария Добронравина, друга Серафима и настоятеля дворцового храма в Гатчине. Эту-то святыню и доставила мне Лукерья со своими молитвами. Я тотчас отнесла ее к больной, умирающей маленькой великой княжне и спросила: «Хотите я вас покрою мантией Серафима»? «Дайте», – отвечала она и, перекрестившись, совершенно просто произнесла: «Отче Серафиме, моли Бога о мне». После этого она немедленно заснула, и немедленно ослаб хриплый свист в ее горле. Через пять минут она дышала так тихо, что ее не было слышно, а через десять минут появился обильный пот... Увидев мантию, государь осенил себя крестным знамением. Проснувшаяся же маленькая великая княжна просто сказала: «Горло у меня очень болело, когда же меня накрыли мантией, все прошло»”. Так совершилось первое чудо по молитвам святого Серафима в семье Александра II. Следующее чудо не замедлило. Вот что пишет далее в своих записках фрейлина Аксакова: "19 октября я получила записку от императрицы Марии Александровны следующего содержания: «Просят мантию Серафима, чтобы успокоить сильное волнение умирающей императрицы-матери. Пришлите мне ее». Час спустя я отвезла святыню во дворец. Там мы застали всех коленопреклоненными в комнате, смежной с той, где лежала императрица-мать. Читали отходную. Впоследствии императрица Мария Александровна рассказывала мне, что, когда принесли мантию Серафима, государь обратился к своей матери со словами: «Вот святыня, которую Мари вам посылает, она облегчит в болезни. Позволите ли возложить ее на вас?» «С радостию», – ответила больная. Почти тотчас волнение ее успокоилось и вдруг как будто мысль о близкой кончине озарила ея душу. Наступило одно из самых величественных и трогательных зрелищ, какое когда-либо приходилось видеть... Императрица прощалась со всеми... и в течение часа проходили мимо ее смертного одра, один за одним, медленно и торжественно не только все члены многочисленной царской семьи и друзья дома, но и лица свиты и вся прислуга, до последнего истопника... Серафим Саровский был современником царствования императора Николая, в своем уединении призывал на него заступничество свыше".

    При императоре Александре III началась подготовка к канонизации старца. И при Николае II Преподобный Серафим был причислен к лику святых. В момент прославления святого, 19 июля 1903 года, в монастыре была вся царская фамилия. В том числе и великая княгиня Елизавета Феодоровна – будущая преподобномученица земли Российской.

    При жизни своей предсказал Преподобный Серафим, что мощи его сначала положат в Саровском монастыре, затем они исчезнут, а потом почти через 70 лет опять появятся, но уже в Дивееве. Действительно, в 1927 году Саровский монастырь закрыли, а мощи святого конфисковали вместе с имуществом монастыря.

    В 1990 году, тогда еще в Ленинграде, в Казанском соборе, в котором в советские времена находился музей религии и атеизма, специалистами в бесконечных музейных фондах, где хранилось огромное количество мощей, были обнаружены мощи святого Серафима Саровского. Их в маленькой раке выставили для поклонения в Александро-Невской Лавре. 2/15 января, в день преставления Преподобного, я специально приехала в Ленинград к мощам святого. Помню, что тогда меня поразила не только благоговейная атмосфера вокруг, но и то особое чувство легкости, детскости и беззащитности, и даже жалости, жалости до слез, что, по-православному, и есть начало любви, которое я испытывала у маленького, почти детского гробика великого святого старца Серафима Саровского. Перенесение его мощей произошло в 1991 году. И он очутился, как и предсказывал, в своей любимой Дивеевской обители.

    А что же стало с городом Саровом, с монастырем Преподобного Серафима? Имя Серафим в переводе с древнееврейского – "огненный", "пламенеющий", со значением "гореть", "обжигать", но и "согревать". Серафимы – первые чины ангельские, находящиеся в непосредственной близости к Богу. Итак, там, где подвизался "огненный" Серафим Саровский, в 1946 году, сразу же после войны по приказу Лаврентия Берии был построен термоядерный центр, который может сжечь дотла все вокруг на много-много километров. Вернее, весь город превратился в термоядерный центр и был огорожен колючей проволокой. Во главе этого центра были поставлены академик-физик Юлий Борисович Харитон и начальник управления тракторной и зам. наркома танковой промышленности Павел Михайлович Зернов. Родина приказала создать в кратчайшие сроки ядерную бомбу. Какой странной кажется иногда человеческая история! В монастыре, где молился, жил и умер великий, святой, любвеобильный старец – "целое откровение любви", – всего за три года, к 1949 году, было создано самое страшное оружие ХХ века – ядерная бомба. Создатели-физики, крупнейшие ученые страны назвали свое изделие "Татьяна". При взрыве бомбы происходит реакция термоядерного синтеза, в результате которого выделяется гигантское количество энергии. Оружие, созданное в Сарове, может убить не тысячи и даже не миллионы людей. И сегодня Российский федеральный ядерный центр – один из крупнейших в мире. Сам же город Саров исчез со всех карт Советского Союза. Слово "Саров" запретили произносить. Город же поочередно назывался: сначала – Приволжская контора, затем – объект № 550, далее – Кремлев, потом Москва, Центр 300, потом Арзамас-75 и наконец Арзамас-16. В 1993 году решили наконец город переименовать, но почему-то сначала дали ему имя Кремлев, ведь там – главный Российский федеральный ядерный центр. В 1995 году городу вернули его настоящее имя – Саров. Сегодня он по-прежнему за колючей проволокой, как секретный объект. Но вот что интересно – в городе почти полностью отсутствует преступность. Не надо запирать дверей. Не страшно ходить по вечерам по пустым улицам. Можно оставлять у дома велосипеды и незапертые машины. Милиция нужна только, чтобы охранять "объект". И думается, это не случайно. Верится, что святой Серафим не оставил свой город Саров. "Стяжи дух мирный – и тысячи около тебя спасутся" – кто не знает этих слов святого Серафима, сказанных в назидание потомкам в Сарове, где он мирно отошел ко Господу. По-прежнему окружает Саров большое количество ручьев и источников – источников чистой воды, живительной влаги, по-прежнему окружает Саров густой и красивый бор. Так ведь все это входило в планы создателей ядерного центра: много чистой воды при аварии смоет смертоносные следы, а густой бор закроет засекреченный центр. А что до истории монастыря, так она была трудной, как и предсказывал батюшка: в 1927-м – колония для беспризорных, затем механический завод, потом завод для снарядов, во время войны – завод для "катюш", а сегодня – Российский федеральный ядерный центр. Правда, в нем уже не столько создают, сколько разбирают смертоносное оружие. Богом попущено то, что совершилось, а "неосуждение есть половина спасения" – так любил говорить святой старец Серафим.

    Людмила НОВИКОВА