Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 01/2000 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Соприкосновение с чудом

    Соприкосновение с чудом

    Наверное, каждому из нас знакомо то острое чувство любознательности, ощущение новизны и ожидания чего-то необычного, когда попадаешь в незнакомый город. Взгляд невольно задерживается на лицах прохожих, появляется желание понять, чем они живут, куда так спешат, о чем думают?! Может быть, они родились в этом городе, а может быть, поворот судьбы забросил их в это место, и они, вживаясь в ритм города, постепенно познают его, открывают изнутри.

    Так и я, попав в Санкт-Петербург, начал открывать для себя прошлое и настоящее этого величественного города. Каждый день приносит свое маленькое открытие, а иногда происходит встреча с явлениями, которые нашими земными законами объяснить невозможно. Принятие и понимание этих вещей приходит с обретением веры в Господа.

    Мой путь лежал в церковь Богоявления на Гутуевском острове. В Петербурге стояли первые дни весны. Пробуждение природы в больших городах происходит как-то мучительно и тяжко. Уже стаял снег. Ярко светило солнце, но когда взгляд падал на редкие островки земли среди асфальта и на те деревья, что росли на этой земле, то казалось, что никогда в этом месте не появится здоровая зеленая трава и листья. На набережной Обводного канала, в котором вместо воды течет что-то серое и мутное, без преувеличения, наверное, собрался весь транспорт города: постоянно какая-нибудь машина проезжала мимо, ее с грохотом догоняла другая – все это скрежетало, гудело, выпускало из себя выхлопные газы, которые прохожие вдыхали в себя вместо воздуха. Дождавшись нужного трамвая, проехав несколько остановок в самой гуще народа, я оказался около храма Богоявления Господня. Весь в лесах, изрядно потрепанный временем, храм все равно выглядел величественно. И ни соседство автобусного парка, ни современные запыленные полужилые-полупроизводственные здания не могли уничтожить эту красоту. Храм продолжал жить своей жизнью, богатой событиями.

    Богоявленский храм был сооружен в память чудесного спасения последнего российского императора Николая Александровича. Путешествуя по Японии, будущий наследник престола подвергся нападению одного из полицейских, охранявших торжественный кортеж. В результате нападения он был ранен саблей в голову. К счастью, рана оказалась не опасной. Это произошло 29 апреля 1891 года. Служащие портовой таможни Петербурга решили построить в память об этом событии часовню. Местный фабрикант и действительный статский советник И.А. Воронин пожертвовал дополнительно 100 тысяч рублей, благодаря чему стало возможно строительство не часовни, а большого храма. Так ровно через год после покушения на берегу реки Екатерингофки состоялась закладка храма. Освящение его состоялось 29 апреля 1899 года. Чин освящения совершил митрополит Санкт-Петербургский Антоний. В числе сослужащих ему священников был протоиерей Иоанн Сергиев, впоследствии святой праведный Иоанн Кронштадтский.

    Борьба советской власти с религией не обошла стороной и Богоявленскую церковь на Гутуевском острове. В 1935 году храм был закрыт. На долгие 56 лет церковные стены превратились в немых свидетелей правления безбожной власти. Почти сразу после закрытия воинствующие безбожники уничтожили майоликовый иконостас, замазали фрески, соскребли позолоту, содрали кровельное железо с купола. Вместо креста над куполом стал возвышаться громоотвод. Здание храма использовалось под овощехранилище, мыловаренный завод, складские помещения. Большой урон храму нанес пожар, возникший в период Великой Отечественной войны.

    12 ноября 1991 года храм был передан Русской Православной Церкви. Через два с небольшим месяца, 19 января 1992 года, в престольный праздник Богоявления в храме состоялось первое праздничное богослужение. Был отслужен молебен с великим водосвятием. С марта 1992 года в храме стали совершаться регулярные воскресные и праздничные богослужения.

    – Знаете, когда я впервые переступила порог этого храма, то сердце сжалось от боли, во что было превращено это святое место, – вспоминает казначей храма Зинаида Петровна Голубева. – Грязи было по щиколотку, через полуразрушенный барабан сверху падал снег, оконные проемы были выбиты. Когда здесь был склад от Фрунзенского универмага, то в стены вбили швабера и сделали в храме четыре этажа. Ни отопления, ни электричества – страшно. Наверху горы помета от птиц и крыс. Канализации не было, и все скапливалось в подвале. Живопись была повреждена на 80 процентов.

    – Да судите сами, когда здесь был мыловаренный завод, то ядовитые пары поднимались вверх и разъедали штукатурку, на которую были нанесены фрески, – разговор поддержал архитектор-реставратор Карл Петрович Ворпулев. – А ведь храм уникальный. Только для украшения фасада использовалось 12 типов кирпича, а система амосовского отопления с воздуховодами! Мыловаренный завод работал на угле, трубу поставили около храма. И получилось, что внутри стены покрыты слоем жира, а снаружи копотью!

    – Карл Петрович, а вы помните, как у нас стала на стенах проявляться живопись?! Мы грязь на полу убирали лопатами, ведрами, а стены и не трогали, а сквозь черноту на стенах начали проявляться лики святых, орнамент. Комиссия из ГИОПа это удивительное явление объяснила тем, что температурный режим в храме, мол, изменился. Мы же все понимали, что храм наш стал оживать, что Господь помогает нам.

    Тогда об этих событиях община храма старалась не рассказывать, о них я узнал только сейчас, да и то в связи с явным чудом, скрыть которое уже было невозможно. Об этом событии я попросил рассказать главного очевидца Евфимия Добрянского – нештатного псаломщика храма:

    "14 марта около 15 часов дня я готовился к вечерней службе. Икона "Рождество Христово" висела на своем обычном месте – на солее, около южных дверей, рядом с аналоем псаломщика. Нам эту икону и еще две таких же по размеру подарило Мухинское училище в 1992 году. Две иконы батюшка благословил повесить справа и слева от иконостаса, и с тех пор мы их и не трогали. Иконы были темные и если кто-то хотел рассмотреть, что изобразил иконописец, то нужно было внимательно всматриваться, низко наклонившись. Я приготовился к службе, налил у иконы "Рождество Христово" в лампадку масло, делал все машинально, по привычке, и отошел. Встал на свое место, раскрыл книгу и вижу боковым зрением какое-то светлое пятно. Когда я перевел взгляд, то увидел, что краски на иконе стали как новые. До этого я не был в храме около недели, поэтому сразу же мелькнула мысль, что икону отреставрировали. Но подошедший Андрей Новожилов (второй псаломщик) сказал, что икону не реставрировали, да это и невозможно было сделать за такое короткое время. Стали рассматривать вместе: может быть, наклеили репродукцию на бумаге и покрыли лаком? Тоже непохоже. Тогда Андрей пошел сказать батюшке, а я все стою и сомневаюсь. Маловеры, все ищем явных доказательств. И знаете, краски-то обновились, а выбоинки, трещинки те же. На иконе были утраты, и когда-то было сделано тонирование – все это осталось, и лак, и пыль, а краски стали, как новые!

    Потом икона была освидетельствована епархиальной комиссией, куда вошли представители от Академии художеств, реставраторы, и они сделали такое заключение: "Нынешнее состояние иконы не может быть результатом реставрационного воздействия. Комиссия пришла к выводу о факте чудесного обновления иконы". Когда батюшка Александр объявил об этом чуде, то все, конечно, обрадовались и стали прикладываться к иконе. Чудесного происходит немало, надо, наверное, только стараться понять к чему призывает Господь Своими чудесами и в чем укрепляет.

    Я молился перед чудотворным образом – и осыпавшиеся, впитавшие жир и грязь стены, и страшная колонна у солеи (в нее был вбетонирован трансформатор), и низкий давящий потолок перекрытий – ничего этого я уже не видел. Ведь в храме – святыня!

    А не в этом ли смысл явленного чуда. Ведь как только не безобразили этот храм: устроили овощехранилище, мыловаренный завод. А вот... обновляются иконы, Дух Святой пребывает здесь, и, может быть, для всей России – изгаженной и обезображенной – грядет такое же чудесное обновление?

    Что бы ни говорили о будущих скорбях и смутных временах, а я верю в это!

    Игорь ВЯЗОВСКИЙ
    г. Санкт-Петербург
    Фото автора