Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 48/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ХРАМ

    ХРАМ

    Интерьер храма. Художник Ф. Клагес

    1812 год. Памятный, грозный год русской истории. Многотысячная армия Наполеона, поставившая на колени Европу, вторглась в Россию. И всего лишь шесть месяцев спустя в заснеженной Русской земле не осталось ни одного французского солдата. Это было чудо. "Провидение Божие... спасло нас. Ему благодарность" (генерал-губернатор П. Кикин). Из манифеста императора Александра I:

    “В день Рождества Христова, 25 декабря 1812 года, объявляем всенародно... В сохранение вечной памяти и того беспримерного усердия, верности и любви к вере и Отечеству... в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...”.

    Созидание храма Христа Спасителя стало событием огромного духовного и общественного значения. Храм создавался на века. Лучшие зодчие строили его более 40 лет. Деньги на храм собирала вся страна. Крупные денежные взносы от частных лиц не принимались. Храм строился на “лепту вдовицы”, пожертвования участников войны. Каждый гривенник вносился с гордым сознанием того, на какую прекрасную цель он пойдет.

    26 мая 1883 года первопрестольная Москва возрадовалась радостью народной: в этот день торжественно освятили храм Христа Спасителя. Освящение проходило при огромном стечении народа, с участием ветеранов войны, в присутствии государя императора Александра III. Салюты из пушек, музыка, звон колоколов всей Москвы сливались в один мощный молитвенный гимн. Храм влился в сонм московских церквей, чтобы стать твердыней духа земли Русской. Поразительное явление, отмеченное современниками: “По мере наполнения храма в нем могло разместиться до 10 тысяч человек молящихся. Стены его как бы раздвигались, купол уходил в небо, люди не испытывали ни тесноты, ни духоты. Каждое слово, произносимое с амвона, было услышано”. Сама красота храма естественно располагала к прославлению Творца. Храм сей, казалось, благодарил от лица всей России ее Великого Заступника. Снежно-белые одежды храма, словно ризы Господни, были опоясаны мраморным барельефным поясом с изображением библейских сюжетов и сцен русской истории. Фрески, иконопись, архитектурные украшения были выполнены в полном согласии известными художниками тех лет: Суриковым, братьями Маковскими, Бруни, Марковым, Верещагиным и десятками других. На 177 мраморных плитах, казалось, навечно были высечены имена сынов Отечества, участвовавших в войне с Наполеоном. 5 декабря 1931 года все имена и даты, вся память народная были вместе с храмом превращены в пыль.

    После сноса храма задумано было построить на этом месте символ нового времени дворец Советов. Демьян Бедный в свое время назвал его “мировой эстрадой”. Но земля, легко державшая тяжесть величественного храма, не приняла этой вавилонской башни ХХ века. Дворец Советов так и не был построен. На месте этом долгие годы дымилась, отравляя все вокруг, чаша народного позора – бассейн “Москва”.

    Многое пришлось пережить нашему народу, прежде чем в его недрах не возникла и не получила зримого воплощения идея воссоздания храма Христа Спасителя – мысль о покаянии народном.

    История воссоздания и строительства храма еще не написана, как не завершен и сам храм. Да и осознание сделанного придет не сразу – слишком велико и многогранно будет это событие для каждого, кому дорого прошлое, настоящее и будущее своего Отечества. Мы же хотим сейчас рассказать об одной из страниц этой истории, касающейся Санкт-Петербурга.

    – Весной 1996 года было принято решение о воссоздании росписей храма Христа Спасителя. Параллельно воссоздавалось архитектурное, скульптурное, декоративно-прикладное убранство храма внутри и снаружи, колокола, кресты, мраморный мозаичный пол, – рассказывает Александр Быстров, руководитель творческого коллектива одной из бригад из Санкт-Петербурга, участвовавших в росписи храма Христа Спасителя. – Наш коллектив принял участие в конкурсе по воссозданию росписей. То, что было утрачено, уничтожено – должно вернуться.

    Мы представители Санкт-Петербургской академии художеств, ученики одного мастера – академика Мыльникова. Задача стояла сложная: воссоздание – это не копирование. Приходилось много домысливать, ведь часто в нашем распоряжении были только маленькие фотографии. Фото-, киноматериалы – это все, что осталось после XIX века. Единственное цветное изображение художника Ф. Клагеса давало очень смутное представление об интерьерах и живописи храма. Для реконструкции убранства храма привлечены лучшие художники со всей России. Жалко, что участвовали в конкурсе не все, это бы полнокровнее раскрыло суть и смысл того явления, которое сейчас происходит, – воссоздания храма.

    Мы часто слышали слова, которые некоторых могли бы ввергнуть в искушение: а стоит ли воссоздавать храм? Предыдущий был из кирпича, а этот из бетона. И место “нехорошее”, и здесь, мол, что-то раньше случалось и может случиться после постройки. Много было всяких домыслов. Это говорилось людьми неверующими и не понимающими значения события, которое происходит. А сколько людей участвовало в строительстве храма?! Тысячи специалистов. Сколько было занято на облицовке мраморных стен, сколько отливало скульптуры, выкладывали окружающую территорию. Это был грандиозный труд всей страны. И если не было бы веры, тогда, конечно, ничего не совершилось бы. Здесь не только личная вера каждого, здесь должно быть подвижничество.

    – Современному человеку становится все труднее отрешиться от суеты, спресованности нашего времени, труднее представить себя в XIX веке, но вам, наверное, это было необходимо, так как храм был построен именно тогда. На чем, по вашему мнению, будет держаться эта тонкая нить, соединяющая время?

    – Время – это связь между прошлым и настоящим, – отвечает Александр Живаев, художник и руководитель творческого коллектива православного центра “Духовное возрождение”. – Живописная школа помимо профессиональных качеств держится на внутренних – воспитательных, духовных основах деятельности. Когда в Москве перед нами выступали члены комиссии, то там задавался аналогичный вопрос и он был воспринят очень серьезно и с ответственностью. Перед началом работы над воссозданием храма проходили богослужения, мы внутренне подготовились, получили благословение. Мы – люди православные, у каждого из нас есть батюшка-духовник и наша подготовка – это пост, Причастие, молитва, – без этого такая работа невозможна. Личное “я” художника должно уйти, он должен стать орудием воли Господа.

    – Вопрос о смирении. Вы готовы к тому, чтобы во имя единой гармонии храма пожертвовать чем-то своим, индивидуальным?

    – Работа по отбору велась так: был дан один холст, – Александр Немакин, художник, – а в бригаде нас девять человек, и уже изначально стоял вопрос коллективности, отбрасывания своих личных амбиций, своего творческого начала ради одной идеи – подчинить, смирить себя ради общей идеи, общего дела. Были и споры, трения, у каждого свое видение, подход, стиль. Но главным должно стать не личностное, а общее, единое. И в результате мы смогли все эти внутренние проблемы преодолеть.

    – Когда смотришь на некоторые иконы, картины, то как бы чувствуешь – человек сам, от себя создать это не мог, им что-то руководило свыше. У вас были такие моменты?

    – Мы – подобие Божие, и Господь Бог дал каждому из нас искру Божию. На человека, художника, возлагается большая ответственность, потому что когда перед нами стоит задача воплотить свое произведение в красках, рисунке, композиции – это еще мало. Через краски, идею произведения должна передаваться любовь, красота, посыл к созиданию, к прекрасному. И “я” художника должно уйти на второй, третий план и даже, может быть, нивелироваться в процессе работы.

    – Людям знакомы имена художников, которые когда-то расписывали храм Христа Спасителя. Лет через 50–100 так же могут вспомнить и о вас как о людях, отдавших свой талант на восстановление храма. Вы не боитесь этой ответственности?

    Игорь Кривцов – художник:

    – Мне бы хотелось здесь сказать о нашей профессиональной обязанности. Зная этих художников, учась мастерству у них, на их произведениях, мы обязаны были восстановить все то, что было ими создано.

    Александр Быстров:

    – Сколько уникальных храмов порушено, сколько прекрасных работ утрачено, сердце болит. Сколько только в Санкт-Петербурге памятников религиозного, гражданского содержания было утрачено, погибло. И поэтому если появляется хоть малейшая возможность что-то восстановить, то это необходимо делать. Если вернуться к храму Христа Спасителя, то тот факт, что он восстанавливается и ему предназначено быть первым храмом России, знаменателен для России, с него началось возрождение. Храм строится внутри каждого человека. Нашей стране, людям – всем вместе – надо перетерпеть, пережить смутное время. Останется наша вера – она будет сплачивать последующие поколения. Вклад художников, которые расписывают храм, – их сердце, душа, работа на благо возрождения России.

    – Желаю каждому из вас построить в душе свой храм, а всем вместе возродить для духовной жизни храм Христа Спасителя.

    В последний день 1999 года, 31 декабря, Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершит малое освящение верхней церкви храма Христа Спасителя. Первая Божественная литургия будет отслужена Патриархом в ночь с 7-го по 8 января 2000 года.

    Игорь СНЕТКОВ

    TopList