Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 43/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Воскресная школа при храме Соловецких чудотворцев

    Дети становятся другими

    Воскресная школа при храме Соловецких чудотворцев

    Прошлое и настоящее

    Младшая группа воскресной школы с родителями. В центре – настоятель храма протоиерей Владимир ТимаковСреди высотных новостроек московского Гольянова затерялся храм Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Хоть и стоит он на пригорке, да не видно его, а вот колокольный звон разносится далеко. И дорогу к храму не забывают люди. Во время праздничных богослужений бывает так, что яблоку негде упаcть.

    В XVII веке Гольяново было приселком дворцового села Покровское, севернее Стромынской дороги. А вокруг него тянулись леса, сенокосные луга, небольшие речушки. В верхнем течении одной из них, Сосенки, стояла деревянная церковь, посвященная Соловецким чудотворцам преподобным Зосиме и Савватию. Название это редкое, в московском регионе нигде не встречающееся. Самое раннее упоминание о храме относится к 1685 году, и сохранилось оно в книге Большого дворца.

    В начале прошлого века Гольяново переходит в частное владение надворного советника и кавалера, князя Ивана Николаевича Трубецкого, на средства которого южнее деревянного был выстроен каменный храм в стиле позднего классицизма. Храм имеет два придела: Адриана и Наталии (северный) и иконы Богоматери "Живоносный Источник" (южный). Местное предание говорит о находившемся на месте южного придела целебном роднике. Храм освятили в 1842 году, а в 1890-м колокольню надстроили третьим ярусом.

    В тридцатые годы нашего века церковь была закрыта, а ее помещение переоборудовано под макаронную фабрику. В 60-е годы Гольяново вошло в состав Москвы, но лишь через тридцать лет бывший сельский храм вернули Богу и людям.

    Теперь во всем обширном столичном районе Гольяново храм Соловецких чудотворцев стал единственным местом православных богослужений и единственной постройкой начала XIX века.

    Временных владельцев мало заботил облик дома Господня – обрушился купол, в стенах проходили трубы, иконостас и прочее убранство храма было утрачено полностью, мозаичный пол разбит. В таком плачевном виде достался храм церковной братии и прихожанам. За последние годы – слава Богу! – все изменилось.

    О воссоздании церкви неустанно радеет настоятель протоиерей Владимир Тимаков. В настоящее время практически восстановлено все здание. Один из лучших изографов, Николай Гусев, начал расписывать храм в древнерусской традиции Дионисия. После смерти отца его дело продолжает дочь Мария. В стенах храма хранятся частицы мощей наших небесных покровителей – святого Николая, Мирликийского чудотворца, преподобных Зосимы и Савватия, мучеников Адриана и Наталии, святой праведной Анны, матери Богородицы, великомученика и целителя Пантелеимона, мученика Трифона, мученика Иоанна Воина, первомученика архидиакона Стефана.

    Церковь – не только Дом молитвы, но и место духовного просвещения. В 1990 году, как только храм вновь принял прихожан, открылась и воскресная школа при нем. Она стала едва ли не главной заботой настоятеля. Нужна была срочная помощь людям, которые методом проб и ошибок сами искали духовной жизни и знаний о Боге, но часто попадали в сети лукавого. Ведь перед нами простирается пучина ложной духовности: Аум Синрике, "Белое братство", "Свидетели Иеговы", всевозможные экстрасенсы и целители. Словом, решено было открыть сразу взрослое и детское отделения, а в 1997 году – шестимесячные курсы "Введение в Православие".

    Валентина Тихомирова Верующим уже тесно в пристройке и деревянном доме при храме. Растет и поднимается на глазах кирпичное трехэтажное здание – будущий Духовно-просветительский центр. Теперь свидетельства приходской жизни видны и за оградой храма. Более двух лет студия местного кабельного телевидения "Аметист" транслирует часовую программу "Живоносный Источник". Ежемесячная районная газета Гольянова ведет рубрику "Дорога к храму". Служить на этом хлопотном миссионерском поприще отец настоятель поручил Павлу Сержантову, одному из первых выпускников воскресной школы, а теперь преподавателю взрослого отделения, а также члену редакции православного журнала "Альфа и Омега".

    21 августа (н.ст.) этого года, в престольный праздник святых Зосимы и Савватия Соловецких, храм принимал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, архиепископа Истринского Арсения и епископа Орехово-Зуевского Алексия. Три престола храма были освящены архиерейским чином, после чего иерархи совершили Божественную литургию. Святейший Патриарх обратился к собравшимся с поздравительным словом и, в частности, сказал: "Уже несколько лет трудами отца настоятеля, благотворителей, прихожан восстанавливается этот храм. Пусть храм во имя Святых преподобных Зосимы и Савватия будет местом вашей общей молитвы, местом, где вы будете черпать духовные силы для своего жизненного пути..."

    Рассказ матери

    Валентина Анатольевна Тихомирова, прихожанка храма Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, многодетная мать.

    – В храм я ходила нерегулярно. А вот когда с мужем неладно стали жить, к Богу обратилась. Мой духовник, отец Геннадий, наставлял меня. Я молилась и просила, чтобы Бог помог вернуть в наш дом согласие и мир и даровал нам ребенка. Господь услышал чаяния и послал мне дитя. Крестным новорожденной Елены стал отец Геннадий. Наставник он строгий и следил, чтобы мы регулярно бывали в храме. Скоро двор храма сделался местом ежедневных прогулок для младшей, Еленки, а старшие, двойняшки – Екатерина и Татьяна – стали посещать воскресную школу. Спустя некоторое время я заметила, что дети становятся другими – послушными, спокойными, старшие учиться лучше стали, да и по дому помощницы: заставлять их теперь не надо. Особенно когда готовятся к Причастию, постятся, читают молитвы – будто сам ангел-хранитель хлопочет о них. Я благодарна Господу несказанно, что он привел нас в храм, а дети получили возможность учиться в воскресной школе. Здесь они узнают о жизни Христа, и о богослужении, и еще многое-многое, что недоступно было нам раньше. Здесь у них появились друзья и опытные наставники. Без наставников нельзя. Теперь я сама по любому важному вопросу обращаюсь к духовнику и детей к этому приучаю. Вот, например, попросили мои двойняшки подарить им электронную игрушку "Тамагочи" – у многих она есть, им тоже хочется. А я говорю: спросите у батюшки, если благословит – купим. Твердый отрицательный ответ батюшки снял все вопросы. Дети разные, даже двойняшки. Катенька не так ревностно относится к учебе в воскресной школе, а вот Татьяна стала первой ученицей и моей помощницей во всем. В прошлом году девочки учились во вторую смену, и каждое утро Татьяна помогала мне водить к Причастию малышку и сама оставалась на службу, чтобы к кресту приложиться, благословение получить. А в результате окончила учебный год на "четыре" и "пять". Девочки мои не отличались музыкальным дарованием. Но вот как-то приходит Татьяна и говорит, что учительница Елена Евгеньевна отметила ее и пригласила с хором петь на литургии в Звенигороде. Я была поражена. Видно, Царица Небесная заботится о дочке моей, направляет ее стопы к храму. Теперь мы переехали и будем жить в Подмосковье, недалеко от Можайска. И в храме Преподобных Соловецких чудотворцев будем бывать нечасто. Но в десяти километрах от нашего дома есть монастырь. Мы туда теперь на службу ходим. А как-то раз взяла Татьяна двухлетнюю Еленку, когда меня дома не было, и ко всенощной отправилась. Батюшка узнал, что без взрослых пришли, спрашивает: "Не боитесь возвращаться, темно уже?" Татьяна только перекрестилась. Он погладил дочек моих по голове, благословил и дал старшенькой подарочек от Преподобного Серафима Саровского из Дивеева: "Может, у нас в монастыре петь будешь, Татьяна?" – "Как Бог даст".

    Преподаватель детского отделения о школе и о себе

    Иерей Геннадий Орлов служит в храме Преподобных Зосимы и Савватия с августа 1995 года и возглавляет детское отделение воскресной школы. Дети его обожают, а некоторые взрослые побаиваются: уж больно строг порой его вид и требователен он на проповеди.

    – Батюшка, расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы стали священником?

    Священник Геннадий Орлов– Родом я из Белгорода. Жена – из Сергиева Посада. У нас есть дочка, Ксения, шести лет. А верующим я был всегда, сколько себя помню. В храм ходил в детстве с бабушкой, а потом сам. Это создавало проблемы уже в школе, еще больше в медицинском училище, которое мне все-таки удалось окончить до армии с красным дипломом. Демобилизовавшись, решил продолжить образование в вузе. Пришел к своему духовнику, архимандриту Кириллу (Павлову), в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, спрашиваю: "Батюшка, куда мне поступать: в пединститут или мединститут?" Он говорит: "А в семинарию не хочешь?" "Да нет, как-то не спешу", – отвечаю. "Ну ладно, тогда поступай в пединститут", – а потом на прощание, вдогонку: "Все равно здесь будешь, в семинарии". Так и случилось. Белгородский педагогический институт пришлось оставить. Не нужны были тогда верующие учителя, а я своей церковной жизни бросать не собирался. Теперь этот институт называется университетом, там не только есть верующие преподаватели и студенты, но и православное братство во имя святителя Иоасафа Белгородского. А в 1988 году я решил идти в семинарию. Получил на это благословение трех старцев: девяностолетнего протоиерея Ильи Яковлева в Белгороде, митрополита Рижского Леонида (Полякова) и архимандрита Кирилла в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Митрополит при этом вручил мне большую служебную просфору, сантиметров двадцать в диаметре. "На, поступай! Поступишь с первого раза!" – напутствовал. После семинарии служил в приходе на родине, а в 1993 году поступил на заочное отделение Московской Духовной академии.

    – Кого принимают в воскресную школу? По какому принципу идет отбор учащихся?

    – На детское, да и на взрослое, берем всех желающих, и некрещеных тоже. Были такие случаи, когда наши воспитанники крестились, уже что-то осмыслив в православном вероучении. Предупреждаем только об одном: чтобы дети могли рассчитывать свои силы, ведь учиться придется всерьез.

    – Какие предметы изучаются на детском отделении, на какое время рассчитана программа?

    Выпускник воскресной школы Павел Сержантов– У нас трехлетняя программа для взрослых и детей. Правда, в этом году пришлось сделать исключение. Старшая группа детской школы, окончив свой курс, не захотела уходить. Уж очень любознательные оказались ребята, а для занятий на взрослом отделении маловаты – пришлось оставить на четвертый год. Даю им славянский язык, проводим дискуссии на духовные темы, начинаем изучать историю Церкви – это непросто для менее подготовленных. В программу для детей входит Закон Божий, библейская история Ветхого и Нового Завета, жития святых, церковные чинопоследования. Материал по двунадесятым праздникам дается подробно, в развитии. С детьми от 6 до 9 лет занимается Татьяна Вениаминовна Зыбенкова. Кроме того, она организует экскурсии по святым местам для наших прихожан. Ко мне приходят дети лет с десяти, бывают, правда, исключения. Оцениваем развитие ребенка, его подготовленность. Есть в школе и дополнительные занятия. Первоначальное музыкальное образование, несложные молитвенные распевы с помощью игры на свирели преподает Алла Ильинична Конч. Старшие занимаются хоровым пением под руководством Елены Евгеньевны Захаровой. Это уже настоящий церковный хор. Он поет за ранней литургией в нашем храме, выезжает в другие храмы Москвы и Подмосковья. Особенно часто хористов приглашают в Звенигород. Прикладное творчество, введение в иконопись ребята осваивают вместе с Татьяной Иосифовной Алимовой. Им удалось достичь значительных успехов, практически на всех конкурсах среди воскресных школ Москвы юные изографы из храма Святых Зосимы и Савватия были отмечены как лучшие.

    – Расскажите, пожалуйста, о проблемах, которые есть сейчас у школы.

    – Во многом, конечно, нуждается наша школа. Но основная проблема для нас – не хватает помещений. Ждем не дождемся, когда достроят новое здание. Тогда и число преподавателей увеличится, и организуем дополнительные кружки, студии, мастерские.

    – В чем вы видите главную задачу воскресной школы при храме?

    – Во-первых, объяснить ребенку: что такое Промысл Божий и Божественные заповеди? Зачем нужна религия? Вообще, дать элементарные понятия о Православии. В частности, чем оно отличается от других религий. Почему именно Христос – Путь, Истина и Жизнь? Во-вторых, воспитать патриотизм, любовь к своему Отечеству. Кроме того, мы должны привить юному прихожанину церковную дисциплину, чтобы, приходя в храм, знал, как себя вести, чтобы понимал службу, не стоял, как заблудившаяся овца. Научить детей ценить церковное искусство. Участвуя в богослужениях, в жизни прихода, дети осознают свою близость к Богу, нужность Церкви, полезность обществу, России.

    Алла АНДРИАНОВА
    Фото автора

    TopList