Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 40/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • XXI век: Навстречу блудному сыну

    XXI век: Навстречу блудному сыну

    Диалоги крестного хода

    Фото Евгения КрыловаВ июле этого года мне довелось участвовать в Большом крестном ходе по водам трех великих рек: Волге, Днепру и Западной Двине. И хотя дальше Саратова я не уехал – впечатлений все же много. Не стану останавливаться здесь на описании событий крестного хода. Запомнились люди – его участники. Наш теплоход "Святой князь Владимир" собрал людей разных: от православного архимандрита до философа-материалиста, отрицающего все и вся и верующего исключительно в свой "могучий" интеллект, который, однако, был немало озадачен новыми перспективами кибернетического материализма (последнее изобретение современной философии), напрочь отвергающего Бога, но, с других позиций, уверенно доказывающий Его Бытие. Пребывание вышеупомянутого философа на борту теплохода среди верующих людей внесло определенные коррективы в его жизненные позиции.
    Тихий июльский вечер, предзакатное спокойствие на молчаливой реке и разговоры... Разговоры на палубе и острые дискуссии в кают-компании...
    Представляю вашему вниманию беседу с отцом Платоном (Игумновым) – архимандритом Троице-Сергиевой Лавры, секретарем Ученого совета МДАиС, богословом, пастырем и молитвенником.

    – Отец Платон, вот, с одной стороны, перед нами современный мир, современное общество, небывалые научно-технические открытия и прогресс, трансформирующий внутренний человеческий мир шквалом внедряемой информации. С другой – Православная Церковь, с ее консерватизмом, живущая уже 2000 лет в спокойном, свойственном ей ритме, в ритме неспешно развивавшейся философской мысли человечества до начала ХХ столетия. Может быть, есть смысл учиться жить не прошлым, а быть ближе к реальности сегодняшнего дня, здесь и сейчас – на данном земном этапе? Не пройдя земной, данный нам путь, не обретя мир сегодняшний, мы не наследуем Горний. Есть ли смысл говорить сегодня о своего рода церковном модернизме – о сближении, о взаимопонимании Церкви и мира?

    – В том виде, как вы сформулировали этот вопрос, предполагается необъятная тема. Действительно, можно говорить о том, что произошел разрыв между ценностями культуры и ценностями христианской веры, на это указывал еще В.С. Соловьев. Но он верил, что разрыв носит характер временный, что он будет преодолен, пройдя путь от мира к идее Церкви, где Церковь должна освятить все достижения человеческой культуры, человеческого прогресса. Пожалуй, то, что мы видим в настоящее время, и является исполнением надежд, высказанных Соловьевым. Но этим вопрос не исчерпывается.

    Церковь по своей сущности, по Божественному замыслу, должна быть соотносительна всему Богозданному творению, и спасение каждой конкретной человеческой личности и всего человеческого общества в целом Господь осуществляет через Свою Церковь. Удалившись из сферы видимого бытия после Своего вознесения, Господь сохраняет невидимое присутствие в мире через основанную Им Церковь. Он сказал ученикам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21), таким образом передав Свою миссию Церкви. Именно общество учеников Христовых составляет Церковь.

    Но, с другой стороны, если мы говорим о природе Церкви, мы должны понимать, что это не только иерархия, хотя структура Церкви иерархична. Церковь – это прежде всего народ Божий. Когда говорят, что Церковь поступает так-то и так-то, имеют в виду иерархию, прежде всего высшую иерархию, но Церковь – это народ, народное благочестие, народное веросознание. Церковь должна оставаться идентичной самой себе, не должна менять свою природу, свое предназначение. Миссия Церкви – служить миру, хотя она в какой-то степени трансцендентна миру, то есть отделена от него. Почему Церковь именуется Святой? Этот термин по своему этимологическому смыслу означает трансцендентность, то есть отрешенность, удаленность, а посему Церковь свята не потому, что она состоит из святых, но потому, что имеет иную природу, иные задачи, иное служение. Церковь не должна ставить перед собой какие-то материальные задачи, в то же время она неотделима от материального мира, от жизни народа. В этом и заключается ее святость, ее трансцендентность и ее идентичность самой себе. Кстати, на Западе Церковь перестала быть Церковью.

    – Почему? С чем это связано?

    – С процессом секуляризации Запад усвоил традицию материализма Ветхого Завета, где на первом месте принцип обладания, принцип потребительства. Это и сказалось прежде всего на отношении Церкви к миру и мира к Церкви. Для восточного же христианского мировоззрения на первом месте – принцип становления, духовного восхождения к Богу. Для большей ясности добавлю, что становление – принцип всего тварного бытия, где только Бог изъят из этого процесса, так как обладает абсолютным бытием и совершенством; как говорит святой апостол Иоанн Богослов: Бог есть Свет и нет в нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 15). Для человека же необходимо постоянное совершенствование на духовной основе, и возможности для этого открывает наша Церковь, где в отличие от Западной такие понятия, как покаяние, преображение, воскресение, являются приоритетными. Простой пример: на Западе основной христианский праздник – Рождество, символизирующее принцип утверждения в материальном мире со всеми его ценностями. Церковь же Восточная с особым благоговением ждет Светлого Христова Воскресения, то есть в соответствии с духом Евангелия, где главная ценность не в земной человеческой жизни, а за ее пределами. Если перед человеком стоит эта высшая цель, то он способен правильно ориентироваться и в жизни земной.

    – Правильно ориентироваться в жизни земной в соответствии с духом Евангелия – нести скорби и гонения. Согласитесь – подобная формула малоутешительна для неверующего. Подобный миссионерский подход вряд ли возможен сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, эпохи кибернетики и виртуальной реальности, отрицающей не то что страдания, но и даже состояние дискомфорта. Поэтому, с миссионерских позиций может быть важен подход, учитывающий весь мир со всеми ультрасовременными кибернетическими реалиями. Возможно здесь взаимопонимание?

    Фото Валентины Моревой– Когда мы говорим о Церкви и о Царстве Божием, необходимо найти точки совмещения в мировоззренческой картине мира. Святитель Филарет Московский говорил о Царстве Божием, что оно заключает в себе Царство Природы, Царство Благодати и Царство Истины, где первое – это окружающий нас Космос, то есть весь Богосозданный мир, второе – Церковь с ее благодатными таинствами и учением, а третье – это мир в его грядущем преображении. Перед Церковью стоит задача сложная, ответственная и многообразная – преображать и освящать окружающий мир. Другое дело, что она воспринимается обществом неадекватно.

    Господь определил Церкви быть в человеческой истории, быть соотносительной всему Богозданному человечеству, чтобы Она была во все времена и во всех народах; поэтому Церковь распространяется географически по всей Земле, существует в течение двух тысячелетий и жива в новейшей истории. Те, кто относится к ней с предубеждением, всегда найдут причину для критики. Если Церковь будет ограничиваться числом действительно избранных учеников, стремящихся к духовной жизни и совершенству, ее будут обвинять в замкнутости; если начнет широко распространяться – будут обвинять в секуляризации; определится Церковь в "буквенном" следовании традициям – обвинят в консерватизме, а если попытается распространить свое влияние современными средствами – обвинят в приспособленчестве или модернизме. Всегда найдется повод для обвинений. Причина – лукавство мира сего. Пришел Иоанн Креститель – строгий аскет, постился – говорят: в нем бес, пришел Сын Человеческий, готовый принять каждого, – говорят: вот человек, который ест и пьет с мытарями и грешниками (Мф. 9, 11).

    – Да, оглядываться на то, что говорят, бессмысленно. Речь идет о миссии Церкви в этом мире, о реальных действиях, способных привести к пониманию вечного смысла этой жизни не только горстку "избранных". Опуская глобальные общемировые вопросы, посмотрим на Россию, возможно ли ее национальное единство и возрождение на православной основе в качестве национальной идеи?

    – Безусловно, Церковь выше недоброжелательства, которого всегда хватало. Она имеет другие – непреходящие – ценности, ее идеи вечны. Она обладает свойством формировать культуру, этику любого народа и способна пронести через века его национальную идею. А на примере с Россией реален тот мощный, объединяющий фактор Православия, определивший нашему Отечеству свое, далеко не последнее место в истории мира.

    – Отец Платон, ведь возможность объединения существует и сейчас, разве что отношение наших сограждан к Церкви, скажем, не всегда зиждется на полном доверии. Может быть, не хватает взаимопонимания, может, нужны изменения? Может быть, есть некоторый смысл в модернизме?

    – Когда говорят об изменениях, обычно имеют в виду реформы в литургической жизни Церкви, этот вопрос достаточно дискуссионен. Но, с другой стороны, хотя богослужение является главным проявлением Церкви, в то же время отнюдь не единственным. Помимо совместного богослужения – литургии – есть совместное общение – кинония, совместное служение – диакония, также есть совместное свидетельство, Богословие. Но суть вашего вопроса, конечно, не в этом. Если говорить о модернизации, то, на мой взгляд, рассуждать здесь можно в каком-то условном отношении. Смерть, любовь, семья, брак, Богопочитание – были и остаются неизменными. От этой реальности не уйти.

    – Но эта реальность принимает сегодня другие формы.

    – Наш мир многолик и многообразен, и он прекрасен своей многоликостью. Конечно, задача Церкви, пастырей – выйти навстречу миру, как когда-то вышел Отец навстречу блудному сыну и обнял его. Конечно, надо учиться знать и понимать этот мир, необходимо открыть и донести те вечные Евангельские глаголы жизни, определяющие путь любому, осознающему их. Но главное – Церковь создает не только духовно-нравственного или совершенного человека, не только гармоничную личность – с ее помощью каждый человек становится наследником Вечной Жизни и сотрапезником Господу в Его Царстве Славы и Истины. Аминь.

    Петр ПИВКИН

    TopList