Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 38/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

    ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

    Как только учитель перестает учиться, в нем умирает учитель.
                                                                                             К.Д. Ушинский

    Воскресенский собор, г. ТутаевНачался новый учебный год, обычные педагогические заботы заслонили собой летние впечатления – и от отдыха, и от учебы в системе повышения квалификации. Но то и дело редакционная почта приносит письма от педагогов, побывавших в июне нынешнего года на курсах для преподавателей “Основы православной культуры”, проводившихся в Москве совместно Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования, Свято-Тихоновским Богословским институтом и нашей газетой. Вот строчки из писем слушателей курсов:

    “Здравствуйте, пишут вам Лилия и Галина из города Балашова Саратовской области. Надеемся, Вы нас еще помните.

    Хотелось бы выразить искреннюю признательность за курсы и за заботу о нас, слушателях. С сердечной теплотой вспоминаем мы о неделе, проведенной в Москве. Курсы – это настоящая школа для учителей! Они дали нам много полезной информации, а еще вселили уверенность в том, что мы идем по правильному пути. Общение с батюшками, преподавателями Свято-Тихоновского Богословского института, обмен опытом с коллегами из Волгограда, Волжского, Иркутска, Петропавловска, Владивостока, Москвы и Московской области невозможно переоценить. Незабываемым было, конечно, паломничество в Троице-Сергиеву Лавру.

    Очень благодарны вам и преподаватели нашей воскресной школы, а также благочинный и настоятель нашего прихода отец Борис, которые после курсов приобрели в нашем лице окрепших православных педагогов и внештатных корреспондентов газеты “Воскресная школа”.

    По возвращении с курсов мы готовим целую серию статей в местной газете “Город”, редактор которой выделил специальную рубрику для православных педагогов.

    Курсами для преподавателей “Основ православной культуры” заинтересовался ряд школ, а также ректор Балашовского педагогического института.

    Программы, привезенные нами, надеемся, с помощью Божией, будут воплощаться в жизнь в детских садах и школах города. Молим Бога принести благодатные плоды на ниве сей.

    Мы так благодарны вам.

    Ваши теплые молитвенницы, преподаватели воскресной школыпри храме Преображения Господняв городе Балашове”.

    “Незабываемы для меня ваши курсы. Они еще не закончились, а я уже жаждала их продолжения. Это был короткий миг, но такой наполненный. Столько интересного хочется рассказать о курсах своим друзьям!

    Как, например, в Лавре звонит большой колокол! Одно только медленно-весомое “Бам-м-м-м!” – и душа начинает трепетать. При воспоминании – слезы в глазах...

    У меня в Москве купола горят!
    У меня в Москве колокола звонят!

    Душа рвется в Москву! Я уже так соскучилась. Хочу опять в Лавру, хочу к Матронушке, хочу вновь послушать батюшку Артемия! Люблю Москву, а теперь люблю еще больше.

    И льется “Аллилуия!”
          на смуглые поля!
    Я в грудь тебя целую,
    Московская земля!

    Так хочется следующим летом вновь увидеться. Спасибо за такие курсы!

    С уважением – Евгения Есипенко. г. Минусинск, Красноярский край”.

    Мы благодарны за признательность всем слушателям курсов и, продолжая разговор о содержании, формах и методах преподавания “Основ православной культуры”, будем печатать на страницах нашей газеты фрагменты из зачетных работ педагогов, описывающих опыт своей работы с детьми в светских образовательных учреждениях.

    КАЖДЫЙ УРОК – ЭКСКУРСИЯ

    Крестный ход с чудотворным образом Спаса НерукотворногоНаш город, древний Романов-Борисоглебск, ныне Тутаев Ярославской области, замечателен памятниками древнерусского искусства. У нас есть настоящая жемчужина – Воскресенский собор, построенный в XVII веке и с тех пор постоянно действующий. В нем сохранились все святыни. В городе есть еще Крестовоздвиженский собор, стоящий за древними валами, Троицкий, Казанский, Преображенский, Покровский, Михайло-Архангельский, Леонтьевский и Благовещенский храмы. Словом, много замечательных святынь, которые можно показать детям.

    Для меня это особенно важно, ведь в школе, где я преподаю русский язык и литературу, веду еще (с 5-го по 11-й класс) факультатив по архитектуре, иконописи, искусству фрески и изучению Священного Писания. Одна из основных форм работы с учениками в рамках такого спецкурса – урок-экскурсия.

    Так, в 5-й классе уроки по изучению Библии провожу на южной галерее Воскресенского собора, на сводах которой расположены фрески “Семь дней творения мира”, "Изгнание из рая”, “Каин и Авель”, “Потоп”, “Ной и его сыновья”, “Строительство Вавилонской башни” и другие. Потом на северной галерее храма рассматриваем фрески, иллюстрирующие истории об Иосифе Прекрасном, пророке Ионе.

    Каждый раз предупреждаю детей заранее, что в конце изучения каждой темы будет проведен конкурс рисунков и сочинений-миниатюр по впечатлениям от экскурсий. Поэтому на экскурсии дети берут с собой блокноты, где делают записи, пометки, зарисовки.

    Мы с ребятами рассматриваем фрески, размышляя о нравственном смысле, заключенном в библейских повествованиях. С удивлением обращают ученики внимание на то, как понимали Священную историю наши благочестивые предки, расписывавшие собор. Осознание непреходящего значения нравственных уроков Священного Писания подчеркивается и через отражение в искусстве фрески быта людей XVII века: например, строители Вавилонской башни одеты, как жители Романова-Борисоглебска в XVII веке. “Задумайтесь, современники, что делаете вы сегодня, не строите ли, как когда-то, башню высотою до небес, забывая Бога и воплощая своевольные замыслы?” – будто говорит иконописец.

    В соборе внимание детей привлекают не только фрески, немало у нас интересных икон, есть и чудотворные. Пожалуй, самая древняя из них – огромная (2 на 3 метра) икона Спаса Нерукотворного. В старших классах есть циклы экскурсий, посвященные изучению иконографии Спасителя, Божией Матери. Как итог работы, один или два раза в четверть проводим семинары, к которым ученики серьезно готовятся, пишут творческие работы, рефераты об иконах, иконописцах, архитектуре Древней Руси.

    В отличие от урока в классе, экскурсия представляет ребятам возможность научиться исследовать подлинные памятники: наблюдать, воспринимать, анализировать, рассуждать. Даже знакомя с новым материалом, не все рассказываю детям сама, какие-то фрагменты поручаю подготовить юным экскурсоводам.

    В конце года проводим конкурс или викторину на лучшего знатока древнерусского искусства и Библии.

    Ребятам программа нравится. Они часто просят об экскурсиях в другие города: Переславль-Залесский, Владимир, Нижний Новгород, Москву. Если предоставляется возможность, конечно, отправляемся и в дальние путешествия. А еще используем форму заочных экскурсий по слайдам, репродукциям, открыткам.

    Ирина ОСОКИНА,
    учитель русского языка и литературы школы-лицея № 1 г. Тутаева
    Ярославской области
    Фото В. Крючкина

    TopList