Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 37/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Вниз по Волге... к Царствию Небесному

    Вниз по Волге... к Царствию Небесному

    5 сентября 1999 года в Москве, у храма Христа Спасителя закончился Большой крестный ход по водам трех великих рек – Волги, Днепра и Западной Двины, который продолжался почти три месяца. Представляем вашему вниманию материал, подготовленный Валентиной Моревой.

    Очищающе и благотворно действие крестного хода на душу человеческую и на землю, по которой он идет. Совершается же крестный ход в память вхождения Иисуса Христа в Иерусалим, а также в память крестного пути Спасителя нашего на Голгофу, в память Его мук на Кресте, принесших нам спасение; это благодарность Господу нашему, моление всем святым, предстоящим Ему в славе Его, это радость очищения от грехов наших.

    На Руси сама история Русской Православной Церкви началась с великого схода киевлян к Днепру для принятия святого крещения, который торжественно и славно возглавил святой равноапостольный великий князь Владимир, омывший свой жестокий и языческий народ в освященных водах Днепра и призвавший его к служению Господу нашему.

    В дни великих народных бедствий – войны, засухи, голода, эпидемий собирался православный народ на умилостивительные крестные ходы и со святыми иконами, хоругвями, пением псалмов обходил страдающую землю свою, моля Бога о спасении и защите, отвращении бед, чтобы осенил Господь грешную землю Своею благодатью. И Господь давал, по молитвам нашим, спасение и защиту.

    В дни святых праздников и торжеств шел народ крестным ходом, чтобы возблагодарить Господа нашего Иисуса Христа за светлую радость, осиянную благодать, дарованную Им.

    Духовенство, паломники сходят с корабля, на набережной – тысячи людей, встречающих крестный ход. И так почти в каждом городе В московский период развития государства Российского древняя благочестивая Москва в каждом событии истории своей видела Промысл Божий и старалась жизнь свою подчинить воле Божией, сделать ее непрерывным служением Богу. Весь богослужебный цикл года полон был общенародных молебствий и крестных шествий во славу Господа. Наиболее известными были крестные ходы в Вербное воскресенье, когда совершался крестный ход от Успенского собора Кремля к Покровскому храму и Лобному месту на Красной площади. Патриарх восседал на осляти, ведомом царем, за ним шло многочисленное духовенство, а народу – без числа. Боголюбивым и смиренным государям Господь давал славное правление, победы над врагом, крепкое государство и благодарность подданных.

    Много совершалось крестных ходов и в прошлом XIX веке, и в начале нынешнего. Может быть, благодаря молениям праведников земли Русской Господь, покарав страну нашу за охватившее ее безверие, породившее затмение умов, не разметал народ свой по всей земле, но сохранил его. Снова идут крестные ходы, снова молимся мы Спасителю о прощении грехов наших.

    В преддверии великого события истории человечества – 2000-летия Преславного Рождества Иисуса Христа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил проведение Большого крестного хода по водам трех великих славянских рек – Волги, Днепра, Западной Двины, и 20 июня на тверской земле, у деревни Волговерховье, от самого истока Волги начался Большой крестный ход, организацию которого взял на себя Международный фонд Единства православных народов. Замечательно то, что тверская земля – хранительница и питательница этих трех великих рек, на берегах которых утверждалось христианство. Патриарх Московский и всея Руси Алексий в обращении к участникам крестного хода сказал: "Думаю, что эта большая международная акция... будет способствовать взаимопониманию, развитию христианской культуры и нравственности на нашем общем духовно-культурном пространстве... Пусть слова святого апостола Павла будут руководящими как во время совершения этого крестного хода, так и во все дни жизни вашей: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях” (1 Кор. 1, 10).

    Торжественную литургию перед началом крестного хода в церкви Святителя Николая, у самого истока Волги, провел архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Участников крестного хода, среди которых были насельники Свято-Троице-Сергиевой Лавры, Донского, Ново-Спасского и Свято-Данилова московских монастырей, священники из местных приходов, студенты Московской Духовной Академии, паломники, приветствовали в официальной церемонии и представители администрации края. Вот совершился обряд освящения вод у истока Волги... и Большой крестный ход по городам России, Украины, Белоруссии начался шестидневным крестным ходом до города Твери, при этом местные крестные ходы от сельских приходов, как малые ручьи, вливались в Большой крестный ход. Во время крестного хода почти непрерывно шли службы, молебны, устанавливались поклонные кресты и, как в древние времена святого князя Владимира, совершались массовые крещения в водах Волги.

    26 июня крестный ход дошел до Твери, где в порту его участников ждал теплоход "Святой князь Владимир" (“в миру” именовавшийся "Александром Свешниковым").

    Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор освятил часовню с голубым куполом, сооруженную на верхней палубе корабля, сам корабль, участники крестного хода, уставшие, истомленные невиданной жарой этого лета, погрузились на теплоход, и "Святой князь Владимир" под перезвон корабельной звонницы (звонари из церкви Святых апостолов Петра и Павла, что на Басманной улице) отправился в дальний путь "вниз по Волге... к Царствию Небесному", кланяясь поруганным в годы безбожной власти святыням, освящая вновь возрождающиеся храмы, совершая панихиды на местах бесчисленных бедствий и гибели людей.

    Какое чувство праздника вызывало у верующих людей прибытие в их город "Святого князя Владимира"... Здесь и слезы, и печаль, и радость... Навстречу ему выносились местночтимые иконы, святые целительные мощи угодников Божиих. Принаряженные старики, пережившие не одну лихую годину уходящего столетия и уходящие вместе с ним, преодолевая немощь, на больных ногах, а то и на костылях, присоединялись к крестному ходу, держа в руках иконки святых или небольшие букетики. Глядя на них, хотелось плакать от чувства какой-то неосознанной вины перед ними, ведь они, пройдя все искушения ХХ века, не потеряли свою веру, остались ей верны, несмотря ни на что. А мы?.. И что наши заботы, дела, наше "некогда" по сравнению с этим... Да благословит их Господь в верности и твердости их веры.

    Вот уже "Святой князь Владимир" прошел старинные русские города Кимры, Углич, Рыбинск, Романово-Борисоглебск, названный в честь трех святых князей (сейчас он называется Тутаев), где в Воскресенском соборе есть икона, написанная, по преданию, искусным иконописцем, святым преподобным отцом Дионисием, основателем и игуменом Глушницкой и Сосновецкой обителей.

    С вероятностью можно сказать, что святой образ Христа Вседержителя был написан в первой четверти XV века. В то время на Борисоглебской слободе на месте нынешнего собора находилась обитель. Часто слыша об иконах, писанных благочестивыми живописцами, иноки этой обители пожелали и у себя в обители иметь образ от трудов преподобного и просили его написать им икону Вседержителя с тем, чтобы установить ее вверху купола храма. Уступая просьбам иноков, преподобный Дионисий и написал им такой величественный по размерам образ, чтобы его ясно можно было видеть молящимся. И первоначально святой образ помещался в просторном куполе деревянного храма обители.

    Впоследствии, когда был воздвигнут великолепный каменный храм, святой образ был перенесен в него и помещен там в особой раме, наверху пятиярусного иконостаса. Это было около 1761 года.

    В 1749 году святой образ был взят в город Ростов. Прошло более сорока лет. Все время граждане Борисоглебской слободы сетовали, что они лишены своей древней святыни, и наконец решились ходатайствовать перед ростовским архиепископом о возвращении их святыни. Святой образ возвратился в свой город.

    С тех пор как Милосердный Спаситель наш по Своей благости возвратил святой образ Свой в Борисоглебский храм, Он не оставляет Своею благодатию избранное место и Свою святую икону, прославляя ее многочисленными чудесами.

    Много чудотворений совершается и в наше время при молитвенном обращении к чтимой иконе. Верующие люди со всех уголков приезжают в Воскресенский собор помолиться перед святым образом.

    В наше время исполняются многие пророчества Священного Писания, относящиеся к концу света. На окраинах страны – войны. Воздух оскверняется бранью. Везде безверие, духовная слепота. Люди не знают своего Творца.

    Но Господь любит Свое создание и по сегодняшний день не дает нам погибнуть, не оставляет нас без Своей Божественной благодати, не допускает окончательно отпасть от истины. “Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!” (Мф. 21, 9). Припадем к святому образу, пусть каждый принесет Спасителю свое глубокое покаяние.

    Душа человека по природе христианка. Она хочет омыться от грехов, хочет принять святое крещение во имя Господа нашего Иисуса Христа. Она хочет праведно славить Бога и быть под защитой Православия и его святынь, таких, как эта чудотворная икона.

    Белый Город, Калязин, Кострома, Нижний Новгород, Ярославль... Каждый город по-своему встречал участников крестного хода. Нижний Новгород прислал встретить "Святого князя Владимира" настоятеля церкви во имя Всемилостивого Спаса отца Игоря. Около тысячи горожан – немного для такого большого и богатого города – отправились с крестным ходом в Новгородский кремль, где в соборе Архангела Михаила был отслужен молебен в честь Владимирской иконы Божией Матери. Как бы в утешение участникам крестного хода и тем верующим, что не попали в храм и молились у его стен, во время богослужения было явлено чудесное знамение: вокруг солнца возникло радужное сияние, и его наблюдали сотни людей, в том числе и неверующие. Вообще, радуга часто сияла участникам крестного хода.

    И сказал Бог: вот знамение завета, который я поставляю между Мною и между вами... Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душею живою во всякой плоти... (Быт. 9, 12–15).

    На нижегородской земле участники крестного хода посетили величайшую святыню земли Русской Свято-Троицкую Дивеевскую обитель и прошли крестным ходом до города Сарова, у закрытых городских ворот которого был отслужен молебен Преподобному Серафиму Саровскому.

    Нелегкий труд во славу Господа выпал участникам крестного хода. В необыкновенный зной батюшки в полном священническом облачении возглавляли крестные ходы, совершая длинные переходы под палящими лучами солнца, в самый разгар дня. Проводились многочисленные богослужения и многочисленные благотворительные мероприятия.

    В общей сложности по рекам пройдено 10 тысяч километров. За время проведения этого Большого крестного хода было заложено, открыто или освящено более 30 храмов. Священнослужители обращались к народу с проповедями, совершали массовые крещения в водах рек, как во времена святого равноапостольского князя Владимира, посещали православные школы, детские дома, больницы, госпитали ветеранов, передавали приходам библиотеки духовной литературы...

    В Ульяновске, в память 2000-летия Рождества Христова, был установлен поклонный крест – крест нашего покаяния. В Чебоксарах десятки тысяч людей, чуть не все население города, ведомые священноначалием города во главе с архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой, вышли встречать крестный ход. Отрадное было зрелище. С радостью встречали люди "Святого князя Владимира". И жара им была не помехой. В Костроме к крестному ходу вынесли святую чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, а над храмом, где шла служба, встала радуга – знамение благодати Божией, небо, коснувшееся земли. В Казани, долгое время не видевшей дождя в это невыносимо знойное лето, по прибытии корабля, во время службы в кафедральном соборе, по молениям предстоящих, полил долгожданный дождь, как милость Божия. На самом же теплоходе, в устроенной на нем церкви во имя Святого равноапостольного князя Владимира во время утренней службы замироточила икона, сделанная на обыкновенной ламинированной бумаге.

    "Святой князь Владимир" шел мимо бескрайних заволжских степей, еще сохранившихся на берегах великой реки дремучих лесов, мимо знаменитых Жигулевских гор. На пути – древние русские города, с историей, уходящей в глубь веков. Вот тихая провинциальная Сызрань (основана как крепость в 1683 году), небольшие старинные поселения возникшие давным-давно и названные по именам святителей русских. Вот Ставрополь-на-Волге (то есть Тольятти). Его имя в переводе с греческого означает "город святого креста". Он основан в 1737 году сподвижником Петра I Василием Татищевым, историком, государственным деятелем. Много потрудился город во славу Господа и Отечества, отражая набеги крымских татар, волжских калмыков, обращая их в христианство, строя дома, заводы, дворцы. Сейчас этот город на дне водохранилища, скрывшийся там, как град Китеж, при постройке Волжской ГЭС и уступивший место другому городу со смешным названием Тольятти.

    Подошли к Самаре, крупному промышленному центру с почти полуторамиллионным населением, как сказано в путеводителе. В годы правления Иоанна Грозного горы Самарской Луки именовались Девьими. Заселяя Поволжье, Екатерина II повелела назвать их Жигулевскими, что означает "бурлацкие". Эти земли входили в состав Волжской Булгарии XII–XIII веков, тогда здесь шумели "международные" ярмарки, многочисленные купцы из Киева, Смоленска, Хорезма, Булгар привозили сюда свои товары. От времени того остались одни археологические раскопки. Но когда созидается город по молитвам Богу, благочестиво возводятся соборы, строятся прекрасные дома, когда не забываем мы в самоуверенности своей, что все дела рук человеческих должны быть освящены именем Господа, тогда творения рук человеческих не превращаются в прах.

    В 1670–1671 годах Самара побывала в руках жестоких разбойников атамана Степана Разина. В 1773 году была на стороне другого атамана – Пугачева. Но город славится не именами разбойников, а делами его устроителей, много делающих для процветания его. Самара располагает одной из крупнейших по собранию старинных фолиантов библиотек России. В конце XIX – начале ХХ века по бурному росту промышленности Самару сравнивали с Новым Орлеаном: мукомольное дело, богатая торговля рыбой, строительство великолепных домов. Но Господь покарал нас по грехам и гордыне нашей. При советской власти здесь вспыхивают мощные крестьянские восстания, после подавления которых начался страшный голод по всему Поволжью. Во время Второй мировой войны Самара, тогда Куйбышев, стала запасной столицей страны.

    В наше время возрождается духовная жизнь города, все больше открывается храмов, все дружнее звенят колокола, все больше молодежи в храмах. Дай-то, Господи!

    И вот наконец под небесный звон колоколов корабль с паломниками пришвартовался у причала города-героя Волгограда. Синее-синее небо, 30-градусная жара, торжественная церемония встречи – здесь все духовенство Волгоградской епархии во главе со своим архипастырем, мэр, представители администрации города, других организаций, на широкой набережной толпится народ в ожидании крестного хода. В небе сияют хоругви, реют святые знамена, к крестному ходу вынесена святыня царицынской земли – Урюпинская икона Богоматери, очень почитаемая и любимая здесь. Не раз Богородица творила чудеса в ответ на моления перед этим Ее образом.

    Владыка Гермоген в торжественном слове, обращенном к участникам крестного хода и посвященном трагической дате в истории нашей страны – дню 22 июня, сказал: "Великая Отечественная война началась в день, когда Русская Православная Церковь праздновала память всех святых, в земле Российской просиявших. Враг хотел завоевать нашу землю, но невозможно завоевать ее святых... и как знаменательно, что окончание этой трагической для всего человечества войны было накануне празднования памяти святого Георгия Победоносца. Поистине, знамение небес".

    Многим сегодня дано понять, что земля наша, просиявшая бесчисленными подвигами своих святых подвижников уже в XX веке, стала местом, к которому все больше обращаются взоры православного мира, поистине она становится святейшей на земле. Все более паломников из разных стран стремятся посетить нашу страну и поклониться ее святыням. И святость ее ни в коем случае не зависит от того, кто находится у власти или кто будет находиться.

    В Волгограде крестный ход отправился к небольшой, из светлого дерева, ажурной часовенке в ограде, расположившейся, к счастью, в зелени парка. Как трудно идти по жаре, в полдень, когда рядом золотые, песчаные пляжи Волги. Но потом, когда ступишь на раскаленный песок, буквально обжигающий ступни, побудешь на звенящем от гомона и дикой музыки замусоренном пляже, окунешься в теплую, не приносящую ни облегчения, ни свежести воду, то сразу вспомнишь, как хорошо было пройти, даже по жаре, крестным ходом к часовенке, а потом, когда все разойдутся, постоять в тишине и прохладе ее, когда от святых и древних икон струится благодать и обволакивает тебя тишина и тихая радость.

    Войти в маленькую часовенку во время крестного хода означало войти в нее плечо к плечу с владыкой. Но народ, хотя и многочисленный, не толкался, все старались если и пройти вперед, поближе, то не в ущерб другим. Владыка же по выходе вознаградил всех нас своим святым благословением. И еще одну радость он возвестил: решено восстановить в городе храм Александра Невского, входивший в десятку самых крупных храмов страны и, как водилось в известное время, уничтоженный теми, кто его не строил. Однажды в разговоре на корабле один батюшка сетовал: отсутствие у русского человека самосознания, самоуважения – просто беда, а если оно и появляется, то часто в какой-то искаженной или, вернее сказать, "неумелой", наивной, а то и болезненной форме. Конечно, надо верить в себя, как призывают нас с экранов телевизоров, но верить в себя в Боге, творя, созидая прекрасное для человека, но во имя Господа, ибо если не во имя Господа, то во чье же тогда? Человеческое? Но короток век человеческий. Тогда остается только одно имя – врага человеческого.

    Сейчас очень часто можно услышать такие рассуждения: “Я хороший человек, никому не делаю зла. Главное ведь в жизни — не делать зла, и Господь помилует. Ведь все мы – дети Его”. Но они не понимают главного – быть хорошим человеком и не служить Богу в принципе невозможно. Почему? Человек, почитающий Бога, осознает свои грехи и знает, как трудно бороться с ними. Он просит Бога простить ему и неосознанные грехи. Осознать полностью греховность нашу можно только верующему человеку. Именно поэтому первая заповедь – это почитание Бога. Богопознание составляет первую нашу обязанность. Все знания, все хорошие деяния, если не озарены светом Богопознания, теряют свое истинное значение и вместо добра вносят в жизнь много зла. Да и как может человек судить о добре, о том — добро ли то, что он делает, или зло, без Бога? Человек говорит – я не краду чужого, но ведь не брать чужих денег, имущества не значит не красть. Есть еще честь, достоинство, свобода, радость, небо над головой, которые дал каждому человеку Господь, земля, наконец. Бесконечны дары Господа человеку. Но мы все это крадем друг у друга. Загрязняем нашими грехами. Верующий человек, почитающий Бога, тоже грешит, но он знает, как труден путь очищения и не обольщается сознанием того, что он “хороший человек”.

    В Волгограде участники крестного хода, конечно же, посетили Мамаев курган, чтобы отдать дань погибшим воинам и отслужить панихиду. Здесь, на главной высоте Великой Отечественной войны несколько лет велась борьба за постройку православного храма в память русских воинов, защищавших не только город Царицын, но и свое Отечество от нашествия несметных вражьих сил.

    Справка

    Храм Всех святых на Мамаевом кургане у Братской могилы

    В 1993 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил Мамаев курган. А в декабре 1995 года благословил строительство православного храма на Мамаевом кургане у Братской могилы.

    Против строительства храма именно у Братской могилы выступил Совет ветеранов Великой Отечественной войны города Волгограда, а исполком движения "Трудовой Сталинград" выступил вообще против строительства храма на Мамаевом кургане.

    В феврале–марте 1997 года с помощью Волгоградского облвоенкомата был проведен опрос участников Великой Отечественной войны. Опрошено 2000 ветеранов, проживающих в Волгоградской области: 80 процентов опрошенных одобрили строительство храма-памятника у Братской могилы.

    В марте–апреле 1997 года Совет ветеранов Волгограда признал необходимость строительства храма.

    В 1997 году Святейший Патриарх благословил строительство на Мамаевом кургане православного храма во имя Всех святых, в память погибших воинов.

    В ноябре 1997 года проведены тщательные инженерно-геологические изыскания, подтвердившие реальную возможность строительства храма у Братской могилы без нанесения какого-либо ущерба, на который ссылались противники строительства храма, главному монументу и всему архитектурно-художественному ансамблю.

    Храму Всех святых быть на Мамаевом кургане у Братской могилы.
    Это угодно Богу и людям!

    Вечером теплоход, благословляемый владыкой, отправился в заключительный этап прохождения крестного хода по Волге, в самое ее низовье, в древний и славный город Астрахань. Дальше – Каспийское море. Поэтому после Астрахани – возвращение в Волгоград, движение по Волго-Донскому каналу до Ростова-на-Дону. Затем предполагалось прохождение по водам Днепра украинского участка маршрута. После уже – Белоруссия.

    Глава Верховной рады Украины А.Н. Ткаченко на обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II об оказании духовного попечения и содействия в организации и проведении крестного хода ответил так: "Разделяем Ваше мнение о том, что проведение крестного хода... окажет большое влияние на развитие сотрудничества и укрепление дружбы братских народов наших стран.

    Проведение этой гуманитарной акции... будет способствовать укреплению в обществе идеалов добра и гуманизма"...

    Власти Украины прервали крестный ход, ограничив пребывание христианской миссии посещением Крыма, наложив запрет на дальнейший путь по Днепру.

    В Белоруссии, по прибытии крестного хода в Минск, паломников встречал и принимал вместе с президентом Белоруссии А.Г. Лукашенко митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. К крестному ходу вышли 60 тысяч горожан...

    Но вернемся на Волгу. Переход от Волгограда до Астрахани длится сутки, поэтому у пассажиров теплохода была благословенная возможность передохнуть от жары, все-таки река, да еще на ходу теплохода, это лучше, чем раскаленный берег. Можно было отдохнуть от трудов праведных – в самом прямом смысле слова – и заняться чтением или просто любоваться далекими волжскими берегами (широка Матушка-Волга). Крутые отвесные берега, сменились золотыми отмелями, зеленью лугов.

    На верхней палубе раздается мелодичный, нежный перезвон. Это наши звонари обучают всех желающих, и так хорош этот звон, что даже неумелые попытки обучающихся ласкают слух. Постепенно жара спадает, день потихоньку уходит на закат, нежные сумерки окутывают теплоход, на ясном, еще синем небе легкая, как крошечное облачко, полупрозрачная луна... Прекрасен мир, созданный Богом, и нет в нем изъяна.

    А что мы с ним делаем? Везде, где человек вмешивается в дела Божии, пытаясь переделать по-своему творение Его, остается мерзость запустения...

    26 июля в 9 часов утра – перед нами Астрахань. Начинается торжественная церемония встречи астраханцами "Святого князя Владимира". Высокое священноначалие, администрация города, духовой оркестр (!). Множество верующих и, может быть, неверующих еще, терпеливо – некоторые под зонтами, так как Астрахань это даже не знойный Волгоград, здесь уже 40 градусов жары... пекло, – ожидают паломников. Начался водосвятный молебен, освящение вод Волги. К хору Лавры присоединились певцы Успенского кафедрального собора Астраханского кремля, и звучит стройно "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины...", "Спаси, Господи, люди Твоя..."

    Весь центр города заполонил крестный ход к Астраханскому кремлю – впереди свещеносец с возженной лампадой, высоко в небе – святые знамена с ликами Спасителя и Богоматери, хоругви, за ними – духовенство в золотых ризах, диаконы, юноши в стихарях с рипидами на золотых древках. В этот миг познается что-то святое – есть Бог у людей.

    Просторный Архангельский кремль легко вместил многотысячную колонну. У раки со святыми мощами святого Иосифа, митрополита Астраханского, началась служба.

    Много было в Астрахани архипастырей. Все они с честью проходили свое святительское служение во славу Божию и на пользу Святой Церкви Православной. Некоторые из них оставили в Астрахани особую память о себе и заслужили наибольшего от нас почитания. Но живее и чаще вспоминают астраханцы в своих молитвах митрополита Иосифа, которому пришлось бороться с врагами Отечества и положить душу свою за слово истины и правды, за дело любви и милосердия, за призыв мятежников к раскаянию и покорности Царю, Помазаннику Божию.

    Пение немолчное совершая у святей раце мощей твоих, святителю Иосифе, покаяния молитвы за безумие отцов наших приносим, слезно глаголя: "Господи, даруй им прощение молитвами священномученика Твоего", да всегда прославляюще милосердие Божие, поют: Аллилуиа.

    (Кондак).

    Свет невещественный видеша людие на месте, идеже от падения со стены града, смерть от беззаконных приял еси, святителю Иосифе, просвети убо молитвами твоими и нас, в пучине греха погибающих, да благодарне вопием ти:

    Радуйся, веру, надежду и любовь даже до конца сохранивый.
    Радуйся, светильниче многосветлый, светом истиннаго Богопознания нас озаривый.
    Радуйся, луче солнца правды, теплотою божественныя любве души наша согревающий.
    Радуйся, бисере честный, сиянием небесныя славы сердца наша увеселивый.
    Радуйся, каменю драгий, страну Поволжскую украсивый.
    Радуйся, бездну милосердия Божия нам призывающий.
    Радуйся, священномучениче, люди земли Поволжстей не забывающий.
    Радуйся, в молитвах с нами всегда пребывающий.
    Радуйся, за Господа Распятаго опаленный, изъязвленный и убиенный.
    Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже!

    Под сводами просторного, светлого храма звучат многолетия...

    первому христианскому проповеднику и строителю храмов в Астраханском крае преподобному игумену Кириллу – вечная память; неустрашимому ревнителю веры православной на земле Астраханской, первому архиепископу Астраханскому Феодосию – вечная память; во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, всем почившим Астраханским архипастырям, пастырям, пасомым и всем в годину тяжких испытаний за Христа умученным и убиенным и сотвори им, вечную память; многолетия Святейшему патриарху, епископу, всему освященному Собору и всем участникам крестного хода подаждь, Господи; богохранимей стране нашей, властем и воинству ея подаждь, Господи, мир и благоденствие на многая лета; всем народам земли Астраханской подаждь, Господи, мирное житие и братскую любовь на многая лета.

    Программа в Астрахани была большая, но самое главное событие – это воздвижение креста на купол храма Святого князя Владимира, возвращенного верующим. В нем много лет, как водится, размещалась городская автостанция. Представьте его состояние. Но милостив Господь, скоро и этот величественный храм засияет куполами. После архиерейской службы в действующем храме Святого Иоанна Златоуста все крестным ходом пошли к возрождающемуся храму Святого Владимира, многие с зажженными у святых икон свечами, тщательно оберегая маленький огонек от ветра. С храмом, построенным в честь 900-летия крещения Руси в 1895–1902 годах, у многих пожилых, старых уже людей связано самое сокровенное в их жизни: святое крещение, брак, отход близких в иной мир. Одна участница крестного хода, уже старенькая, с трудом передвигающаяся на больных ногах, нашла в себе силы принять участие в крестном ходе. Плача от радости и печали, она рассказала, какой для нее выпал счастливый день – ведь в этом храме ее крестили, в нем она венчалась со своим супругом, с которым прожила в любви и согласии до конца его жизни, а сегодня, когда освящают храм, – день ее рождения! Женщина все снова и снова рассказывала, как она не уставала молиться Богу о возвращении храма верующим и как она сегодня счастлива, что довелось ей дожить до этого дня.

    5 сентября 1999 года в Москве, в храме Христа Спасителя и на прилегающей к храму территории состоялась заключительная торжественная церемония крестного хода по водам великих рек Волги, Днепра и Западной Двины.

    В программе заключительной торжественной церемонии в храме Христа Спасителя прошла Божественная литургия, в которой принял участие Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. После окончания литургии состоялась встреча икон и хоругвей, под сенью которых был проделан весь крестный ход по России, Украине и Белоруссии.

    Справка

    Международный общественный фонд Единства православных народов был создан в 1995 году. Святейший Патриарх Алексий, благословивший создание фонда, возглавляет попечительский совет фонда. Учредителями фонда стали архиереи и священнослужители РПЦ, видные политические и культурные деятели страны, ученые, промышленники.

    Президент фонда – Валерий Аркадьевич Алексеев, член Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, входит в Российский организационный комитет по подготовке встречи 2000-летия Рождества Христова, доктор философских наук.

    TopList