Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 34/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Заступница Пречистая

    Заступница Пречистая

    “Ускори в помощь нам, Благая, всяк бо уповаяй на Тя не постыдится”

    Рождество Пресвятой Богородицы как бы стоит в самом начале евангельских событий, и с этого праздника начинается годичный круг двунадесятых праздников. Начало нашего спасения – появляется на Земле Та, Которой должно стать Матерью Избавителя, приносящего спасение всему человеческому роду.

    Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы сех праотцев надежда” рождается от святых и праведных Иоакима и Анны, рождается, будучи плодом их долговременных, усиленных молитв, плодом боголюбезного их обета, принесенного Богу, плодом всей их богоугодной жизни. И не только собственно их жизни; чтобы появилась та святость, которая была бы достойна принять в себя Бога Слова, необходимо было, чтобы в течение многих поколений совершалось очищение от греховной скверны всех предков Пресвятой Девы, живших под руководством древнего Закона (преподобный Ефрем Сирин). И оказался Рожденный от Нее действительно “славой людей Израиля”. В Пресвятой Деве сосредоточилось все то лучшее, к чему была способна человеческая природа в ветхозаветное время.

    Святой Дух в день Благовещения, осенив Святую Деву, создал Ее Пречистой, непричастной никакой плотской скверне, создал Ее Матерью Слова, соделал Ее по своему достоинству – честнейшею Херувим и славнейшею Серафим, высшею всей видимой и невидимой твари.

    В день Пятидесятницы, получив благодать Святого Духа, воскрешающую человека от душевной смерти, поразившей и поражающей всех потомков Адама, зачатых в беззакониях, Пресвятая Дева вместе со святыми апостолами получила как дар то состояние, “над которым смерть вторая, то есть вечная погибель, уже не имеет власти” (святитель Игнатий Брянчанинов), получила дар новозаветного христианского совершенства во Христе Иисусе.

    Живое свидетельство величия святости Пресвятой и Пречистой Девы, Ее духовной близости к Своему Божественному Сыну – Ее жизнь после Ее блаженного Успения. Отошла от мира Пречистая – и душою и телом, но Ее молитвенное предстательство о мире известно всякому православному христианину. Имя Пречистой – в сердце каждого православного, Ее святая икона – почти в каждом христианском доме. Великая сила Ее молитвенного заступления – убедительнейшее свидетельство величия Ее святости. Очевиднейшим образом о небесной славе Пресвятой Богородицы, о силе ее предстательства говорят нам чудеса, связанные с Ее чудотворными иконами.

    В один из дней 1594 года священник храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Игнатьеве, расположенном недалеко от Александровской слободы (которая принадлежала тогда к пределам Переславля-Залесского), отец Григорий, зайдя в храм перед началом богослужения, не обнаружил в нем храмовой иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Несмотря на усиленные поиски и его и прихожан, икону найти нигде не удалось. Однако через несколько дней один из местных жителей, отлучившись по своим житейским нуждам в пустынный лес, расположенный в двух поприщах от храма, вдруг неожиданно обнаруживает пропавшую икону. “И абие явися ему то дражайшее сокровище святая Богоматере икона. Оле чудесе, стояща о себе на воздусе...” И когда извещено было об этом священнику и прихожанам, они поспешили на указанное место и воочию все узрели то, о чем поведал им человек, первым увидевший чудо. “Они же падше пред образом Пресвятыя Богородицы со слезами моляшеся на мног час”. А после, с благоговением и страхом, икона была завернута в фелонь и отнесена обратно в храм. Но через некоторое время все повторилось: снова необъяснимое исчезновение иконы из храма, и снова ее появление в том же пустынном месте, и снова стояние “на воздусе”. А после второго возвращения иконы в храм вся история повторилась и в третий раз. И тогда, посоветовавшись с прихожанами, отец Григорий обращается к святителю Иову, патриарху Московскому, с просьбой благословить перенесение деревянного храма в Игнатьеве на место чудесных явлений иконы Пресвятой Богородицы – и после получения согласия патриарха храм и икона были перемещены на новое место. И потекли чудеса от иконы...

    (Позже на этом месте была основана преподобным Лукианом Александровским монашеская обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вот что мы знаем о некоторых из чудес, происходивших в то время, когда уже существовала на месте явлений святой иконы иноческая обитель.)

    год 7161 (1653 от Р.Х.) некая жена, именем Онтонида, по прозванию Аксентьева, из Старослободской волости, отстоящей от обители Пресвятой Богородицы на три поприща, страдала болезнью ноги в течение шести месяцев и совершенно не могла наступать на свою больную ногу. Однажды, когда женщина забылась от боли неглубоким сном, явилась ей Пресвятая Богородица и повелела идти в Ее Лукианову обитель, и когда привели женщину в обитель и ввели в церковь, то она стала перед образом Пресвятой Богородицы, поддерживаемая под руки двумя своими дочерями, и долго Ей молилась. Преподобный же Лукиан с братией начали совершать молебен. По совершении молебного пения припала та женщина к чудотворному образу Рождества Пресвятой Богородицы... и тут же, в тот же час получила исцеление. И воздав благодарение Пресвятой Богородице, пошла из церкви так, как будто бы никогда не болела у нее нога, и прославила Бога и Пречистую...

    В год 7163 (1655 от Р.Х.), уже после смерти отца Лукиана, приехали к обители Пресвятой Богородицы по зимнему пути злые похитители – разбойники, приехали ночью на нескольких санях и устремились к обители, хотели войти в нее и совершить свое намерение – всю братию погубить, а обитель разграбить... И когда эти злые люди приблизились к монастырским воротам, тогда тотчас же, попущением Божиим, некая невидимая сила ударила двух разбойников о землю и начала их жестоко мучить, на прочих же напал страх и трепет, и побежали все они от обители, только остались те двое мучившихся, вместе со своими лошадьми, и были они неведомо как для них самих брошены в свои сани. Наутро, когда привратник отворил монастырские ворота, лошади, которые везли расхитителей, сами вошли в монастырь, везя тех двух разбойников, лежавших в санях подобно мертвецам, и привезли их к келарской келлии... И так лежали они (полумертвые) три дня и три ночи, и не видели ничего глазами, ни людей не узнавали, и только по наличию слабого дыхания можно было понять, что души их еще в их телах. На четвертый же день начали они еле-еле говорить и начали во слезами исповедать о своем злом умышлении... Наутро пришли и товарищи их, и также со страхом и боязнью начали все подробно со слезами о себе говорить, и потом прожили прочее время в покаянии.

    В год от Рождества Христова 1707 в месяце январе привели из Александровой слободы трудника Успенского Девичьего монастыря Герасима, мучимого от беса, и так мучил его лукавый, что невозможно было его (Герасима) удержать многим людям.., и возложили ему на шею две тяжелые железные цепи, а на руки наложили «железа», потому что никого к себе не подпускал, и бил всех, и кричал безобразным голосом, устрашая многих, и внезапно падал на землю, и хватал святые иконы и кидал их на землю. Братия же, трудившиеся в хлебне, во время богослужения начали с великим трудом его вводить в святую церковь, а затем подвели к образу Пресвятой Богородицы; он же и в церкви сильно кричал безобразными словами и был оставлен в обители на несколько дней. И благодатию Божией и молитвами Пресвятой Богородицы получил исцеление”.

    Там, где святость, там, где добро, там по пятам идет диавол, стремящийся осквернить, опорочить, разрушить, стереть из памяти людской все доброе, светлое, все святое. Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы (2 Тим. 3, 12). Так было, так есть и так будет. И бывает, что по попущению Божию, по неведомым Его судьбам Божии угодники оказываются гонимыми и поругаемыми не только при жизни, но и после смерти. По попущению Божию терпят святые люди гонения от сатаны при жизни, терпят и после своей смерти – терпят диавольскую злобу, действующую через людей – его верных “чад, водимых страстьми и похотьми”, а иногда и от самих бесов. Так было и с Господом, так было и с Его Пречистой Матерью.

    Не имея возможности нанести зло Богоматери, диавол избирает путь хулы и гонений на то, чрез что являет Она Свою благодать, Свое дивное заступничество за нас, – на места, связанные с Ее памятью, и на Ее святые иконы. Почитание образа на первообразное восходит, бесчестие – также.

    Так случилось, что история упомянутой иконы Рождества Пресвятой Богородицы – во многом история подобных гонений. Едва успели перенести храм Пречистой на новое место, как обрушилась на Россию страшная беда – польско-литовское нашествие... И запустело то место. И стояла деревянная церковь с чудотворной иконой, пребывавшей в ней, никому не нужной, и разрушался деревянный храм, стоявший в безлюдном месте.

    Волею судеб Божиих прославление упомянутой иконы всей Российской Церковью осуществилось благодаря стараниям и самоотверженным трудам преданнейшего почитателя Пресвятой Богородицы и святой иконы Ее Рождества – преподобного Лукиана Александровского (местночтимый владимирский святой).

    Читая страницы древнего жизнеописания преподобного Лукиана, легко обратить внимание на то, что между событиями земной жизни этого подвижника и Пречистой усматривается некая особая, удивительная связь.

    Преподобный Лукиан, в миру Иларион, родился далеко от Александровой слободы, в городе Галиче, от благочестивых родителей, Димитрия и Варвары. Так же как и родители Пречистой, жили они “в законном супружестве благочестно пребывающе, всяким украшая себя добронравием”, жили целомудренно и ценили чистоту телесную и душевную как одну из величайших добродетелей. И так же как Иоаким и Анна, были они поначалу бездетными и испрашивали они себе у Бога чада усиленной молитвою, принеся обет Богу после рождения ребенка посвятить себя жизни в полной чистоте и целомудрии, жизни иноческой. И Господь услышал их моление и даровал сына, которого в Святом Крещении нарекли Иларионом. Когда отроку исполнилось восемь лет, родителями решено было, что пришло время исполнить обещание...

    Услыхав о том, что отец собирается отлучиться и начать иноческую жизнь, отрок Иларион умоляет отца взять его с собою, с тем чтобы и ему проводить вместе с отцом жизнь инока “и плакатися о гресех своих”. Такую благую мысль положил Господь этому дивному отроку в столь малом возрасте. Так еще с отрочества, подобно Пресвятой Богородице, возжелал он провести всю свою жизнь в девственной чистоте. Не испугала такая мысль благочестивых родителей, напротив, возблагодарили они Бога за то, что отрок решил отречься от мира; таков образ мыслей истинных христиан – живя на земле, думать о вечности. Перед разлукой стала вся семья на молитву перед образом Пресвятой Богородицы “и, помолившися со слезами, и целоваста той святой образ, такожде друг друга целующе... и так разлучистася друг от друга и отиде Димитрий от дому своего, и от града Галеча со отроком своим Илларионом...”

    И стал отрок Иларион жить сначала вместе с отцом – в пустыне, а затем в возникшем на ее месте монастыре, а потом и в других монастырях, стал жить в трудах и занятиях иноческих, и преуспевал в добродетелях, и был особенно смиренным, что послужило причиной того, что ему пришлось несколько раз менять место жительства, избегая человеческой славы. После многих лет жизни в монастырских общежитиях (а ему было тогда уже около 30 лет) стал блаженный Иларион искать место для пустынножительства, и узнал он от жителей окрестных с Александровой слободой мест о том, что есть в безлюдном месте заброшенный деревянный храм, а в нем – чудотворный образ Пречистой. Придя на указанное место, нашел Илларион “церковь непокровенну и святыя иконы от дождевныя течи вси от благолепия своего изменишася” и лишь иконы Пресвятой Богородицы – Ее Рождества и “Одигитрия” Смоленская – остались дивным образом неповрежденными...

    И остался блаженный на том месте для прохождения пустынного подвижнического делания. Спустя немного времени пришел на это же место некий иеромонах Феодосий, из вологодской стороны, и поведал он Илариону о том, что явилась ему во сне Пречистая и повелела отправиться в переславские пределы и отыскать там и “покрыть Церковь Мою непокровенную сущу и многими леты запустевшу”. Появились и другие подвижники, пожелавшие жить вместе с блаженным Иларионом и отцом Феодосием. Тогда же принял Иларион монашеский образ с именем Лукиан. Через некоторое время, по благословению святейшего патриарха, начала братия строить новую церковь вместо обветшавшей.

    Однако враг рода человеческого ополчился на святое место и на братию, собравшуюся для подвигов и для прославления имени Пречистой. Некто Иосиф, архимандрит Владимирского Рождественского монастыря, из зависти к лукиановой братии воздвиг на них жестокое гонение – повелел сжечь пустыню, “братию же всю разогнал”. Оклеветанного в нечестии преподобного Лукиана в оковах повезли в Москву на суд к святейшему патриарху, и повелено было отдать преподобного “под начал” в Чудов монастырь, где и трудился изгнанник в хлебне и “в других службах”. Он же со смирением все терпел. Но не может быть скрыта добродетель. Через несколько лет приходит в Москву некий инок, именем Тихон, из Архангельской земли, из обители, именуемой Кожеруческий монастырь, и просит у патриарха дать искусного руководителя для иноков этой обители. И тогда советуется святейший с архимандритом Чудова монастыря, а тот указывает ему на смиренного Лукиана, “житием зело искусного”. Из последовавшего вслед за этим разговора с самим преподобным Лукианом патриарх убеждается в истине слов архимандрита и, рукоположив преподобного в сан священнический, отсылает строителем в далекий северный монастырь.

    Но зависть человеческая преследует преподобного Лукиана и там. Завистник стремится занять его место и прогнать из обители. Он же, как и Преподобный Сергий Радонежский, не желая конфликта, сам покидает обитель и направляется в любимое им место, где когда-то начинал с братией строить обитель Пречистой. И начинает все сначала, и ставит келлию, и снова начинает собираться братия. Но диавол опять возбуждает злых людей, и они изгоняют преподобного Лукиана и его сподвижника, и опять запустевает это место... Он же, “ревностию и любовию распаляем к Пресвятой Богородице, надеяшеся на помощь Ее святую, яко имать упразднити вскоре вси наветы тщетныя”. И не обманулся он в своих надеждах. Снова попав в Москву, в Чудов монастырь (и снова в пекарню! о смирение!), многих пользовал он душеполезными своими словами и сумел зажечь у многих в сердце огонь ревности по Бозе и желание послужить Господу и Пречистой на месте славного троекратного явления Ее иконы.

    И снова появляется он на месте явления святой иконы, и уже в третий раз начинает все сначала, и строит новый храм, и переносит в него из обветшавшего чудотворную икону Рождества.

    ...Так начинались славные дни в истории обители преподобного Лукиана. И была эта обитель и ее чудотворная икона Пресвятой Богородицы хорошо известны не только в близлежащей округе, но и в Москве, и усердно почиталось это место особами царственного дома, любившими посещать обитель (и это при тогдашнем московском изобилии чудотворных икон и святынь) и щедро жертвовавшими на ее благоустроение. (Преставился ко Господу преподобный Лукиан Александровский 8/21 сентября 1655 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. В этот же день отмечается ему память. – Ред.)

    ...Пришли на нашу землю тяжкие дни большевистских гонений, дни хулы, дни поруганий, дни разрушения и кровопролития. Не миновала буря и Лукианову пустынь. Разрушена обитель. Чудотворная икона – в музейных стенах. Для чего она туда попала? Для того чтобы, как произведение искусства, быть сбереженной от неблагоприятных условий хранения? Нет. Для того чтобы, будучи в музее, стать более доступной для эстетического восприятия трудящихся? Нет. А для чего? Для того чтобы исчезнуть в дебрях советских музейных запасников, да так, что и “концов не найти”. Таким способом большевиками-иконоборцами были превращены во “всенародное достояние” только во Владимирской епархии по крайней мере треть из всех известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы, чтимых всею Русской Православной Церковью.

    Скрыта от нас святая икона, скрыта от верующих глаз, от верующих сердец, скрыта свидетельница чудес, свидетельница скорбей, трудов, подъятых по великой ревности Божиих рабов о Его славе, о славе Богородицы. Скрыта... Не попусти, Пречистая, чтобы навсегда!

    Псаломщик Николай
    TopList