Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 32/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Совершенство человека – в Боге

    Совершенство человека – в Боге

    Епископ Бронницкий Тихон с учениками воскресной школы

    Когда человек считает себя не тем, кто он есть?

    Со стороны Православной Церкви не может не вызывать интерес совсем недавно введенный в программу общеобразовательных школ предмет под названием ВАЛЕОЛОГИЯ

    Согласно определению, содержащемуся в учебнике по данному предмету для 10–11-х классов, цель валеологии – дать учащимся знания основных положений науки о формировании, сохранении и укреплении здоровья человека в духовном, психическом и физическом аспектах. Курс рассчитан также на то, чтобы обучить практическому применению этих знаний.

    Идея замечательна, и, кажется, можно облегченно вздохнуть: наконец-то у детей появилась возможность узнать о законах духовного и физического здоровья, глубже заглянуть в себя, получить возможность целостного восприятия мира в его духовном и физическом единстве... Однако дальнейший аспект, на который обращают внимание составители учебника, заставляет серьезно задуматься, будет ли польза от данного предмета: “Основу валеологии составляет учение о биоэнергетической системе человека”.

    Оказывается, для ухода за здоровьем среди прочих, так называемых традиционных, знаний по гигиене и медицине детям предлагаются знания по биоэнергетике (!!!). Именно те знания и практические приемы, которыми пользуются экстрасенсы. Основой же этих знаний является не что иное, как оккультное учение о мире и человеке, с которым Церковь никак не может согласиться в силу серьезного расхождения в практике духовного опыта, в учении о законах духовной жизни, о Боге. Такое оккультное мировоззрение предлагается для “формирования, сохранения и укрепления духовного здоровья” (!!!). И это не может не беспокоить. Оккультизм (от лат. оccultus – тайный, сокровенный) – учение, признающее наличие в человеке, природе и космосе особых скрытых (оккультных) сил и призывающее человека к овладению ими для достижения своих целей.

    Согласно учению Православной Церкви, человек представляет собой духовно-физическое единство. При этом духовное состояние человека оказывает прямое влияние на его физическое самочувствие: грех – злая сила, оказывающая разрушительное воздействие на душу и тело человека, и наоборот, добродетель – творческая сила, созидающая человека в гармонии души и тела; источником же истинной добродетели является Бог. Поэтому Церковь прежде всего уделяет внимание вопросам духовного совершенствования, избавления от пороков, следствием чего зачастую бывает и телесное выздоровление.

    Духовная чистота, которой достигали святые, давала им возможность воспринимать от Бога благодать Святого Духа, иногда проявлявшуюся в дарах чудотворений, и в частности целительстве. Примерами являются святой Пантелеимон Целитель, святитель Николай Чудотворец, а также святые Киево-Печерской Лавры: преподобный Агапит, врач безмездный, преподобный Ипатий Целебник, преподобный Дамиан Целебник.

    Биоэнергетики могут и не отрицать этого, но, основываясь на оккультном подходе к таким явлениям, они кощунственно искажают их сущность. Оккультизм учит, что в мире существуют таинственные силы, познание и овладение которыми могут позволить человеку развить в себе различные сверхъестественные способности и управлять своим здоровьем. Оккультисты считают себя посвященными в эти тайны. Для того чтобы оправдать свои действия, они указывают на святых и Самого Господа Иисуса Христа, которые, по их мнению, также владели таинственными знаниями и сенситивными способностями.

    В чем Церковь видит свое расхождение с подобными положениями?

    1. Человек не может сам, без помощи Бога, восстановить утраченные вследствие грехопадения совершенство и гармонию духовных и физических сил. Экстрасенсы же предлагают иной путь совершенства (без Бога): приобретение энергии – праны, накопляемой из воздуха, овладение которой достигается сугубо механическими действиями и которой можно манипулировать по своему усмотрению.

    2. Если экстрасенсы или оккультисты и говорят о какой-то связи с Богом, то их опыт общения с Богом противоположен православному духовному опыту, на основании которого многие столетия формировался менталитет нашего народа и который зиждется на личностном отношении к Богу, на глубинных чувствах человеческого сердца, проникнутого покаянием. Христианин взывает к Богу с благоговением и в священном трепете. Оккультистам чуждо такое состояние, прежде всего потому, что у них нет живого восприятия Бога. В их представлении существуют некие абстрактные духовные силы, связь с которыми осуществляется путем исполнения определенных упражнений, установок (медитаций), посредством которых якобы можно выйти на уровень общения с Богом. Однако, согласно учению Церкви, таким образом возможен контакт лишь с демоническими силами. Нарушения в духовной сфере отрицательно сказываются и на физическом состоянии человека.

    Интересно следующее заключение медицинского исследования, проведенного в клинических условиях: “В нормально функционирующем мозгу закономерно чередуются три режима работы: бодрствование, медленно-волновый сон, парадоксальный сон. Эти три режима работы мозга последовательно сменяют друг друга. При нарушении, тем более при отсутствии хотя бы одного из этих режимов возникают тяжелые нарушения деятельности мозга и психики. В мозгу во время медитации, гипнотического состояния наблюдается особый тип электроэнцефалограммы. Это состояние – не бодрствование, не медленноволновый и не парадоксальный сон. Это особый режим работы мозга, в котором одновременно задействованы все три режима работы мозга. Длительное пребывание в подобном состоянии будет скорее всего гибельно для человека. В состоянии медитации изменяется биохимическое состояние мозга, повышается уровень эндорфинов (эндогенных морфиноподобных веществ нейропептидной природы). В качестве иллюстрации можно привести пример: одна молекула эндорфина в 100–200 раз активнее молекулы экзогенных наркотиков. Чувство эйфории, возникающее в состоянии медитации, стимулирует человека вновь и вновь возвращаться к нему, он становится этаким “физиологическим наркоманом” (О. Филатова. Валеология и идеология. Рецензия на образовательную программу по валеологии Г.К. Зайцева // Алтайская миссия. – Барнаул, 1998, № 2(47), январь). Состояние эйфории уводит человека от реальной действительности и разрушает его волю.

    Вопрос о медитации затронут в связи с тем, что в учебнике по валеологии для 10–11-х классов предлагаются упражнения, взятые из йоги. Введение в учебный курс таких упражнений в дальнейшем может вызвать у детей нездоровый интерес к занятиям медитацией, что уже предлагается данным курсом в общеобразовательных школах России.

    3. Святые Православной Церкви, в отличие от экстрасенсов, никогда не ставили перед собой цель овладеть дарами чудотворений, или, как их называют экстрасенсы, сверхъестественными способностями. Дары чудотворений являются даром Божиим и даются людям высокой духовной чистоты, которая достигается долгим духовным подвигом.

    4. Экстрасенсы вовсе не являются святыми, очистившимися от греховных страстей и в силу этого получившими от Бога дар прозорливости, то есть видения истинного состояния душ людей. Однако характер их “лечения” состоит именно в воздействии на душу человека и через нее на тело. Таким образом, духовно слепой “целитель” сам находится под воздействием страстей, внедряясь в душу другого ради его “исцеления”, обязательно нарушает тонкий, сокровенный порядок души и тем наносит часто непоправимый вред всему составу человека: духу, душе и телу. При этом страдает и сам экстрасенс, так как он вступает в контакт с духами отверженными.

    Жизнь показала, насколько горек опыт контакта с экстрасенсами. После таких общений потерпевшие испытывают сильное внутреннее давление на психику, ухудшение здоровья в физическом и духовном планах с характерными для такого состояния раздражительностью, агрессивностью, отчаянием, желанием покончить с жизнью, сумасшествием. Психотерапевт А. Кашпировский в своем выступлении по телевидению 24 ноября 1989 года, состоявшемся после двенадцати часов ночи, просто цитировал выдержки из книги по черной магии, ссылаясь на нее как на вполне приемлемый и позитивный источник. Демонический характер воздействий Кашпировского проявлялся уже во время его сеансов, о чем свидетельствуют, к примеру, данные доктора психологических наук В. Лебедева. Приведем только некоторые из них: “Обследовано 2015 школьников, 93% вовлечены в сеансы А. Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения”. Налицо все признаки овладения телом человека нечистым духом. Непроизвольные движения, независимые от воли человека крики и чувствования, истерика – все это явные признаки беснования. “42% впадают в гипнотический сон. После сеансов у 7% выявлены различные формы психической дезадаптации. Четко наметились тенденции повышения внушаемости и увеличения истерической реакции. У учащихся средней школы № 49 Ташкентской области во время сеансов развилась групповая истерическая реакция, которая длилась в течение двух недель и дезорганизовала работу школы. В результате телесеансов некоторые дети впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии А. Кашпировского. Это значит, что у них разрушился механизм психологической защиты и они стали более податливы к внушающему воздействию, в том числе и со стороны взрослых и подростков с преступным поведением. Мало того, после сеансов многих детей пришлось госпитализировать с различными нервно-психическими расстройствами”. В. Лебедев исследовал 6228 писем смотревших сеансы экстрасенса-чернокнижника. Вот результаты: “63% отметили резкое ухудшение заболеваний. Последующие исследования показали, что из 15 казалось бы исцелившихся после сеансов у 13–14 вновь возникли обострения заболеваний в более резкой форме. Кроме того, у ряда больных возникли обострения сразу же после сеансов”.

    Церковь констатирует факт: природа таких явлений – демоническая. Потерпевшим приходится обращаться к священнику-экзорцисту, который читает молитвы для изгнания злых духов. Занятия экстрасенсорикой и вообще оккультизмом – это вторжение в область таинственного, духовного, что невозможно изучить с помощью эмпирической науки, основанной на материалистическом мировоззрении.

    5. По всей видимости, когда говорится о том, что детям в курсе валеологии предлагаются основные положения науки, то под наукой подразумевается именно биоэнергетика. Пусть на такое заявление обратит внимание Министерство здравоохранения. Можно ли назвать биоэнергетику наукой в строгом смысле этого слова? Известно ли отношение современной классической медицины к нетрадиционным методам лечения?

    Церковь видит опасность в нетрадиционных методах лечения, как уже было сказано выше, по той причине, что пользующиеся ими затрагивают духовную сферу жизнедеятельности человека, не имея при этом ни духовного знания, ни духовного опыта.

    6. Церковь не может не волновать также нравственная сторона материала по валеологии. Старшеклассникам предлагается еще один нетрадиционный метод, на этот раз имеющий совершенно явное отношение к психике человека, – метод словесно-образного, эмоционально-волевого управления состоянием человека (СОЭВУС).

    Данный метод – попытка лечить словом. Действительно, “доброе слово лечит, а злое калечит”, но не только потому, что на него реагируют участки коры головного мозга, имеющие связь с нашими органами, но прежде всего потому, что на них реагирует наша душа – субстанция нематериальная. Имеются ли в коре головного мозга участки, отвечающие за такие чувства, как любовь, радость, самопожертвование или же противоположные им – гордость, ненависть, эгоизм? Не конфигурация и подбор букв, слов и знаков препинания (на чем акцентируют внимание составители учебника) оказывают влияние на человека, но их смысловая нагрузка. Какие же тексты предлагаются учащимся?

    А. “В мою психику, во все мои нервы вливается стальная мощь, стальная мощь, стальная мощь вливается в психику, во все мои нервы. В меня вливается мощная стальная сила. (Вопрос: откуда?) Я – человек непоборимой, стальной воли...” Не напоминает ли по своему характеру такая установка фашистский марш?

    Б. “Я настраиваюсь на веселую, энергичную жизнь сегодня, и через тридцать лет, и через сто лет...” – по меньшей мере это звучит смешно.

    В. “Я – смелая, твердо уверена в себе, я все умею, все смогу и ничего не боюсь...”

    Давайте ответим на вопрос: как называется психическое заболевание, когда человек считает себя не тем, кто он есть, и его преследуют навязчивые идеи?!

    Такие установки нося не только антихристианский, но и антигуманный характер. Основные отличительные черты такого характера – эгоцентризм, развитие гордости и агрессивность. Систематическое употребление метода СОЭВУС, скорее всего, вызовет в детях психические расстройства. Его содержание и форма также не соответствуют этическим нормам нашего народа. Где христианское смирение? Где доброжелательность и благородство? Где надежда на Бога? Вспомним хотя бы старую народную поговорку: “Без Бога – ни до порога”. Согласно православному учению, началом внутреннего совершенства является прежде всего познание своей немощи, за которым следует духовная борьба со страстями, но не самовнушение и построение образов о своей силе духа, уравновешенности и бесстрастии.

    Данный метод напоминает древние языческие заговоры. Однако Церковь на протяжении всего своего существования предупреждала об опасности и вреде подобных заклинаний, так как своей основой они имеют призывание демонических сил.

    7. Физическое закаливание организма – полезное для здоровья занятие. Однако, основанное на учении, скажем, Порфирия Иванова, оно влечет за собой искаженное представление о духовном мире, что может негативно отразиться на человеческой психике. Известно, что его методика небезрелигиозна, так как требует веры в П. Иванова и почитания его как бога: “...Не человек ходит по земле, САМ родившийся в Природе Бог ЗЕМЛИ”, или: “...Быть таким как Я: Победитель Природы, Учитель народа, Бог Земли” (из письма П. Иванова).

    8. Важным аспектом развития педагогической мысли всегда был вопрос свободы человека. В состоянии ли оккультизм дать человеку свободу? Для ответа процитируем Николая Бердяева: “Оккультизм есть сфера магии по преимуществу, то есть необходимости и закономерности таинственных сил мира. Свободы духа я не видел у людей, увлеченных оккультизмом. Они не владели оккультными силами, оккультная сила владела ими...” Иными словами, человек становится зависим от различных суеверий.

    Итак, с христианской точки зрения валеология нарушает духовные, этические, социальные, конституционные, а также здравоохранительные нормы человеческих отношений.

    Почему оккультизм с легкостью и энтузиазмом принимается умом и сердцем многих представителей интеллигенции, педагогов, врачей, ученых-натуралистов?

    Оккультизму присущ характер тоталитарной психологии, отличительной чертой которой является желание иметь над кем-либо или чем-либо превосходство, власть. Именно такой психологией была проникнута социальная сфера прежнего политического общества от низших до высших ее слоев. Политическая структура с ее идеологией рухнула, но порочная привычка осталась, найдя для себя более тонкую форму выражения – оккультную.

    Виталий ЧЕРНУХА

    TopList