Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 31/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Знатоки Пушкина

    Знатоки Пушкина

    Опыт проведения конкурса

    Вот он – знаменитый Царскосельский Лицей. Гравюра Майера. 1822 г.

    Конкурсы, посвященные жизни и творчеству того или иного писателя, познавательные игры, литературные викторины и вечера требуют специальной подготовки.

    Примерно за месяц до начала Пушкинской недели в нашей московской школе № 38 им. А.Н. Островского учителя-словесники на своем методическом собрании выбрали темы для литературно-познавательных игр. Решили, что школьники младших классов будут состязаться между собой в знании пушкинских сказок, для учащихся средней школы решено было составить вопросы по теме “Род и предки А.С. Пушкина. Детство, лицейские годы поэта”, а для старшеклассников взяли тему “Творчество А.С. Пушкина в контексте эпохи”. Эта же тема была оставлена для суперигры, проходившей между старшеклассниками и учителями.

    Учителя-словесники разделили обязанности. Каждый взял на себя составление части вопросов и подготовку команд участников.

    При этом мы условились поступить следующим образом: например, каждый учитель, готовящий детей по своей теме, не знает заранее вопросов, составленных по этой же теме другим учителем. Если один учитель готовил детей по теме “Род и предки А.С. Пушкина...”, то вопросы он составлял по теме “Творчество А.С. Пушкина в контексте эпохи”. Конкурсные вопросы корректировались лишь накануне игры после окончания занятий с детьми.

    Конкурс знатоков проводился так. Команды размещались за несколькими игровыми столами. Разрешалось иметь только карточки для ответов и ручки. Ведущий конкурса оглашал вопросы, которые он выбирал по жребию. На размышление командам давалось одна минута (или 20 секунд на каждый блиц-вопрос). На стол жюри поступали карточки с ответами разных команд. Очки присуждались команде, первой давшей правильный ответ. На конкурсе присутствовали зрители – одноклассники играющих.

    Три “творческие” паузы – драматическая, музыкальная, юмористическая – оживляли проведение конкурса. Команды должны были заранее подготовить исполнение музыкального произведения и маленькую постановку (сценку). Лучший номер определяло жюри и добавляло за это командам очки.

    Ниже предлагаются некоторые вопросы конкурса, которые использовались во время нашей игры.

    Разные по сложности вопросы можно при желании оценивать различными баллами.

    Материалы для конкурса “Знатоки Пушкина”

    Вопросы для учащихся 5–8-х классов по теме “Род и предки А.С. Пушкина. Детство и лицейские годы поэта”.

    1. Кто из предков А.С. Пушкина был крестником императора Петра Великого и польской королевы?

    Прадед А.С. Пушкина по материнской линии Ибрагим (или Абрам) Петрович Ганнибал.

    2. Какому русскому князю служил предок А.С. Пушкина по прозвищу Радша (сам Пушкин называл его Рача)?

    Святому благоверному великому князю Александру Невскому:

    Мой предок Рача мышцей бранной
    Святому Невскому служил.
             (Моя родословная, 1830)

    3. Как звали предка А.С. Пушкина, первым получившего прозвище, давшее название роду Пушкиных?

    Григорий по прозвищу Пушка был потомком Радши в четвертом колене, жил в конце XIV – начале XV века.

    4. Назовите фамилию няни А.С. Пушкина Арины Родионовны.

    Яковлева (в замужестве – Матвеева).

    5. О ком А.С. Пушкин писал “Он взял Париж, он основал Лицей”?

    Об императоре Александре I, по указу которого 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский Лицей.

    6. Перечислите все, что составляло обстановку комнаты лицеиста.

    Узкая железная кровать с бумазейным одеялом, конторка, стул, умывальный столик с зеркалом, комод.

    7. Какая подпись стояла под пушкинским стихотворением “К другу-стихотворцу”, первым его опубликованным произведением, появившемся в московском журнале “Вестник Европы” № 13 за 1814 год?

    Александр Н.к.ш.п.

    8. На одном из памятников, украшавших царскосельские сады, можно прочитать: “...крепость Наваринская сдалась Бригадиру Ганнибалу. Войск российских было числом шестьсот человек, кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он. В плен турков взяли шесть тысяч”.

    Как называется этот памятник? Кем приходился наваринский герой А.С. Пушкину?

    Памятник – Морейская колонна. Иван Абрамович Ганнибал, старший сын “арапа Петра Великого”, приходился А.С. Пушкину двоюродным дедом.

    9. Найдите соответствие (поставьте стрелки) между фамилиями лицеистов и их прозвищами:

    Пущин – Бекеркюхель
    Вольховский – Большой Жанно
    Пушкин – Тося
    Дельвиг – Француз
    Кюхельбекер – Суворочка

    Ответ:

    Пущин – Большой Жанно
    Вольховский – Суворочка
    Пушкин – Француз
    Дельвиг – Тося
    Кюхельбекер – Бекеркюхель

    10. Названия лицейских рукописных журналов были:

    “Для удовольствия и .......”, “Юные .......”, “...... перо”, “....... мудрец”.

    Вставьте недостающие слова.

    Пользы, пловцы, неопытное, лицейский.

    11. Найдите соответствия (поставьте стрелки) между фамилиями преподавателей и дисциплинами, преподаваемыми ими:

    Кошанский – нравственные науки
    Куницын – история
    Кайданов – словесность
    Карцев – французский язык
    де Будри – математика

    Ответ:

    Кошанский – словесность
    Куницын – нравственные науки
    Кайданов – история
    Карцев – математика
    де Будри – французский язык

    12. Определите, о ком из лицеистов-соучеников Пушкина идет речь: “Невысокий, тщедушный, он обладал железным характером, несгибаемой волей и этим внешне и внутренне походил на Суворова. Он решил стать военным и всячески закалял себя для будущим тягот. Трудолюбие его было поразительно. Чтобы больше успеть, он мало спал. Тренируя волю, он неделями отказывался от мяса, пирожного, чаю. Чтобы стать сильнее, взваливал на плечи толстенные тома словаря Гейма. Вырабатывая правильную посадку при верховой езде, готовил уроки, сидя верхом на стуле”.

    Владимир Вольховский.

    Блиц-вопросы:

    а) назовите номер комнаты А.С. Пушкина в Лицее (№ 14);
    б) как звали бабушку А.С. Пушкина, оказавшую огромное влияние на внука? (Мария Алексеевна Ганнибал);
    в) какое стихотворение прочитал Пушкин на переводном экзамене 8 января 1815 года в присутствии Г.Р. Державина? (“Воспоминания о Царском Селе”);
    г) кого в свете прозвали “прекрасной креолкой”? (Надежду Осиповну Пушкину, мать поэта);
    д) кто был ближайшим соседом Пушкина в Лицее? (Пущин);
    е) назовите фамилию первого директора Лицея (В.Ф. Малиновский).

    Вопросы для учащихся старших классов к литературной игре “Творчество А.С. Пушкина в контексте эпохи”

    1. Какое стихотворение А.С. Пушкина, обращенное к одному императору, описывает другого государя?

    “Стансы”, 1826. Стихотворение описывает императора Петра I, обращено к императору Николаю I.

    2. Обращаясь к морю в стихотворении с одноименным названием, Пушкин говорит:

    “Один предмет в твоей пустыне
    Мою бы душу поразил”.
    Что это за “предмет”?
    Одна скала, гробница славы...

    Там погружались в хладный сон
    Воспоминанья величавы:
    Там угасал Наполеон.
    (Остров Святой Елены)

    3. Когда император Александр I узнал о распространении каких-то запрещенных стихотворений Пушкина, он поручил князю Васильчикову достать эти стихи. Адъютантом Васильчикова был Чаадаев. Через него Пушкин послал императору стихотворение. Прочитав его, Александр I велел “благодарить Пушкина за добрые чувства”, которые внушает его произведение. О каком стихотворении идет речь?

    “Деревня”, 1819.

    4. Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” не случайно был назван энциклопедией русской жизни. Из него можно узнать даже о кушаньях и напитках пушкинских времен. Причем Пушкин описывает их с необыкновенной точностью. Страсбургский пирог в шутку назван “нетленным”, лимбургский сыр – “живым”, а определение к вину имеет “космический” смысл – “вино кометы”. Объясните все три определения.

    Страсбургский пирог – это паштет из гусиной печени, который привозили в консервированном виде. Отсюда – “нетленный”.

    Лимбургский сыр очень мягок и при разрезании растекается. Возможно, Пушкин имел в виду, что он покрыт слоем “живой пыли”, образуемой микробами. И то и другое дает возможность назвать его “живым”.

    “Вино кометы” – вино 1811 года, когда на небе стояла комета, предвестница несчастий.

    5. Описывая проснувшийся Санкт-Петербург, Пушкин упоминает такую деталь: “На биржу тянется извозчик”.

    О какой бирже идет речь?

    Биржа – уличная стоянка извозчиков.

    6. Описывая Москву, Пушкин упоминает львов “на воротах”. В комментарии Ю.М. Лотмана указано, что этих львов нельзя путать с мраморными львами, которые ставились на крыльцах особняков. О каких же львах речь?

    Львы – геральдические животные, поддерживающие герб владельца дома.

    7. Две столицы, Москва и Петербург, во времена Пушкина отличались и образом жизни, и составом населения. Объясните, где можно было встретить “охтинку с кувшином”, а где “бухарцев”? Кто это такие – охтинка и бухарцы?

    Охтинка – жительница Охты, окраинного района в Петербурге. Охта была заселена финнами, снабжавшими жителей столицы молочными продуктами.

    Бухарцами называли в Москве продавцов восточных товаров, привозимых из Средней Азии.

    Какой город и почему был “барабаном пробужден”, а какой просыпался от раннего звона колоколов?

    Сигналы утренней побудки в казармах гвардейских полков, расположенных в разных концах Петербурга, подавались барабанной дробью. Звук этот, разносясь в утренней тишине по пустынным улицам, будил трудовое население города.

    Москву будил “ранний звон колоколов”.

    8. Вставьте слова-топонимы в следующие отрывки из романа “Евгений Онегин”:

    Вот окружен своей дубравой,
    ...... замок. Мрачно он
    Недавнею гордился славой.

    Пошел! Уже столпы заставы
    Белеют; вот уж по ......
    Возок несется чрез ухабы.

    В сей утомительной прогулке
    Проходит час-другой, и вот
    У ....... в переулке
    Возок пред домом у ворот
    Остановился.

    Петровский, (по) Тверской, (у) Харитонья.

    9. В день, когда А.С. Пушкин сочинил юмористическую поэму “Граф Нулин”, произошло важное историческое событие, участия в котором Пушкин принять не смог. “Бывают странные совпадения”, – заметил по этому поводу поэт. Назовите год и день написания поэмы “Граф Нулин”.

    14 декабря 1825 года.

    10. По какому поводу и в каком стихотворении Пушкину пришлось напомнить западноевропейским политикам о том, что россияне “кровью искупили Европы вольность, честь и мир” во время Отечественной войны 1812 года?

    В стихотворении “Клеветникам России”, написанном в 1831 году в связи с восстанием в Польше и провокационными выступлениями во Французской палате депутатов (Лафайета, Могена и других), призвавших к вооруженному вмешательству в военные действия в Польше.

    11. О ком из близких людей Пушкин писал:

    “Ты был целителем моих душевных сил”;
    “Мой брат родной по музе, по судьбам”;
    “Он был лучшим из нас”.

    О П.Я. Чаадаеве, В.К. Кюхельбекере, А.А. Дельвиге.

    12. В стихотворении “Герой” действующие лица спорят о достоверности посещения Наполеоном лагеря больных чумой в Яффе и приходят к печальному выводу о том, что этот факт вымышлен. Однако текст стихотворения обрывается на слове “Утешься”, после которого следует многозначительное многоточие. Как, по мнению А.С. Пушкина, могут утешиться читатели, посмотрев на дату (29 сентября 1830 года), выставленную под этим стихотворением? (Эта дата не является днем создания стихотворения.)

    29 сентября 1830 года император Николай I посетил Москву, где свирепствовала эпидемия холеры.

    13. В день своего рождения, 26 мая 1828 года, Пушкин создает трагическое стихотворение, начинающееся словами: “Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты мне дана?” После появления этого стихотворения в журнале “Северные цветы” за 1830 год Пушкин получил ответ на свой вопрос и тоже в стихах. Кто был автором этого ответа?

    Митрополит Московский Филарет (Дроздов).

    14. Какую молитву переложил А.С. Пушкин в стихотворении, начинающемся строчкой “Отцы пустынники и жены непорочны...”?

    Великопостную молитву святого Ефрема Сирина.

    Лариса ВЕРЕЩАГИНА

    TopList