Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 29/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Вложи персты твоя

    Вложи персты твоя

    Туринская Плащаница: наука против сомнений

    В начале сентября этого года под Москвой, в Дубне, в очередной раз встретятся богословы и представители науки для продолжения диалога, длящегося тысячелетия. Тема диалога – бытие Бога. Для представителей Церкви и верующих ученых эти встречи были и останутся способом свидетельства своих убеждений. Как заметил кто-то из участников конференции: “Путь из неверия к вере всегда открыт, лишь обратного пути история не знает”. Не закрыт он и для ученых-атеистов, отстаивающих свои заблуждения перед лицом очевидных фактов. На одной из этих встреч прозвучала мысль о возможном использовании научных данных, собранных в результате исследования Туринской Плащаницы, для развенчания “мифа о Боге”. К сожалению, не было там профессора, протоиерея Глеба Каледы (в то время он был уже тяжело болен), отдавшего много лет сбору материалов, касающихся Плащаницы, и способного дать исчерпывающие пояснения по теме. Ученые ждали продолжения разговора на понятном им языке, но тогда он состояться не мог.

    В 1995 году, уже после смерти отца Глеба, вышла в свет отдельным изданием его работа “Плащаница Господа нашего Иисуса Христа”, обобщившая научные данные многолетних исследований Плащаницы. Но что такое тридцать тысяч (тираж брошюры) по сравнению с пропагандистскими возможностями телевидения или даже печатных изданий, перекрывающих путь к истине? Миллионы и миллионы по-прежнему знают полуправду и продолжают черпать из мутного источника. Вот последний пример.

    В № 16(99) журнала “7 дней” (тираж 960.000) помещена статья Александра Досталя “Тайны Туринской Плащаницы”. Читателю, впервые столкнувшемуся с материалом на эту тему, информации может оказаться вполне достаточно, чтобы почувствовать себя человеком образованным. Живо рассказанная история с цитатами, стилизованными под Евангелие, знакомит нас с загадочным явлением – куском ткани, на котором запечатлен подлинный облик Христа. Автор не задерживается на этом утверждении. Он сообщает о факте и спешит дальше – к мнению ученых, которые, как ему кажется, способны ответить на все вопросы.

    Но если автор не сомневается в подлинности изображения, то какие могут быть у него вопросы к науке? Если на Плащанице отпечатался образ Спасителя нашего Иисуса Христа, изменяющего “естества чин”, к чему тогда мнения ученых? Автор статьи ждет от них ответа на вопрос: как произошло запечатление Лика на ткани. Его собственные знания ограничиваются рассуждениями о непонятном голубом свечении, о “достоверном свидетельстве” (?) об умершем мальчике, тело которого испускало голубоватое сияние, распространявшее тепло, о Благодатном огне, сходящем на Гроб Господень, который так похож на голубоватое свечение от умершего мальчика. В заключение он пишет, что тайна Туринской Плащаницы так и осталась неразгаданной.

    Эта статья напомнила мне выступление на дубнинской конференции ученого, который в запальчивости бросил: “Пусть бы Господь, если Он есть, выступил бы на конференции!”

    И, словно в ответ на эти заносчивые слова, Господь явился нам. Всем – не только верующим в Него, но и верующим в торжество науки, – Он явился в тайне запечатления Своего Лика на Плащанице; Он проступил в результатах исследования Плащаницы учеными. По неизреченной Своей милости, ради слабости нашей веры, Он дал нам осязать Себя, Он оставил нам Свои погребальные ризы во свидетельство чуда Своего Воскресения.

    Изучением Плащаницы занимались криминалисты, судебно-медицинские эксперты, врачи, искусствоведы, историки, химики, физики, ботаники, палеоботаники, нумизматы. Плащаницу многократно снимали в различных лучах спектра – от рентгеновского до инфракрасного излучения. Результаты исследований обсуждались на международных синдологических конгрессах (sindone – плащаница).

    Возраст Плащаницы долго оставался основным предметом споров синдологов. Историки, ботаники, палеоботаники, нумизматы сходились в мнении, что Плащанице две тысячи лет. Это подтверждал состав ткани, ее выделка, отпечатки монет, которыми были прикрыты глаза Христа. Но радиоуглеродный анализ ткани (измерение периода радиоактивного распада изотопа С14), проведенный в конце 1988 года, показал, что ей всего 600–730 лет, то есть ее использование в качестве погребальных риз следует датировать не началом христианской эры, а средневековьем – 1260–1390 годами. И вот, десять лет спустя, ученые Техасского университета опровергли результаты радиоуглеродного анализа. Этим методом, считают они, был определен лишь возраст бактерий и грибковых наростов на ткани. На предоставленных им образцах Плащаницы они обнаружили следы ДНК человека, причем уровень разложения молекул крови и ДНК на ткани таков, что дает основание утверждать, что ей именно две тысячи лет.

    Придирчивые криминалисты не нашли на Плащанице ничего, что опровергало бы евангельский рассказ о страданиях, крестной смерти, погребении и Воскресении Христа; исследования ее лишь дополняют и уточняют повествования четырех евангелистов. Это отмечают все исследователи Туринской Плащаницы. Польский ученый Станислав Валишевский составил таблицу сопоставлений евангельских повествований и свидетельств Туринской Плащаницы, наглядно демонстрирующую совпадение данных науки и Евангелия.

    Как установила судебно-медицинская экспертиза Плащаницы, на теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой, а также посмертные излияния от прободения копьем, которое пронзило, по мнению врачей, плевру, легкое и повредило сердце. Кроме того, имеются следы излияния крови в момент снятия с креста и положения Пречистого Тела на Плащаницу.

    Страшные следы телесных страданий чудесным образом запечатлела на себе святая Плащаница. Христа много били. Изучая Плащаницу, ученые сумели определить даже толщину палки, повредившей Страдальцу нос. Благодаря судебно-медицинской экспертизе мы знаем о мучениях Иисуса Христа даже более детально, чем о них рассказано в Евангелии.

    Били Его и бичами. Как свидетельствует Плащаница, бичевали Его два воина: один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич в их руках имел пять концов, в которых были зашиты грузила, чтобы плети крепче охватывали тело и рвали кожные покровы. Как считают судебные эксперты, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу.

    Кончив избиение, на Иисуса Христа положили тяжелый крест и приказали нести его на место предстоящего распятия – Голгофу. Таков был обычай: осужденные сами несли орудие своей мучительной казни.

    Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Христос, физически измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении Он разбил колено, а тяжелая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений и ударов запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы.

    Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т.д. была бы существенно иной: к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Своего погребения.

    Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. А каждый врач, каждая медицинская сестра знают, как трудно отделяются бинты от присохших ран. Снятие повязок бывает очень трудным и болезненным процессом. Еще недавно перевязки считались порой страшнее операции. Христос же вышел из Плащаницы, не развернув ее. Он вышел из нее так же, как после Воскресения проходил сквозь закрытые двери.

    О Воскресении Христа свидетельствуют результаты изучения Плащаницы специалистами-физиками. Физик Дж. Картер высказал предположение, что изображение на Плащанице есть результат ее радиоактивного облучения телом Христа. Ему удалось подтвердить это экспериментально. Но возникает вопрос: чем вызвана радиоактивность? Была высказана гипотеза, что она обусловлена Воскресением Христа, которое сопровождалось какими-то ядерными процессами. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что невидимое на Плащанице простым глазом становится видимым на фотографиях. Вспомним, что радиоактивнсть была открыта Беккерелем благодаря следам на незасвеченной фотографической пластине. Христос воскрес в новую плоть: он стал проходить сквозь “двери затворенные”, чего не делал ранее. Ученый-геолог, профессор, доктор наук, оставивший служение миру ради служения Богу, протоиерей Глеб Каледа, анализируя результаты радиоуглеродного метода исследования Плащаницы, писал: “Высокое содержание в ней С14, как и само изображение, наряду с другими данными свидетельствуют о Воскресении Христовом”.

    А вот заключения юристов и историков. Эдвард Кларк пишет: “Я предпринял тщательный разбор свидетельств, связанных с событиями третьего дня Пасхи. Эти свидетельства представляются мне бесспорными: работая в верховном суде, мне... случается выносить приговоры на основании доказательств куда менее убедительных. Выводы делаются на основании свидетельств, а правдивый свидетель всегда безыскусен и склонен преуменьшать эффект событий. Евангельские свидетельства о Воскресении принадлежат именно к этому роду, и в качестве юриста я безоговорочно принимаю их как рассказы правдивых людей о фактах, которые они могли подтвердить”.

    Автор трехтомного труда “История Рима” профессор Т. Арнольд, изощренный ниспровергатель исторических мифов и ошибок, утверждает: “Удовлетворительность свидетельств жизни, смерти и Воскресения нашего Господа доказывалась неоднократно. Они отвечают общепринятым правилам, по которым надежные свидетельства отличаются от ненадежных”.

    Другой исследователь, профессор Эдвин Сельвин, подчеркивает: “Воскресение Христа из мертвых на третий день в полной сохранности тела и духа есть факт, который представляется столь же надежным, как любой другой, подтвержденный историческими свидетельствами”.

    Как могло произойти исчезновение тела из Плащаницы без ее разворачивания и отрыва израненного тела от ткани? Именно этот факт-вопрос заставил атеиста и вольнодумца профессора сравнительной анатомии И. Деляже и атеиста профессора хирургии П. Барбье поверить во Христа и сделаться апологетами и проповедниками Плащаницы. Познакомившись с материалами исследований, неверующий профессор Сорбонны Овелаг погрузился в глубокое размышление и вдруг с просветленным лицом прошептал: “Друг мой, Он действительно воскрес!” Начав изучать Плащаницу, неверующий англичанин Вильсон в процессе своих исследований стал христианином.

    Таким образом, и судебно-медицинские, и изотопные исследования Туринской Плащаницы подводят к признанию научного факта Воскресения Христа. Заканчивая работу над книгой “Плащаница Господа нашего Иисуса Христа”, вобравшей в себя результаты многолетних изучений ее учеными различных специальностей, верований и национальностей, отец Глеб Каледа писал: “Я почувствовал, что ко мне больше не относятся слова Христа, сказанные апостолу Фоме: ... ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. Я тоже вложил перста мои в язвы гвоздинные и руку свою в ребра Его”.

    ...Сомневавшемуся в Его Воскресении апостолу Фоме Христос показал раны от гвоздей на руках, рану в ребрах Своих и сказал: не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 29). И через две тысячи лет Он как бы взял нас за руку и приложил к Своим ранам. Он дал нам шанс вслед за Фомой сказать: Господь мой и Бог мой!

    Алексей СЕЛЕЗНЕВ

    Публикация статьи произведена при поддержке компании «Московский Инжиниринговый Центр». Компания «Московский Инжиниринговый Центр» предоставляет услуги поставки и монтажа климатического оборудования. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете по выгодной цене купить промышленные кондиционеры от ведущих мировых производителей, а высококлассные специалисты произведут качественный монтаж приобретенного оборудования, на долгие годы обеспечив его надежную и бесперебойную работу. Подробнее ознакомиться с каталогом и прайс-листом предлагаемой продукции и услуг, а так получить онлайн консультацию, можно на сайте компании «Московский Инжиниринговый Центр», который располагается по адресу http://www.mosng.ru/

    TopList