Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 24/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Добрый доктор

    Добрый доктор

    Наш сегодняшний материал мы посвящаем памяти замечательного русского антрополога, педиатра и педагога Егора Арсеньевича Покровского.

    Вся жизнь которого – пример служения детям: лечению детей, изучению их жизни, наставлению и просвещению родителей.

    Родился Е.А. Покровский в 1834 году в Твери, в семье священника. Рано остался без родителей, стал кормильцем в семье с 16 лет и до конца своей жизни помогал брату и сестре. Он был в последнем классе гимназии, когда скончался последний близкий семье взрослый человек – его крестная. У юноши не было практически никакой возможности продолжить образование, он с болью смотрел на гимназических товарищей, разъезжавшихся по университетам. Эта боль отзывалась в строчках дневника: “Один, как подстреленный журавль, перед полетом в теплые страны не могу следовать за стаей”. Чудом стало одолжение кем-то 15 рублей, на которые можно было купить билет до Москвы (на билет до Петербурга не хватало), куда Егор Арсеньевич и отправился держать экзамены на медицинский факультет университета.

    После окончания университетского курса в 1860 году Покровский, ненадолго съездив в провинцию, вернулся в Москву и поступил ординатором в Софийскую детскую больницу, где проработал 33 года, до самой своей смерти в 1895 году: последние 22 года он был главным доктором. Покровский очень скоро стал популярен в Москве, он мог бы иметь богатую частную практику, но будучи бессребреником, в течение очень многих лет по два часа в день бесплатно принимал детей неимущих родителей, учредив к тому же благотворительное общество, снабжавшее детей бесплатными игрушками и книгами. Особо опекал сиротские воспитательные дома, куда выезжал по первой же просьбе. В сложных случаях его вызывали для консультации в кадетские корпуса, в Александровское училище.

    В крестьянских семьях Подмосковья и близлежащих губерний ходили легенды о чудесном докторе. Пациенты и их родители называли его не иначе как “добрый доктор”. А опыт, который набирал Е.А. Покровский, был поистине бесценным: он методически опрашивал крестьян по всем вопросам, связанным с воспитанием детей, собирая огромное количество фактов. Покровский изучал детство и особенности развития ребенка. Изучал во всей полноте, отмечая каждую тонкость.

    Со всех концов России собирал Е.А. Покровский “детский материал”. Создавая сеть помощников, донимал их просьбами о присылке колыбелей и детских ходунков, народных игрушек, кукол, детской одежды, рецептов детской еды. Без внимания не остался ни один уголок России, велись активные поиски иностранной атрибутики детства. В 1878–1879 годах появляются в печати первые статьи Покровского, посвященные детству: “Влияние первых приемов воспитания на физическое развитие детей у разных народностей”, “Доклад о собранных материалах для выставки по первоначальному воспитанию детей”.

    Истинный и заслуженный авторитет Е.А. Покровскому как специалисту принесла антропологическая выставка 1879 года. Эта выставка представляла собой грандиозную экспозицию, включая в себя разнообразный материал по антропологии и этнографии, размещенный на огромной площади. Егор Арсеньевич, избранный к тому времени председателем Медицинской комиссии Императорского общества любителей естествознания, археологии и этнографии, готовил для выставки раздел “Собрание по первоначальному физическому воспитанию”. На экспозиции раздела было представлено более 100 экспонатов, присланных со всех концов России: десятки видов колыбелей, стоюнков, каталок, предметов детской одежды, игрушек и даже образцов детской еды. Там, где не было возможности представить предметный материал объемно, присоединялись десятки рисунков, иллюстрирующих особенности процесса ухода за детьми. Это было не только музейное собрание, отдел поражал экспозиционными открытиями.

    По окончании Антропологической выставки Егора Арсеньевича почтили избранием почетным членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (а ведь за всю историю Общества было всего 28 почетных членов, из них 6 августейших особ!).

    Организация выставок стала любимым делом Е.А. Покровского, он находил новые приемы представления материала, выстраивая экспозиции со зрелищной, научной, педагогической точек зрения. В 1889 году за отдел о физическом воспитании детей на Всемирной выставке в Париже Покровский был удостоен почетного ордена (отдел выставки был пожертвован Парижу).

    Концепция педагогического музея была представлена Егором Арсеньевичем в его книге “Педагогические музеи как необходимая помощь в деле воспитания”. Эти размышления очень интересны и актуальны сегодня, когда идет поиск наиболее действенной методической помощи педагогам и родителям.

    По мнению Покровского, педагогический музей – это не только коллекция предметов, связанных с детством, не только иллюстрации приемов воспитания, с обязательным указанием их разумности или неразумности, но и библиотека, помещения для работы различных педагогических и родительских секций, зал для экрана и волшебного фонаря с интересными для детей сюжетами и объяснениями, площадка для обучения играм. Отчасти эта концепция воплотилась в отделе детской гигиены, который готовил Е.А. Покровский на выставке Общества трудолюбия в Москве в 1888 году.

    Не оставляя врачебной практики, Е.А. Покровский вел колоссальную работу в области научного изучения детства. Его по праву можно назвать одним из основоположников отечественной этнографии детства. Главным его трудом того времени стала книга “Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России”, на деле содержание книги было много шире указанного в заглавии, речь шла не только о физическом воспитании и этнографический охват был много шире обозначенного. Точнее можно было бы назвать этот труд “Этнопедагогика”, но термин этот появился значительно позже. Книга содержала описание опыта воспитания, собранного по всему свету, начиная с древнейших времен, с приложением сотен рисунков. И хотя со времени выхода книги прошло более ста лет, в фактологическом отношении с этим трудом трудно соперничать.

    Особое внимание уделял Егор Арсеньевич детским играм. Его собрание народных детских игр по сей день является самым полным. Исследователи очень радуются, если им удается найти вариант игры, не указанный Покровским. Но он не просто собирал описания игр, а систематизировал их, рассматривая каждую игру комплексно, не нарушая игрового феномена, исследуя развивающий и воспитывающий аспекты игры.

    В рубрике “Педагогический трактат” мы публикуем сегодня фрагменты из книги о педагогических музеях Е.А. Покровского.

    Ольга ПОТАПОВСКАЯ
    TopList