Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 21/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • В чем святость Церкви

    Спонсор публикации статьи: интернет коллекция видеоуроков для школьников различных классов по основным предметам школьной программы InternetUrok.ru. Воспользовавшись услугами сайта InternetUrok.ru, Вы получите возможность бесплатно смотреть уроки онлайн, не выходя из дома. Это позволит ученикам узнать, что было на пропущенном занятии или повысить свой уровень знаний по интересующей теме, а учитель сможет ознакомиться с методикой преподавания других опытных педагогов.

    no.gif (4770 bytes)

    В чем святость Церкви

    В память всех святых и память русских святых обращает нас к догмату о святости Церкви: там вспоминаются святые мученики за веру – здесь вспоминаются подвижники, пещеры, дремучие непроходимые леса, но все это – единый дух подвига и служения Христу.

    И, думается, какое же великое милосердие Божие, какое утверждение веры, какая крепость духа должны быть у нас, верующих христиан, когда в нашей Церкви содержится вся та великая благодать, которая ниспосылала силы для всех этих подвигов и трудов, и как должен чувствовать себя верующий христианин не одиноким в миру, когда для него все это, живущее в Церкви, живет и поныне, когда в Церкви для него все живое есть, когда весь этот сонм святых составляет часть той Церкви, к которой принадлежит и он.

    Сколько должно быть постоянной радости в сердце верующего христианина, сознающего себя членом Церкви!

    Но при этом возникают в сердце человеческом и искушения. Как враг подстерегает нас всегда при самых хороших, при самых возвышенных чувствованиях, так и в этом чувстве нашем враг находит повод и возможность для соблазнения нас.

    В нашей личной жизни этот враг, когда мы с благоговением рассматриваем высоту христианского учения, соблазняет мыслью, что мы живем совершенно не так, и потому все то, чему мы учимся и что мы хотим назвать своей верой, – все это где-то далеко, отвлеченно для нас, а наша жизнь нисколько не исправляется.

    И когда приходят на исповедь, с какой-то безнадежностью говорят: “Грехи все те же”.

    И так ходят и год, и два, и три – грехи все те же. И кажется человеку, что это какое-то неисчерпаемое, бесконечное и ненужное дело – исповедь одних и тех же грехов.

    А в отношении Церкви и ее святости, всех тех сокровищ благодати, которые в ней содержатся, эта же мысль претворяется в иную соблазнительную мысль: что Святая Церковь, в которой спасались угодники Божии, где-то далеко от нас, а вот наша-то Церковь – в ней вот что, что?

    И как бы тускнеет образ истинной святости Церкви.

    Но все это соблазн.

    Да, грехи мы исповедуем до последнего нашего издыхания все одни и те же.

    Если взять Требник и по нему начать отвечать на вопросы о грехах, не много найдется вопросов, на которые, добросовестно и искренно отвечая, ответил бы христианин: “Нет, не грешен”.

    Но значит ли это, что он не двигается по пути совершенствования?

    И что значит совершенствоваться, что значит делать плодотворную работу?

    Опасно, когда человек сам начинает замечать свое совершенствование. Наше совершенствование прежде всего состоит в том, что мы по-новому начинаем относиться к греху, по-новому начинаем в нем каяться.

    Несть человек, иже не согрешит (2 Пар. 6, 36).

    Но как разнообразно в нашей собственной жизни, в разные ее моменты, наше покаяние и наше отношение ко греху.

    Сколько мы видим слез на исповеди о грехах, содеянных 20, 30, а иной раз и 50 лет тому назад!

    Вот какой путь прошла человеческая душа!

    Через 50 лет жизни вдруг начинает делаться нестерпимо стыдно за какой-то как будто давно забытый грех.

    Наша душа все время очищается этим покаянием и двигается по благодати Божией в таинстве Евхаристии к некоему устроению духовному.

    Скажут: “Эти плоды духа так мало дают для нас утешения”.

    А разве не ничтожны наши труды?

    Но все же, если мы оглянемся на жизнь верующего христианина и жизнь безбожников, то мы усмотрим существеннейшую разницу вот в этом отношении нашем ко греховности нашей жизни.

    А святость Церкви? Могут ли затемнить ее церковные недостатки?

    Ведь церковные недостатки – это явление не нашего времени, они были всегда.

    Достаточно вспомнить слова святого Григория Богослова, который говорил: “Погибла вера в Бога”. Достаточно вспомнить слова святого Иоанна Златоуста, который в беседе на Послания к Коринфянам говорил: “У нас в Церкви осталось много лишь хороших воспоминаний, что и раньше, и ныне собирались для песнопений, но раньше, когда собирались для песнопений, было единомыслие, но теперь едва ли найдешь хотя бы одного человека, который был бы твоим единомышленником. И раньше говорил мир, а теперь только вражда”.

    Ведь это все говорилось тогда, когда еще были живы некоторые отцы Никейского Собора, когда только что почил Афанасий Великий, когда были еще живы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

    Но что это значит?

    Это значит только то, что Церковь земная имеет много недостатков, которые есть результат слабостей и немощей человеческих.

    Могут ли поколебать святость Церкви прегрешения отдельных людей? Какой соблазн, какое величайшее неразумие говорить, что я ухожу из Церкви, потому что встретился с недостойным пастырем, что я не буду больше веровать в Церковь, потому что пришлось пережить тяжкое личное впечатление от того или иного носителя благодати.

    Святость Церкви не в этом заключается – она заключается в таинствах, в святости благодати Божией, во всем том добром, что сия благодать сделала с душами человеческими; она заключается в том сонме святых, которые спасены сей благодатию, она заключается в каждом истинно добром движении нашей души.

    Это светлое и святое составляет святость Церкви. А грехи наши – болезни наши, они есть немощи греховные, которые мы омываем и исчисляем в этой Святой Церкви Христовой.

    Вот потому как в личной нашей жизни да не смущает нас лукавая мысль о ненужности наших трудов, когда мы чувствуем немощь грехов наших, так да не смущается в нас и наша вера в святость Церкви, когда мы видим те или иные недостатки в земной Церкви.

    Наше сознание грехов не уныние должно вызывать в нас, а лишь еще большее и большее старание совершать работу Господню. Сознание недостатков церковной жизни должно влечь за собою не отхождение от Святой Церкви, а еще большую к ней любовь и желание служить на пользу церковную.

    Протоиерей
    Валентин СВЕНЦИЦКИЙ

    TopList