Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 21/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Непобедимость христианского терпения

    no.gif (4770 bytes)Непобедимость христианского терпения

    Труд иеромонаха ДАМАСКИНА (Орловского) “Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия” – первое за последние десятилетия собрание жизнеописаний мучеников, исповедников и подвижников благочестия, написанных на основании собранных в советской России свидетельств. Многие факты уточнены и проверены по документам, хранящимся в государственных архивах.

    Из обращения к читателю Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ

    Двадцатое столетие – особое время в жизни Русской Церкви. Это – эпоха невиданных гонений за веру, по своим масштабам, циничности, коварству и жестокости превосходящих все, что когда-либо выпадало на долю последователей Христовых.

    В ХХ веке одна Россия дала миру больше мучеников и исповедников, чем вся предыдущая история всей Христианской Церкви...

    Множество мучеников и мучениц всех возрастов и сословий, принесших свою жизнь в жертву Христу Богу, стали свидетельством господства духа над плотью и тлением; стали явлением расцвета христианской идеи и жизни, стали фактом непобедимости христианского терпения и мужества.

    Свидетельством господства духа – потому что эти люди не захотели сохранить жизнь или приобрести блага мира во вред своей душе, ибо душа человеческая больше, ценнее всего мира. Они были служителями животворящего Духа.

    Явлением расцвета христианской жизни ибо заповеди и повеления Божии были для них не отвлеченными истинами, а насущным хлебом их повседневной духовной жизни. Без исполнения заповедей их жизнь была бы пуста и бессмысленна. Святая и совершенная воля Божия была навсегда, неистребимо написана на скрижалях их сердец.

    Фактом непобедимости христианского терпения и мужества, незыблемого стояния в любви Божией – ибо сильна, как смерть, любовь, и даже сильнее смерти. Никто и ничто: ни смерть, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни опасность, ни меч – не могли отлучить их от любви Божией. Но все это они преодолевали силою возлюбившего их Бога. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: “за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание”. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим. 8, 35–37).

    Их жизнь и смерть были убедительнейшей проповедью истинности и неразрушимости Христова дела.

    Никогда не иссякала на Руси духовная жажда подражания Христу, стяжания праведности и святости Христовой. Не стоит город без святого и село – без праведника.

    Наши современные мученики, святые и праведные воочию свидетельствуют, что жив Господь и жива Его святая плоть – Русская Православная Церковь.

    Священник Вячеслав Леонтьев

    Родился в 1900 году. В 1927 году прихожане нижегородского села Майданы пригласили отца Вячеслава в свой храм. Крестьяне помогли ему купить дом и обзавестись хозяйством. В том же году власти пришли отбирать дом. Без тени неудовольствия, с радостью помогал отец Вячеслав грузить на подводу вещи. “Что же ты, батюшка, им, разбойникам, помогаешь?” – спрашивали крестьяне, скорбя о разорении и несправедливости. “А как же? – кротко отвечал он. – Надо терпеть”. Земному – земное, не унывает душа, ты уйдешь отсюда, ничего не взяв.

    Лишившись пристанища, отец Вячеслав и матушка Зоя скитались, переходя из дома в дом. Через полгода они получили приют в сторожке, где в одной комнате помещались сторожа, а в другой – священник и матушка. Здесь же он и крестил.

    В дни праздников нескончаемо шли люди к чудотворному Тихвинскому образу Божией Матери, который находился в селе. Многие недужные, и особенно одержимые злыми духами, приходили сюда, прося Богоматерь об исцелении. Отец Вячеслав после литургии служил молебен над одержимыми злыми духами. И многие получали исцеление.

    Власти видя его ревность, которую не умеряли никакие притеснения, стали прямо запрещать проповедовать, но он не обращал внимания на запреты.

    К концу 20-х годов с отцом Вячеславом решили покончить. Когда же убийцы приблизились, крестьяне окружили отца Вячеслава плотным кольцом, а женщины повисли на руках убийц, не дав им воспользоваться оружием.

    Но власти не отказались от намерения застрелить священника, убийцы часами выжидали момента, когда он останется один. И он один не выходил.

    Впоследствии один гонитель исповедника – милиционер – умер в тяжелых мучениях, а другого гонителя раздавило машиной...

    Видя, что отца Вячеслава не удается ни запугать, ни убить, власти в 1933 году арестовали его и приговорили к трем годам заключения.

    Через три года отец Вячеслав вернулся домой. Год прослужил. Осенью 37-го снова арестован. Узнав об этом, у сельсовета собрались прихожане в последний раз спросить своего пастыря, как им жить, и получить благословение.

    – По Богу живите, – ответил священник. – Теперь все. Храмы закроют... Я от вас ухожу навсегда, а вас всех благословляю.

    Как-то в тюремном дворе, сквозь щель в заборе его увидела прихожанка Елизавета Опарина.

    – Батюшка, – окликнула она тихонько.

    Он оставил пилу и подошел к забору.

    – Батюшка, мы все молимся, чтобы вас отпустили, – сказала она.

    – Не молитесь об этом, – серьезно произнес исповедник. – Молитесь о том, чтобы Господь дал мне терпения. Вчера один получил свободу за то, что отрекся от Бога. По-другому отсюда не выходят...

    Вскоре отец Вячеслав был казнен.

    Епископ Лаврентий, викарий Нижегородской епархии

    “Всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество”.

    Епископ Лаврентий (в миру Евгений Иванович Князев) родился в городе Кашире. Происходил из духовного звания. В 1917 году митрополит Тихон представил его к хиротонии, и в феврале архимандрит Лаврентий был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии.

    Епископ Лаврентий был усердным делателем молитвы Иисусовой, учеником и духовным другом оптинских старцев...

    В конце августа 1918 года чекисты арестовали владыку Лаврентия. От отдельной камеры он отказался и предпочел остаться в общей. В свободное время, находясь в камере, епископ непрестанно молился, не обращая внимания на слышавшиеся в первое время замечания и насмешки сокамерников, молился с таким усердием, что насмешки скоро прекратились, и находившиеся здесь, умилившись молитвенному подвигу архипастыря, невольно сами стали подражать его примеру.

    Жители города Балахны собрали около 16 тысяч рублей, намереваясь внести их как залог за освобождение викария, и собирали подписи под прошением об освобождении архиерея. Подписи собирались и в Нижнем Новгороде.

    На Воздвижение 14/27 сентября, когда он служил в тюремной церкви, пришли представители советской власти, чтобы посмотреть на него. И таков был духовный облик святителя, так ярко горел свет его веры, что они единодушно решили убить его во избежание духовного подъема среди населения города.

    Вечером 23 октября/5 ноября епископа Лаврентия перевели в тюрьму ЧК. Вели его через весь город в сопровождении одного вооруженного солдата. По дороге люди подходили за благословением, а следовавшие сзади видели, как он вынимал из кармана платок, по-видимому, плакал...

    24 октября/6 ноября епископу Лаврентию и протоиерею Алексею Порфирьеву (бывшему с ним) было сказано, что их расстреляют, и предложено помилование, если они откажутся от сана. Нечего и говорить, что такой отказ был немыслим. Палачи и сами не верили в него и потому, не дожидаясь ответа, принялись избивать священномучеников... При исполнении приговора русские солдаты отказались стрелять, потому что услышали в этот момент пение Херувимской. Позвали латышей, и они привели приговор в исполнение... Епископ стоял с воздетыми руками и пламенно молился, отец Алексий – с руками, сложенными на груди, опущенной головой и молитвой мытаря на устах: “Боже, милостив буди мне грешному”.

    Через несколько дней духовная дочь епископа Елизавета Шмелинг, идя утром к ранней обедне и проходя мимо здания ЧК, увидела, как из ворот выехала телега, на которой лежали два тела.

    – Кто это? – спросила она возчика.
    – Это тела епископа и священника.
    – Куда вы их везете?
    – На Мочальный остров, откуда велено сбросить их в Волгу.

     При набеге красных в августе 1918 года на Белогорский монастырь (Пермская епархия) были зверски замучены иеромонахи Сергий Вершинин и Илия – тела их найдены с исколотыми штыками шеями, с размозженными черепами и прострелянными ладонями рук. Предполагают, что их пригвождали ко крестам.

    Иеромонах Антоний (Арапов) был выдающимся миссионером-проповедником, его проповеди привлекали в Белогорский монастырь тысячи паломников. Он был арестован и расстрелян в Иркутске в 1919 году.

    Священник Владимир Боголюбов родился в селе Шуварово. Служить отец Владимир начал с 1922 года. С 1931 года служил в селе Лендяй. Местная власть там люто ненавидела Церковь. В феврале 1932 года в сельсовете собрался комсомольский актив и остановил поехать за священником, отвезти его на кладбище и каждому пустить в него пулю...

    Убийцы заблудились, хотя ночь была лунная, священника успели предупредить, и он тут же ушел.

    Отец Владимир перебрался в небольшую деревню Обувка. Но и туда его пришли искать убийцы. Тогда он ушел в Нижегородскую область. В 1937 году он был арестован и скончался в заключении.

    Священномученик Александр Смирнов родился в 1877 году и служил в Крестовоздвиженской церкви села Вышегород Верейского уезда Московской губернии.

    В Верейский район был послан отряд карателей-латышей, которые должны были жестокостью казней устрашить крестьян.

    Пришли и за отцом Александром. Был тихий осенний вечер, недавно выпал первый снежок, и из тьмы светом, символом земной чистоты, разливалась вокруг белизна. Держа горящие свечи, палачи вели священника к сельсовету. Как живого покойника, предназначенного для погребения, сопровождало его кощунственное шествие истязателей. Им хотелось надругаться над ним, осыпать насмешками, но они не посмели, смутились, вьяве ощутив благодатную силу идущего рядом с ними священника...

    Блаженна и свята кончина мучеников, и светозарен непорочный Христов жребий. Получив разрешение помолиться перед кончиной, священномученику было дано уверение свыше о том, что душа его будет удостоена мученического венца, и даже ближайшая участь палачей. Отец Александр сказал: “Теперь делайте со мною, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете”.

    Палачи рассекли ему шашкой голову от правого виска до темени, стреляли в голову и шею, кололи штыком. Но диво! Священник был силою Божиею жив. Страх напал на мучителей. И тогда один из них, подойдя к нему вплотную, ударом в сердце умертвил его.

    Слова отца Александра исполнились в точности. Через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым.

    На девятый день после кончины отец Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшиеся на месте убиения косточки, указав и само место. Примерно через год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепительной белизны. В двадцатых годах дом священника был сожжен. Из всего имущества чудесно уцелела фотография отца Александра, только немного обгоревшая по краям.

    Святые мученики, исповедники и праведники российские, молите Бога о нас!

    TopList