Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 18/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Празднование Дня славянской письменности

    Празднование Дня славянской письменности и культуры в школе

    24 мая Церковь празднует день памяти славянских учителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия. Эти святые издавна считались покровителями “книжных людей”: учащих и учащихся.

    С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни славянской письменности и культуры. Но это не только сегодняшняя традиция, и сто лет назад в русских школах этот праздник отмечался особо торжественно, ведь заканчивался очередной учебный год.

    Сегодня мы публикуем методические рекомендации к проведению Дня славянской письменности и культуры в современной школе.

    Подготовка праздника

    Проведению праздника предшествует организационная работа:

    – подбор музыкального сопровождения и литературного материала (стихов, рассказов, жизнеописаний, статей для докладов);
    – изготовление необходимых наглядных пособий и реквизита;
    – проведение репетиций;
    – подготовка зала (класса).

    В качестве наглядных пособий и реквизита предлагается использовать “древние” свитки; буквы славянской азбуки, изготовленные из картона; эмблемы праздника; костюмы для композиций и постановок.

    Для оформления зала могут быть подготовлены большие стилизованные “старинные” свитки с древними славянскими письменами (например, словами из Азбучной молитвы), плакаты с изображением букв славянской азбуки. Для создания праздничной атмосферы в зал могут быть принесены цветы и разноцветные шары.

    В качестве экспозиции предлагается организовать выставки старинных книг, снимков древних рукописей, а также детских поделок и рисунков, посвященных празднику. На стендах могут быть представлены материалы о жизни и деятельности великих просветителей славян – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также первых русских книжников.

    Проведение праздника

    Праздник в школе может быть организован в форме концерта или литературно-музыкальной композиции. В рамках праздника может быть организована экскурсия в местную библиотеку или краеведческий музей.

    В некоторых школах проводятся ученические конференции, приуроченные ко Дню славянской письменности и культуры.

    Праздник-концерт

    Праздник начинается вступительным словом ведущего, который рассказывает детям о славянской азбуке и истории ее создания, о первых рукописных книгах, о духовном просветительском подвиге святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (показывает икону с их изображением).

    Что мы знаем о начале славянской письменности

    С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как возник у каждого народа его родной язык?

    Узнать это очень трудно. Существуют только догадки и предположения. Несколько легче ответить на вопрос: как и когда возникла у того или другого народа своя письменность.

    Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. Не всегда удается поставить такую веху с точностью даже в несколько столетий. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности, и сведения о том, как начиналась эта письменность и какие книги первыми были написаны на родном языке.

    Но у славянской письменности удивительное происхождение. И славяне, благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим повествовательным и археологическим источникам, знают о начале славянской грамоты. Мы не только с точностью до года может определить время появления славянской азбуки, но знаем также и имена творцов славянской письменности и их жизнеописания.

    Листаем страницы жития святых Кирилла и Мефодия

    Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты – святых Кирилла и Мефодия. Среди этих памятников выделяются “Житие Константина Философа”, “Житие Мефодия”, “Похвальное слово Кириллу и Мефодию”.

    Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы знаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря в Греции. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Кирилла занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как греческий.

    Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.

    Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым (читайте об этом на стр. 8–9).

    Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян.

    О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

    Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

    Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги.

    С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

    Азбука, употребляемая в современном церковно-славянском языке, называется кириллицей в память святого Кирилла (Константина).

    А святых братьев Кирилла и Мефодия Церковь прославляет как просветителей славян во всем мире и почитает в чине равноапостольных.

    Память их празднуется 24 мая. В Болгарии издавна этот день отмечался праздничными шествиями со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года и в нашей стране стал проводиться праздник Славянской письменности и культуры. Русский народ воздает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... Божественных писаний источник богопознания нам источивших”.

    Слово ведущего заканчивается рассказом об Азбучной молитве.

    Азбучные молитвы (Азбучные стихи)

    Для лучшего запоминания азбуки была составлена особая молитва – Азбучная.

    Азбучная молитва – одно из самых ранних или, точнее сказать, первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки – святой Кирилл. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX–X веков.

    Азбучные молитвы (иногда называемые Толковыми азбуками) передают в удобной для запоминания форме различные вопросы православного вероучения.

    В древнерусской письменной традиции Азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII–XVII вв.

    Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

    Поэтический прием акростиха использовался и до появления толковых азбук у славян – византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании Акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канона святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

    Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился “Алфавитарь” святого Григория Богослова.

    Композиция “Азбучная молитва”

    Включение в сценарий праздника этой композиции призвано дать детям наглядное представление о первых славянских буквах, на основе которых и возник наш современный русский алфавит.

    Для представления этой композиции дети выходят на сцену, держа в руках каждый свою букву (34 буквы), становятся в ряд и, поочередно поднимая изображения букв, произносят соответствующую строку из Азбучной молитвы.

    Вот как звучит эта молитва на русском языке (перевод сделан видным отечественным ученым В.Я. Дерягиным):

    Аз, буки, азбука – этим словом молюсь Богу:
    Боже, все тварей Создатель,
    Видимых и невидимых!
    Господа, Духа впредь живущего,
    Да вдохнет мне в сердце Слово!
    Его же Слово будет спасением всем,
    Живущим в заповедях Твоих.
    Засветил светильник жизни,
    Закон Твой – свет пути моего.
    И уж ищет евангельского слова,
    И просит дары Тебя принять
    славянское племя.
    К крещению обратились мы все,
    Людьми Твоими назваться хотим,
    Милости Твоей желаем, Боже!
    Но мне теперь пространное Слово дай,
    Отче и Сын и Святой Дух!
    Просящим помощи у Тебя,
    Руки свои воздевающим, дай
    Силу принять и мудрость Твою.
    Ты ведь даешь достойным силу,
    Убогого исцеляешь,
    Фараонову злобу от меня отводишь,
    Херувима мысль и ум его мне даешь,
    О Честная и Пресвятая Троица,
    печаль мою в радость обрати!
    Целомудренно буду писать
    Чудеса Твои предивные.
    Шестокрылых образ приняв, восшествую по следу Учителя моего, имени Его и делу Его следуя.
    Явлю евангельское Слово, хвалу воздав Пречистой Троице в Едином Божестве.
    Юный и старый, поют хвалу Тебе все разумные.
    Язык новый хвалу воздает Отцу и Сыну и Святому Духу.
    Ему ж честь и слава от всякой твари и всякого дыхания во веки веков.
    Аминь.

    Эту часть праздника завершают стихотворения о старославянском языке.

    Церковно-славянский язык

    Он самый молитвенный в мире,
    Он волею Божьей возник,
    Язык нашей дивной Псалтири
    И святоотеческих книг;
    Он царственное украшенье
    Церковного богослуженья,
    Живой благодати родник,
    Господнее нам утешенье –
    Церковно-славянский язык.

    Виктор АФАНАСЬЕВ

    + + +

    Язык наш славен и велик!
    Храни родную речь!
    Язык любви сердца целит,
    Тебе его беречь.
    Не нужен будет никому
    Не любящий Христа.
    Покуда жив, служи Ему.
    В любви душа чиста
    Пути людей сольет Христос
    Перед Своим Судом.
    Ступай за Богом во весь рост,
    За светом и теплом.

    Валентин СМИРНОВ

    Важной содержательной частью программы праздника для детей среднего возраста является постановка сценки из жизни святых Кирилла и Мефодия, которая следует после рассказа о том, как создавалась славянская письменность, когда и кем были написаны первые слова нашего языка.

    В постановке участвуют 5 мальчиков, исполняющих роли царя, посла, монахов, для которых заранее готовятся костюмы (корона и мантия для царя, костюм славянского посла – косоворотка с вышивкой, темные одеяния для исполняющих роли Кирилла, Мефодия и их сподвижников).

    И сложили они письмена...

    Сценка

    Действующие лица:

    Святой Кирилл
    Святой Мефодий
    Климент Охридский, ученик святых братьев
    Михаил, царь Греческий
    Славянский посол
    Хор

    Климент. Я, Климент Охридский, ученик святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славянских, расскажу вам житие сих великих мужей.

    Бог, Милостивый и Щедрый, желая покаяния человеческого, во все годы и времена не перестает творить нам многую милость как изначально, так и ныне, сначала через патриархов и отцов, после них через пророков, а после – через апостолов, и мучеников, и праведных мужей, и учителей, избирая их от этой многомятежной жизни.

    Как сделал и для нашего поколения, воздвигнув нам таких учителей, которые просветили народ наш, ибо ум наш омрачен был слабостью, а еще более – хитростью диавола, и не хотели мы ходить в свете Божиих заповедей. Житие же учителей, хоть и кратко рассказанное, показывает, как все было, чтобы тот, кто хочет, услышав это, стал подражать им, принимая бодрость и отметая леность.

    Мефодий. Я, Мефодий, и брат мой Константин, в пострижении названный Кириллом, родились во граде Солуни. Отец наш был муж богатый и доброго рода, по имени Лев. И имел он сан военачальника. Был же благоверен и праведен, храня все заповеди Божии. И было нас семеро детей. Я – старший, а самый младший – Константин.

    Климент. Было Константину семь лет, когда увидел он сон.

    Кирилл. Брате мой, видел я сон: стратиг наш, собрав всех девушек града, сказал мне: “Избери себе из них любую в супруги на помощь тебе”. Я же, рассмотрев и разглядев всех, увидел одну прекраснее всех сияющим ликом, я ее избрал. Имя же ее было София, то есть мудрость.

    Мефодий. Однажды вышел Константин в поле на охоту, взяв с собой своего любимого ястреба, и, когда пустил его, поднялся ветер, подхватил ястреба и унес. Константин же с того времени впал в уныние и печаль и два дня не ел хлеба.

    Климент. Так Бог милостивый человеколюбием Своим, не желая, чтобы Константин привык к мирским делам, легко уловил его. Размыслив в душе о суетности жизни этой, Константин покаялся, говоря:

    Кирилл. Такова ли есть эта жизнь, где на место радости приходит печаль? С этого дня вступлю на другой путь, что этого лучше, и в волнении жизни этой своих дней не растрачу.

    Мефодий. И взялся Константин за учение, уча на память книги святого Григория Богослова. И овладел всей грамматикой, и за иные взялся науки, учился же и геометрии, и диалектике, и всем философским учениям, и риторике, и астрономии, и музыке, – и так изучил их все, как ни один из учеников, так как скорость в нем с прилежанием слились, помогая одна другой.

    Климент. И еще больше, чем способность к учению, проявлял он кроткий нрав: с теми беседовал, с кем это было полезно, уклоняясь от тех, кто склонен к кривым путям. И известен стал всем Константин как самый мудрый философ христианский, и называть его стали Константин-Философ.

    А Мефодий, старший брат его, правил в это время славянским княжеством, как будто предвидя, что пошлет его Бог к славянам как учителя и первого архиепископа, чтобы научился он всем славянским обычаям.

    Мефодий. Когда же провел я в том княжении много лет и увидел многие беспорядочные волнения этой жизни, сменил стремление к земной тьме на мысли о Небе и, найдя удобное время, пошел на Олимп, где живут святые отцы, постригся, и облекся в черные ризы, и повиновался с покорностью, и исполнял все правила монашеской жизни, отдаваясь чтению книг.

    Климент. И случилось в те дни, что Ростислав, князь славянский, послал из Моравии послов к греческому царю Михаилу.

    Посол. Мы, Божиею милостию, здоровы, и вот пришли к нам учители многие от итальянцев, и от греков, и от немцев и учат нас по-разному, а мы, славяне, люди простые, и нет у нас никого, кто бы наставил нас истине и дал нам знание. Так пошли нам такого мужа, который нас наставит всякой правде.

    Михаил. Слышишь ли, Философе, эту речь? Никто другой не сможет этого сделать, кроме тебя. Знаю, что ты утомлен, но подобает тебе туда идти, взяв с собой брата, игумена Мефодия.

    Кирилл. Тело мое утомлено, и я болен, но пойду туда с радостью, если есть у них буквы для их языка.

    Михаил. Дед мой Михаил, и отец мой Феофил, и иные многие искали их и не обрели, как же я могу их обрести?

    Кирилл. Кто может написать на воде беседу? Как же без букв?

    Михаил. Но если ты захочешь, то может тебе дать их Бог, что открывает стучащим и дает всем, кто просит с верою.

    Климент. И пошли Константин, и Мефодий, и с иными помощниками и стали на молитву.

    Климент. И явил Бог Философу славянское письмо. И сложил Константин письмена и стал писать слова Евангелия.

    Кирилл: (Чтение Евангелия от Иоанна на церковно-славянском языке):

    Климент. И собрали Константин и Мефодий учеников своих, и стали их учить. И перевели они книги Священного Писания и весь церковный чин, и научили их и утрени, и часам, и обедне, и вечери, и повечерию, и тайной молитве.

    Посол. И не только наш князь Ростислав с моравами получил славянскую грамоту, но и Коцел, князь Паннонский, возлюбил славянские буквы, и научился им, и дал учеников, чтобы научились. И начало сильно расти в славянских странах учение Божие, и крестились у Мефодия чешский князь Боривой с супругой своей Людмилой.

    Климент. И отверзлись, по пророческому слову, уши глухих, чтобы услышали слова книжные, и ясна стала речь косноязычных. А Константин облекся в святой иноческий образ и стал именоваться Кириллом. И возрадовались славяне, и возблагодарили Бога, что Господь Бог даровал им письмена, чтобы могли они славить Бога на родном своем языке.

    Хор. “Святый Боже...” (4 раза).

    Завершается праздник пением Гимна “Слава вам, братья, славян просветители” под аккомпанемент фортепиано.

    Гимн святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян

    Слава вам, братья, славян просветители,
    Церкви Славянской святые отцы!
    Слава вам, правды Христовой учители,
    Слава вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза

    Будьте ж славянству звеном единения,
    Братья святые: Мефодий, Кирилл!
    Да осенит его дух примирения
    Вашей молитвой пред
    Господом сил! } 2 раза

    Основой данных методических рекомендаций послужил сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры “Слава вам, братья, славян просветители!”, подготовленный православной гимназией во имя Преподобного Сергия Радонежского города Новосибирска.

    TopList