Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 15/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Жены-мироносицы российские

    Публикация произведена при поддержке интернет проекта Luxa.ru. Посетив интернет проект Luxa.ru Вы сможете воспользоваться удобным сервисом, который позволит в быстрые сроки найти подходящий отель или гостиницу, и забронировать свободный номер онлайн. На страницах проекта Luxa.ru представлен большой каталог комфортабельных гостиниц, который включает в себя отель «Новотель», «Росси Бутик Отель», «Октябрьская», «Маринс Парк Отель», «Рэдиссон САС Лазурная» и многие другие заведения Санкт-Петербурга, Москвы и других крупных городов России. Удобная система поиска поможет подобрать гостиницу, максимально удовлетворяющую Вашим требованиям, а различные способы оплаты забронированного номера, позволят сэкономить Ваше время.

    Их страх давно побежден любовью

    Жены-мироносицы российские

    В неделю жен-мироносиц Церковь прославляет и чтит всех женщин-христианок, женщин, следующих за Христом, служащих Ему. Для современной России этот день особенно важен и значим, ведь именно женщины в годы атеистического советского государства, беспомощные, но преданные Христу, остались верны Богу. Когда вера давала лишь одни неудобства, опасности, насмешки, пренебрежение и неприязнь, именно тогда русская женщина стала мироносицей, следующей за Христом.

    Мои первые неосознанные воспоминания, связанные с Церковью, относятся к годам раннего детства, куда меня водила горячо любимая бабушка. Сознательные же, яркие воспоминания обращают меня к Православной Церкви конца 70-х годов. Православная церковь этого десятилетия была почти полностью “женской”. То есть более 80 процентов в ней составляли женщины. Они были не только прихожанками, но и чтицами, певцами, свещеносицами. Старостами церковных общин почти всегда тоже были женщины. Они отвечали за все материальные ценности и финансы прихода. В связи с этим, правда, несколько позже, в Православии стал актуальным вопрос о восстановлении чина диаконисс, который возник во времена апостольские. В апостольских постановлениях IV века сохранились остатки очень древнего посвящения диаконисс через особое рукоположение. Об этом говорит и 19-е правило Первого Вселенского Собора.

    В 70-е годы Церковь для нас, женщин, была реально существовавшей свободой.Фрагмент росписи Марфо-Мариинской обители

    Единственную реальную свободу, равенство и любовь можно найти только у Христа, в Православной Церкви. Христианство стало первой религией, установившей равенство между мужчиной и женщиной. Вспомним, что в Ветхом Завете даже исчисление народа происходило только по мужскому населению, женщины же не учитывались. А в Новом Завете Мессия, Христос приходит в мир через Деву Марию, Богородицу. Она становится единственным человеком, “изъятым из греха”, прообразом будущего мира и человечества. Богородица – “Прибежище грешных” и “Взыскание погибших”. Она Всепрощающая Мать, к которой может обратиться самый безнадежный грешник. Евангелие рассказывает, как Богородица и жены-мироносицы, любящие Христа, верные Ему до конца, которые потом принесут миро, чтобы “приготовить к погребению” тело Иисуса, стоят при Кресте. С ними только один мужчина – Иоанн Богослов, остальные апостолы попрятались “страха ради иудейского”, потому как стоять у Креста и исповедовать Христа – смертельно опасно и страшно. Лишь жены не боятся. Их страх давно побежден любовью. Женщина как никто другой может бесстрашно и верно, самозабвенно и бесконечно жалеть и любить. В немощи ее сила.

    Посмотрим же, сколько раз в Евангелии рассказывается о женах-мироносицах в самые страшные моменты смерти и Воскресения Христа. Женщины, которые и прежде следовали за Христом из Галилеи, служа Ему (Мф. 27, 55; Мк. 15, 41; Лк. 23, 55), теперь с другими многими, пришедшими вместе с Ним в Иерусалим (Мк. 15, 41), стояли при кресте (Ин. 14, 25), иные же смотрели издали (Мф. 27, 55, 56; Лк. 23, 49; Мк. 15, 40). Они видели, как снято было со креста тело, помазано благовониями, обвито плащаницею (Ин. 19, 39, 40) и погребено во гробе новом (Ин. 19, 38–41; Лк. 23, 50–53; Мк. 15, 42, 43). Мария Магдалина и Мария Иосиева при этом сидели против гроба (Мф. 27, 61) и смотрели, где Его полагали (Мк. 15, 41; Лк. 23, 56). После того, проведя ночь в покое, по заповеди (Лк. 23, 56), они приготовили благовония и масти (Лк. 23, 56) и с ними поспешили посмотреть гроб (Мф. 28, 1) и помазать тело Иисуса (Мк. 16, 1), когда было еще темно (Ин. 20, 1), очень рано (Лк. 24, 1), при восходе солнца (Мк. 16, 2). Тогда они и услышали весть о воскресении Христовом. В деяниях апостолов (Деян. 1, 14) Богородица пребывает среди апостольской среды в дни после Вознесения Христа и при Сошествии Святого Духа. Здесь иконография отводит Ей центральное место. По Православному Преданию, Богородица участвовала в жребии по распределению земель, куда апостолы пошли с проповедью Христа. Ей выпала Грузия (Иверия), однако Ангел указал ей до времени другой путь – Афон (он стал центром православного монашества, домом Богородицы).

    “Невелико число святых жен в Русской Церкви”, – писал историк Церкви Георгий Федотов. Но число их умножилось со временем. Одна из самых почитаемых, досточтимых – это равноапостольная святая Ольга, почитание которой началось ранее почитания ее внука – крестителя Руси святого Владимира. Сам Владимир перенес гробницу бабушки в Десятинную церковь (Успенскую, первую церковь Киева). Русская Церковь называет ее равноапостольной и чтит в Ольге первую крестительницу Руси.

    За святой Ольгой идет ряд монашествующих древнерусских княгинь, в основном Московского периода, основательниц монастырей и игумений – это святая Харитина Новгородская, княжна Литовская, преподобные княгини (инокини): Евфросиния Полоцкая, Анна Кашинская, Евфросиния Суздальская и Евфросиния (в миру Евдокия) Московская, супруга Димитрия Донского. Монастырское почитание прибавляет к ним Евпраксию Псковскую и других. Среди святых мирянок: святая Феврония Муромская, Новгородская дева Гликерия, Киевская княжна Ольшанская Иулиания, княгиня Иулиания Вяземская и Иулиания Лазаревская. Канонизация этих святых жен останавливается на пороге XVIII века. Исключительные их черты: сила характера, верность своему христианскому призванию, служение миру и деятельная христианская любовь.

    В XVIII веке при Священном Синоде канонизации были редки. Но русская история этого периода знает замечательных праведников. И среди них – святые жены, чье почитание началось задолго до канонизации.Великая княгиня Елисавета Феодоровна

    Святая блаженная Ксения Петербургская, одна из любимейших русских святых жен XIX века, канонизирована сравнительно недавно – в 1988 году за подвиги юродства. Жизнь ее протекала во времена царствования Елизаветы. Она личность абсолютно реальная и парадоксальная, как все юродивые. Тяжел подвиг юродства, особенно для женщины. Отдать Богу все, даже свой разум – это превыше сил человеческих. Принято считать, что подвиг юродства является исключительно приоритетом Русской Церкви, хотя мы знаем шесть юродивых в Греческой Церкви и несколько в Западной.

    Юродствующая Ксения через смерть любимого мужа, которого она потеряла в 26 лет, познала всю непостоянность и призрачность земного счастья. Она раздала свое имущество бедным, оделась в одежду покойного мужа и, забыв свое имя, стала называть себя именем дорогого покойника Андрея Федоровича. Не имея пристанища, Ксения скиталась среди бедного люда Петербургской стороны, а по ночам уходила в поле, где проводила время в молитве. Когда на Смоленском кладбище стали строить церковь, Ксения, при наступлении темноты, тайно помогала каменщикам носить кирпичи на верх постройки. Нищая, в полном смысле этого слова, она радовалась своей нищете и, приходя куда-нибудь, замечала: “Вся я тут”. Святая Ксения получила дар пророчества. Прозрение духовных очей, высший разум и смысл являются наградой за попрание человеческого разума. Сегодня над могилой святой Ксении на Смоленском кладбище Васильевского острова Петербурга отреставрированная часовня. Но я очень хорошо помню 1980 год – год Олимпиады в бывшем СССР, когда все в идеологическом плане сомнительное подвергалось уничтожению. Власти города хотели снести и часовню – как место религиозного паломничества. Ее обнесли забором, на котором повесили строгие таблички, запрещающие проникать на территорию часовни под страхом денежного штрафа в 100 рублей. Это было очень много для того времени, ведь зарплата научного сотрудника оставляла примерно 100–120 рублей. Но это не остановило паломников. Страх потери святыни, наоборот, активизировал действия. Чудом часовня Святой Ксении уцелела. И, кстати, на девяносто процентов благодаря женщинам.

    Еще одна святая жена, но уже ХХ века – это великая княгиня Елисавета Феодоровна. Она и ее келейница Варвара были причислены к лику святых в 1992 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Великая княгиня после смерти своего мужа, московского губернатора, погибшего от руки террориста, принимает постриг. В 1908 году преподобная Елисавета основывает Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. В обители размещаются бесплатная лечебница, амбулатория, аптека, курсы сестер милосердия, бесплатная столовая, школа, дом для молодых девушек-работниц и учащихся, детский дом. Святая призревает бедных, больных, падших, беспризорных, преступивших закон. Она осуществляет столь непопулярную в ХХ веке идею личной помощи, личной милостыни и личной милости конкретному, живому человеку, а не человечеству в целом. Исключительная по силе характера и образованности, смиренная и милостивая, с даром Самой Любви, страдалица и мученица – такова была святая Елисавета. В 1918 году Елисавета была арестована и расстреляна в городе Алапаевске.

    Мне хочется упомянуть еще двух замечательных русских женщин ХХ века, по силе воле, дару любви и своему духовному влиянию реально обозначивших роль женщины в Русской Церкви.

    Во-первых, это графиня Евгения Ефимовская (1850–1925), игумения Дивеевского монастыря. В 1917 году при обители благодаря ее попечительству и активному участию воспитывалось более тысячи сирот. Выдающаяся игумения была автором проекта восстановления института диаконисс в Русской Церкви, однако начавшаяся революция помешала осуществлению этого замысла.

    Вторая ярчайшая личность, о которой нельзя умолчать, – это мать Мария (Елизавета Юрьевна Скобцева, 1891–1945). Мать Мария – известная поэтесса в дореволюционной России, стала первой женщиной заочно изучившей богословие в Петербургской Духовной академии. В 1932 году она приняла постриг и посвятила свою громадную энергию и редкие способности служению Церкви и людям. Мать Мария основала общество “Православное дело”. Это организация занималась наиболее безнадежными случаями в среде русских изгнанников. У матери Марии был редкий дар убеждать и утешать. Она также, как и великая княгиня Елисавета, считала личную помощь конкретному человеку самой главной помощью. Она посещала душевнобольных и заключенных, помогала нищим и обездоленным, поддерживала упавших духом. Мать Мария умерла мученической смертью в газовой камере Равенсбрука в апреле 1945 года, заступив место молодой еврейки-матери.

    Неистощимое прощение и милосердие, сила жертвования и деятельная любовь всегда отличали женское служение. И в современном мире женщина-христианка берет на себя жертвенность терпения, служения, прощения и верности. Издавна на Руси третье воскресенье по Пасхе посвящается женам-мироносицам и считается православным женским днем, в отличие от установившегося во времена богоборчества праздника 8 Марта, сомнительного по своему происхождению.

    Людмила НОВИКОВА

    TopList