Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 12/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Иконография Благовещения

    Таинство, от века явленное

    Иконография Благовещения

    Иконография Благовещения восходит к раннехристианской эпохе. Первая сцена Благовестия запечатлена, вероятно, на фреске (почти утраченной ныне) из римской катакомбы святой Прискиллы (III век). Дева Мария сидит в кресле, а перед ней стоит Архангел Гавриил, изображенный в виде римского официального вестника и оратора.

    “Несомненное изображение Благовещения имеется на боковой стороне саркофага в Равенне (начало V века); Мария, окутанная с головой паллием или мафорием, сидит на табурете и прядет шерсть... Перед нею – корзина с пурпурной шерстью. Лицо Марии обращено к ангелу, на этот раз крылатому и с жезлом в левой руке. На другой боковой стороне – изображение свидания Марии с Елисаветою” (Н.П. Кондаков. Иконография Богоматери, т. 1. СПб., 1914, с. 25).

    Благовещение. Деталь царских врат.

    Наиболее известные изображения сцены Благовещения того времени происходят из римской базилики Санта-Мария Маджоре (Святой Марии Великой), вероятно, первой римской церкви во имя Божией Матери. Мозаики храма исполнены при папе Сиксте (432–440 годы). Пресвятая Дева восседает на престоле, и под Ней слетающий с неба ангел. Она представлена находящейся в Иерусалимском храме как одна из его царственных дев, занятых пряжей пурпура. Справа от Нее – вход в здание с колоннами, слева – ангел благовествует праведному Иосифу, стоящему у храма. Эти сцены заимствованы художниками из апокрифических источников.

    На православных иконах часто можно видеть две башенки, соединенных тканью, перекинутой от одной башенки к другой. Это символизирует достоинство Девы Марии и, возможно, связь между Новым и Ветхим Заветом. В католической иконографии, на исходе Средневековья и позднее, Архангел Гавриил предстает Деве Марии с белой лилией (либо цветок находится в длинном сосуде): это означает непорочную чистоту Марии. Кувшин с водой или рукомойник символизирует Ее особую очищенность для предстоящей миссии – принять в Себя Бога. Изображаемая здесь же горящая свеча указывает на духовное горение Богоматери; яблоко намекает на тайну грехопадения, совершившегося через первую Еву и преодолеваемого подвигом Второй Евы.

    Благовещении совершилось таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания, – вочеловечение Божие. Второе Лицо Святой Троицы, Бог, неописанным существом воплотился от Девы. В Благовещении зачинается человечество – Слово вочеловечивается наитием Духа Святого, посланного от Отца. Итак, вся Пресвятая Троица осенила Матерь Божию в Благовещении. Это событие, в котором Приснодева не менее, а бесконечно полнее, сподобилась посещения Святой Троицы, чем Авраам при Мамврийском дубе.

    Вся судьба человеческого рода заключалась в том, какой ответ даст Приснодева Мария Архистратигу Гавриилу, посланному благовестить и узнать решение Матери Божией. И во всех иконах Благовещения запечатлена эта беседа Архангела Гавриила и Матери Божией.

    Дух Святой, наитием Своим определивший вочеловечение Бога Слова, исполнил весь Ветхий Завет полнотой пророческих предречений о воплощении Сына Божия от Девы. Одно из них – это речение пророка Исаии: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил и еже есть сказаемо “С нами Бог” (Ис. 7, 14). По Церковному Преданию, Матерь Божия читала книгу пророчеств Исаии, и остановилась мыслью, и стала размышлять именно об этом пророчестве, когда посетил Ее благовествующий Архангел Гавриил. И на иконах Благовещения, правда, не на всех, изображена книга Ветхого Завета, открытая на этом пророчестве. И не только словами пророков говорил Ветхий Завет о таинстве воплощения от Девы, но и множеством таинственных, неизъяснимо прекрасных прообразов, которыми благоухает ветхозаветный Израиль: и терновый куст, пылающий огнем и не сгорающий, и роса небесная, сошедшая на Гедеоново руно, и стамна (сосуд), носящая небесную манну, и Соломонов престол, и светильник, и множество иных прообразований. Весь Ветхий Завет благоухает предчувствием весны воплощения Предвечного Слова от Девы, и странно – прообразы, ведущие к Благовещению, не только не потеряли своей силы, но еще больше наполнились жизнью, стали весенним дыханием Церкви, стали бесценным одеянием Божией Матери.

    Благовещение. Икона XVI в.

    Матерь Божия на иконах изображается иногда стоящей и беседующей с Архангелом, иногда сидящей, как на престоле. Этот престол носит вполне обыденный характер, но, как и все в иконах, приобретает значение символа. Это не обычное сиденье, но престол славы, всеосвещенный золотыми излучениями Божественных сил. Подножие, так же, как и престол, испещрено золотыми лучами, в этом царственное достоинство Матери Божией не умаляется, но изображается со всей ясностью и открывается неземная природа его. И было бы невозможно умалить достоинство Матери Божией, готовой стать престолом Предвечного Слова и соткать плоть Божеству от багра (багр – темно-красный цвет, порфира. – Ред.) Своих кровей.

    При встрече Архангела Матерь Божия изображается с пряжей в руке. Рука Матери Божией держит красную нить и моток с пряжей. По Преданию, это был труд, данный Матери Божией священниками Иерусалимского храма. Матерь Божия должна была соткать на престол облачение красного цвета, и пряжа эта таинственно говорит о том, что Пречистая Дева избирается одеть святыню Божества багряницей Своей плоти.

    Архистратиг изображается на некоторых иконах не твердо стоящим на земле, но как бы слегка коснувшимся земли ногой, рука Архангела поднята в приветствии и пальцы руки сложены благословением. Одно крыло Архангела простерто за спиной, другое поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в богослужебный строй и совершается диаконом при произношении ектении. Диакон воздевает правой рукой орарь, что является образно воздеванием архангельского крыла в знак приветствия и почета.

    В еврейских исчислениях о праздновании начала года месяц авив, соответствующий марту, считается, как и осенний месяц, первым месяцем года. В этом месяце вспоминается исход еврейского народа из Египта. Празднование это не потеряло своего значения в Новом Завете, но получило совсем особый смысл. Некоторые христианские писатели относили сотворение мира к месяцу марту и что безусловно отнесено Церковью к этому месяцу – это новосотворение мира – Благовещение. В сей месяц Бог отступил от престола величествия Своего, сошел с небес на землю, яко дождь на руно, архангеловым Благовещением в Пречистом чреве Преблагословенной Девы Марии, от Девы Марии плоть Себе исткала непостижимо.

    Инок ГРИГОРИЙ (Круг).
    “Мысли об иконе”,
    Париж, 1987

    TopList