Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 10/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Слово в защиту Церкви

    Слово в защиту Церкви

    Судьба России зависит от нашей стойкости в вере

    Беседа с настоятелем Московского Богоявленского кафедрального Патриаршего собора в Елохове, секретарем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II протопресвитером Матфеем Стаднюкомм

    – Отец Матфей, расскажите немного об истории вашего собора.

    – В послереволюционное время, когда в России было восстановлено патриаршество, Елоховский собор не сразу стал кафедральным. В 1931 году был разрушен Храм Христа Спасителя, и после этого патриаршая кафедра переместилась в Богоявленский собор, что в Дорогомилове, но последний недолго выполнял роль кафедрального собора: его постигла такая же печальная участь – он был разрушен богоборческой властью. И только потом кафедра была перенесена в Елоховский собор. Наш собор занимает особое место в жизни Святой Православной Церкви. Само наименование Патриаршего кафедрального собора обязывает к тому, чтобы и его внешний и внутренний вид, и богослужения, и пение церковное, и устав, и духовенство соответствовало его высокому назначению. Были времена, когда и наш Богоявленский собор собирались разрушить, стереть с лица Москвы и России. Было несколько правительственных постановлений собор закрыть, а в помещениях его создать библиотеку. Об этом есть свидетельства. Существовали даже проекты снести храм и на его месте построить дорогу. Но, по милости Господа, благодаря прихожанам и многим москвичам эта богоборческая затея потерпела крах. И вот, как видим, собор остался нетронутым и на протяжении примерно восьмидесяти лет является кафедрой Патриархов Московских и всея Руси. Естественно, здесь проходили интронизации наших предстоятелей: Святейшего Патриарха Сергия, Святейшего Патриарха Алексия I, Святейшего Патриарха Пимена и ныне здравствующего Святейшего Патриарха Алексия II. Кроме того, в соборе происходили богослужения, которые непосредственно связаны с историей нашей Церкви в XX столетии. Это и 1945 год, и 800-летний юбилей Москвы, отмечавшийся в 1947 году, когда присутствовали почти все главы и представители Вселенских Православных Церквей.

    – Вы упомянули Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), день памяти которого приходится на 4/17 апреля. Каким был Святейший Патриарх Алексий I? Могли бы вы немного рассказать о его служении?

    – Можно написать много томов о служении приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия I, потому что то время, когда он принял на себя подвиг первосвятительского служения, это были тяжелые годы – военные, потом послевоенные, – когда Церковь жила в особых условиях.

    После кончины Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) в миссию Святейшего Патриарха Алексия I входило объединение и уврачевание многих расколов, собирание воедино разделенных чад Церкви, а известно, что в послевоенные годы у нас мало было и духовенства, в том числе архиереев, нужно было открывать Духовные школы, практически все начиналось с нуля, но, благодаря громадному опыту и глубокой церковности Святейшего Патриарха Алексия I, удалось сделать многое. Он ведь был человекВеликая святыня Православия: чудотворная Казанская икона Божией Матери высокообразованный, эрудированный, болевший душой за жизнь Святой Церкви, впитавший замечательные московские церковные традиции. Его Господь благословил и долгоденствием: патриаршествовал он более 25 лет. Святейший был очень строг к себе и требователен к духовенству и мирянам. Причем его строгость была особой: она органично сочеталась с отеческой любовью. Если Патриарх делал кому-то наставление, замечание, то не в форме выговора, а как отеческое доброе наставление. Несмотря на то что его долгое время одолевал недуг (больные ноги), никогда никто не мог заметить ни на лице Святейшего, ни в его движениях во время богослужения страданий, вызванных болезнью, он стоял всегда у Престола Божия в молитвенно-вдохновенном настроении. Святейший Патриарх всегда совершал богослужения чинно, строго соблюдая наши древние церковные традиции. Как известно, в те времена были еще живы обновленческие настроения, но Святейший Патриарх очень мужественно противостоял и в военные, и в послевоенные годы остаткам обновленческого движения. Он трепетно и любовно относился к церковному пению, которое в те времена было на очень высоком уровне. Тогда еще работали дирижеры, воспитанные в наших синодальных школах, и Святейший строго относился к тому, чтобы в церковное пение не проникал модернизм и чтобы оно соответствовало церковному настроению, ведь у нас в России любят строгие знаменные распевы. Святейший Патриарх всегда живо интересовался студенческой жизнью в Духовных школах. Будучи всегда строгим, он с учащимися был доброжелательным, интересовался их учебой, настроениями и неизменно (мне это помнится) был внимателен к тому, чтобы в студенческую среду не попадали люди, скажем так, не совсем церковного направления, наставляя профессоров, чтобы те обращали внимание на церковные настроения кандидатов, поступающих в Духовные школы.

    – В Елоховском соборе находится рака с мощами святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. Каким образом эта бесценная святыня Православия оказалась в соборе?

    – Дело было так. Святейший Патриарх Алексий I праздновал свой юбилей, кажется, это было 70-летие, и он попросил правительство: нельзя ли, чтобы мощи святителя Алексия – небесного покровителя Святейшего Патриарха, нашего молитвенника – были переданы Церкви. В те времена это считалось невозможным: ведь мощи святителя Алексия находились в Кремле. Очевидно, что в этой ситуации сыграл большую роль авторитет, которым пользовался Святейший Патриарх Алексий I у Советского правительства. Сталин не посчитал возможным отказать Святейшему Патриарху в его просьбе, и она была удовлетворена. Нужно помнить, что это было то время, когда Кремль оставался наглухо закрытым для всего народа, а верующие в Елоховском соборе получили благодатную возможность молиться у мощей святителя Алексия.

    Жизненный и молитвенный путь Святейшего Патриарха Алексия I – это служение великого подвига. Чтобы выдержать страшный и постоянный натиск богоборцев и на протяжении стольких лет защищать Церковь от атеизма, нужно было иметь мужество и веру, любовь и терпение великое. Я вижу объяснение этого в том, что Святейший Патриарх Алексий I пользовался величайшим авторитетом и среди русского народа, и за рубежом. Было достаточно одного слова Святейшего, чтобы и церковный народ, и даже люди, иногда недружелюбно к Церкви настроенные, всегда перед именем Патриарха Алексия склоняли свои сердца. До последних дней своей жизни он заботился о благе и о грядущей судьбе нашей Церкви.

    – Примерно через год исполнится 30 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия I. Как Русская Православная Церковь намеревается отметить эту дату?

    – Это наш долг церковный. Святейший Патриарх Алексий II относится с очень большим почтением к своему предшественнику, Алексию I. Он всегда поминает его в молитвах, часто говорит о нем, и я полагаю, что эта дата будет отмечена на достойном уровне. Возможно, что будет проведена памятная конференция, во время которой откроются и какие-то новые страницы жизни и служения покойного Патриарха.

    – Батюшка, жизнь любого церковного прихода всегда интересна и поучительна, но у каждого прихода есть что-то свое, особенное, отличное от других. Словом, чем живет и дышит ваша община?

    – Вы правы, жизнь нашего собора во многом похожа на жизнь любого прихода, потому что в каждом приходе жизнь (я имею ввиду богослужебная) идет по ЦерковномуРака с мощами святителя Алексия, митрополита Московского Уставу. А что у нас особое, так это – традиции нашего храма. Стараемся, чтобы пение церковное было на достойном уровне, стремимся, чтобы каждый человек, приходящий в наш храм, не ушел неудовлетворенным своим посещением. Если человек, делающий первый шаг в храм, уйдет, не получив необходимой ему духовной помощи, и если это будет по вине тех людей, что трудятся в храме, то я думаю, что это непростительный грех, и он останется на совести каждого: и священника, и служителя, и даже прихода в целом. Поэтому все мы должны каждого приходящего встречать с любовью, со вниманием, с терпением и с уважением. Мы стараемся в последнее время помогать обездоленным. Кто-то в беду попал или издалека приехал, а в Москве очутился без средств. Все они плохо знают другие храмы, а наслышаны только о Елоховском соборе. И все сюда идут, чтобы получить какую-то поддержку в виде благотворительной помощи или доброго совета. Поэтому мы много занимаемся благотворительностью и даем людям наставления. В праздники Рождества Христова, в день Пасхи после ночной службы в течение многих лет мы стараемся всех немного подкрепить, всех прихожан, сколько бы их ни пришло на службу – тысяча, две, три, – чтобы они тоже чувствовали праздник, ходим мы и по домам, у нас есть список наших старых прихожан, которые болеют, и им мы пытаемся в праздники обязательно оказать небольшие знаки внимания и дать им материальную помощь, насколько это удается.

    Наша воскресная школа в соборе тоже имеет свою историю. Ей уже исполнилось десять лет, она была в Москве одной из первых. Много девушек и юношей за эти годы прошли через нее. Сейчас в школе насчитывается около ста человек, там не преподают какие-то известные большие специалисты, мы стараемся преподать детям самое основное и насущное: молитвы, Церковный Устав, славянский язык, церковное пение, Священное Писание и Церковную историю, они занимаются даже рукоделием. Эти необходимые каждому христианину начальные знания дети в нашей воскресной школе получают. Но помимо начального православного образования, мы хотим дать детям доброе христианское воспитание, и это очень важно, так как образование можно получить во многих учебных заведениях, а с церковным и гражданским воспитанием сложности. У нас дети собираются в субботу и воскресенье в храме Святого великомученика Никиты, который приписан к собору и где есть детский хор, где дети и сами поют, и читают за богослужением, и пономарят. Так что этот храм целиком принадлежит нашей воскресной школе. И это очень многим помогает.

    Воскресная школа – это одна из наших радостей. Я много лет жил за границей и по-доброму завидовал тому, что там, в наших зарубежных приходах, существуют воскресные школы. Хотя в них обучалось совсем немного детей – пять-десять мальчиков или девочек. В России не существовало таких возможностей. Как известно, священникам не разрешалось своих-то детей в храм приводить, чтобы те алтарничали. И радуемся сейчас потому, что в те времена мы и мечтать не могли о том, что у нас будет возможность открыть свою воскресную школу. А сейчас в Москве, как вам известно, почти в каждом храме действует такая школа. Оканчивая ее, многие поступают и в семинарию, и в православные гимназии, и в университеты, я надеюсь, что те семена, что были посеяны в их сердцах в юном возрасте, дают, будут давать хорошие всходы на благо Святой Церкви и Отечества.

    – В стенах вашего собора находится замечательная приходская библиотека. В наше время это большая редкость. С какими изданиями могут ознакомиться ваши прихожане?

    – Предназначена библиотека, главным образом, для наших детей, для воскресной школы. Хотелось бы, чтобы она была немного побольше, поразнообразнее. Ведь за десятьСобор всегда открыт для верующих последних лет издано столько литературы церковной! Монастыри наши – Троице-Сергиева Лавра, и Свято-Данилов, и Сретенский монастыри – обильно трудятся на издательском поприще. Так что сейчас каждый человек, жаждущий прочитать ту или иную духовную книгу, трудности большой не испытывает в ее приобретении. Наша приходская библиотека не такая уж большая, но есть у меня желание ее каким-то образом расширить, чтобы прихожане знали, что существует такое место, куда можно прийти, взять нужную книгу, почитать, поговорить на духовные темы. Но, как вы знаете, везде – и на приходе, и в библиотеке, и в воскресной школе – все зависит от тех людей, кто там трудится. Если мы все в полной мере осознаем важность своего послушания и ответственность его, если, по словам Святейшего Патриарха Алексия II, “каждый из нас будет отвечать перед Богом за будущую судьбу Церкви и России”, так вот – если каждый из нас поймет это, то, я думаю, это принесет сторичный плод. Ведь нам помогает Господь, когда мы делаем доброе дело. Там, где есть горение человеческих сердец, и устремленность к Богу, и ответственность перед Церковью нашей, можно делать еще во много раз больше.

    – Известно, что при вашем соборе действует сестринство во имя Равноапостольной Марии Магдалины, которое было создано в мае 1992 года. Не можете ли вы, отец Матфей, рассказать, кому принадлежала идея создания этой общины милосердия и какая работа была проделана сестринством за эти шесть лет.

    – Идея создания сестринства возникла у меня. Пришло время создавать такие общины, где люди могли бы организованно работать на благо Церкви. Начинать какое-то дело без сестринства, или братства, или какой-либо иной организации совершенно немыслимо, ибо если нет организации, там и успех небольшой. Поэтому и настоятель храма, и священник должны всегда быть организаторами таких обществ, общин или братств, сестринств, где можно было бы каждому человеку приложить свои силы на благо ближнего.

    Наше сестринство занимается украшением храма, делами благотворительности. Сестрицы много помогают московской 6-й Басманной больнице. Что и говорить, сейчас такСвятейший Патриарх Алексий II служит литургию в Богоявленском соборе в день празднования своего тезоименитства 18 февраля 1999 г. много жаждущего народа, что мы просто не в силах каждому помочь. Если бы вы видели десятки, сотни людей, которым одиноко и некому воды подать! Здесь не нужна философия или большие знания, потребно просто – принести хлеб, сказать слово утешения и поддержки. Сестринство создано для таких простых вещей, а не для высоких материй, как мы иногда думаем. Раньше люди друг другу помогали с ребенком посидеть, по хозяйству помочь, выручить в тяжелых обстоятельствах, а сейчас даже старушки, имеющие много сил и способные что-то делать, – они будут сидеть у телевизора или на скамеечке, а прийти помочь в чем-нибудь своему ближнему – не допросишься. Поэтому наши сестрицы стараются помогать людям, да и обслуживание собора тоже требует много сил.

    – Мы являемся сейчас живыми свидетелями социально-политических и экономических потрясений в нашем Отечестве, а также невиданного распространения различных квазидуховных культур, навязываемых нам западным миром и в последнее время все более агрессивно заявляющих о себе. Среди этого бурлящего океана многочисленных пороков, лжи, страстей как выстоять сегодня православному человеку?

    – Я был свидетелем тяжелых репрессий, преследований и гонений на Православную Церковь. Если сравнить те страшные годы с нынешними, то последние годы покажутся не такими уж страшными. Все зависит от нашей стойкости в вере, зависит не только от духовенства, но и от каждого мирянина. Мы часто бываем пассивными. Предположим, происходят сборища сектантские, а люди проходят мимо, и никому до этого беснования дела нет. Не надо думать, что Церковь в ее истинной вере должны защищать только или Святейший Патриарх, или епископы, или священники. Нет! Это дело всех нас. Мы ведь знаем, что такое плохо, а что хорошо, где правда, а где ложь. И если бы каждый из нас был бы чуть-чуть поактивнее, то у нас и проблем было бы меньше. Нам всем известно, что цель лжемиссионеров заключается в том, чтобы разрушить Святую Православную Церковь, которая объединяет, учит и наставляет народ. Уже много в России разрушили – и государство, и традиции. Конечно же, народ должен знать, кто это делает и в чьих это интересах. Сектанты, которых в своих странах выгоняют, приходят и учат нас, россиян, как нужно жить, как веровать, как будто нет у нас тысячелетней истории, нет Православия, а мы – “Иваны, не помнящие родства”. Всем нужно быть поактивнее – и духовенству, и мирянам, и интеллигенции нашей. У нас ведь много есть и писателей, и поэтов, и ученых, которые тоже должны бы сказать свое слово в защиту своей Церкви и в защиту нашей национальной культуры. Ведь нет, пожалуй, ни одной такой страны, которая была бы столь богата писателями, поэтами, композиторами, иконописцами... И нам должно быть обидно, что нас унижают, обижают и считают людьми отсталыми. Мы должны гордиться своей страной, болеть за нее и ее прошлое, нынешнее и будущее всегда защищать. Это долг каждого православного человека, гражданина своего Отечества! Причаститься Святых Таин из рук Первосвятителя Русской Православной Церкви – особая честь

    Беседовала Алла БОРИСОВА
    Фото Евгения Крылова
    TopList