Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 05/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Восстанавливаются храмы - возрождается душа

    Православие
    в судьбах Отечества

    Восстанавливаются храмы - возрождается душа

    Север Подмосковья красив, несмотря на сокрушительный прогресс, превращающий все на своем пути в железобетонные громады и свалки. Примыкающий к Москве на севере город Долгопрудный тоже красив и имеет своеобразную и благородную историю, хотя он и молодое дитя прогресса. Городу всего сорок один год. Это наукоград, основанный в ХХ веке в разгар увлечения человечества идеей воздухоплавания. Среди деревень и яблоневых садов возник сначала центр дирижаблестроения, потом открылся филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, выросший в крупный научный центр и знаменитый физико-технический институт. Город оброс заводами сложного машиностроения с применением новых технологий и обрел свое лицо. Ученые, связанные с фундаментальной наукой и космонавтикой, высококвалифицированные рабочие, деятели науки и культуры – таково основное население города.

    Здесь царит оживление: в небе гудят самолеты – по соседству международный аэропорт Шереметьево и взлетно-посадочная трасса, по водоканалу скользят быстрые “Ракеты” и “Метеоры” и медлительные белоснежные теплоходы, пробегают с шумом мимо поезда и электрички, проносится по дорогам длинный ряд автомобилей, здесь и заводы, и терминалы, и магазины – все на современном уровне. Но все же здесь видна сегодня мерзость запустения. Кризис жизни отразился и на людях, поразив души, поселив в них растерянность и хаос.

    Однако наряду с безликим и бездуховным разрушительным началом есть нечто иное, может быть, не столь броское, но важное. Остановишься, оглядишься вокруг: что-то шепчет листва, птицы переговариваются, весной соловьи заливаются, безмятежно-радостно, чисто, дома утопают в зелени и сады в цвету, стрекот кузнечиков слышен да легкий плеск воды, отражающей безбрежное небо. На высоком же берегу, над волнами взметнулся в небо купол церкви и сияет золоченой главой. И церковь Божия, и сама живая, трепетно беззащитная природа напоминают нам, суетным людям конца ХХ столетия, о покое, о вечности, о Боге...

    По Божией воле Долгопрудный окружен теперь храмами. Еще недавно все они, кроме Владимирской церкви в Виноградове, были закрыты и осквернены. Но после того как в конце 80-х годов были возвращены православным общинам, трудом прихожан они были восстановлены после разрухи и вновь открыты. Ныне в храмах, обретших свой первозданный облик, возносится молитва к Богу... Значит, что-то изменилось в душах людей, раз увидели они вечное и сумели подняться выше сиюминутного, суетного, уродливого.

    Некогда на месте города и окрестностей располагались усадьбы, вотчины, села. О былом, давно минувшем напоминают лишь их названия да храмы.

    Старейший в городе храм Святого великомученика Георгия Победоносца, что на западной окраине, – уникальный памятник деревянного зодчества, каких на территории Московской области всего шесть – восемь. Ему более 400 лет. Небольшая эта церковь была построена вначале для крепостных крестьян села Старбеево, а позднее перенесена в село Лихачево. В 1961 году была закрыта и разорена. В 1988 году здесь впервые в городе возобновились богослужения. Сейчас приход разросся, в маленьком храме стало тесно и начато строительство нового каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

    На востоке к границам города примыкает знаменитая усадьба Виноградово с Долгими прудами, от которых Долгопрудный получил свое название, и церковь Владимирской иконы Божией Матери. Необычный по архитектуре пышный храм этот с колоннадой в стиле позднего усадебного барокко, высоко вознесшийся над окружающим, виден издалека. Его обступили одноэтажные дома с садами и перелески, красуется он на холме над озером и невольно мысленно переносит в далекое забытое прошлое, когда первым из известных его владельцев был Гаврила Григорьевич Пушкин, думный дворянин и талантливый человек. К этим временам восходят первые упоминания о храме, относящиеся к 1623 году. Ныне действующий храм был построен в 1777 году и освящен митрополитом Платоном. Здесь бывали многие именитые люди России: Иван Андреевич Крылов, Вяземские...

    Храм Владимирской иконы Божией Матери не закрывался и долгое время был единственным в городе Долгопрудном и окрестностях действующим приходом, поэтому он особенно любим горожанами, и многие жители Долгопрудного приходят сюда на службу, крестят здесь ребятишек, светят куличи на Пасху и с гордостью говорят о знаменитом храме, усадьбе и прудах.

    Пример привлекает. Сколько детей навыкает от родителей божбе, гневу, зависти, несмотря на учение!

    (Протоиерей И. Толмачев)

    В южной части города расположен храм, освященный в честь Преподобного Сергия Радонежского. В конце прошлого века здесь, на территории бывшей деревни Заболотье, располагался хутор Ивановского девичьего монастыря. Сам монастырь находился в центре Москвы, на Солянке, а на хуторе, помимо земельных угодий и ферм, были деревянный храм, келлии сестер и корпус настоятеля. Действовала здесь церковно-приходская школа для девочек. Ныне в храме Преподобного Сергия Радонежского возобновились богослужения и налаживается приходская жизнь. По соседству с храмом, рядом с большим кладбищем построена красивая часовня в честь иконы Божией Матери “Взыскание погибших”.

    На севере, в самых зеленых и живописных уголках города красуются храмы Спаса Нерукотворного в селах Котово и Павельцево. Котово – бывшая вотчина некогда богатейших людей России князей Юсуповых. Белокаменный храм был построен там в начале XVII века. Недавно восстановленный после разрухи, он сияет новой золоченой главой только что отстроенной колокольни и глядится с крутого берега в замутненную ветерком серо-голубую чистую зыбь широкого залива в Водниках. Храм имеет большой приход, в нем много молодежи, что очень важно, так как без молодого поколения и работы с детьми не создать настоящей крепкой общины с добрыми православными традициями. А битва за детские души идет сейчас самая суровая.

    Конечно, не все у нас в городе благополучно, хотя храмами он теперь не обойден. Православные традиции здесь, как и повсюду сегодня, только возрождаются. Люди в условиях экономических трудностей и духовной опустошенности оказываются слабыми, сталкиваясь с псевдонаучными, оккультными учениями, так называемыми нетрадиционными религиями, сектами и лжеучителями, и легко поддаются обману. Научный же центр особо привлекает к себе сектантов всех мастей. Вот почему важна просветительская работа как в православных приходах, так и в среде людей, еще не пришедших в храм, – в школах, вузах, библиотеках.

    Об этом шел разговор в марте 1998 года на встрече главного редактора газеты “Воскресная школа” монаха Киприана и преподавателейСпасский храм в с. Павельцеве Свято-Тихоновского Богословского института с педагогами города. Говорил монах Киприан о проблеме самой неразрешимой – о социальной педагогике и работе с трудными детьми и подростками. Непривычно было для светского учителя услышать о возможности исправления души ребенка через покаяние, о пороках и добродетелях в сердце ребенка. Однако разговор по душам состоялся и вызвал добрый отклик у учителей. Люди сейчас на чудо не рассчитывают, и все же кто-то поддержку нашел, кто-то почувствовал пастырскую руку, к нему и детям протянутую, кто-то умное слово – все важно. Узнали теперь в школах города о Православном Свято-Тихоновском Богословском институте и на “Воскресную школу” нашлись желающие подписаться. Заинтересовала возможность практики в Долгопрудном студентов педагогического факультета этого института – вопрос ждет своего практического решения. На любом уроке, будь то литература или физика, история или музыка, может найти применение православный педагог, дети тянутся к верующим людям, доверяют.

    Воссоздание традиций православной культуры в современном наукограде – важная задача, которую предстоит решать, а пока хотелось бы рассказать о первой и долгое время единственной в городе воскресной школе при Спасском храме в селе Павельцево. С нового учебного года начала работать воскресная школа и при храме Спаса Нерукотворного в Котове, там тоже ведутся занятия для детей и взрослых.

    Село Павельцево, находящееся в границах города Долгопрудного, в этом году отметило 375 лет своего существования. Столько же лет стоит здесь храм. Раньше село так и называлось – Спасо-Павельцево. Первый храм был деревянным, каменный построен в 1715 году без фундамента на валунах на средства Степана Даниловича Трахониотова, обрусевшего грека. Предки его, Трахониотисы, пришли на Русь с Софией Палеолог. Данила Трахониотов получил здесь вотчину и устроил в селе летнюю усадьбу. Прихожанами церкви были крепостные крестьяне, занятые на летних полевых работах. Последний настоятель отец Валентин был репрессирован в 1936 году и тогда же, по-видимому, был закрыт храм. Но до 1961 года он был бережно храним стараниями последнего церковного старосты дедушки Никанора, до самой смерти своей честно исполнявшего свое послушание. Когда его не стало, из храма все растащили, а здесь разместились мастерские Росреставрации, стояли тяжелые станки, было организовано литейное производство.

    В 1990 году храм передали православной общине, а в 1991 году настоятелем его стал протоиерей Алексей Кириллов. Ему пришлось восстанавливать храм буквально на пустом месте, создавать крепкую общину, привлекать преданных вере людей, не боящихся ни трудов, ни лишений. И Бог привел их. Расчищали территорию, убирали мусор, наводили порядок и служили службы. Поначалу даже отопления не было, зимой в храм нужно было идти полем, в храме холодно и согреться негде, у отца Алексея руки примерзали к чаше. Но народ шел. Несли иконы, подсвечники, церковную утварь. Что-то приспосабливали, что-то мастерили своими руками. Было тяжело. Трижды храм грабили, иконы уносили. Когда воров нашли, и состоялся суд, настоятель и приходский совет их простили. Те покаялись, поняли, что святотатство совершили, ограду церковную покрасили. Такой вот пример воспитательной работы в духе покаяния и прощения.

    Сейчас в храме уютно, он весь сияет. Есть чтимая чудотворная икона Спасителя, бережно сохраненная от поругания благочестивой верующей женщиной. Вспомогательные строения рядом с храмом, теплая трапезная – все построено за прошедшие семь лет. И сейчас идет строительство. Храм красивый, светлый, небольшой, настоящий сельский. Каменная ограда вокруг, цветы, много цветов на клумбах. А кругом поля, ветер доносит запах свежескошенной травы, река блестит на солнце – красота, благолепие. Сельский пейзаж, чистый воздух и голубое глубокое и высокое небо, куда устремился золоченый крест высокой церковной главки. Далеко виден храм, не зажатый городскими многоэтажными коробками. На просторе стоит, здесь тишина и покой, уединение. И приходят мысли благостные, простые. Небольшое кладбище перед церковью. Здесь у настоятеля отца Алексея шесть лет покоится дочь, отроковица Анастасия...

    С отцом Алексеем мы говорили о многом. Он интересный собеседник, приветливый, добрый, духовно мудрый и несуетный по характеру человек. Несмотря на то, что еще молод, батюшке около 40 лет, он прошел большую жизненную школу.

    Воспитывался отец Алексей в семье религиозной и веру православную впитал, как говорится, с молоком матери. Молитвы запомнил со слов бабушки, которая ежедневно утром и перед сном читала правило. Ходил в храм, помогал маме петь на клиросе. Чистая детская душа тянулась к Богу, к вере. Так и остались в памяти лики святых, запах ладана, свет свечей, звуки церковного пения и звон колоколов... Хранит сердце и первый крестный ход на Пасху, паломнические поездки с матерью и братом по монастырям, разговор со старцем. Семена, посеянные в детстве, дали плоды в юности, в зрелые годы помогли не согнуться в трудностях, укрепиться в вере. Отец Алексей и своих детей стремится воспитывать так же, как самого воспитывали, и работу с детьми в приходе строит на тех же основаниях.

    Важно, чтобы жизнь в храме стала неотъемлемой частью жизни детей, чтобы они полюбили свой храм, тянулись сюда сами, звали родителей и друзей. Главное – чтобы дети учились любви, молитве, вере и всегда помнили о Господе.

    “Хотя у нас не было помещения для занятий с детьми, – рассказывал отец Алексей, – но мы пошли на то, чтобы создать воскресную школу. Объявили в начале учебного года о занятиях. Пришло человек тридцать, постепенно часть отсеялась, и теперь постоянно ходят человек пятнадцать от 7 до 14 лет. Хорошо, что дети разного возраста, как в семье. Они друг другу помогают, дружат. Мы уже сделали один выпуск. Дети проучились три года. Преподается в школе Закон Божий, литургика, история Церкви, церковное пение и рукоделие. Православный врач ведет уроки духовного милосердия. Уроки ведутся не все сразу, а по 2–3, чтобы не перегружать детей. С утра они приходят в храм на воскресную службу, потом все вместе пьют чай, и начинаются занятия”.

    Отец Алексей считает, что не обязательно учить от сих до сих и давать задания с проверкой. Важно общение, доверие. Сам батюшка преподает Закон Божий и всегда отвечает на любые вопросы детей. С интересом занимаются ребята рукоделием: бисероплетением, вышивкой, вязанием. Сами раскрашивают яйца к Пасхе, изготавливают цветы. Супруга настоятеля матушка Марина сама рукодельница и детям из воскресной школы любовь к этому занятию привила. Подолгу сидят они, занимаясь любимым делом и беседуя по душам. Через доступные и интересные занятия: рисование, пение, рукоделие постепенно приобщаются дети к приходской жизни. Глядишь, уже и воскресных служб не пропускают, исповедуются, причащаются. Охотно в храме помогают, за свечами следят, убирают. Часто случается так, что и родителей своих приводят в храм, к Богу.

    “Помню, как одна женщина пришла на исповедь, – рассказывал отец Алексей. – Не могу, говорит, замучила меня совесть. Дочка моя в храм ходит, исповедуется, причащается, в воскресной школе занимается, а я все никак. Вот наконец собралась с духом. С тех пор наша прихожанка. Радует это”.

    И действительно радостно, что приходят в храм не поодиночке, а семьями, не только ученики, но и учителя. Накануне нового учебного года около ста учеников близлежащей школы были на службе и на молебне, сами пришли, по своей воле. И учителя тоже были, и директор школы. Значит, дают семена всходы.

    Отец Алексей охотно приходит в общеобразовательную школу, общается с учениками, учителями, не боится сложных и каверзных вопросов. Готов помочь в организации богословского семинара и даже центра православной культуры в городе. “Священники, как и учителя, врачи, военные, руководители, – это люди, которые не просто работают, они служат. В этом служении ответственны они перед Богом за души вверенных им людей. Об этом надо помнить всегда”, – считает отец Алексей.

    “Мы стараемся поддержать интерес детей к воскресной школе, ищем новые формы занятий, – продолжает батюшка. – Прошлое Рождество ходили по деревне, колядовали, пели, Христа славили. На вырученные деньги подсвечник в храм купили, были очень рады. И выставки устраиваем. И поездки. В этом году в мае ездили в Троице-Сергиеву Лавру, посетили соборы, музей в Духовной Академии. Участвовали во всенощном богослужении. Оплатил поездку фонд Славянской культуры и письменности. Тридцать человек ездили, были очень довольны”.

    Я стояла на литургии, пел хор, горели свечи. В храме было много детей, и маленьких, с родителями, и постарше. Одни робкие, другие посмелее, привычнее. Лица и глаза у всех просветленные, открытые, как и души. Чистотой веяло от всего в храме, и мне подумалось, что эти сегодняшние дети, когда вырастут и возмужают, не забудут свой первый храм, молитвенное пение, робкое покаяние пред лицом Господним, лики святых, бережно сохранят в памяти и то доброе, что было здесь, в воскресной школе. Кто знает, может, спасительные эти воспоминания уберегут от неверного шага. А коль не забудут они, повзрослев, дорогу в храм то и детей своих приведут сюда, чтобы не прерывалась духовная связь поколений, чтобы наши храмы были достойным домом Господа на земле. Так нужно это сейчас России!

    Светлана СЕРОБАБА,
    учитель

    TopList