Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 04/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Година тягчайших бед - година великого посещения Божия

    Первоисточник

    Година тягчайших бед - година великого посещения Божия

    "Новые большевистские начала"

    Из Материалов Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем вооруженными силами на юге России А. Деникине (1918-1919 годы)

    Дело №5 и №10

    О злодеяниях большевиков в Ставропольской епархии

    ...Захват власти большевиками в Ставрополе произошел лишь в январе 1918 года, и в первые месяцы после этого ставшие у власти представители большевизма, занятые делом укрепления своей власти, мало уделяли внимания Церкви; при том же эти первые представители большевистской власти были сравнительно умеренные люди (комиссар Пономарев), пытавшиеся удержать какой-нибудь порядок жизни. Однако, не находя поддержки в здоровых элементах общества, эти лица очень скоро перестали удовлетворять те группы, на которые они могли опереться, – деморализованную толпу черни, преступников и дезертиров, провозгласивших себя представителями народа; были свергнуты этой толпой и должны были искать спасения в бегстве; после этого, приблизительно с апреля 1918 года, во главе власти в Ставрополе появляются бывшие каторжники, матросы из карательных отрядов и т. п. лица, с переходом власти к которым проведение в жизнь “новых большевистских” начал стало принимать уродливые и приводящие в ужас формы... гонений и издевательств со стороны людей, потерявших веру в Бога и совесть.

    С весны 1918 года в городах и селениях епархии при производстве обысков, особенно тщательно таковые производятся у священнослужителей местных храмов, причем... сопровождаются... по большей части полным разграблением имущества, вплоть до снимания вещей, надетых на обыскиваемых, и всегда глумлением над священнослужителями и членами их семей и уничтожением церковных книг, печатей, штемпелей и бланков.

    “Партия не пансион для благородных девиц... Иной мерзавец, может быть, для нас именно тем и полезен, что он мерзавец”. (В.И. Ленин)

    ...Производятся обыски в самих храмах, монастырях, причем и тут одновременно проявляются и цели грабительские, и стремление возможно больше подорвать в народе чувство веры и почитания Церкви путем самого циничного осквернения храмов и священных предметов богослужения.

    ...после ухода красноармейцев возвращавшийся причт и прихожане находили разбросанными по всему храму священные облачения, иконы и церковные книги; ...масло пролито, лампады разбиты, свечи истоптаны, кресты, Евангелия изломаны, исковерканы и свалены в груду по всему храму. Иконы в нижнем ярусе иконостасов выбиты, очевидно, ногами.

    ...Во многих случаях изрезанные плащаницы, облачения и тому подобные предметы навешивались на лошадей в виде украшений...

    ...красноармейцы въезжали в церкви на лошадях, в шапках и с папиросами во рту, с руганью, врывались в храмы, взламывая замки наружных дверей и внутренних хранилищ для похищения денег и других ценностей.

    ...отмечен ряд насилий над священнослужителями, когда угрозами мучений их заставляли совершать богослужения, требы и таинства с нарушениями установленных правил...

    Наконец, представителями той же большевистской власти, провозгласившей свободу совести, совершены многочисленные, часто бесчеловечные по своей жестокости насилия над целым рядом лиц духовного звания, начиная с их ареста на дому, при проходе по улицам, при случайном проезде через селения, захваченные большевиками, и даже в церквах при совершении богослужения...

    Аресты священнослужителей православных церквей производились почти везде, где появлялись и задерживались хотя бы на несколько дней красноармейские части. За православных священников некому было заступиться, и их аресты в лучшем случае кончались заключением в тюрьму, а в худшем – смертью, причем и в том, и в другом случае священнослужители подвергались беспримерным оскорблениям и издевательству.

    ...В настоящее время... благодаря страшной терроризованности населения и опасений с его стороны нового прихода большевиков, нет возможности собрать сведения о всех случаях насилия и убийствах священнослужителей, но уже теперь в распоряжении комиссии имеется материал об убийствах в пределах этой, сравнительно небольшой территории, тридцати двух священников, четырех диаконов, трех псаломщиков и одного ктитора, и есть полное основание утверждать, что общее число погибших значительно больше.

    Все вышеописанные тяжкие гонения на Церковь и ее служителей, так противоречащие провозглашенному официально большевистской властью принципу свободы вероисповеданий и так возмущающие душу не только верующих, но вообще всех людей, уважающих чужие мнения и верования, побудили Екатеринодарскую Церковь составить обращение к христианским Церквам всего мира, указывая на огромную опасность для христианства со стороны большевизма, обольщающего темные массы обещанием земного рая, с одной стороны, а с другой, – по справедливым словам этого обращения – являющегося лютым врагом Спасителя и всего христианства.


    Расстрелянные монахи. Крестом помечен игумен

    Обращение Церкви Екатеринодарской
    к христианским Церквам всего мира

    Возлюбленные во Христе братья!

    В минуты небывалого потрясения и грозной опасности, переживаемыми чадами Российской Православной Церкви, в эпоху, когда перед христианами всего мира воздвизается общая угроза их вере и совести, Православная Церковь вынуждена безмолствовать. Первосвятитель ее, Святейший Патриарх Тихон, не пожелал покинуть свою московскую паству, разделяя ее тяжелую участь...

    Вот почему Церковь Екатеринодарская, сама недавно освободившаяся от гнета большевиков, дерзает возвысить свой слабый голос в надежде, что он будет услышан братьями-христианами всего мира.

    Братия! Страдания наши переполнили чашу испытаний. На Православную Церковь в России воздвигнуто жестокое гонение. Святыни веры безнаказанно оскверняются дерзкими кощунниками. Престолы в алтарях разрушаются, частицы Святого Тела Христова из дарохранительниц выбрасываются. Святые мощи глумливо обнажаются, и церковная утварь беспощадно расхищается.

    Много храмов – или красноармейцами разрушены, или советскими властями запечатаны, или в места увеселения, в тюрьмы и даже в места свалки нечистот обращены. Четырнадцать епископов, сотни священников, в особенности из выдававшихся твердостью защиты веры и проповедническим даром, – расстреляны, повешены, утоплены, сожжены, причем казни священнослужителей часто сопровождаются жесточайшими пытками. В Херсонской губернии священника распяли на кресте. Подобные факты бывали в каждой епархии.

    В нашей же Кубанской области мы можем засвидетельствовать следующие случаи жестокой расправы со служителями алтаря Христова: в станице Усть-Лабинской священник отец Михаил Лисицын был мучим в течение трех дней – с пятницы до воскресенья. Убили его 22 февраля 1918 года. Когда тело его было найдено, то на нем оказалось более 10 ран, голова была изрублена в куски. В станице Георго-Афонской священник отец Александр Флегинский был изрублен в куски. В станице Пластуновской священник отец Георгий Бойко был убит мучительным образом: на горле у него была ужасная рана – очевидно, горло было как-то разорвано.

    В станице Кореновской был убит священник Назаренко, а в храме были произведены всяческие глумления: алтарь был обращен в отхожее место и даже пользовались при этом священными сосудами. В Екатеринодаре было несколько случаев издевательств над иконами: в церкви Епархиального училища и в Духовном училище, где на образе святителя Николая были вырезаны глаза, а затем самый образ был брошен в навозную кучу.

    Школьная молитва запрещена. Из общественных зданий, несмотря на протесты верующего населения, святые иконы удалены насильственно, в частных же домах они обложены налогом. При гонении на христианскую веру содомски цинично попирается и нравственность. В священном для русских православных церквей Московском Кремле соврешаются оргии разврата.

    ...Церковь не может равнодушно пройти мимо того гнета и невероятных страданий, коим повсеместно подвергается жизнь, свобода и имущество ее чад и которые приводят к общему разрушению России. ...Нас пугает нравственное одичание, являющееся результатом братоубийственной резни и неслыханного насилия большевиков. Попирая все, что дорого народу в области веры и почитания, большевики стараются разжечь в нем ненависть и грабительские инстинкты. Полное разнуздание страстей и похотей является главной приманкой для темной массы народа. На этом и на терроре большевики строят свою власть.

    ...Задушено всякое свободное правдивое слово, и могут выходить в свет газеты и книги исключительно большевистско-анархистского содержания и направления. Между тем захватчики власти – русские тираны, с Ульяновым-Лениным и Бронштейном-Троцким во главе, – при густом мраке безгласности в своих лживых изданиях стараются убедить инстранцев, что их жестокие опыты над несчастной страной проделываются по воле народа.

    Антихристианский большевизм есть грозная опасность для всего христианского мира. Слишком велики его соблазны для темной массы, для всех обездоленных и недовольных, которых всегда много – при всяком строе, но которые охотно прислушиваются к обещаниям земного рая, на которые не скупятся большевики...

    Из книги: Их страданиями очистится Русь. М., 1996.

    TopList