Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 02/1999 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Плоды просвещения

    Православная педагогика

     

     

    Плоды просвещения

    Каждый педагог должен открыть для себя кладезь духовной жизни

    Если проследить историю развития образования в нашем Отечестве, то видно: чем более наше общество секуляризировалось, удалялось от христианских идеалов, тем меньше уделялось внимания воспитанию и образованию, и все больший акцент делался на получение знаний. Ныне в сфере образования и воспитания наше общество полностью утратило и забыло то, что некогда было прописными истинами.

    На воспитание и образование тратятся огромные ресурсы: время, деньги, энергия. На них отвлекается огромная армия специально подготовленных людей, строятся все новые и новые учебные здания. Причем, эти ресурсы тратятся на всех уровнях: семья, школа, город, страна. Даже беспризорники и те отвлекают на себя часть средств: милиция, спецприемники, питание и транспорт.

    А каковы цели российского образования, на что тратятся пусть недостаточные, но все же огромные средства?

    Что мы хотим видеть в качестве результата педагогической деятельности: хорошо воспитанных и образованных граждан? Если да, тогда надо определить, что это такое! Где взять образ и чем питать? Кто может поставить эти задачи, кто разработает общенациональные и региональные программы по их выполнению?

    У нашего народа есть только один институт, пользующийся наибольшим доверием, – это Русская Православная Церковь. И есть только одна тысячелетняя сокровищница педагогического опыта, которая воспитала не просто хороших, мужественных и добрых людей, но именно тех, кого сам народ назвал святыми, то есть образцами наивысшей нравственности, которую мог достигнуть человек в ту эпоху, в которой он жил. Бесспорно, что только наша Святая Церковь, в которую вошли все народы, населяющие Россию, именно она сегодня, как и тысячу лет назад, проповедует наивысший нравственный Идеал любви до самопожертвования, Который есть Христос. Вот почему Церковь может и должна стать сегодня главным воспитателем и преобразователем когда-то христианского русского народа, который еще не до конца утратил евангельские черты. Но что могут сделать на огромном пространстве СНГ 18 тысяч священников, из которых и половина не имеет высшего духовного образования? Даже если они все приедут в Москву и будут там трудиться, всех их все равно не хватит даже на этот почти десятимиллионный город.

    Конечно, священники трудятся в меру своего дарования и усердия, епископы ищут и находят новых ставленников, богатые и бедные жертвуют на восстановление храмов, юноши и девушки идут в монастыри, и многие стараются там спасать свою душу. Где и когда это было видано, чтобы в одной стране за пять лет образовалось на руинах старых обителей, а также на новых местах более 400 монастырей? Но в целом еще долог путь к тому, чтобы вышедшая из гонений Русская Православная Церковь восстановила свои 80 тысяч храмов, свою армию духовенства и монашества, свои монастыри, семинарии и приходские школы.

    Но даже при одном единственном оставшемся священнослужителе Церковь продолжает учить и являть образ Христа, совершенного Богочеловека. И мы все, кто действительно хочет участвовать в воспитании молодого поколения русских людей, должны учиться у Церкви.

    Не договоры о намерениях между двумя ведомствами спасут нас, но обращение внутреннего взора на забытое сокровище. В каждом уголке великой Русской земли есть святые подвижники, впитавшие в себя образ Христа Спасителя. О Нем свидетельствуют наши храмы и монастыри, наши музыка и литература, иконы и живопись, наша история, основные черты характера нашего народа. Каждый педагог должен вновь открыть для себя кладезь духовной жизни в писаниях и образах святых людей. Научить можно только тому, что умеешь и знаешь сам. Не изведав умом и сердцем образ православной святости, не найдешь его нигде и ни в чем.

    Приобщение через Церковь к образу Святой Руси дает возможность увидеть то, к чему мы должны вести молодежь и, уча других, учиться и самим. И вот такое осознание и изменение во взглядах и в подходах, подобная переориентация в ценностях на церковном языке и называется покаянием. Святость побеждает зло, грех уничтожает добро. Наверное, все уже осознают, что Россию спасет только чудо, а чудеса творит только Сам Бог. И если в нас самих, и прежде всего в педагогах, произойдет это чудесное обращение к Богу, к Церкви, к святости, то благодать Божия пребудет с нами. А с кем Бог, с тем и победа.

    Протоиерей Димитрий Смирнов,
    настоятель Московских храмов
    Благовещения Пресвятой Богородицы и
    Святителя Митрофания Воронежского

    TopList