Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 47/1998 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина


    К 200-летию со
    дня рождения
    А.С. Пушкина

    В Москве на Бакунинской улице есть школа № 353, носящая имя Александра Сергеевича Пушкина. Уже во дворе взгляд привлекает бюст юного лицеиста работы Екатерины Белашовой, а мемориальная доска, укрепленная на фасаде, гласит, что здесь в XVIII веке находился дом, в котором родился А.С. Пушкин. Напротив входа – огромное, во всю стену панно, расписанное палехскими мастерами. На нем изображен Александр Сергеевич в окружении сказочных персонажей.

    Уроки закончились, но в школе много ребят. В просторном, солнечном коридоре девочки-старшеклассницы разучивают народный танец. Школьники из другого района приехали за костюмами XIX века. Пока директор школы была занята, я попросила преподавателя труда показать, что ребята делают на уроках. С радостью мне показали сарафаны, фартуки, кокошники, которые девочки шьют сами.

    Каждый желающий может ознакомиться с планом работы школы. Он вывешен у кабинета директора. Запланированы в нем для ребят с 1-го по 11-й классы и экскурсии в Исторический музей, музей им. А.С. Пушкина, и концерт “живой музыки”, и олимпийские забавы, показ сказок Пушкина в детском саду и многое другое.

    Более 40 лет работает в школе ее выпускница ЯЗЫКОВА Наталия Никитична. Школьницей она сама играла в спектаклях, потом учила этому ребят, теперь она директор школы, помощница всем творческим начинаниям учеников и учителей.

    Наталия Никитична: Александр Сергеевич Пушкин считал, что построить школу – лучше любого памятника. В его дневниках за 1835 год от 28 ноября читаем: “Я выехал из Петербурга для открытия Александровской колонны... Графа Румянцева вообще не хвалят за его памятник и уверяют, что церковь была бы приличнее. Я довольно с этим согласен. Церковь, а при ней школа, полезнее колонны с орлом и с длинной надписью, которую безграмотный мужик наш долго еще не разберет”.

    Поэтому когда в 1937 г. думали, каким бы делом почтить память Пушкина, то и решили построить школу. И с тех пор в школе живут традиции нравственного воспитания, связанные с именем Пушкина. Под девизом “Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен!” мы воспитываем в детях чувство настоящей дружбы, бескорыстной, которая может быть пронесена через многие годы. Если обратиться к летописям Пушкинского календаря школы, то с ежегодного сентябрьского праздника “Болдинская осень”, – а этот период был самым плодотворным в жизни А.С. Пушкина, – и мы стремимся разбудить творческий потенциал ребят. Проводим дни памяти лицея, готовим смотр наших поэтов. На новогодний праздник устраивается большой бал. В марте готовим большой праздник “Пушкинская весна”. В этих праздниках участвуют все ребята, с 1-го по 11-й классы. Эти дни совершенно изменят облик школы, потому что к ним готовится каждый класс.

    Самые маленькие, 1-е–3-и классы, ставят сказки А.С. Пушкина. Ребята 5-х–7-х классов обращаются к “Дубровскому”, “Капитанской дочке”, “Повестям Белкина”. Старшеклассники ставят “Маленькие трагедии”, “Бахчисарайский фонтан”, “Полтаву”, “Графа Нулина”, “Русалку”, “Домик в Коломне” и др. В такие дни школа напоминает солнечный муравейник, где много музыки, света, творчества. Школьная сцена дает детям возможность попробовать свои силы, учит видеть необычное в обычном, воспитывает любовь к слову. Но самое удивительное в школьном театре то, что в этом действии принимают участие все: и учителя, и ученики. С музыкальным руководителем ребята записывают музыку к спектаклю. Разучивают песни. С учителем ритмики – ставят танцы. С учителем труда шьют театральные костюмы и делают декорации, а с режиссерами – классными руководителями пишут сценарии и осуществляют постановку. Всегда помогают родители. И шить костюмы, и разучивать тексты. И мы этому очень рады, потому что дети и взрослые больше общаются. А этого сейчас так не хватает.

    Помогают нам Наталья Алексеевна Кулишкина с мужем, они артисты театра “Сопричастность”. Помогает нам наш бывший выпускник, а теперь родитель – артист театра на Таганке Дмитрий Межевич. Он хорошо играет на гитаре и аккомпанирует. У нас есть костюмерная мастерская, где ребята изучают историю костюма, подбирают материал. Так проходит большая работа по изучению произведения, будь то сказка, драма или поэма.

    В день памяти Пушкина мы у его портрета зажигаем свечу, затем проводим литературно-музыкальный вечер в гостиной. Ребята 11-х классов просят дать им больше возможности участвовать в спектаклях. Часто девизом наших праздников становятся слова Пушкина: “И чувства добрые я лирой пробуждал”.

    Но существуют и отрицательные моменты, мешающие нравственному воспитанию: показ развратных фильмов, насаждение с экрана пошлости, жестокости и насилия. Разрушающее действие на психику ребенка оказывает реклама. Ребята могут произносить тексты этих роликов наизусть, они записаны у них уже в подсознании, а это разрушает процесс запоминания умного и важного материала. Чрезвычайная занятость родителей в наше время. Сразу стало заметно, что детям мало уделяют внимания, мало с ними читают, и это очень обедняет духовно.

    В 1964 г. была открыта первая экспозиция школьного Пушкинского музея. Он стал собирателем школьных сокровищ: творческих работ, театральных афиш, альбомов о празднике, летописей путешествий по пушкинским местам нашей страны. В нем хранятся медали, значки, экслибрисы, прижизненные издания поэта.

    Любовь к творчеству Александра Сергеевича Пушкина стала сокровищницей, куда каждое поколение вносит свой маленький, но ценный вклад. Сокровищницей, которая одухотворяет родителей, детей и объединяет коллектив школы. Школа – это всегда особый мир. Мир, в котором дети не только учатся, но и живут. И взрослые, которые в ней работают, это прекрасно понимают. Об этом свидетельствуют два диплома, которыми награждена школа. Общность и многообразие переплетающихся интересов педагогов и детей, взаимное духовное обогащение и постоянное накопление культурного богатства – вот атмосфера этой школы, что так необычно в наше время. Да, я верю:

    Пока в России Пушкин длится
    Метелям не задуть свечу.

    Материал подготовила
    Татьяна ГОРЧАКОВА

    TopList